В стилистической фигуре разделения значение альтернативы может быть сильным и слабым.
В первом случае выражается подчеркнутое противопоставление и взаимное исключение противоположных действий, процессов, состояний, признаков и т. д., невозможность их сосуществования, например:
Я рожден, чтоб целый мир был зритель.
Торжества иль гибели моей.
С душой безнадежной младой удалец Прыгнул, чтоб найти иль коралл иль конец.
Употребительны в произведениях Лермонтова стилистические фигуры разделения со слабым значением альтернативы, которое синонимично словосочетаниям все равно, в любом случае, слову безразлично. Употребление их в составе стилистических фигур усиливает выразительность последних, например:
Нам все равно, земля иль море, Родимый иль чуждый дом.
Образуют стилистические фигуры разделения антонимические контексты, формулы которых: «х иль у» (наиболее частотна в произведениях М.Ю. Лермонтова); «х или у»,; «х ли (ль), у ли (ль)»; «иль х, иль у».
Стилистические фигуры со значением чередования, последовательности, смены
Противопоставление «то х, то у», «х, у», «х и у» — основа стилистических фигур со значением чередования, последовательности, смены противоположных действий, признаков, качеств и т. п., например:
…уж, верно, час она Их расплетала, заплетала!
Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы.
А колокольчик однозвучный Звенел, звенел и пропадал!