Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическое воспитание обучающихся на уровне начального общего образования во внеурочной деятельности «Игра как средство экологического воспитания»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научить ребят распознавать деревья и кустарники можно в игре «Юные дендрологи». Задача играющих — определить как можно больше растений за наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки с номерами (из фанеры или картона), их заранее развешивают на деревьях и кустарниках, которые потребуется определить. Участники игры разбиваются на команды, получают маршрутные листы с указанием исходного… Читать ещё >

Экологическое воспитание обучающихся на уровне начального общего образования во внеурочной деятельности «Игра как средство экологического воспитания» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Игровая деятельность обучающихся на уровне начального общего образования включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор обучающихся на уровне начальной школы, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

В то же время хотелось бы предостеречь воспитателей и вожатых от чрезмерного увлечения массовыми играми в ущерб другим формам работы. Важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечалился в памяти всех его участников. «Охрана природы — долг каждого» — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки надо стимулировать творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Желательно избрать совет, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения праздника, разрабатывает задания и поручения отрядам, звеньям, бригадам. Каждый коллектив готовит свой добрый сюрприз. А старшие друзья, не подавляя ребячью инициативу, незаметно «по секрету» помогают воспитанникам.

Ключ к успеху праздников — в преодолении формализма и штампа в их проведении. Рекомендуем смелее импровизировать, вводить в программы тематических дней и праздников театрализованные кукольные представления, шествия шутливо-карнавального типа, устраивать выставки, аукционы, ярмарки, поддерживать импровизированное самодеятельное творчество зрителей. В эти дни можно провести тематические линейки («Береги природу, человек)», «Бойтесь, люди, остаться одни!») или митинги («Осторожно — природа!», «Планета у нас одна»), спецвыпуски радио и стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, миниатюр о полюбившемся уголке природы, трудовые десанты в зоне действия и другие общественно полезные дела.

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы может включать несколько этапов:

  • 1. Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).
  • 2. Конкурс рисунков «Природоохранительные знаки» (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе).
  • 3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.).
  • 4. Конкурс устных рассказов на тему «Красная книга природы» (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: «Самый красивый уголок нашего края», «Удивительное растение (животное)», «Очевидное — невероятное» и т. п.
  • 5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),
  • 6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).
  • 7. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в целом.

Всегда с большим успехом проходит конкурс научно-фантастических проектов по охране окружающей среды. Обучающимся можно предложить такие темы проектов: «Земля заповедная», «Как сложатся взаимоотношения человека и природы в будущем», «Планета Земля в 3000 г.», «Животный мир других планет». Очень важно, чтобы защита проектов проходила в доброжелательной обстановке с соблюдением регламента: защита проекта — до 7 мин, выступление «оппонента» — 5 мин, высказывания других участников — 2 мин. Такой регламент необходим, чтобы обсуждения не затянулось. После выступлений — ответы авторов проектов на вопросы слушателей, членов жюри, «оппонентов».

С обучающимися на уровне начального общего образования желательно практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в кружковые занятия. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования являются игры-экскурсии.

Научить ребят распознавать деревья и кустарники можно в игре «Юные дендрологи». Задача играющих — определить как можно больше растений за наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки с номерами (из фанеры или картона), их заранее развешивают на деревьях и кустарниках, которые потребуется определить. Участники игры разбиваются на команды, получают маршрутные листы с указанием исходного и конечного пунктов, направлением движения, а также номеров деревьев и кустарников. Против этих номеров на листах надо оставить свободное место для записи названий растений (для обучающихся на уровне начальной школы можно написать список видов, включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер, под которым они числятся).

По мере выполнения задания команды сдают маршрутные листы членам жюри. Жюри отмечает время, проверяет соответствие названий растений их номерам и подсчитывает очки. В это время руководитель рассказывает ребятам о биологических особенностях деревьев и кустарников, показывает наиболее трудные для определения растения, включенные в игру. Выигрывает команда, затратившая наименьшее время на определение всех предложенных видов растений.

Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме, например лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес.

Всегда с большим интересом проходят сюжетно-ролевые игры.

При ролевой игре «Фестиваль рисованных фильмов о природе» все участники разбиваются на группы — киностудии по созданию рисованных фильмов на различные темы, например: «Ода природе», «Земля — наш дом», «Как прекрасен этот мир!», «Пусть цветут травы» и т. д. В ходе подготовки фильмов ребята знакомятся с соответствующей литературой. Съемочная группа рисует фильм на карточках или бумажной ленте, разделенной, как на киноленте, на кадры. При создании фильма можно использовать краски, аппликации, любительские фотографии. Авторы фильмов могут озвучить роли, используя музыку, звуки природы.

Среди активных форм массовой художественно-пропагандистской работы по охране природы следует выделить устный журнал. Надо помнить, что в содержании журнала следует органично сочетать общую и частную информацию, использовать краеведческий материал, данные о том, как обучающиеся на уровне начальной школы лагеря участвуют в охране природы. Не стоит превращать устный журнал в набор коротких лекций, докладов или монтаж из стихотворений и песен. Хорошо, если каждая страничка представлена отдельным жанром, художественно иллюстрирована. Набор изобразительных средств желательно разнообразить: запись музыкальных произведений, номера художественной самодеятельности, инсценировки, кинофрагменты, диапозитивы, фотографии и т. п.

Руководит подготовкой и проведением устного журнала редколлегия, которая помогает творческим группам в подготовке отдельных страниц, придумывает «обложку», общее оформление журнала, выполняет функцию ведущих. Устный журнал может состоять из нескольких страничек, объединенных различными жанрами. Главное, чтобы их содержание было эмоциональным, затрагивающим зрителей (в какой-то момент все ребята подхватывают песню или отвечают на призыв).

Вот краткое содержание одного из выпусков устного журнала, который проходит под девизом «Руку дружбы, природа» в Новотепловской школе. Его эмблема — птица на ладони в лучах солнца. Журнал открывается первой страничкой: «Человек и природа: трагедия или гармония?». В своем рассказе вы ступающие проводят мысль о том, что потребительский подход к природным богатствам может привести человечество к катастрофе. Страничку «Капля пресной воды» ребята представляют сначала в жанре балета-пантомимы «Приключения капли», затем рассказывают о значении пресной воды в природе, о том, как продлить жизнь дождевой капли, о ходе операции «Капля» в отряде, лагере. Следующая страница «Лес и его охрана» проходит в форме заседания КОАПП (Комитет охраны авторских прав природы). После музыкального антракта зрители смотрят инсценировку «Как вести себя в лесу» (страница «Правила поведения в природе»). Одна из страниц журнала имеет девиз «Охрана природы — дело народа, мое, твое, наше!». Это рассказ об участии школьников в охране окружающей среды.

Представим анализ по внеурочной деятельности «Игра как средство экологического воспитания», игра прошла на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Игра дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка. В игре все обучающиеся охотно принимали участие, что облегчило участнику образовательных отношений вести процесс внеурочной деятельности. Игра позволила получить новые знания и закрепить полученный материал. Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся. Были использованы словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой