Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бюджетное планирование. 
Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бюджет являются инструментом планирования. Бюджет — это план, отражающийся в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и выпуска. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и натуральном выражении. Обычно на предприятии разрабатываются разные бюджеты, которые… Читать ещё >

Бюджетное планирование. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бюджет являются инструментом планирования. Бюджет — это план, отражающийся в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и выпуска. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и натуральном выражении. Обычно на предприятии разрабатываются разные бюджеты, которые выражаются как: смета доходов и расходов, смета затрат времени, смета затрат материалов, бюджет капитальных затрат, кассовый бюджет, балансовая смета. Бюджеты должны соответствовать всем статьям плана и охватывать все стороны деятельности предприятия. Общий бюджет включает все бюджеты по различным направлениям планируемой деятельности.

Бизнес планирование

Бизнес-план — документ, призванный определить курс, которого должна придерживаться фирма в определенных промежутках времени (чаще всего — год). Бизнес-план выполняет три основных функции:

  • 1) является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
  • 2) он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
  • 3) он является инструментом для привлечения средств в бизнес.

Различаются бизнес-планы для действующих предприятий и для вновь создаваемых.

Организация планирования на предприятии осуществляется специалистами по планированию, в крупных фирмах создается специальный плановый отдел.

Методы управленческого планирования

Основная задача планирования в организациях сферы сервиса — найти оптимальное решение проблем, связанных с оказанием предлагаемых услуг. Совокупность этих методов включает:

  • нормативные методы (в основу плановых заданий на определенный период закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу услуг);
  • опытные методы;
  • балансовые методы (основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода): метод материально-вещественных балансов, метод стоимостных балансов, метод трудовых балансов;
  • математико-статистические методы (ориентированы на оптимизационные и статистические расчеты на основе различного рода моделей): методы линейного программирования, методы динамического программирования, методы математической статистики, комбинаторные методы, методы балльных оценок, использование условных вероятностей, методы теорий расписаний и игр, методы массового обслуживания и управления запасами, методы матричных моделей и т. д.;
  • методы программно-целевого планирования (основан на построении «дерева целей»);
  • методы экспертных оценок;
  • методы сетевого планирования, позволяющие учитывать временную и технологическую последовательность выполнения запланированных работ и другие.

Нормативные методы планирования состоят в том, что в основу плановых заданий кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу конкретных услуг. Такие методы применяются в основном для услуг, качество и процесс оказания которых в значительной мере регулируется законодательством страны (регионов), или услуг, связанных с реализацией государственных функций (медицинские, образовательные, почтовые, инкассаторские услуги, авиаи железнодорожные перевозки и т. п.).

Нормы и нормативы, используемые в планировании услуг, могут быть натуральными, стоимостными и временными. Натуральные нормы описывают обычно количество материальных ресурсов, необходимых для оказания единицы услуги (например, количество квадратных метров площади школы на одного учащегося или число больничных коек различного профиля на тысячу жителей обслуживаемого района). Стоимостные нормы отражают затраты ресурсов в денежной форме (например, стоимость дневного питания одного ребенка в муниципальном детском дошкольном учреждении или затраты на обслуживание жилищно-эксплуатационным управлением одного квадратного метра площади квартир). Нормы времени выражают его затраты на оказание определенных услуг или их элементов (например, затраты времени на проведение конкретной лечебной процедуры в медицинском учреждении или норма продолжительности рабочего дня педагога-логопеда в начальной школе).

Опытные (адаптационные) методы планирования основываются на том, что плановые задания составляются без использования норм и нормативов, на основе учета результатов за предыдущие периоды или передового опыта предприятий со сходной деятельностью. В сфере услуг такие методы применяются большинством организаций, чья деятельность не предполагает обязательного использования отраслевых нормативов. Адаптационные методы преобладают при планировании услуг по ремонту помещений, бытовой техники и автотранспорта, рекламных, информационных, консультационных, развлекательных и туристических услуг, частично используются в ресторанном и гостиничном бизнесе. По сравнению с нормативными эти методы позволяют составлять более гибкие планы, точнее учитывать изменения во внутренней и внешней среде, дают руководителями организаций большую управленческую свободу при принятии решений. Однако адаптационные методы требуют повышенного внимания к учету и анализу фактических результатов за прошлые периоды, к выявлению причин их отклонения от запланированных, предполагают высокую квалификацию лиц, составляющих планы.

Методы программно-целевого планирования — это методы, в которых будущий план действий разрабатывается не на основе достигнутых результатов («управление от достигнутого»), а на основе сложных, но привлекательных новых целей (управление по целям). Для того чтобы разработать программу необходимо сначала обосновать глобальную инновационную цель организации, а потом и частные цели в отношении организационных, финансовых, технологических, сервисных и других мероприятий. Экономическое обоснование включает в себя прогнозы по будущим объемам продаж, затратам, ценам, финансовым вложениям и инвестициям, будущей выручки, прибыли и рентабельности работы. Частные цели должны быть согласованы с точки зрения привлекаемых, но ограниченных материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов.

Пример

Строится новая сеть отелей и соответствующая инфраструктура на острове в океане. Инвестор заинтересован в автономном и закрытом функционировании «нового острова». Для этого он должен разрешить ряд юридических, международных, экономических и экологических проблем, привлечь недорогие трудовые и финансовые ресурсы, капитал, организовать поставку сырья, материалов, комплектующих, энергоресурсов. Все работы должны быть выполнены к заданным срокам в соответствии с разработанной программой и бизнес-планом.[1][2]

В отеле должны быть разработаны планы оперативных мероприятий на случай пожаров, землетрясений, наводнений и т. д.

  • [1] Разработка программ тесно связана также с, так называемыми, проблемно-ориентированными методами управления. Проблемно-ориентированные методы управления используют в сложных нештатныхситуациях (экономические кризисы, потери рынков сбыта, стихийныебедствия, аварии, чрезвычайные ситуации). При этом: • выявляются сложные критические ситуации — проблемы, которые могут возникнуть в будущем, и которые необходимо быстро и оперативно решить; • для каждой из ситуаций разрабатываются возможные сценарииразвития событий, делается оптимистический и пессимистическийпрогнозы; • разрабатываются сценарии ответных действий на возможныенештатные ситуации (по принципу «если — то»); основная цель —минимизация потерь. Умение оперативно управлять временем в критических ситуацияхвыходит на первый план. Часто для этих целей проводятся специальные тренировки, сборы, тренинги, которые позволяют скоординировать действия подразделений и руководства в нештатных ситуациях, выявить и проанализировать ошибки в ответных действиях. Разрабатываются и специальные планы, основанные на возможных сценариях, для подобных ситуаций. Пример 1
  • [2] туристской фирмы должны быть разработаны планы оперативных действий на случай срыва сроков выдачи виз, выдачи загранпаспортов, несоответствия уровня предлагаемого сервиса и др. Пример 2 В авиакомпании должны быть разработаны планы оперативных мероприятий на случай задержки рейсов из-за форс-мажорных обстоятельств (нелетная погода, аварии, несогласованность расписаний по рейсам других авиакомпаний и т. д.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой