Стремления Бодлера, хоть и противоречивые, но всё же тянущиеся к идеалу, всегда сопровождались одиночеством автора. Безнадежно одинокая душа автора, не знающая ни радости любви к другому, ни радости самопожертвования, безусловно, повлияла на мотивы творчества автора. Таким образом — мотив одиночества — становится важнейшим элементом в поэзии сборника «Цветы зла». Бодлер целиком сосредоточен на самом себе, воспринимая «зло» собственной души едва ли не как единственное и уж во всяком случае единственно заслуживающее внимания зло в мире. Пребывая в состоянии постоянной раздвоенности, ежесекундно противопоставляя себя (свою совесть) своей «греховности», запугивая себя и укоряя ее (но от нее отнюдь не отказываясь), он превращает свои внутренние терзания в центральное событие мироздания. Не добро, и даже не зло, но именно эти терзания оказываются высшим, самодовлеющим предметом его творчества:
Но в одиночестве и он, как я, умрет ;
И Время, злой старик, день ото дня упорно Крылом чудовищным его следы сотрет…
Мотив одиночества в стихотворениях перекликается с мотивом безысходности. Бодлер доводит романтическую тему неудовлетворенности миром, тему бунта и бегства до логического конца — до тупика безысходности. В стихотворении «Призрак» мы видим состояние автора, чувствуем горечь его одиночества, отрешенности от мира и отсутствие мотивов для продолжения жизненного пути.
Мрак Велением судьбы я ввергнут в мрачный склеп, Окутан сумраком таинственно-печальным;
Здесь Ночь предстала мне владыкой изначальным;
Здесь, розовых лучей лишенный, я ослеп.
На вечном сумраке мечты живописуя, Коварным Господом я присужден к тоске;
Здесь сердце я сварю, как повар, в кипятке И сам в груди своей его потом пожру я!
Бодлер стремится освободить себя от участия в неблагополучии мира, предоставив его собственной судьбе, старается избежать всякого волевого поступка, всякого духовного задания и духовной ответственности. Автор предпочитает оставаться наедине с собой и со своей глубокой печалью до конца своих дней, пока смерть, наконец, не «приблизит к вечному покою» страдающую душу поэта.
«Цветы зла» и стали воплощением черт эпохи декаданса, ввиду своей гиперчувствительности, депрессивных настроений и мотивов, главными из которых стали мотив жизни и смерти, одиночества и безысходности, и мотив красоты в этом несовершенном мире.
Таким образом, Ш. Бодлер является наиболее выдающимся представителем декаданса. В своей поэзии он стремился передать мысль в самых неуловимых её оттенках, он умел открывать читателю все извращенные страсти, сокровенные мечты и идеи, отобразить свое состояние невроза и безысходности, свои страдания и борьбу между гармонией природы и порочной сущностью человека.