Анализ ценообразующих факторов
В России традиционно сложился высокий уровень монопонизации в отечественной промышленности, который необходим мо было ограничивать, всячески пресекая недобросовестную" конкуренцию и эскалацию монополии. Для предотвращения,' действий предприятий-монополистов, направленных на ущемле-1 иие интересов других предприятий и препятствующих эффективному функционированию товарных рынков, государство сочло… Читать ещё >
Анализ ценообразующих факторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой стратегии фирма должна выявить и проанализировать все эти ценообразующие факторы. Они могут быть как внешние по отношению к фирме и не контролируемые ею, так и внутренние.
Кратко остановимся на характеристике основных ценообразующих факторов.
¦ Спрос и предложение. Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет едва ли не ключевую роль.
¦ Спрос — это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «ж е л, а н и е «и «с п р о с «. Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.
При изменении хотя бы одного из приведенных факторов изменится и объем спроса на данный товар.
Однако, если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме первого, в данном выражении неизменны и являются величиной постоянной, то тогда объем спроса реально будет зависеть только от изменения цены.
Кривая спроса устанавливает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и его количеством. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.
¦ В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение, т. е. то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения возрастает (см. 10.1). В этом наглядно проявляется противоречивость заинтересованности производителя и покупателя в цене товара.
Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в его продукции. И если уровень цены, сложившейся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производства и соответствия спросу.
На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главные из которых издержки производства. Снижение затрат при производстве продукта позволяет выпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.
Воздействовать на динамику предложения позволяют такие производные этого фактора, как:
- * научно-технический прогресс — снижаются издержки производства и увеличивается предложение товаров;
- * степень монополизации рынка, которая проявляется в изменении цен при любом уровне производства;
- * динамика цен на другие товары, в том числе и на взаимозаменяемые;
- * большое влияние на величину предложения оказывают налоги, высокая плата на ресурсы, таможенные пошлины, увеличение которых может привести к резкому снижению предложения.
Особенность свободного рынка — в том, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и предложения устанавливается равновесная, или рыночная, цена в точке Р (см. 10.1). Противоречия между спросом, предложением и ценой разрешаются в точке Е, в которой фиксируется равновесие спроса и предложения.
Состояние равновесия никогда не бывает статичным, оно постоянно меняется под влиянием многих факторов.
Так как кривые спроса и предложения постоянно смещаются (вправо или влево, вверх или вниз, то происходит нарушение равновесия. Новое равновесие устанавливается в точке Е, которой будет соответствовать новая рыночная цена Pi (см. 10.1). Практика знает много случаев, когда «инициатором» нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение.
В условиях рынка спрос и предложение зависят от воздействия большого количества факторов. Количественно измерять чувствительность спроса и предложения к изменению этих факторов позволяет показатель эластичности.
¦ Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар при снижении или увеличении его цены, какую ценовую политику должно избрать предприятие при той или иной ставке налогообложения на прибыль. Предпринимателю необходима информация о том, насколько изменится спрос под воздействием ряда факторов (доходов, цен и т. п.).
Особую важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность. Она определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.
Что дает предпринимателю знание эластичности спроса? Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, определила, что спрос на товар эластичен (Эс>1), то можно дать руководству фирмы рекомендацию о повышении цены на этот товар. Если спрос на товар неэластичен (Эс<), то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реализации будет снижаться. В данном случае целесообразнее рассмотреть предложение о снижении цены, и выручка будет расти за счет увеличения спроса на товар.
Аналитические исследования показывают, что различные товары по-разному реагируют на изменение цены. К товарам неэластичного спроса относятся: товары первой необходимости (жилье, электроэнергия, хлеб и т. д.); товары, которым нет или почти нет замены (молоко, лекарства); товары относительно недорогие (соль, спички); товары, приобретаемые покупателем из-за отсутствия выбора.
Предпринимателей интересует также эластичность спроса по отношению не только к цене, но и к другим переменным, например, к доходу.
Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставок на прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность своего товара, принимает решение о повышении цены так, чтобы его финансовое положение не ухудшилось (или не в значительной степени).
¦ Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и предложением — конкуренция — ценовая и неценовая.
Ценовая конкуренция — это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. В значительной степени она влияет на уровень цены. Фирмы-продавцы следуют кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Поэтому ценой можно легко маневрировать под воздействием множества факторов.
Ценовую конкуренцию может начать не только фирма, занимающая господствующее положение на рынке, но и небольшое предприятие, чтобы выжить в условиях конкуренции. Основное условие успешной ценовой конкуренции — постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только предприниматель, располагающий реальными шансами снижения издержек производства. Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не располагающие возможностью последовать за ней, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет свою фирму из трудного положения, перенесет «войну цен» и дождется нового повышения цен. В этом случае цель «войны» не достигнута и придется или смириться, или снова начинать снижение цен.
" Война цен" в любом случае — дело трудное и в значительной степени разорительное. На выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет более сильное положение на рынке, чем конкурент. Если же конкурирующие фирмы находятся примерно в равных условиях, то «ценовая война» не просто расточительна, но и бессмысленна.
В случае, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано «маневрирование ценами». Эта политика состоит в предоставлении покупателям различного рода скидок, снижении цен на продукции по сравнению с прейскурантами, установлении цен на товары разного качества в близком диапазоне. В результате этого выигрывает покупатель.
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако, на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.
Большое влияние на уровень и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, при этом непосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательской способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда деньги обеспечены золотым содержанием, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе «количество денег — сумма цен» начинает изменяться сумма цен.
¦ Следующий важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены, — потребители. Любой предприниматель должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой, покупками потребителей и их представлениями. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:
- — покупатели, проявляющие большой интерес при выборе покупки и ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров. Большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества этого товара. Это так называемая группа экономных)' покупателей;
- — покупатели, создавшие себе «образ» товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или удаляющие их от «образа». Такие покупатели получили название персонифицированных. Они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания;
- — покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и делают их по уже давно сложившейся традиции. Эта группа покупателей называется «этичные покупатели». Они готовы заплатить более высокую цену за товар, продаваемой в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов;
- — покупатели, мало интересующиеся ценами, — «апатичные покупатели». При выборе покупки основное внимание они уделяют удобству и комфорту, получаемому от приобретения этого товара.
¦ Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, а следовательно, и на всю предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, является государственное регулирование цен.
Существуют прямые и косвенные меры воздействия государства на цены. Прямые меры осуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенные — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных, налоговых операций, оплаты труда.
Свободная (договорная Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию Государственное регулирование рынка и цен существует во всех странах мира. И в России государство оставляет за собой право вмешиваться в регулирование цен отдельных товаров на определенных предприятиях. Эта практика получила широкое распространение во всех развитых странах. Так, в США государство регулирует 5−10% цен, в основном в отраслях, где существует естественная монополия (сельское хозяйство, энергетика, связь). В Японии государство регулирует около 20% потребительских цен (в том числе такие важные, как тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость медицинского обслуживания и образования, цены на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду. В Швейцарии федеральное ведомство по контролю за ценами в законодательном порядке фиксирует почти 50% объема товарной продукции сельского хозяйства. Ограниченное регулирование существует по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и другим товарам. И в очень редких случаях (опасности возникновения войны или угрозы значительного общего повышения цен) правительство имеет право (что предусмотрено законом) на прямое воздействие на цены (замораживание), как, например в Швеции. Правительство может замораживать цены на отдельные-товары и услуги, включая квартирную плату.
В России традиционно сложился высокий уровень монопонизации в отечественной промышленности, который необходим мо было ограничивать, всячески пресекая недобросовестную" конкуренцию и эскалацию монополии. Для предотвращения,' действий предприятий-монополистов, направленных на ущемле-1 иие интересов других предприятий и препятствующих эффективному функционированию товарных рынков, государство сочло необходимым ввести регулирование цен на продукцию, вы-' рабатываемую ими. В отношении предприятий-монополистов осуществляются оьедующие методы регулирования цен:
- * устанавливается предельная цена (цена замораживается), что особенно важно в условиях дефицита этого товара. Однако от этого метода многие развитые страны давно отказались в отношении товаров первой необходимости, и в частности, продуктов питания;
- * устанавливается фиксированная цена; .
- * при повышении цен устанавливаются предельные надбавки (коэффициенты) изменения цен;
- * применяются предельные уровни рентабельности и размеры торговой надбавки.
- * На решения по ценам влияют участники каналов товаро движения — от производителя до оптовой и розничной торговли.
Все они стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить большой контроль за ценами.
Так, фирма-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам. Производитель открывает собственные магазины, в которых сам контролирует цены.
Оптовая или розничная торговля добивается большей доли участия в ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наибо лее удачной и современной формой продажи. Она отказывается от реализации невыгодной продукции, реализует товары конку рирующих фирм, тем самым располагая покупателя к продавцу, а не к производителю. В некоторых случаях торговля сознатель, но идет на действия, направленные против марки товара. Она может придерживать продукцию, устанавливать на нее более вы сокую цену, в то же время продавая товары других марок по более низким ценам.
Чтобы достигнуть согласия всех участников канала сбыта с решениями по ценам, производителю необходимо соблюдать несколько условий: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и полу-;, чения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам; предложить особые соглашения, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.
Из всех перечисленных ранее факторов основное воздействие на движение цен оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывает снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких, как политика монополий и инфляция, оказывается более сильным. Однако по большому кругу товаров влияние цены производства на уровень розничных цен очень сильно.