Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Туристские ресурсы. 
Маркетинг туристских услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методом предоставления информации о туристских ресурсах является зонирование, которое может осуществляться по различным признакам и критериям. Так, по административно-территориальной общности в России можно выделить туристские зоны федерального значения: Западная, Северо-Западная, Центральная, Южно-Русская, Поволжская, Уральская, Приазовско-Черноморская, Кавказская, ОбскоАлтайская, Енисейская… Читать ещё >

Туристские ресурсы. Маркетинг туристских услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К туристским ресурсам относят природные исторические, социально-культурные объекты, включая объекты туристского показа, предназначенные для использования в познавательных, оздоровительных, спортивных целях.

Туристов привлекает ландшафт, чистый воздух, незагрязненная вода в водоемах, просторные пляжи, обилие лесонасаждений — все это относится к туристским ресурсам. Возможны классификации туристских ресурсов по различным признакам. Так, их подразделяют на природные и искусственно созданные человеком объекты, пригодные для создания туристского продукта[1]. Однако здесь необходимы уточнения: в какой степени меры по восстановлению природной среды не нарушают чистоты такой классификации.

Согласно другому подходу к анализу природных и культурных элементов туризма выделяют несколько их основных типов: городской, прибрежный, островной, материковый, озерный, горный, долинный, лесной, термальный, культурный, религиозный, археологический. Помимо перечисленных, к ним относят еще «палеогенетическое» и «неогенетическое» направления туризма. При этом первое связано со структурами, которые не были созданы непосредственно для туристов, но используются в их обслуживании. Вторые, наоборот, специально созданы для туристов. Подобный подход базируется на субъективной оценке привлекательности ресурсов для туристских поездок.

Оригинальную классификацию туристских ресурсов предложил французский экономист П. Дефер (1972). Он не относит к туристским ресурсам предприятия по приему и обслуживанию туристов, поскольку эти предприятия лишь позволяют использовать туристские ресурсы, но сами по себе не могут служить целью туристского путешествия. Все туристские ресурсы П. Дефер подразделяет на четыре группы: гидром, фитом, литом и антропом.

К гидрому он относит туристские ресурсы, в состав которых входит вода. Это стоячие и проточные воды, озера, реки, морские побережья, водопады, снежные равнины и ледники, источники минеральных вод, гидростанции и т. д.

Природные туристские ресурсы, в состав которых входят земельные угодья, относятся к фитому. Они могут быть созданы самой природой или являются результатом человеческого труда. Следовательно, это все природные ресурсы, за исключением воды: леса, национальные парки, скалы, вулканы, сады, красивые панорамы и т. д.

Под литомом П. Дефер понимает все, что создано трудом человека, вызывающее интерес туристов либо сам по себе, либо благодаря своему назначению: памятники архитектуры и сооружения, характеризующие жизнь и быт людей (музеи под открытым небом); современные постройки — мосты, аэропорты, вокзалы, университеты, правительственные здания, жилые кварталы и т. д.

К антропому П. Дефер относит все виды человеческой деятельности, вызывающие интерес туристов независимо от окружающей обстановки. В эту группу входят: сам человек, его жизнь, нравы и обычаи, старинные виды человеческой деятельности, которые со временем могут исчезнуть (народные промыслы, национальные народные праздники, фольклор, национальные костюмы и национальная музыка), современная человеческая деятельность (промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, социально-бытовые объекты).

Классификация туристско-рекреационных ресурсов П. Дефера в значительной мере способствует их разграничению не только по привлекательности для туристов, но и использованию в экономической деятельности.

Вместе с тем классификация и оценка туристских ресурсов, режим их охраны, порядок сохранения целостности, меры по их восстановлению, использование с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду определяются в соответствии с российским законодательством.

Российская Федерация обладает богатыми ресурсами, связанными с водными и земельными угодьями, а также обусловленными жизнедеятельностью человека. На территории страны расположены 33 национальных парка, которые представляют различные географические зоны с их многообразием флоры и фауны, археологические, архитектурные, культурные, исторические памятники и т. п. У туристов пользуются большой популярностью такие национальные парки, как Сочинский, Самарская Лука, Прибайкальский, Валдайский, Марий Чодра, Водлозерский и др.

В познавательном отношении интерес у отечественных и иностранных туристов вызывают богатые исторические и культурные традиции России. Наиболее значимое место по объему туристских потоков занимают культурно-исторические достопримечательности Москвы, СанктПетербурга, городов Золотого кольца.

Методом предоставления информации о туристских ресурсах является зонирование, которое может осуществляться по различным признакам и критериям. Так, по административно-территориальной общности в России можно выделить туристские зоны федерального значения: Западная, Северо-Западная, Центральная, Южно-Русская, Поволжская, Уральская, Приазовско-Черноморская, Кавказская, ОбскоАлтайская, Енисейская, Байкальская, Дальневосточная и Российский Север. Каждая туристская зона определена в территориальных границах, охарактеризована по состоянию инфраструктуры, наличию основных туристских ресурсов. Однако данный подход не позволяет уточнить конкретные виды туризма, определяющие специализацию зоны (региона), что весьма важно для разработки целевых программ.

Согласно другому подходу вся территория Российской Федерации в рамках рекреационной системы подразделяется по степени освоения на две укрупненные группы: туристские экономические районы и зоны потенциального развития туризма федерального значения. Каждый туристский экономический район может быть охарактеризован емкостью рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов, а также вместимостью предприятий гостиничного хозяйства. Состояние материально-технической базы, в том числе обеспеченность средствами размещения туристов, позволяет выделять три категории регионов: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры (в сравнении со среднероссийским уровнем).

Высокоразвитую туристскую инфраструктуру имеют значительная часть Северо-Западного региона, Москва, Московская область, Черноморское и Азовское побережье, Кавказские Минеральные Воды. К среднему уровню относят часть Северо-Западного региона, Волжское побережье, Золотое кольцо древних русских городов, Поволжье, Северный Кавказ. Северные территории, Горный Алтай, Горная Шория, Байкал, Якутия, Приморье, Сахалин, Курильские острова, Камчатка обладают малоразвитой инфраструктурой.

Перечисленные признаки классификации и районирования могут применяться при разработке целевых федеральных и региональных программ развития туризма.

Еще один подход к зонированию туристских ресурсов связан с их классификацией применительно к конкретному виду туризма с последовательной дифференциацией по нескольким признакам. Так, разнообразие российских природных ресурсов охотничье-рыболовного туризма может быть классифицировано:

  • — по территориальному признаку с учетом освоенности ресурсов на две укрупненные части: зоны относительно экономически развитого охотничье-рыболовного туризма (Астраханская область, Карелия, Камчатка, Якутия, Тверская, Ярославская, Кировская, Мурманская области) и зоны потенциального развития данного вида туризма;
  • — емкости и степени использования охотничье-рыболовных туристских ресурсов, а также вместимости существующих средств размещения;
  • — потенциалу для использования в международном охотничьерыболовном туризме;
  • — объектам охотничьих или рыболовных туров (видам птиц, зверей, рыбы).

Данный подход более трудоемок, но получаемая информация может быть полезна как потенциальным туристам, так и турпосредникам для разработки туристских продуктов, а также при обосновании программ развития особых туристских зон.

Благодаря своим природным ресурсам Россия вполне могла бы стать мировым лидером в области экстремального активного отдыха. Экстремальный туризм делится на ряд видов: водный, наземный, воздушный, горный и др. Практически для любых видов экстремального туризма, за небольшими исключениями, в России имеются условия.

Водный туризм (рафтинг, каякинг) — в Адыгее (р. Белая — международные соревнования), Карелии, на Алтае, Байкале, также долгие сплавы по равнинным рекам Волге, Енисею, Оке.

Горный туризм — в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Краснодарском и Ставропольском краях, Мурманской области, на Алтае.

Спелеотуризм — на Кавказе, Алтае, Урале (открыто и обследовано более 5 тыс. пещер на Кавказе — пещеры Снежная, Меженного, Пантюхина), Кунгурские пещеры (пещеры из келий древних монахов, открыто всего два яруса).

Малоосвоенные регионы, идеально подходящие для экстремального туризма, — Камчатка, Кольский полуостров и др.

Уже сложившийся рейтинг главных регионов экстремального туризма включает:

  • — большую пятерку: Алтай, Карелия, Урал, Байкал, Кавказ;
  • — Камчатку, Красноярский край, Центральную Россию, Кольский полуостров;
  • — новые направления: Якутия, Чукотка, Марий Эл, Архангельский край, Хабаровский край.

Богатые природные ресурсы используются крайне мало вследствие отсутствия или недостаточности инфраструктуры, нерешенности проблем безопасности, отсутствия достаточной информации о возможных маршрутах.

Особенность природных ресурсов — они не восстанавливаются по мере потребления. Высококачественная окружающая среда — это основа для туризма, поэтому необходимо регулировать потребление ресурсов окружающей среды и обеспечить ее сохранность.

Классификация туристско-рекреационных ресурсов и определение их пропускного потенциала заложены в основу паспортизации зон перспективного развития туризма.

Паспортизация и зонирование позволяют устанавливать предельно допустимые нормы туристской нагрузки на конкретную территорию, обеспечивающие рациональное использование, воспроизводство и экологическую охрану ресурсов. Расчетные данные служат для обоснования мер по временному ограничению, запрещению, если это необходимо, использования туристско-рекреационных ресурсов.

Туристско-рекреационные ресурсы, как и любые экономические ресурсы, ограничены. Это означает, что включение их в экономический оборот должно учитывать допустимую нагрузку, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных ресурсов. Максимальную нагрузку, которую туристская деятельность может осуществить без ущерба для нормального воспроизводства туристскорекреационных ресурсов, принято называть пропускным потенциалом[2]. Пропускной потенциал имеет три аспекта:

  • — экологический — определяющий уровень посещаемости, превышение которого приводит к необратимым и неприемлемым экологическим последствиям вследствие функционирования обслуживающей инфраструктуры или действий самих туристов;
  • — социальный туристский — когда превышение уровня посещаемости вызывает ухудшение субъективной оценки путешествия;
  • — социальный региональный — ограничивающий посещаемость уровнем, за пределами которого возникают негативные последствия во взаимоотношениях туристов и местного населения (криминализация, рост социального напряжения и т. п.).

Пропускной потенциал туристско-рекреационных ресурсов характеризует предельные возможности использования ресурсного потенциала региона, отражающего весь комплекс его жизнедеятельности.

Развитие туризма должно осуществляться в рамках специально разработанного государственного плана туристского благоустройства. В этом случае туризм может стать не только важным фактором сохранения окружающей среды, но и средством ее улучшения и воссоздания.

В России, как это принято в мировой практике, для регулирования воспроизводства туристско-рекреационных ресурсов используют местный налог. Кроме того, существуют ограничения или запрещения на включение в туристскую деятельность уникальных природных заповедников, заказников, национальных парков, природно-ландшафтных комплексов и т. п.

  • [1] Гуляев В. Г. Туризм: Экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 36—37.
  • [2] Карпова Г. А., Кузнецов Ю. В. Экологические аспекты развития туризма // Туристские фирмы. СПб.: ТОО «ОЛБИС», 1998. Вып. 17. С. 70.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой