Профессиональное воспитание студентов в среднем профессиональном учебном заведении системы потребительской кооперации
Диссертация
В соответствии с целями и гипотезой решались следующие задачи: определить сущность, содержание, структуру понятия «профессиональное воспитание» — разработать модель целостной системы учебно-воспитательного процесса, направленной на профессиональное воспитание в техникумах потребительской кооперацииразработать и внедрить педагогические технологии реализации модели управления процессом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Профессиональное воспитание студентов в системе среднего профессионального образования как педагогическая проблема
- 1. Состояние разработанности проблемы профессионального воспитания в философской, психологопедагогической литературе
- 2. Основные направления развития системы среднего профессионального образования, способствующие эффективности профессионального воспитания
- 3. Сущность, содержание, структура профессионального воспитания в системе среднего профессионального образования
- Глава II. Организационно-педагогические условия эффективности профессионГССл’ьУого воспитания студентов в ССУЗ
- 1. Разработка и внедрение содержания целостной системы учебно-воспитательного процесса, направленного на профессиональное воспитание в кооперативном техникуме
- 2. Внедрение технологии управления процессом организации профессионального воспитания на основе модернизации существующей модели управления ССУЗом
- 3. Обновление содержания психологической и социально-педагогической переподготовки преподавателей кооперативного техникума, адекватной профессиональному обучению и воспитанию
- 4. Результаты опытно-экспериментальной работы по профессиональному воспитанию студентов кооперативного техникума
Список литературы
- Баруллин B.C. Социальная жизнь общества: вопросы методологии.-М., 1987.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.-М.: SvR. -аргус, 1994.
- Всеобщая декларация прав человека// Диалог, 1990.№ 8.
- Давидович В.Е. Социальная справедливость: Идеал и принципы деятельности.-М., 1989.
- Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека.-М., 1990.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.-Москва, тула. Изд-во АССОПиР. 1993.
- Теория и методика социальной работы.-М: Наука, 1994.
- Тема 2. Взаимосвязь социальной политики государства и социальной работы
- Личностные проблемы как разновидность социальных проблем, их персонифицированный характер. Социальная защищенность личности.
- Значение социальной работы в осуществлении социальной защиты населения.
- Всеобщая декларация прав человека // Диалог, 1990. № 8.
- Козлов Е.А. Социальная политика: конституционно-правовые основы.-М.: Политиздат, 1990.
- Парфенов В.А. Люди и цены в зеркале справедливости.-М., 1990.
- Основные положения концепции социальной защиты населения при переходе к регулируемой рыночной экономике// Известия, 9 августа• 1990.
- Теория и практика социальной работы: течественный и зарубежный опыт.-Москва, Тула. 1983
- Тема 3. Человек как предмет целостного познания и субъектсоциальной работы
- Понятие личности и индивидуальности. Духовный мир человека и его поведение. Совесть, радость, горе, счастье, свобода и воля в жизни человека. Проблема эвтаназии. Социальные проблемы личности в современном обществе.
- Субъект-объектная целостность человека и ее учет в социальной работе.1. Вопросы для обсуждения:
- Человек в научной картине мира и в христианских традициях.
- Духовный мир человека и его поведение.
- Человек как объект социальной работы.
- О человеческом и человеке// Под общей ред. И. Т. Фролова.-М.: Политиздат, 1991.
- Грехем JI.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ.-М.: Политиздат, 1991.
- Каган М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политиздат, 1991.
- Холлигер В. Человек в научной картине мира.-М.: Прогресс, 1971.
- Методологические проблемы социальной психологии.-М.: Наука, 1975.
- Дополнительные источники рекомендуются преподавателем в период• подготовки к занятию.
- Тема 4. Государственно-правовые основы социальной защитынаселения
- План практического занятия по теме «Государственно-правовые основы социальной защиты населения».1. Вопросы для обсуждения:
- Значение Конституции (Основного Закона) государства в жизнедеятельности граждан и общества.
- Равенство прав и обязанностей граждан, их правоспособность и дееспособность.• 3. Основные права, свободы и обязанности гражданина и их гарантии.
- Дюрягин И.Я. Гражданин и закон.-М.: Юр.лит. 1991.
- Всеобщая декларация прав человека// Диалог, 1990 № 18.• 3. Конституция (основной Закон) Российской Федерации.-МЛ 992.
- Права человека: проблемы и перспективы.-М., 1990.
- Сахаров А. Д. Мир, прогресс, права человека.-М., 1990. Дополнительные источники рекомендуются преподавателем в периодподготовки к занятию.
- Методы работы на этапе целеполагания и при решении конкретных социальных проблем. Исследовательские методы социальной работы. Организационные методы. Социально-экономические методы. Психолого-педагогические методы.
- План практического занятия по теме «Принципы и методы социальной работы».1. Вопросы для обсуждения:• 1. Сущность и характеристика принципов социальной работы.
- Понятие и классификация методов социальной работы.
- Давидович В.Е. Социальная справедливость: Идеал и принципы• деятельности.-М., 1989.
- Методологические проблемы социальной психологии.-Москва.: Наука, 1975.
- Секреты умного руководителя.- М.: Экономика, 1991.
- Слепенков И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. -М.: Высшая школа, 1990.
- Дополнительные источники рекомендуются преподавателем в период подготовки к занятию.
- Тема 6. Молодежь как объект социальной работы
- Социально-демографический портрет молодежи. Характерные• особенности и общие черты современной молодежи как социальной группы.
- Тревожные тенденции современной ситуации в молодежной среде. Проблемы социально-психологического здоровья молодежи, изменения в образе жизни.
- Роль комитета по делам молодежи при Правительстве России и Татарстана. Проблемы его поля деятельности. Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
- Основные социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рынку.
- Сущность государственной молодежной политики.
- Основные принципы молодежной политики.
- Место и роль социальной работы в решении социальных проблем молодежи.
- Баруллин B.C. Социальная жизнь общества: вопросы методологии.-М. 1987.
- Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз, технологии.-М.: Изд-во РГСИ, 1992.
- Молодежный ренессанс и проблемы социализации молодежи.• М.: Молодая гвардия, 1990.
- Проблемы социального контроля и потребления алкоголя в молодежной среде.-М.: Полтиздат, 1989.
- Тема 7. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность. Сущность, предмет, задачи, функции
- Понятие «социальная педагогика». Исторический и социально-политический контекст. Социальная педагогика как область науки и сфера практической деятельности. Социальная педагогика как учебная дисциплина.
- Социальная педагогика как перспективное направление педагогической науки. Педагогика среды, педагогика отношений в социуме.
- Предмет, основные направления, задачи, функции социальной педагогики. Факторы социальной среды (средовые факторы). Социальное воспитание. Социальное обучение. Социальная работа. Принципы социальной педагогики.
- Социальная среда как педагогический фактор. Социально-педагогические особенности городской и сельской среды.
- Социальная среда как педагогический фактор. Социально-педагогическая характеристика социальной среды, ее специфика, особенности влияния на процесс социализации личности, развитие ребенка.
- Воспитательные функции городского и сельского микросоциума. Типы микросоциумов. Их отличительные особенности. Анализ факторов социальной среды, снижающих социальное благополучие личности.1. Вопросы для обсуждения:
- Понятие «социальная педагогика» как область науки, учебной дисциплины и сфера практической деятельности.
- Основные разделы социальной педагогики.
- Социальная среда как фактор формирования и развития личности.
- Актуальные проблемы социального воспитания: Спец. выпуск к международному семинару.Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, В. Е. Львов.-М.: Запорожье. 1990.• 2. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности.-М.: МГУ. 1968.
- Бочарова В.Г. социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дисс.канд. пед. наук.-М., 1991.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика.-М., 1994.
- Семенов В.Д. взаимодействие школы и социальной среды.-М.: Педагогика, 1986.
- Социальное воспитание учащихся: основные теоретическиеположения// Колл. Авторов. Рук.Б. П. Битипас, В. Г, бочарова,-М., 1990.
- Социальная педагогика: теория, методика и опыт исследования.-Свердловск, 1989.
- Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения.// Отв. ред. В. Г. Бочарова.-М., 1990.
- Тема 8. Социально-психологическая адаптация личности
- Сущность социальной и психологической адаптации, характеристика адаптивных механизмов. Задача адаптационного процесса, три его основных фазы: деятельность, общение, самосознание.
- Виды и структура адаптации. Виды: биологический, физеологический, психологический и социальный.
- Структурные уровни: общества (макросреда) — социальные группы (микросреда), самого индивидуума (внутриличностиная адаптация).
- Формы и методы социальной работы по регулированию адаптивных 9 процессов.1. Вопросы для обсуждения:
- Сущность адаптивного процесса.
- Основные признаки адаптивного механизма.
- Виды и структура социальной и профессиональной адаптации личности.
- Березин Ф.Б. психическая и психофизеологическая адаптация человека.-Л., 1988.
- Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры.-М.: Политиздат, 1990.
- Философские проблемы теории адаптации.-М.: Наука, 1976.
- Социальная адаптация учащихся.-Л., 1996.
- Тема 9. Методика социальной фасилитации в конфликтныхситуациях
- План практического занятия по теме «Социальная фасилитация в конфликтных ситуациях».1. Вопросы для обсуждения:
- Понятие социальной фасилитации и факторы, обуславливающие ее действенность.
- Социально-психологический механизм фасилитации и роль социального педагога в проблемной ситуации.
- Добрович А.А. Общение: наука и искусство.-М., 1990.
- Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций.-М., 1990.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты.-М., 1980.
- Трусов В.П. Психология межличностного влияния о оценивании.-М., 1989. ft Тема 10. Технология профилактики девиантного поведения
- Некоторые тенденции к отклонению от общепринятых правил * поведения. Краткий обзор критериев и понятий, характеризующийотклоняющееся поведение человека.
- Социальная норма как основной исходный критерий для определения сущности девиантного поведения.
- Основные подходы к выбору конкретных направлений работы: информационный и содержательно-профилактический подходы.1. Вопросы для обсуждения:
- Девиантное поведение человека, его сущность и формы проявления.
- Социальные нормы, их виды и значение.
- Механизмы девиантного поведения человека и способы их классификации.
- Профилактика девиантного поведения, сущность и значение.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1−2.-М., 1982.
- Методики социально-психологической диагностики личности и группы.-М., 1990.
- Михайловская И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ситуации: профилактика антиобщественного поведения.-М.: Московский рабочий., 1990.
- Проблемы борьбы с девиантным поведением.-М.: 1989.
- Пути совершенствования мер по предупреждению преступности.-М., 1998.
- Социальная профилактика правонарушения: советы, рекомендации.-М., 1990.
- Тема 11. Формы и методы социально-педагогической работы сучащимися
- Специфика работы с учащимися как объектами и субъектами социальной работы в учебном заведении.
- Место социальной работы в учебном заведении в решении проблем молодежи. Комитет социальных проблем в учебном заведении.
- Основные методы социальной работы с учащимися в учебном заведении. Понятие социальной терапии. Психодрама. Игровая терапия. Интегративный метод.
- Супервизия. Интерпретация полученной социальной информации. Обоснование соотношений средств, методов социальной работы и социальных технологий. Интеграция социальной работы с учащимися в общие направления социальной работы.1. Вопросы для обсуждения:
- Методика выбора адекватных средств социальной работы сучащимися.
- Общая характеристика психотерапии в работе сучащимися.
- Выбор способов воздействия в социальной работе с учащимися.
- Актуальные проблемы социального воспитания. Москва: Запорожье: УНИЦ АПЦ СССР, 1990.- 160с.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика Гармонического развития.-М., 1989.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений.-М.: Наука, 1993.- 240 с.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышление социолога.
- Вестник социальной работы.-М.: Союз, № 1, 1994, с. 86.
- Иовчук Н.М. Программа помощи детям и подросткам с дезадаптацией.-М., 1992.- 7 с.
- Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон.- № 1. Молодая гвардия, 1994.
- Лисовский В.Т. Социальные проблемы молодежи // Средне специальное образование, 1991, № 4.- с. 15−18.
- Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения.- М., 1994
- Тема 12. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы сучащимися
- Теории социальной работы и социальной защиты молодежи в нашей стране и за рубежом.
- Социальная помощь молодежи и ее особенности в отдельных странах. Концепции и мировой опыт деятельности социальных служб для молодежи.
- Концепция «работы и надзора» в области социальной службы для молодежи, ее последующие трансформации.
- Участие общественных организаций, религиозных объединений и частных лиц в оказании социальной помощи молодежи.
- Социокультурные факторы развития социальной работы за рубежом.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток (пер. с англ.-М., Просвещение, 1991).
- Блага Карел, Шибек Михаэл. Я твой ученик, ты — мой учитель (пер. с чешск.-М., Просвещение, 1991).
- Битинстон Р., Крайтс Л. и др. Мир начинается с меня: учебная программа для формирования насильственных ценностей у учеников.-М.: Ассоциация социальных педагогов и работников., 1993.- 140.
- Волков П.Н. Педагогика жизни.- Чебоксары: Чувашское кн. Изд-во, 1989. 335 с.
- Государственная и молодежная политика за рубежом. Соц. Труд. 1991, № 10.
- Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность.-М., 1989.
- Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ./ Под. ред. Б. Ю. Шапиро.-М.: «Аспект ПРЕСС», 1995.- 237 с.
- Ермоленко Г. В. Педагогика социальной работы с детьми: Организационно-методическме материалы.- М., 1992.- 33 с.
- Ю.Перре-Клермон, Анн-Нелли. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.-М.: Педагогика, 1981.
- П.Снайдер Д. Курс выживания для подростков.-М: Педагогика, 193.120 с.
- Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос // Спиртуальные культурно-исторические и социальные основы педагогики ваольдорфскоц школы: Пер. с нем./ Ред. JI.H. Базелюк,-Калуга: Духовное познание, 1992.-108 с.
- Тема 13. Организация социально-педагогической службы, создание целостной модели ее деятельности
- Общее положение, цели и задачи, принципы, функции деятельности социальной службы.
- Вопросы финансирования и материального обеспечения социальной службы для молодежи.
- Региональной характер решений, поэтапность в построении социальной службы молодежи.
- Рекомендации ООН и ее специализированных учреждений (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЭКОСОС и др.) в области содержания и организации социальной службы для молодежи.
- Трактовка социальной службы в системе государственной молодежной политики, в социальной политике государства и других субъектов политических отношений.
- Взаимодействие государственных и общественных начал в формировании социальных проектов относительно оказания молодежи социальных услуг и помощи.
- Основные положения и идеи концепции формирования и развития государственно-общественной системы социальной службы для молодежи.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений.-М.: Наука, 1993.-240 с.
- Воскобойников С.А. Нет чужих для детей: Раздумья о проблемахсовременного сиротства: кн. для учителя.-М., 1989.
- Галеев Р., Рябой И. Социальная педагогика: Альметьевскийвариант//Народное образование.- 1990.-№ З.-С. 31−38.
- Григорьев С.И. Социальная работа: шведский вариант в первомприближении.-М.: Экономика, 1991 .-160 с.
- Мухаметзянова Г. В. Целевая комплексная программа социальной работы с учащимися профессиональной школы.- Казань, 1993.-156с. Мудрик А. В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих.-М.: Просвещение, 1990.
- Социальная служба молодежи/ Комитет по делам молодежи ВС РСФСР.-М., 1991, с. 40.
- А. Шаронов. Какая социальная служба нужна молодежи? Соц. труд № 9.- 1991.