Неполные предложения имеют длительную историю изучения, отражают разные подходы исследователей к центральной категории синтаксиса — предложению. Так как в толковании языковедов нет общего мнения относительно единой формулировки классификации неполных синтаксических конструкций, следовательно, на современном этапе развития языка вопрос остаётся открытым.
Данная проблематика получила освещение в работах А. П. Сковородникова (1966), A.A. Чувакина (1973), Г. А. Золотова (1982), В. В. Бабайцева (1987), В. А. Белошапковой (1989), Е. В. Виноградовой (2012) и других, но о полноте исследования и исчерпанности предмета говорить рано, так как остается нерешённым ряд вопросов, связанных с семантикой и структурой неполных предложений в тексте. Недостаточно исследованы критерии неполноты (формальные и смысловые). Если критерием неполноты изолированно рассматриваемого предложения считать его смысловую неполноту, то почти вся наша речь окажется состоящей из «неполных по смыслу» предложений.
Неполные предложения распространены в разговорной речи, активно представлены в художественных произведениях, что вызывает необходимость их изучения с учётом лингвистических факторов.
Актуальность темы обусловлена тем, что неполные предложения — постоянно пополняющаяся единица синтаксиса. В поэтических текстах этот тип предложений распространён, но недостаточно изучен с точки зрения художественного приёма, это даёт основания считать перспективным данное направление исследования.
Цель исследования — охарактеризовать особенности неполных предложений на примере поэтических текстов Анны Ахматовой.
Задачи, решаемые в работе, вытекают из поставленной цели:
- 1. Рассмотреть понятие «неполное предложение» в лингвистическом аспекте исследования.
- 2. Проанализировать различные классификации неполных предложений.
- 3. Выявить особенности использования неполных синтаксических конструкций в поэтических текстах А. А. Ахматовой.
Объект исследования — неполные синтаксические конструкции.
Предмет исследования — неполные предложения в лирике А. А. Ахматовой.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: общенаучный описательный (при рассмотрении понятия «неполное предложение»), элементы дистрибутивного анализа (при анализе неполных предложений в поэтических текстах поэтессы), элементы формально — грамматического анализа предложений.