Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника. Он становится действительным субъектом своего развития, а не средством с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные, жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и практические предпосылки развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе
    • 1. 1. Теоретические основы построения системы воспитательной работы в общеобразовательной школе
    • 1. 2. Современное состояние воспитательной работы в общеобразовательных школах Республики Алтай
    • 1. 3. Модель системы воспитательной работы в общеобразовательной школе (на примере Республиканского классического лицея)
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели системы воспитательной работы в условиях региона
    • 2. 1. Организация и методика исследования эффективности модели системы воспитательной работы в Республиканском классическом лицее
    • 2. 2. Технология воспитательной работы в Республиканском классическом лицее
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогические условия развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последнее десятилетие в России характеризуется прежде всего как период активных социальных преобразований, которые находили и находят свое отражение и в тенденциях развития общего среднего образования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе от воспитательного компонента работы в школе и признании приоритетности собственно обучения.

Однако, «разочарование в политических и социальных реформах, долженствующих создать благоденствие человека, заставляет вспомнить и о воспитании, как средстве подготовки лучшего будущего», писал еще в 1910 году русский философ Г. Шпет (Цит. по ст.: 135).

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делает очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Все это указывает на необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках общеобразовательных учреждений, являющихся центральным звеном всей системы образования. Что подтверждается разработанной Министерством образования России «Программой развития воспитания в системе образования на 1999;2001 гг.» Этот документ ориентирован на обновление содержания и структуры системы школьного воспитания, обеспечение многомерности и интегрированности учебно-воспитательного процесса. Программа определила цели, задачи и основные направления совершенствования организации воспитания в системе образования, перспективы развития воспитательной практики в школах российских регионов.

Содержательно программа опирается на уже накопленный опыт. Концепции, программы и рекомендации по вопросам системы школьного воспитания разрабатывались ранее на уровне регионов РФ, в рамках формирования национальных доктрин и региональной политики. Сегодня такой опыт есть и обобщен в республиках Башкортостан, Дагестан, Карелия, Саха, Мордовия, Воронежской, Пермской, Псковской, Ростовской, Новгородской областях, городах Москва, Санкт-Петербург и других регионах России.

Это еще раз подчеркивает необходимость обращения к проблемам системного подхода в воспитании школьников. Не исключение в этом плане и Республика Алтай, где уже накоплен и частично обобщен опыт богатой школьной воспитательной практики.

В современной литературе проблема системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения нашла выражение в многочисленных исследованиях по педагогике (Ю.К. Бабамский, В П Беспалько, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин и др.) Особенно активно используется системный подход в исследованиях дидактического характера (Ю.К. Бабанский, В В. Краевский, Ю. К. Конаржевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер и др.) Теоретические основы использования системного подхода в изучении и моделировании некоторых объектов в сфере воспитания разработаны М. Н. Аплетаевым. В. А. Караковским, А. Т. Куракиным, Л И. Новиковой, A.M. Сидоркиным, Л А. Цыгановой, Л. Д. Ясниковой и др. Сформированы общие представления о воспитательной системе школы, ее структуре, основных характеристиках (Л И. Новикова) — сделана попытка выявить закономерности ее развития (A.M. Сидоркин) — воспитательная система охарактеризована как объект педагогического управления (В.А. Караковский, В. А. Гольдберг и др.) — исследуется роль и место класса в воспитательной системе школы (Т В. Разумовская, Н. Л. Селиванова, Е.Н. Степанов).

Непосредственно проблемы становления и развития системы воспитательной работы в школе рассматриваются в работах В. А. Караковского, М. М. Поташника, Ю. П. Сокольникова, Н. К. Тихомировой и др

Разработаны методологические и теоретические основы оптимизации системы воспитательной работы (М.М. Поташник) — рассмотрены этапы становления, развития и обновления системы, показатели ее эффективности (В.А. Ка-раковский) — представлена модель оптимального функционирования системы воспитания на уровне региона, микрорайона, школы, первичного коллектива (Ю.П. Сокольников), изучены отдельные аспекты построения системы воспитательной работы в инновационной школе (Н К Тихомирова, В. А. Гольдберг, И В Андрюшин и др.) Намечены подходы к выбору условий осуществления принципа регионализации в разработке региональных воспитательных программ (В I I Аверкип, Ю. В. Васильев, Т.Н. Демина) — проведены исследования региональных систем воспитания (И.А. Бочкарева, B.C. Кошкина, П. П. Проданов, Н И. Роговцева и др.).

Осознанию сущности личностно-ориентированной системы воспитательной работы в школе способствовали исследования психологов и педагогов, разрабатывающих проблемы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Э. Берн, Р. Берне, Л. С. Выготский, А Н. Леонтьев, Л. С. Гройсман, С.Л. Рубинштейн).

Для данного исследования имели значение работы, посвященные концептуальным подходам к пониманию сущности воспитания: деятельностный (Л.Ю. Гордин, В. М. Коротов, Б.Т. Лихачев), личностный (Ю.П. Азаров, А. В. Мудрик и др.), отношенческий (А.П. Сидельковский, Н Е. Щуркова, В. А. Яковлев и др.), системный (В.А. Караковский, Л И. Новикова, Ю. П. Сокольников и др.) — культурологический подход (Б.Т. Лихачев, Н. Е. Щуркова и др.).

Особое внимание было уделено критериям и показателям эффективности развития системы воспитательной работы в школе. Определяющими в этом вопросе стали работы Л. В. Байбородовой, Б. П. Битинаса, Е. Н. Степанова, М. И. Шиловой, Н Е. Щурковой.

Вместе с тем, общий анализ литературы по вопросам организационно-педагогических условий развития системы воспитательной работы в школе показал, на наш взгляд, недостаточную теоретическую их разработанность. Анализ педагогической литературы показал, что основные понятия системного подхода к организации воспитательной работы в школе не получили однозначного толкования. Недостаточно глубоко и полно раскрыты теоретические основы конструирования системы воспитательной работы в школе с ориентацией на становление субъектных свойств и качеств личности ребенка. Открытыми остаются вопросы связанные с развитием региональных систем воспитательной работы, где отсутствует системный анализ сложившейся воспитательной практики, пе нашли научно-теоретического обоснования организационно-педагогические условия развития системы воспитательной работы в школе с учетом специфики региона.

Все вышесказанное обусловило проблему исследования, которая состоит в разрешении противоречия между необходимостью развития системы воспитательной работы школы ориентированной на становление субъектных свойств и качеств личности ребенка и недостаточной разработанностью ее теоретических и практических подходов. Взаимосвязь социальных и педагогических аспектов обозначенной проблемы, необходимость разработки теоретико-методических основ ее решения определили выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе» .

Объект исследования: воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Гипотеза основана на том, что развитие системы воспитательной работы общеобразовательной школы будет более эффективным, если:

• обеспечивается реализация ценностного подхода к личности ребенка;

• учитываются историко-географические, культурно-национальные и психолого-педагогические факторы, воздействующие на развитие личности школьника;

• реализуется совокупность целевого, содержательного, организационно-управленческого и результативного компонентов системы воспитательной работы;

• на основе комплекса целевых, воспитательно-развивающих программ создается оптимальное воспитательное пространство для саморазвития учащихся, основой которого является многообразная творческая деятельность;

• осуществляется специальная подготовка педагогических кадров к реализации основных этапов моделирования, становления и развития системы.

Исходя из проблемы, предмета и цели поставлены следующие задачи:

1. Уточнить сущность понятий «воспитательная система» и «система воспитательной работы» с позиций новой парадигмы воспитания.

2. Дать характеристику состояния современной организации и содержания системы воспитательной работы в педагогической теории и школьной практике.

3. Разработать модель системы воспитательной работы общеобразовательной школы и проверить ее эффективность опытно-экспериментальным путем, сформулировать некоторые практические рекомендации по ее использованию в школьной практике.

Общую методологию проведения исследования составили положение материалистической диалектики о деятельностной природе личности и ее социальной сущности и теория познания как объективное отражение окружающего мира в сознании человека.

Конкретная методология опирается на труды ученых (К.А. Абульхано-ва-Славская, В Г. Афанасьев, Л .С. Выготский, А. В. Даринский, А. И. Леонтьев, В Н. Садовский, Ю. П. Сокольников, В. К. Шаповалов и др.).

В процессе разработки модели системы воспитательной работы общеобразовательной школы мы базировались на закономерностях и принципах организации воспитательного процесса в школе (Л.В. Байбородова, В.А. Ка-раковский, Л И. Новикова, М. М. Поташник, A.M. Сидоркин и др.).

В ходе работы использован комплекс теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы: анализ и обобщение литературных источников и опыта практической деятельности общеобразовательных школ по разработке воспитательных концепций и программ, обновлению воспитательной работы, моделирование организации системы воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Эмпирические методы: методы опроса (беседы, анкетирование), метод экспертной оценки и самооценки, метод сферограммы и недописанного тезисапедагогическое наблюдение и обобщение опыта педагогической деятельностипедагогический эксперимент, включенный в воспитательный процессметоды математической обработки полученных данных.

Диссертационное исследование включало три этапа.

На первом этапе (1996;1997 гг.) — анализировалось состояние проблемы в философской и психолого-педагогической литературеизучался передовой педагогический опыт республиканских школ, опыт других регионов по развитию системы воспитания школьниковбыл осуществлен анализ воспитательной работы в школах Республики Алтайсформировалось представление об объекте и предмете исследования, разрабатывалась теоретическая модель системы воспитательной работы в Республиканском классическом лицее.

На втором этапе, экспериментальном (1997;2001 гг.) — осуществлялась экспериментальная проверка модели и организационно-педагогических условий развития системы воспитательной работы лицея с учетом историко-географических и культурно-национальных особенностей региона Эксперимент проводился при непосредственном влиянии автора на развитие системы воспитательной работы лицея, работающей в качестве заместителя директора Республиканского классического лицея по научно-методической работе.

На третьем этапе, заключительном (2000;2001 гг.) — завершился формирующий эксперимент, осуществлялись систематизация, анализ и обобщение полученных данных, разработка и внедрение научно-практических рекомендаций, определение дальнейших направлений исследования проблемы, литературное оформление диссертации.

Источники, организация и база исследования.

В ходе исследования нами проанализированы документы Министерства образования России, Министерства образования Республики Алтай, труды зарубежных и отечественных ученых по теории воспитания.

Кроме этого, обобщен передовой опыт организации системы воспитательной работы в школах Республики Алтай. Основной опытно-экспериментальной базой явились: Республиканский классический лицей (PKJ1), национальная республиканская гимназия, лицей № 6, школа № 8, гимназия № 3 г. Горно-Алтайскаряд школ районов Республики Алтай (Майминская средняя школа № 2, Шебалинская, Усть-Канская, Онгудайская общеобразовательные школы и др.). Исследовательская работа осуществлялась в три этапа с 1996 по 2001 годы. В ходе опытно-экспериментальной работы приняли участие 1430 учащихся, 350 педагогов, 300 родителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены опорой на исходные методологические позиции, применением комплекса теоретических и практических методов, экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций. Полученные данные исследования, их качественная и количественная обработка служат доказательством объективности и достоверности проведенной работы.

Личное участие соискателя состоит в обосновании основных идей и положений модели системы воспитательной работы и непосредственном осуществлении опытно-экспериментальной работы в качестве заместителя директора Республиканского классического лицея г. ГорноАлтайска и старшего преподавателя кафедры педагогики Горно-Алтайского государстве н н о г о у н и в е р с и тега.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— обоснованы сущностные характеристики понятий: «система воспитательной работы», «воспитательная система» и впервые дан научный анализ состояния воспитательной практики в школах Республики Алтай;

— выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия повышения эффективности развития системы воспитательной работы школы с учетом специфики региона;

— сконструирована модель системы воспитательной работы общеобразовательной школы, обеспечивающая развитие субъектных свойств и качеств личности школьника;

— определены и экспериментально проверены критерии эффективного развития системы воспитательной работы школы с позиций гуманистической парадигмы воспитания;

— показана эффективность внедрения в воспитательный процесс общеобразовательных школ разработанных научно-методических материалов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке содержания организационно-методического обеспечения: комплекса целевых воспитательно-развивающих программперспективного плана управления воспитательным процессом в школепрограммы системного анализа воспитательной работы школыпрограммы повышения квалификации педагогов, классных руководителей на уровне общеобразовательного учрежденияметодики по отслеживанию результатов развития системы воспитательной работы школы. Подготовлена и апробирована рабочая программа спецкурса «Основы профессионального мастерства классного руководителя» для студентов высших педагогических учебных заведений. На материалах исследования могут быть подготовлены учебные и методические пособия, рекомендации по подготовке педагогических кадров к воспитательной работе в школе, выполняться рефераты, курсовые и дипломные работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система воспитательной работы школы на современном этапе представляет собой сложную, полиструктурную самоорганизующуюся систему, призванную интегрировать все виды совместной, творческой деятельности педагогов и воспитанников в целостный воспитательный процесс, ориентированный на становление субъектных свойств и качеств личности ребенка, на развитие гуманистических отношений в школьном сообществе, исходя из социокультурных проблем региона.

2. Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие системы воспитательной работы школы: ценностный подход к личности ребенка: учет историко-географических, культурно-национальных и психолого-педагогических факторов воздействующих на развитие личности школьника в современных условияхсовокупность целевого, содержательного, организационно-управленческого и результативного компонентов: инновационный характер системы воспитательной работы на основе целевых, комплексных, воспитательно-развивающих программ, специальную подготовку педагогических кадров к реализации основных этапов моделирования, становления и развития системы. 3. Модель эффективного развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе, включающая такие компоненты: цель — принципы — направления — функции — критерии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования представлялись на международной научно-практической конференции «Ценностные приоритеты общего и профессионального образования» (Москва, 2000 г.), на Всероссийских научно-практических конференциях «Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности» (Барнаул, 1996 г.), «Психолого-педагогическая подготовка специалиста: опыт, проблемы, решения» (Горно-Алтайск, 1999 г.), «Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи» (Барнаул, 2000 г.), VII Всероссийском научно-практической семинаре «Разработка психолого-антрополого-педагогических технологий в системе непрерывного образования» (Томск, 1999 г.), на региональных научно-практических конференциях «Школа и педагогическая мысль Сибири: история и современность» (Новосибирск, 2000 г.), «Образование в Сибири: актуальные проблемы истории и современность» (Томск, 2001 г.).

Материалы и результаты исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методологических семинарах Горно-Алтайского государственного университетана ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов Г-АГУ (1996;2001 гг.). Основные идеи и научные результаты отражены в 15 публикациях по теме исследования.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

1. Экспериментальная деятельность по проверке эффективности представленной модели системы воспитательной работы в PKJ1 включила в себя три логически взаимосвязанных между собой этапа, на каждом из которых решались определенные задачи, нацеленные на формирование целостной системы воспитательной работы.

На первом этапе определились функции и задачи руководителей и организаторов подразделений и служб лицея.

На втором этапе обозначились содержание и направления деятельности служб в рамках создаваемой системы.

На третьем — выстроилась система научно-методического обеспечения и единая система управления. Укрепились связи как между компонентами внутри системы, так и с широкой социокультурной средой. Произошла интеграция воспитательного процесса в результате успешной деятельности клубов, воспитательных центров, студий и других структур совместной деятельности детей и взрослых.

2. Нацеленность на развитие, а не на функционирование системы воспитательной работы определила характер научно-методической деятельности коллектива преподавателей лицея. Основными направлениями деятельности были:

• освоение новых личностно-ориентированных технологий воспитания, тренингов личностного роста, стимулирование творческой мотивации, смысложизненных дискуссий,.

• знакомство с современными научными подходами к организации воспитательного процесса в школе;

• формирование банка необходимых методик психолого-педагогической диагностики для отслеживания результатов воспитательного процесса в лицее;

• создание творческой атмосферы в педагогическом коллективе, обеспечение психологической и методической готовности педагога к работе в инновационном режиме.

Научно-методическая работа велась на основе разработанной программы «Основы профессионального мастерства классного руководителя». Программа включала такие блоки, как «Система работы классного руководителя» — «Основы технологии воспитательной работы» — «Мастерство педагогического взаимодействия» — «Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства» .

3. Система управления воспитательным процессом в РКЛ представляла собой горизонтальную структуру управления в отличии от традиционной, вертикальной, что позволило повысить уровень самоорганизации системы воспитательной работы в лицее.

4. Особенности становления системы воспитательной работы в лицее определили технологию организации воспитательной работы. Ее содержание выстраивалось на основе комплекса целевых, воспитательно-развивающих программ, включающих такие направления деятельности: здоровье, творчество и индивидуальность, культура, общение. Было предусмотрено кадровое, методическое и материальное обеспечение реализации данных программ, а их конкретизация определялась профессиональными и творческими ресурсами педагогов, интересами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

5. В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась эффективность организационно-педагогических условий развития системы воспитательной работы общеобразовательной школы в Республике Алтай: реализация ценностного подхода к личности ребенкаучет историко-географических, культурно-национальных и психолого-педагогических факторов, воздействующих на развитие личности школьника в современных условиях, совокупность целевого, содержательного, организационно-управленческого и результативного компонентов системыреализация комплекса целевых, воспитательно-развивающих программ на основе многообразной, творческой деятельностиосуществление специальной подготовки педагогических кадров к работе в инновационном режиме.

6. Алгоритм выявления эффективности процесса воспитания школьников в РКЛ представлен нами следующим образом: определение цели и задач изученияподбор критериев и показателей для определения результативности системы воспитательной работывыбор методик изученияподготовка диагностического инструментарияпроведение диагностических срезовобработка и интерпретация результатов исследованияанализ, оценка и обсуждение полученных результатов.

Основной целью проведения диагностики воспитательного процесса в РКЛ было выявление способности системы воспитательной работы и ее структурных подразделений содействовать развитию личности ребенка.

7. Основными критериями результативности системы воспитательной работы были выделены: самоактуализированность личности учащегося и педагогаудовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в лицеесформированное&tradeобщешкольного коллектива.

8. Анализ результатов формирующего эксперимента показал положительную динамику развития коллектива учащихся, уровня их творческой активности, воспитанности и кросскультурной грамотностивыявил ряд устойчивых изменений характера ценностных ориентации лицеистов: актуализировались ценности, связанные с физическим и духовным состоянием личности, возросло внимание детей к ценностям, отражающим глобальные проблемы всего человечества (сохранение мира на Земле, сохранение природной среды обитания, дружба народов и т. д.).

В ходе эксперимента отмечено повышение уровня профессионального мастерства классных руководителей, руководителей клубов, кружков и воспитательных центров. Особенно значительным было приращение по показателям владения техникой саморегуляции и умениям осуществлять творческую и исследовательскую деятельность.

Таким образом, опытно-экспериментальным путем проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития системы воспитательной работы общеобразовательной школы в условиях Республики Алтай.

Заключение

.

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности школьника. Он становится действительным субъектом своего развития, а не средством с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные, жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии. Новая школа видит в ученике человека самобытного, имеющего свой сложный мир отношений, интересов, стремление к полноценной жизни уже в школьном возрасте. Педагог не передает готовые образцы нравственной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с детьми. Только в творческом сотрудничестве со взрослым ребенок обеспечен необходимым педагогическим руководством, не отторгает, а принимает его как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем.

Однако, как показывает школьная практика, воспитательные средства, которые используют педагоги, зачастую бессистемны, не взаимосвязаны между собой, что не позволяет максимально реализовать педагогические возможности в развитии индивидуальных качеств личности воспитанника.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований проблемы становления и развития системы воспитательной работы общеобразовательной школы позволил выявить нам неоднозначность толкований системного подхода к организации воспитательной практики. Это связано, в первую очередь, с такими понятиями, как «система», «воспитательная система», «система воспитательной работы». В современной философской и психолого-педагогической литературе условно можно выделить несколько подходов к понятию «система». В одном случае, на основании теории множеств систему определяют как множество элементов с отношениями между ними (А.И. Берг, В Н. Садовский, Н.В. Кузьмина), в другом, акцент сделан на том, что существенным признаком всякой системы считается ее целостность (В.Г. Афанасьев, Ю. А. Конаржевский и др.).

В контексте нашего исследования под понятием «система» понимается целостная система, которая создает новое, интегративное качество (или совокупность качеств), не присущее образующим ее компонентам, спроецированную для достижения определенной цели и взаимодействующую со средой.

В исследовании, на основе анализа существенных сторон целостной системы уточнены ее наиболее общие характеристики: наличие совокупности взаимодействующих элементовопределенного уровня целостностииерархичностисубординационных связейцелеустремленности в поведениивзаимодействия с внешней средой. Выявлены отличительные признаки школы как социально-педагогической системы. Сравнительный анализ современных концептуальных подходов к воспитанию школьников (Б.П. Битинас, Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, Л И. Новикова, Г. Н. Прозументова, Н. М. Таланчук, Н Е. Щур-кова и др.) показал, что их объединяет ориентация на развитие личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности. В каждом из подходов присутствуют идеи гуманизации, осуществления воспитания в контексте культуры, поддержки и развития индивидуальности личности, альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

Воспитание мы рассматриваем как личностное взаимодействие между педагогом и ребенком, психологической основной которого выступают отношения между ними. Категория «взаимодействие» является базовой при описании всех подходов, выражающих психолого-педагогическую сущность воспитания. Это понятие, акцентируя субъектность участников воспитания и подчеркивания его процессуальность, позволило нам представить воспитание как независимо связанную систему деятельностей: деятельность воспитателя и жизнедеятельность воспитанника, имеющую в основе динамично изменяющуюся систему отношений, избирательно устанавливаемую участниками воспитательного процесса. В таком понимании содержанием воспитания становится не «передача» норм социального поведения, а создание условий для принятия каждым ребенком общечеловеческих ценностей как основы более общих и универсальных образцов жизни и деятельности.

В русле данного подхода к воспитанию, воспитательная система школы рассматривается в работе как целостный организм, соединяющий в единый процесс две ее основные подсистемы — обучающую и воспитывающую, функционирующий при условии взаимосвязи его основных компонентов (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими инте-гративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Система воспитательной работы школы представлена нами как подсистема воспитательной системы школы, как сложная, полиструктурная социо-педагогическая система, основными элементами которой являются воспитанник, педагог и социокультурная среда. Система призвана интегрировать все виды совместной, творческой деятельности педагогов и воспитанников в целостный воспитательный процесс, обеспечивающий в конкретных, социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания по освоению социокультурных ценностей общества, развитию гуманистических отношений и нравственных качеств личности учащихся.

На основе анализа научно-педагогической литературы показано, что система воспитательной работы в силу своей полиструктурности, может быть спроектирована, построена и описана в зависимости от аспекта рассмотрения, в виде различных реально существующих структур. В контексте нашего исследования в деятельностном аспекте выделены целевой, содержательный, организационно-управленческий и результативный компоненты системы воспитательной работы, положенные в основу проведения системного анализа сложившейся воспитательной практики в школах Республики Алтай.

На основе анализа социально-экономических, историко-географи-ческих факторов, оказывающих влияние на становление и развитие личности школьников региона, представлена авторская модель системы воспитательной работы, включая такие компоненты: цель — эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностейпринципы — самоактуализации, индивидуализации, субъектности, выбора, творчества и. успеха, доверия и поддержкинаправления — здоровье, творчество и индивидуальность, культура, общениефункции — диагностико-прогностическую, развивающую, интегрирующую, регулирующую, защитную, компенсирующую, корректирующуюкритерии — самоактуализированность личности учащегося и педагога, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в лицее, сформированность общешкольного коллектива.

Отличием модели является то, что в ней разработаны не только теоретические положения, но и методические материалы по их реализации (комплекс воспитательно-развивающих программ «Здоровый образ жизни», «Творчество и индивидуальность», «Единство народов мира», «Новое поколение Сибири» — программа деятельности психолого-валеологической службыперспективный план управления воспитательным процессомпрограмма повышения профессионального мастерства классных руководителейкомплекс методик по отслеживанию результатов развития системы воспитательной работы школы).

Исследование посвященное выявлению организационно-педагогических условий развития системы воспитательной работы в общеобразовательной школе в целом подтвердило выдвинутую гипотезу, основанную на том, что эффективность системы воспитательной работы общеобразовательной школы повысится, если будут:

• обеспечиваться реализация ценностного подхода к личности ребенка на основе комплекса целевых, воспитательно-развивающих программ;

• учитываться историко-географические, культурно-национальные и психолого-педагогические факторы воздействующие на развитие личности школьника в современных условиях;

• реализовываться совокупность целевого, содержательного, организационно-управленческого и результативного компонентов;

• осуществляться специальная подготовка педагогических кадров к реализации основных этапов моделирования, становления и развития системы.

Ведущими критериями эффективности развития системы воспитательной работы школы являются самоактуализация личности учащегося и педагогаудовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в лицеесформированность общешкольного коллектива.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная в течение 1996;2001 годов в рамках реализации модели системы воспитательной работы в Республиканском классическом лицее, позволила выявить ряд устойчивых тенденций, проявившихся в воспитательном процессе: изменение характера ценностных ориентаций и состояния кросскультурной осведомленности учащихся, изменение отношения детей к культуре народов региона, изменение состояния уровней воспитанности, творческой активности учащихся, готовности педагогических кадров к осуществлению процесса воспитания в школе.

Созданная модель системы воспитательной работы общеобразовательной школы явилась источником разработки авторских программ по различным направлениям воспитания учителями-практиками, оказала заметное влияние на эффективность воспитания, построенного с учетом социально-экономических, историко-географических и национально-культурных особенностей региона.

Результаты настоящей работы подтверждают правомерность гипотезы исследования и обоснованность выдвинутых на защиту положений. Данное исследование автор не считает исчерпывающим, так как существует проблема преемственности воспитательной работы в системе ДОУ — школа — ВУЗ.

Представленная модель системы воспитательной работы в школе может стать объектом дальнейшего осмысления и совершенствования, основой для разработки целевых, содержательных, методических аспектов развития системы воспитательной работы в школе. т.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Система: философия, категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
  2. Алтай. Всемирное наследие. / под. ред. A.M. Маринина. Горно-Алтайск: изд-во Г-АТУ, 1999. — 66 с.
  3. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1995. — 496 с.
  5. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Лениздат, 1968. — 339 с.
  7. Андрюшин И В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореферат дис.. канд.пед.наук: 13.00.01 -Кострома, 2001. 19 с.
  8. Н.П. Формирование психологического климата детского коллектива. / Психологический климат в коллективе. М.: Мысль, 1989. -С. 70−86.
  9. Анохин П К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Мысль, 1980.-С. 25.
  10. А.Г. Психология личности. М.: изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  11. В.Г. О системном подходе к воспитанию // Сов. педагогика. -1991.-№ 2.-С. 77−81.
  12. В.Г. Системность и общество. М.: Мысль, 1980. — 386 с.
  13. Ю.К., Победоносов Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Просвещение, 1980.
  14. Ю.К. Оптимизация воспитательного процесса: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1980. — С. 24−28.
  15. Л.Н., Макошев А. П. Экономическая и социальная география Республики Алтай. / Учебное пособие для учителя. Горно-Алтайск, 1994. — 200 с. t
  16. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963.-С. 241.
  17. А.П. Регионализация принцип современного реформирования образования // Наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 118−121.
  18. А.П. Основные тенденции развития содержания общего образования в Сибири в период двадцатых годов (1920−1931 гг.) Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1995.-365 с.
  19. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  20. Бердяев Н А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. — 395 с.
  21. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Мысль, 1989. -667 с.
  22. . Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Мысль, 1986. — 422 с.
  23. Беспапько В.П.' О возможности системного подхода в педагогике. // Сов. пед -1990.-№ 7. С. 59−60.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.- 304 с.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  26. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы. // Психологическая наука и образование. -1996 № 4. — С.66−73.
  27. .П. Структура процесса воспитания: Методологический аспект.- Каунас, 1984. 190 с.
  28. .П., Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания. М.: Мысль, 1989. — С 158.
  29. И.В., Юдин В. Г. Становление и сущность системного подхода. -М: Мысль, 1973.
  30. Блохина J1.A. Методика воспитательной работы в современной школе. -М.-Брянск: Курсив, 1997. 156 с.
  31. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал. 1995. — № 5. — С. 49−58.
  32. Бодал ев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970. 135 с.
  33. А.А., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях.// Сов. педагогика. 1991 .-№ 5. — С. 11−19.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 347 с.
  35. Болдырев Н И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
  36. Болдырев Н И. О системе воспитательной работы в школе. // Народное образованиеН957.2 (приложение).
  37. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995, — № 4. — С. 29−36
  38. Л.Г. О педагогических системах Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 100 с.
  39. В.А. Основное содержание воспитательной работы в школе. // Русская старина. М., 1993. — С.7−13.
  40. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л. И. Новикова. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  41. Воспитание в национальной школе: Сб. науч. тр. М., 1984. — 164 с.
  42. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  43. Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиски: Сб. материалов в помощь организаторам воспитания учащихся в образовательных учреждениях г. Москвы. М., 1994. — 118 с.
  44. Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИТ и ИП, 1992. — 134 с.
  45. Воспитательная система сельской школы: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков: изд-во ПОИУУ, 1997. — 148 с.
  46. Воспитательная система учебного заведения как объект педагогического управления: Тез.докл. Всесоюзн. конф. В 2 ч. — Рига: ЛГУ им. П. Стуч-ки, 1989. — 4.1. 192 е.-4.2. 154 с.
  47. Воспитательная система учебного заведения: Материалы Всесоюзн. науч.-метод.конф. (г. Николаев). М.: Союз пед. обществ, 1992. — 160 с.
  48. Воспитательная система школы. / Под ред. Аплетаева М. Н. Омск, 1991.
  49. Воспитательная система школы: аспект моделирования.: Учебно-методическое пособие / Сост. Степанов Е. Н. и др. Псков, 1994. — 93 с.
  50. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  51. Воспитательная система школы: Сб. ст. / Отв. ред. Л. И. Новикова. М.: Пед. общество РСФСР, 1991. — 132 с.
  52. Воспитательные системы школ: История и современность: Тез. докл. семинара-совещания 27 февр. 1 марта 1990. (г. Владимир) / Отв. ред. Г. Д. Аверьянова, Л. И. Новикова, Ф. А. Фрадкин. — Владимир: Обл. ИУУ, 1990. — 185 с.
  53. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с.
  54. .З. и Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методика деятельности) М.: Просвещение, 1978. — 192 с.
  55. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. — 78 с.
  56. JI.С. О психологических системах // С.С. T. l М.: Педагогика, 1997. С. 109−131.
  57. А.В. Управление школой как воспитательной системой. Владимир, 1993.-85 с.
  58. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. Новое педагогич ческое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. Л1. С. 224−233.
  59. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. М.: Педагогика, 1992. — 115 с.
  60. .С. О взаимоотношениях категорий «ценность», «системность», «комплексность» / Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации. М.: НИИ ОП АПК СССР, 1985.-С. 14−24.ш
  61. Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей. // Вопросы психологии. 1989. -№ 2. -С. 59.
  62. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). / Под общей ред. И. Л. Селивановой. М.: Пед. общество России, 1998. — 336 с.
  63. Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания. -М.: Мысль, 1989. -68 с.
  64. Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. -М.: Педагогика, 1994. 136 с.
  65. Л.Д. и др. Организация воспитательной работы в школе. М.: Педагогика, 1996 — 80 с.
  66. А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика, 1996. -№ 1. С. 18−22.
  67. А. Руководство к образованию немецких учителей. // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136−203.
  68. В.А. Проблемы философии образования: Сб. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе педагогического образования. Томск: ТГПУ, 1996.
  69. Э.Д. Образовательная реформа и национальная школа: Сб. Национальная школа: состояние, проблемы, перспективы. М.: ИНПО, 1995.-200 с.
  70. .П. Система воспитательной работы в школе. // Сов. педагогика. 1955. -№ 6. -С. 20−38.
  71. И.А. Педагогическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе. // Проблемы психологии образования. -М&bdquo- 1992. С. 18−37.
  72. Л.М. Психология воспитания. М.: Мысль, 1991. — 93 с." 74. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  73. B.C. Формирование личности школьника: (целостный процесс). М.: Педагогика., 1984. 144 с.
  74. И.М., Бабочкин П И. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений Российской молодежи (Проект, расширенный вариант для обсуждения).- М., 1995. 37 с.
  75. Кадакин В В. Региональная образовательная политика: к новому качеству обучения и воспитания. Саранск, 1997. — 58 с.
  76. Щ 78. Караковский В. А, Новикова Л И, Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  77. В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления. Автореферат дис. д-ра пед. наук (в форме обобщ. докл.): 13.00.01.-М., 1989.-37 с.
  78. В.А. Любимые мои ученики. -М.: Знание, 1987. -80 с.
  79. В.А. О системе воспитательной работы в школе. / О системах и системном подходе в воспитании: Сб. науч. тр. В 2-х ч. Ч. I. — М., 1976. -С. 110−117.
  80. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. — 80 с.
  81. В.А. Школьное воспитание как управляемая система. // Мир образования. 1997. — № 1, — С. 79−81.
  82. В.А. Система воспитательной работы с коллективом средней общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1977.- 205 с.
  83. Н. Особенности работы педагогов с одаренными детьми. / Одаренные дети / Под ред. В. М. Слуцкого. М., 1991. С. 85−99.
  84. В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии. -М.: Прогресс-Академия, 1995. -416 с.
  85. Клишина, А С. Анализ динамических структур / Психологическое значение системно-структурного анализа.: Сб. статей под ред. О. С. Зелькиной.- Саратов: СГУ, 1968. 72 с.
  86. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999.- 154 с.
  87. Коган Е Я. Свобода выбора (Опыт формирования регионального компонента образования в Самарской области). // Мир образования. 1996,-№ 1. — С. 42−43.
  88. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  89. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. JL: ЛГУ, 1991. -384 с.
  90. Я.А. Материнская школа. // Пер. с нем. М. Н. Воскресенской. СПб.: Изд. ред. журн. «Образование», 1892. — С. 11.
  91. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Мысль, 1982. — 207 с.
  92. Ю.А. Анализ итогов учебного года. / Уч. пособие. Челябинск: ЧГГТИ, 1985. — 95 с.
  93. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. 4.1. — М.: Мысль, 1997. — 80 с.
  94. Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков, 1996. — С. 440 .
  95. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учебн. пособие. Челябинск, 1986. — 133 с.
  96. Концептуальная программа экологически устойчивого развития Республики Алтай / Под ред. Н. П. Малкова, В. П. Седельникова. Горно-Алтайск, 1998. — 75 с.
  97. Концепция воспитания учащейся молодежи республики Башкортостан: Проект. / Сост. Ф Ш. Абсаликова, Ф. А. Гайсин и др. — Уфа, 1994 т 122 с.
  98. Концепция национальных школ республики Алтай./ Сост. А. В. Петров, В. К. Кыпчаков и др. — Горно-Алтайск, 1993. — 80 с.
  99. Ф.Ф. Системный подход и возможности его приложения в педагогике: Проблемы теории воспитания. / Ред. Л. П. Буева, Л.И. и др. -М.: Педагогика, 1974. С. 209−222.
  100. А.И. Педагогическая диагностика в школе. Минск, 1987. — 222 с.
  101. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М., 1976. — 303 с.
  102. Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970. -144 с.
  103. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки: Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. — С. 89.
  104. Н.В. Системный подход в жизненных исследованиях: Методология педагогических исследований / Ред. А. И. Пискунов, Г. В. Воробьев. М.: НИИОП АПН СССР, 1980. — С. 82−117.
  105. С.В. Теоретические основы содержания самоорганизуемой воспитательной деятельности: Автореферат.. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.-С. 21.
  106. С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие. Москва Ростов на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2000. -192 с.
  107. Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 1991. — 18 с.
  108. А.Т. О системном подходе в теории воспитания: Проблемы теории воспитания / Ред. А. П. Буева, Я. И. Новикова, Г. Н. Филонов. М.: Педагогика, 1974. — С. 223−240.
  109. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: Проблемы управления. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  110. B.C. Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Педагогика, 1993. — 48 с.
  111. А.О. О воспитательной системе школы: Системный подход в воспитании. / Ред. Л. И. Новиковой, А. Т. Куракин. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973. — С. 36−42.
  112. В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1997. — 96 с.
  113. Е.Н. Воспитательная система школы как фактор социального становления старшеклассников. Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. Ярославль, 1998. — 165 с.
  114. А.К. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975.-304 с.
  115. А.К. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1972. -573 с.
  116. В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
  117. В.М. Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  118. .Т. Цели воспитания личности. // Сов. пед. 1991.- № 4. — С. 65−68.
  119. Личность в воспитательной системе школы: Науч. метод, сб. / Под ред. А. В. Гаврилина, Л И. Новиковой. Владимир: Обл. ИУУ, 1993. — 153 с.
  120. Макаренко, А С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. М.: Просвещение, 1971. — С. 341 — 428.
  121. Макаренко, А С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  122. Макаров, А Н. К вопросу об определении понятия «система» // Проблемы методологии и логики науки. Уч. записки. Вып. 6, № 85 — Томск. ТГУ, 1971.-С.71−75.
  123. Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 160 с.
  124. Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя -воспитателя. М.: Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 300 с.
  125. Т.Н. Смена парадигмы воспитания как социально-педагогическая проблема. // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и нар. обр. М., 1990. — Вып. 8, — С. 1−31.
  126. А.Х. Мотивация и личность. М., — 1954. — 159 с.
  127. В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Автореферат дис.. докт. пед. наук. Барнаул, 1999. — 38 с.
  128. Моделирование воспитательных систем: теория практика: Сб. науч. ст. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: РОУ, 1995. — 144 с.
  129. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. -47 с.
  130. А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под. ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
  131. Е.А., Иванов Д. А. и др. Концепция воспитательной работы в системе образования (проект). // Классный руководитель. 2000. -№ 7.- С. 4.
  132. Национальная школа: Состояние, проблемы, перспективы (Доклады и сообщения научно-практической конференции).- М., 1995. 200 с.
  133. Некоторые информационно-аналитические материалы деятельности Республиканского классического лицея. Методическое пособие. / Под ред. Н. П. Оглезневой и О. А. Гончаровой. Горно-Алтайск, 1998. 87 с.
  134. Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. -2000.-№ 6.-С. 28−35.
  135. Л.И. Воспитательная система как феномен педагогической действительности: Теоретико-методологическая проблема науки в условиях становления и развития целостной системы непрерывного образования. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1988. — С. 79−82.
  136. Л.И. Воспитательная система: Исходные позиции. // Сов. педагогика. 1991. -Хо 1. — С. 61−64.
  137. Jl.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988.-80 с.
  138. Л.И. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1. М. Знание, 1993. — 143 с.
  139. Л.И. Теория и практика воспитательных систем Кн. 2. М.: Знание, 1993.-206 с.
  140. С.И. Словарь русского языка. М.: Знание, 1986. — 798 с.
  141. Опыт разработки концепций воспитания. / Сост. Першуткин Б. В., Зем-бицкий Д.М. Ростов-на-Дону, 1993. — 4.1. -112 е.- 4.2. — 110 с.
  142. Основные направления воспитательной работы в системе образования Алтайского края (Концептуальный подход). Барнаул: Комитет по образованию Администрации Алтайского края, 1999. — 33 с.
  143. Организация досуговой деятельности школьников за рубежом: Учебное пособие для студентов пед. вузов. СПб., Рос. ГПУ им. Герцена, 1994. — 121с.
  144. А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М.: Знание, 1992. -80 с.
  145. Педагогическая экспертиза школы. / Авторы: В. А. Бухвалов, Я.Г. Пли-нер. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  146. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. И. Каирова, Ф. Н. Петрова. -Т. 1. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. — 832 с.
  147. Песталоцци И Г. Лебединая песня. Избранные педагогические произведения, в 3-х т. М.: изд-во АПИ РСФСР, 1965. т. 111. — С. 339−366.
  148. Н.И. Вопросы жизни. Избр. пед. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-С. 115.
  149. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с.
  150. Планирование работы средней школы. / Авторы-составители Л И. Вагина, М. Н. Дюжих и др. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
  151. С.Д. О новом воспитании: Очерки коммунарской методики. -М.: Знание, 1990.-80 с.
  152. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа. 1996. 160 с.
  153. К.А. О разработке национально-региональной программы развития образования (на материалах Удмуртской республики). / История образования и просвещения в России 19−20-хх веков: Тезисы докладов и сообщений. М., 1994. — С. 123−125.
  154. Я.Н. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  155. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования // Методология педагогики. Вып. 5, ч. II. М.,. — 1998. — С. 4−12.
  156. М.М. Система воспитательной работы образовательной школы (Аспект оптимизации).: Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1987. — 345 с.
  157. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  158. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. / Под. ред. И. С. Марьенко. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  159. Проблемы системности в истории отечественной науки и философии. / Под. ред. Л. О. Венцковского .- М.: ИННОН РАО, 1997. 66 с.
  160. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 годы. М&bdquo- 1999.-21 с.
  161. Программа развития воспитания в системе образования Республики Алтай на 2002−2005 годы Горно-Алтайск, 2001. — 17 с.
  162. Г. Н. Теоретические основы определения цели воспитания в педагогике: Автореферат дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1992. — 21 с.
  163. Г. Н. Теоретическое обоснование цели и сущности системы коммунистического воспитания. / Педагогический аспект деятельно-стного подхода к проблеме. Томск.: Изд-во ТГУ, 1986. — 213 с.
  164. Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы. Томск. Изд-во ТГУ, 1994. — 41 с.
  165. Г. Н. Школа совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития. Томск, 1997. — Кн. 1. — 79 с.
  166. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Знание, 1982.
  167. Психологическая теория коллектива. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Мысль, 1979.-215 с.
  168. З.И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) / Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований советской школы. Йошкар-Ола, 1972. — С. 9−76.
  169. Разумовская Т В. Взаимодействие первичных коллективов в воспитательной системе школы: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Ярославль, 1994. 17 с.
  170. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. / Сост. В Н. Иванов, Г. П. Лесников. М.: Луч, 1993. — 179 с.
  171. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. Н. М. Исениной. М., 1994. — 480 с.
  172. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Уч. пособие для студ. выш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  173. Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы (для директоров школ, заместителей директоров по УВП и начальной школе) / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 160 с.
  174. .Ж. Эмиль, или о воспитании. М., 1896. — 324 с.
  175. В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление. // Системные исследования. Ежегодник. 1980 — М., 1980. — С. 52−68.
  176. A.M. Системный подход в исследованиях учебно-воспитательного процесса средней школы (на примере системы в работе классного руководителя) Автореферат дис. канд. пед. наук. 13.00.01,-Казань, 1985.-24 с.
  177. JI.Д. Психология юношеского возраста. М.: Мысль, 1897. — 159 с.
  178. H.JI. Школьный класс. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  179. Семья и формирование личности. / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. — 248 с.
  180. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Мысль, 1997. -241 с.
  181. Семья и формирование личности. / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Знание, 1981.-248 с.
  182. В.П., Грициева С. В. Основы управления педагогическими системами: Программно-методическое пособие. М.: Мысль, 1999. — 93 с.
  183. В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997. — 336 с.
  184. A.M. Методологическая функция категории «воспитательная система школы». / Основные направления повышения эффективности пед. науки: Сб. научн. тр. М.: НИИОП АПН СССР, 1990. — С. 66−70.
  185. A.M. Методология системного подхода в педагогике. // Обзоры по информ. обеспечению пед. программ и основным направлениям развития пед. науки и практики. М., 1989. — Вып. 3. — С. 1−56.
  186. A.M. О специфике педагогических систем. / Теоретико-методологические вопросы педагогики. М.: Пед. общество. РСФСР. 1988. — С. 65−70.
  187. A.M. Парад предрассудков. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  188. A.M. Пособие для начинающих робеспьеров. М.: Знание, 1990.-80 с.
  189. Сидоркин A.M.К вопросу о развитии понятия воспитательная система школы. // Классный руководитель. 1997. — № 2. — С .29.
  190. A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс: Автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 М., 1991. 17 с.
  191. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие. М.: Знание, 1995. — 192 с.
  192. Системное исследование процесса воспитания: подход, предмет, методы / Под ред. А. Т. Куракина, Л И. Новиковой. М., 1993. — 88 с.
  193. Системный подход в воспитании. / Под ред. Л И. Новиковой, А. Т. Куракина. НИИ АПН СССР. М&bdquo- 1979. — 78 с.
  194. Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М.: Мысль, 1976. — 62 с.
  195. В.А. и др. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. учебн. заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  196. В.А. Педагогическая профессия и ее роль в обществе // Сов. педагогика. 1990. — № 9. — С. 3−9.
  197. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993.
  198. В.А., Матросов В. П. Новой школе нового учителя. // Педагогическое образование. — 1990. — № 1. — С. 11.
  199. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 82−88.
  200. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. Изд. 6-е, переработанное и доп. М.: Советская Энциклопедия, 1964. — 784 с.
  201. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. По-лат. М., 2000. г 168 с.
  202. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся.: Научно методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. -Псков: Изд-во ОИПКРО, 1998. 125 с.
  203. В.П. Организация воспитательной работы в классе. / М. Центр «Педагогический поиск», 2000. 160 с.
  204. Ю.П. Системный подход в исследованиях воспитания. -М.: Прометей, 1993. 200 с.
  205. Ю.П. О системном понимании воспитания. // Сов. пед. -1990.-№ 7. С. 54−58.
  206. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  207. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1950. — 90 с.
  208. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / Авт. сост. Л. А. Байкова и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. 160 с.
  209. В.А. Рождение гражданина. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1979. — 335 с.
  210. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань: РАО, 1991. С. 10.
  211. Таланчук Н. М: Современная система планирования воспитательного процесса. Казань: РАО, 1994. — 36 с.
  212. Н.С. Программа воспитания подрастающего поколения Нижегородской области. // Проблемы школьного воспитания. 1995. -№ 1.- С. 8−15.
  213. Теоретические основы концепции становления и развития воспитательной деятельности Усть-Илимского социально-педагогического оздоровительного центра детей и подростков. М.: Институт Молодежи, 1990. — 187 с.
  214. Теория и методика воспитательной работы / Под ред. Л. Ю. Гордина. -М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  215. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  216. Н.К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы / Под ред. Г. К. Селевко. М.: Изд-во РИПКРО, 1996. -65 с.
  217. Е.В. Школа обретает региональное лицо. // Регионология. -1993. -№ 3. С. 47−58.
  218. Товаров В С. Концепция воспитательной системы школы Владимирской области. / Инновационные вопросы в школе: организация и управление. -Владимир, 1994.-С. 35−41.
  219. Третьяков П И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджемента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  220. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой и др. М.: Пед. общество России, 1999. -264 с.
  221. Управление развитием школы. / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М., 1995.
  222. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. Денисова П.Н.-М, 1978 688 с.
  223. К.Д. О народности в общественном воспитании. // Изб. пед. соч.: В 2-х ч. Т.1. — М., 1953.-С. 131−136.
  224. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1995. — 368 с.
  225. Д.И. Психология становления личности. М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
  226. Г. Н., Черенкова С. В. Тенденции развития теории и практики воспитания. // Педагогика. 1993. -№ 1. — С. 33−38.
  227. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.: Изд. 4-е. М., 1980. — 444 с.
  228. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  229. Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М.: Прогресс, 1993. — 144 с.
  230. Л.М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Книга для учителя. М., 1998. — 207 с.
  231. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. Воронеж, 1998.-64 с.
  232. Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся. // Педагогика. -1997.-№ 4. С. 63−64.
  233. П.Г. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж: ВГУ, 1993. — 216 с.
  234. О.Г., Поташник М. М. и др. Развитие школы как инновационный процесс: Метод, пособие для руковод. образоват. учреждений. / Под. ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  235. Т.В. Встречное движение. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  236. Т.В., Курилова Т. К. Школьный мир современной Америки: Учебн. пособ. Курск: Пед. ин-т., 1992. — 201 с.
  237. С.Т. Что такое детский клуб? // Избранные педагогические сочинения. М, 1980. — С. 258−259.
  238. Шевандрин Н И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М., 1999.-512 с.
  239. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. — 143 с.
  240. Школа как воспитательная система: Науч.-метод.материалы в помощь руководителям школ и педагогам / Под ред. А. В. Гаврилина. М.: НИИ-ТиИП АПН, Рос.науч.-метод.центр ВСШ, 1992. — 62 с.
  241. Школьный класс: Проблемы и решения (Науч.-метод, сб.) / Под ред. Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-во ЦСПО РСФСР, 1991. 141 с.
  242. Школа и мир культуры этносов. // Ученые записки ИНПО, Вып. 2. М., 1995.-348 с.
  243. Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа, 1998. — 321 с.
  244. Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиций культуры. М. Новая школа, 1997. — 78 с.
  245. Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М&bdquo- 1994. 19 с.
  246. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Пед. общество России, 2001. — 224 с.
  247. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. -М.: Пед. общество России, 1999. 222 с.
  248. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. — 250 с.
  249. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. общество России, 1998.-48 с.
  250. Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 2-е изд., перераб. — М.: Новая школа, 1994. — 96 с.
  251. Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
  252. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1994. — 111 с.
  253. Экспертиза инновационных процессов в образовании. Подходы к проблеме экспертизы в образовании. / Под ред. Г. Н. Прозументовой, С. Г. Бароненс. -Томск: Изд-во ОЦИТ, 1999. Кн. 1. — 164 с.
  254. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Знание, 1978.
  255. Ящук С Л. Влияние педагогически-организованной деятельности на поведение подростков и старшеклассников.: Дис. на соиск. уч. ст. к.п.н.: 13.00.01. М., 1995. — 193 с.
  256. Ягодкин В Н. Педагогические кадры школы и совершенствование воспитания учащихся. М.: Педагогика, 1979. — 296 с.
Заполнить форму текущей работой