Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические технологии при формировании УУД младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением… Читать ещё >

Педагогические технологии при формировании УУД младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика педагогических технологий

Термины «технология обучения», «педагогические технологии», «образовательные технологии», «воспитательные технологии», «технологии общения» и т. д. в настоящее время едва ли не самые употребительные в педагогической литературе.

Технология — это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. Однако в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют небольшие разночтения.

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса; проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько).

Педагогическая технология представляет собой сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей (Н.Е. Щуркова).

Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций или процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменившихся условиях образовательного процесса. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).

То есть педагогическая технология тесно связана с педагогическим мастерством и может осуществляться разными педагогами. В то же время она не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога.

«Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом» [1].

Учебный предмет «Технология» способен обеспечивать формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Таблица 1.

Технологии формирования познавательных универсальных действий.

Технологии.

Методы.

Формируемые УУД.

Проблемное обучение.

Создание проблемной ситуации.

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Педагогика сотрудничества.

Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально — дифференцированный подход.

Разноуровневые задания.

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно — ориентированное обучение.

Исследовательская работа, проектная деятельность.

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно — коммуникативные технологии.

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска.

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

Рассмотрим каждую из представленных технологий подробно.

Проблемное обучение — это такая организация урока, которая предполагает создание, под руководством учителя, проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН (знаниями, умениями, навыками) и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик». Поэтому требования, которые предъявляются к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы.

Необходимо создавать и ставить учителем такую учебную ситуацию и цель урока, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать с детьми в направлении целей [15].

Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации: подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний; формулирование темы урока в виде вопроса.

Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы, такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами.

Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта, человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащимся. Вместе с тем, если необходимо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное [19].

Педагогика сотрудничества. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи составили основу «Концепции федеральных государственных стандартов общего образовании». Поэтому педагогику сотрудничества нужно рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть [5].

В «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому оба субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива принцип сотрудничества распространяется на учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями) и на все виды отношений учеников.

Дифференцированный и индивидуальный подход. Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, между индивидуальным характером усвоения учебного материала, коллективной формой учебного процесса и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю [18].

Организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, всё это приводит к существенному улучшению процесса учения.

Коллективная учебная работа, основанная на «внутреннем» стремлении учащихся к сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них благоприятное положение на уроке.

Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника. Цели дифференциации обучения.

С психолого-педагогической точки зрения — индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для развития интересов и способностей каждого школьника, выявления задатков. С социальной точки зрения — целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.

Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса [10].

Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя. Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание нового образовательного процесса, в котором ученик учится менять, улучшать, совершенствовать условия своей жизни, повышать её качество.

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и модернизации образования используются всё активнее.

Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно — коммуникационные.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение сопоставлять факты, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Использование ИКТ на уроках технологии позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Включая в урок новые средства обучения оно позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, повышает разнообразие процесса обучения. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету [5].

Компетентно — ориентированное обучение — это метод проектов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление [11].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Технология организации проектной деятельности детей:

  • 1. Возникновение необходимости создания данного проекта.
  • 2. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.
  • 3. Разработка эскиза и продумывание последовательности работы над проектом.
  • 4. Выявление необходимых для проекта материалов и инструментов.
  • 5. Распределение обязанностей между учениками проектной деятельности.
  • 6. Поиск и сбор материалов и инструментов.
  • 7. Изготовление проекта.
  • 8. Представление готового проекта.
  • 9. Использование проекта на уроке.
  • 10. Подведение итогов работы [7].

Таким образом, были рассмотрены технологии, формирующие все виды универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой