С древних времен люди предавали имени собственному особое значение. Все религии и народы считали, что имя играет важную роль в жизни человека и в его судьбе. Имена богов были связаны со стихией или с природным явлением (Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог). Имена собственные обратили на себя внимание древнеегипетских, древнегреческих и древнеримских ученых. Как отдельный класс слов их выделили стоики, а затем — в эпоху Возрождения, в Новое время (Дж. Локк, Г. Лейбниц, Т. Гоббс). имя антропоним гоголь стилеобразующий В XIX века продолжалась дискуссия на эту тему, В это время проблема не воспринималась как лингвистическая, поэтому над ней в основном работали философы и логики. Английский логик Джон Стюарт пришел к выводу, что собственные имена не обладают значением, они — своеобразные ярлыки, или метки, помогающие узнавать предметы и отличать их друг от друга. С именем-меткой не связывается характеристика названной вещи, они не «коннотируют», а лишь «денотируют», или «называют, ее».
Во второй половине XIX века важную роль в литературе, а именно в создании образа героя играют имена собственные литературных персонажей. Неоднократно предпринимались попытки выяснить почему так, а не иначе назван герой художественного произведения. Использование антропонимов наблюдается в работах А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других писателей. С помощью имени читатель может увидеть отношение автора к своему персонажу, социальное положение героя, его характер и жизненную позицию.
Выбор этой темы обусловлен очень большим интересом к говорящим именам в русской литературе. Имена собственные в художественных произведениях имеют определенную функциональную нагрузку и являются стилеобразующим элементом, следовательно, изучение художественного произведения невозможно без исследования имен собственных, заключенных в том или ином тексте.
Стоит отметить, что целью данной работы является углубленное изучение теоретических основ имен собственных и экспрессивной функции имен и фамилий в творчестве писателей XIX века.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
- — познакомиться с критической литературой по вопросу использования имен собственных в художественной литературе;
- — рассмотреть имя собственное как стилеобразующий элемент художественного произведения;
- — определить специфику использования «говорящих» имен собственных в творчестве писателей XIX века.