Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творчество Жоржа Дюамеля в 30-40-е годы: «Хроника семьи Паскье»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача всей жизни и творчества Дюамеля — оставить свидетельство о своей эпохе. «Эти свидетельства я, естественно, рассматривал как произведение искусства, — вспоминал он. — Ибо был уверен в крайней хрупкости правды, если она не опирается на поэтическую конструкцию» 1. Написанная в период, когда романисты стали уделять особое внимание достоверности изображаемого, объективации повествования на фоне… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЖОРЖА ДЮАМЕЛЯ
  • Глава II. ТЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ В
  • ХРОНИКЕ СЕМЬИ ПАСКЬЕ"
  • Глава III. «ХРОНИКА СЕМЬИ ПАСКЬЕ»
  • ВЫМЫШЛЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ"

Творчество Жоржа Дюамеля в 30-40-е годы: «Хроника семьи Паскье» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судьба творческого наследия Жоржа Дюамеля (1884—1966), лауреата Гонкуровской премии, доктора медицины, члена Французской Академии, Президента «Альянс франсез», члена Академии медицины, Академии хирургии и Академии моральных и политических наук складывалась сложно, несчастливо и противоречиво. Имя этого поэта, драматурга, эссеиста и романиста было широко известно во Франции и в мире в период между двумя мировыми войнами. В это время он являлся, пожалуй, одним из самых читаемых авторов у себя на родине, выхода в свет очередного тома его романных циклов «Жизнь и приключения Салавена» (1920—1932) и «Хроника семьи Паскье» (1933—1945) читатели ждали с особым нетерпением. Начинавший как поэт, затем литературный критик журнала «Меркюр де Франс» Дюамель приобрел широкую известность во время первой мировой войны, опубликовав сборники рассказов «Жизнь мучеников» (1917) и «Цивилизация» (1918). Последний был удостоен Гонкуровской премии. Эти свидетельские показания против ужасов войны, варварства, презрения к личности, нормам морали сразу же и надолго завоевали ему любовь читательской аудитории. Написанное в тот же период лирико-философское эссе «Обладание миром» (1919), в наши дни почти забытое, содержащее оригинальную трактовку проблемы счастья, построенного на духовном обладании, сделало его в глазах французской интеллигенции одним из «мэтров» .

Сегодня же творчество Дюамеля рассматривается где-то на обочине истории французской литературы первой половины нашего столетия. С одной стороны, нет, вероятно, ни одной истории французской литературы, написанной как во Франции, так и за ее пределами, в том числе и в России, где бы речь не шла о Дюамеле не в меньшей мере, чем о его современниках — Роже Мартен дю Гаре или же Жюле Ромене, с другой стороны, как правило, он и его творчество шаблонно и не всегда справедливо характеризуются такими эпитетами как буржуазный, консервативный, традиционный, бытоописательный, посредственный, взятыми в их пежоративном значении. Такого рода стандарт в оценке творчества писателя начал складываться в годы, последовавшие после второй мировой войны, когда Дюамель, принужденный умолкнуть на весь период оккупации Парижа, пытался вернуть себе читательскую аудиторию в изменившихся условиях литературной жизни послевоенного времени. Примером глухого неприятия и непонимания творчества писателя-гуманиста может служить статья Жана Русселя, предназначавшаяся для тома истории французской литературы периода второй мировой войны. В ней критик говорит о «мире тихой посредственности», созданном в произведениях Дюамеля, о его рационализме, об устаревшей манере романиста, тяготеющего к романным формам, находящимся «на равном удалении от анализа в духе Бенджамена Констана и бальзаковского понимания романа» 1. Особо суровой критике был подвергнут романный цикл писателя «Хроника семьи Паскье». Эта статья, естественно, вызвала бурную реакцию у самого Дюамеля. Выступая в защиту своего романа, он писал, обращаясь к критику: «Вы не читали «Хронику семьи Паскье». Вам незнакома мессианская горячность Жюстена Вейля. Вы не поняли приводящую в отчаяние проблему восхождения семьи к элите в этот момент нашей истории [.] Жизнь лабораторий! Борьба человека, наделенного сердцем, против сплотившихся сил администрации и политики, боль матери, непрестанно стягивающей готовый развязаться узелсоперничество двух замечательных ученых [.] Драма пятидесятилетнего человека, умного и добродетельногоколлективный опыт молодых интеллектуалов, жизнь театра, соединяющая поэзию с современностьюгнев человека, отдавшегося Мамонне: тихая посредственность! Тут уж ничего не скажешь"2. Определив таким образом проблематику своего десятитомного цикла, Дюамель настаивал не только на его актуальности, но и на его новаторском характере.

1 Duhamel, G. Le livre de l’amertume. Journal. 1925—1956. Paris: Mercure de France. P. 396—397.

2 Ibid. P. 397.

И все же такого рода утверждения критиков, упрекавших писателя в «несовременности» и «обыденности» во всем: идеях, жанре, стиле, во многом способствовали тому, что на поставленный писателям 60-х годов журналом «Ар» вопрос: «Помните ли Вы о герое Дюамеля?», большинство из них ответило отрицательно1. Представители «нового романа» отвергли его за внимание к характеру человека, ориентацию на классические образцы и реалистические традиции XIX в., ясный, красивый и точный язык. По мнению М. Бютора, творчество Дюамеля представляет интерес только для узкого круга специалистов-литературоведов2. Естественно, что эти часто несправедливые, субъективные, иногда безосновательные в силу невнимательного прочтения книг Дюамеля оценки требовали пересмотра.

Возрождение интереса к творчеству писателя начинается с середины 70-х годов, когда о нем вспомнили в связи с созданием в парижском пригороде Кретейе «Ассоциации друзей Кретейского Аббатства». Ставшее легендарным «Аббатство», послужившее прототипом аналогичного коллективного опыта молодых интеллектуалов в романе Дюамеля «Бьеврская пустынь», было литературным объединением молодых поэтов и художников (1906), активным членом-учредителем которого стал молодой писатель. Но только в 1984 г. на коллоквиуме, посвященном столетию Дюамеля, статус и название ассоциации были изменены и с тех пор она носит имя «Ассоциации друзей Ж. Дюамеля и Кретейского Аббатства». Это литературное объединение занимается изучением творчества писателя и публикацией его обширного архива. Усилиями родных и близких Дюамеля и нескольких французских исследователей началась медленная и часто неблагодарная работа по возвращению к широкой публике из забвения «замалчиваемого, обесцененного и скрываемого» творческого о наследия писателя. Одним из таких завоеваний «Ассоциации друзей Ж. Дюамеля» стало намеченное на 1999 год издание в коллекции «Омнибюс» .

1 Cm. Zephir J.-J. Psychologie de Salavin de Georges Duhamel. Paris: Editions universitaires, 1970. P.p. 3—5.

2 Cm. Vous souvenez — vous du heros de Duhamel? Reponse de Michel Butor. // Arts, 1963, sept. 4—10. P. 3.

3 Cm.: Lafay, A. Une piete filiale exemplaire // Les Cahiers de l’Abbaye de Creteil, Nouvelle serie, 1997, dec., N 18. P. 28. издательства «Пресс де ля Сите» давно не публиковавшейся «Хроники семьи Паскье». В последние пятнадцать лет были изданы дневник Дюамеля «Le livre de l’amertume. Journal 1925—1956». Paris: Mercure de France, 1984; его переписка с Роже Мартен дю Гаром — Roger Martin du Gard-Georges Duhamel. Correspondance, 1919—1958. Paris: Minard, 1987. В 1992 году рукописи писателя были переданы в Национальную библиотеку1, недавно вышла в свет его переписка с Франсуа Мориаком — Correspondance Francois Mauriac — Georges Duhamel. 1919—1966. Paris: Klincksieck, 1997.

Введение

в научный обиход этих дополнительных источников открыло, естественно, новые возможности для исследования и более глубокого понимания творческого наследия автора «Хроники семьи Паскье» .

В последние годы во Франции появились серьезные работы, посвященные Дюамелю, принадлежащие в первую очередь перу публикатора его неизвестных текстов профессора А. Лафе. Французская исследовательница касается в своих работах самых разных аспектов творчества писателя от его творческих взаимоотношений с Р. Мартен дю Гаром, таким же «свидетелем смятенного времени», как и Дюамель, до анализа его философских, этических воззрений. Исследовательница много сделала для прояснения позиций, занятой Дюамелем, во время второй мировой войны. В «Ассоциации друзей Ж. Дюамеля и Кретейского Аббатства» сложился успешно работающий коллектив исследователей, среди которых нельзя не назвать публикатора переписки Дюамеля и Мориака Ж. Ж. Юэбера. Все это свидетельствует о том, что творчество Дюамеля вновь вызывает пристальный интерес исследователей.

Обширная критическая литература, вышедшая при жизни писателя, многообразна и дает представление о разных гранях его творчества. Особенно ценными представляются статьи и книги современников и оппонентов писателя А. Уи, К. Сенешаля, С. Сантелли, Ж.-Р. Блока, А. Массиса, А. Моруа, анализирующие проблематику его произведений в свете определенного.

1 К сожалению, автору довелось поработать в Национальной Библиотеке в Париже лишь однажды в 1990 г. еще до передачи в нее архива писателя. конкретно-исторического среза межвоенного двадцатилетия. Серьезный труд ученого-католика П.-А. Симона являет собой монографию, как бы подводящую итог основному этапу творчества писателя, завершившемуся с окончанием Второй мировой войны. Эта монография «Georges Duhamel ou le bourgeois sauve» (1946), которая может считаться классическим трудом о писателе, в значительной мере посвящена анализу романного творчества Дюамеля, представленного как попытка решения экзистенциальных вопросов в рамках безрелигиозной нравственности.

И все же тщательное исследование морально-философских взглядов писателя, различных аспектов его эстетической позиции, его концепции цивилизации и человека, а также их отражения в романе, проведенное литературоведами разных стран (Ж. Зефир, Франция), (Л. Зареба, Польша), (Л. К. Китинг, Б. А. Клемент, Б. Кнэп, США) не исчерпывают всего многообразия творчества Ж. Дюамеля и, как ни странно, мало касаются его основного труда — романного цикла «Хроника семьи Паскье», созданного в период непререкаемой популярности автора. К тому же в освещении цикла содержатся и дискуссионные моменты. Как правило, французская критика преувеличивает значение салавеновского цикла (Ж. Зефир, А. Лафе), рассматриваемого как образец психологического романа, некого «нового романа» 20-х годов, а «Хроника семьи Паскье» трактуется как прямое продолжение первого романного цикла, не привнесшее ничего существенного нового в развитие мысли и творчества писателя. Обычно вся суть проблемики цикла сводится к семейной, тогда, как, по-существу, роман о вхождении семьи в интеллектуальную элиту страны — это роман об интеллигенции, тех трудных дилеммах, которые встают перед мыслящим человеком, испытывающем на себе давление общества, государства, исторических обстоятельств.

Крупных специальных исследований, посвященных творчеству Дюамеля, в России практически нет, хотя с самых своих первых шагов на литературном поприще он привлек внимание русских поэтов и переводы его стихов публиковались в «Весах» В. Брюсова. В 20-е годы, по-видимому, благодаря своей близости к Ромену Роллану, Дюамель пользовался как благосклонностью советской критики, так и советских издательств1. После выхода в свет его книги «Московское путешествие» (1927) отношение к нему в России резко изменилось и на протяжении 30—50-х годов его имя упоминалось только в негативном контексте: гуманист на службе у империализма, машиноборец, мелкобуржуазный писатель, индивидуалист, интеллигент. Как и во Франции, некоторый интерес к его творчеству возникает в России в 70-е годы. В 1974 г. в издательстве «Художественная литература» выходит в свет перевод трех романов «Хроники семьи Паскье»: «Гаврский нотариус» — «Наставники» — «Битва с тенями». В 1983 году в издательстве «Радуга» публикуется на французском языке два его романа «Гаврский нотариус», «Вид земли обетованной». В 1978 г. Л. П. Кибальчич защитила кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству Дюамеля в 1900—1920;е годы, большую часть которой занимает исследование первого романного цикла писателя «Жизнь и приключения Салавена». Несмотря на основательность проработки темы, хорошее владение доступным тогда материалом, сознанием того, что исследуемый период был не только существенным этапом в становлении Дюамеля-романиста, но и переходным периодом в истории французского романа в целом, автору, к сожалению, не удалось избежать некоторой прямолинейности, боязни нюансировки. Ей присуще характерное для советского литературоведения той поры стремление вписать роман Дюамеля в реалистическую традицию XIX в., подчеркнуть его социальную заостренность — тему «маленького человека» — его связь с русской литературой — человеком из подполья Ф. М. Достоевского. Нисколько не отрицая эти черты Салавеновского цикла, нельзя не отметить, что они отнюдь не исчерпывают всю полноту романа, и что в нем можно обнаружить и переходящую в полемику перекличку с героем «бескорыстного.

1 Как вспоминал Дюамель: «Россия с трудом выходила из разрухи [.] Новая экономическая политика НЭП способствовала обменам, Ленин умер два года назад [.] Началась борьба за власть [.] Меня настойчиво туда приглашают. Около двадцати моих произведений уже переведены [.]. Утверждается антагонизм между старыми демократиями и молодой родиной марксизмаона пока еще не находится в той суровой изоляции, в которой окажется позднее. Меня посещает мысль поехать туда на разведку». — Duhamel, G. Les espoirs et les epreuves. Paris: Mercure de France, 1953. P. 178. действия" Лафкадио из «Подземелий Ватикана» А. Жида и попытку Дюамеля уже в это время обратиться к вопросу «интеллигенция и политика». Исследовательница оставляет без внимания и проблему цивилизации, остро поставленную в романе на разных уровнях ее решения (и в плане темы человек и механическая цивилизация в теоретическом, построенном на антиномии Запад/Восток и в чисто практическом, связанным с отношением Дюамеля к колониальным режимам). Констатируя, что роман Дюамеля психологический, исследовательница тем не менее обходит молчанием некоторую «размытость», «недосказанность», «непредсказуемость» образа героя, стремление автора к изображению двойственного характера истории, запечатленной не только в бронзе, но и в мыслях человека. Думается, что опиравшейся при анализе эстетических взглядов писателя только на эссе «Этюд о романе» (1925) Л. П. Кибальчич не хватало для углубленного их исследования более поздних работ писателя, в частности, его эссе «Жизнь и смерть героя романа» (1933).

Особого внимания заслуживает работа 3. И. Кирнозе и по настоящее время остающаяся в России единственным серьезным трудом, посвященным анализу романного творчества Дюамеля в целом. Исследовательница рассматривает его в русле развития французского романа периода между двумя мировыми войнами, и обозначает жанровую природу и специфику «родового времени» в «Хронике семьи Паскье». Существенным представляется сделанный исследовательницей вывод об открытости «семейной хроники» историческому времени1. Но творчество Дюамеля не является собственно предметом ее исследования, а вписано в контекст обширного труда, посвященного изучению жанровых особенностей французского романа 20—30-х годов уходящего столетия.

С момента выхода в свет в России последней работы, посвященной исследованию творчества Ж. Дюамеля, прошло уже более двадцати лет. За этот.

1 См. Кирнозе 3. И. Французский роман XX века. (Годы 20 книжное издательство, 1977. С. 235—237.

I—30-е. Проблемы жанра). Горький: Волго-Вятское период накопился значительный материал, введенный в научный обиход усилиями французских исследователей, дающий возможность иными глазами посмотреть на творческое наследие этого большого мастера слова. К тому же и в саму жизнь России события последнего десятилетия привнесли столь существенные изменения, что возникла возможность с большей объективностью и свободой, без оглядки на идеологические шаблоны советской эпохи, говорить о многих аспектах произведений Дюамеля, на которые прежде налагалось табу. В то же время, ставшее традиционным упоминание творчества Дюамеля в различных курсах по истории французской литературы XX века, появившихся в недавнее время, не исключает, к сожалению, ряда неточностей, или же просто фактических ошибок, касающихся как жанровой классификации его произведений, их датировок, так и просто перевода их названий. В качестве примера приведем недавно вышедшую в Минске «Историю зарубежной литературы XX века (Первая половина)» И. В. Шабловской1. В этом учебном пособии сборник рассказов «Цивилизация» именуется романом, пьеса «Деяния атлетов» (1920) называется «Сообществом атлетов», роман «Наставники» представлен как роман «Учитель», книга о России «Московское путешествие» (1927) — как «Путешествие в Москву». Относительно перевода последнего названия сошлемся на замечание самого Дюамеля: «Мой рассказ должен был называться „Московское путешествие“ и впоследствии я сотни раз сталкивался с необходимостью объяснять, даже компетентным читателям, что существует разница между путешествием в Рим и римским путешествием. Я совершил не просто экскурсию, а именно московское путешествие. Это было паломничество по святым местам коммунизма». Ввиду вышесказанного представляется полезным с новых позиций с привлечением обширного материала, хранящегося как в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга, так и в Национальной Библиотеке в Париже, рассмотреть такое малоизученное.

1 См. Шабловская И. В. История зарубежной литературы XX века (первая половина). Минск: Экономпресс, 1998. С. 93.

2 Duhamel, G. Les espoirs et les epreuves. Paris: Mercure de France, 1953. P. 231. и произведение Дюамеля как его романный цикл «Хроника семьи Паскье». В нашей работе мы сознательно уклоняемся от рассмотрения «Хроники семьи Паскье» как романа, написанного в духе семейного жанра, во-первых, это прекрасно и практически исчерпывающе сделано в работе 3. И. Кирнозе, во-вторых, такое видение «Хроники» стало штампом, представленным во всех исследованиях, где имя Дюамеля хотя бы упоминается. Следовательно, ограничение поля исследования семейной проблематикой сужает не только возможности исследователя, но и обедняет само наше представление об этом романе Дюамеля.

Рано заявивший о себе как гуманист, моралист и критик цивилизации XX в., Дюамель был среди тех немногих, кто настойчиво заговорил о кризисе современной цивилизации, почувствовал те опасносности, которые таило в себе подавление личности коллективным началом, подлинной индивидуальной культуры культурой массовой, первым ввел во Франции термин «общество потребления» 1, заговорил о проблемах экологии, то есть обратил в своем творчестве внимание на те жгучие проблемы XX в., которые и поныне остаются нерешенными и зачастую, оставаясь вне поля сиюминутных государственных интересов, заботят лишь небольшую часть общественного мнения в лице социологов, биологов, гуманитариев или же созданных ими неформальных организаций. Одним из главных вопросов, которые Дюамель поставил в своих произведениях, были: «Ценой каких потерь (нравственных, а, возможно, и физических) современный человек приобрел право пользоваться материальными благами цивилизации и каким образом, в свою очередь, это кажущееся таким комфортным благополучное существование влияет на эволюцию человека». (Не будем забывать, что Дюамель по образованию биолог и врач, писавший: «Я никогда не требовал от медицины ничего иного, кроме знаний, проливающих свет на условия жизни человека, его рождение, л страдание, смерть»). Тема «человек и цивилизация» пронизывает все.

1 Cm. Duhamel, G. Scenes de la vie future. Paris: Mercure de France, 1931. P.p. 230—232.

2 Duhamel, G. Travail, o mon seul repos! Natur: Wesmael-Charlier, 1959. P. 28. творчество писателя: от уже упоминавшегося сборника рассказов «Цивилизация» до его последнего эссе «Проблемы цивилизации» (1962). Она же оказала существенное влияние не только на проблематику его романов, но и на выбор героя, их эстетику. Именно потому, что Дюамель пишет свои романы, рассматривая мир сквозь призму проблемы цивилизации, возникает по-детски наивный, бунтующий, ищущий спасения от нее в бегстве к иным берегам персонаж Салавена, создается ретроспективный мир Паскье, становление которых совпало с началом победоносного шествия научной, технической цивилизации, и не случайно главным героем «Хроники» становится ученый-биолог Лоран Паскье. Коллизия цивилизации и природы определяет ту особую роль, которую в художественной ткани романов Дюамеля начинает играть пейзаж. На протяжении жизни писателя его концепция цивилизации претерпевает определенные изменения. Проследить их и выявить значение темы цивилизации в романном наследии Дюамеля с привлечением как раннего поэтического его творчества, так и публицистических произведений, на фоне трактовки этой темы в творчестве современников Дюамеля — Ж. Ромена, Ж.-Р. Блока, Ромен Роллана, ряда авторов журналов «Меркюр де Франс» и «Эроп» составляет задачу первой главы диссертации.

Хроника семьи Паскье" посвящена изображению исторического феномена — формирования на рубеже XIX—XX вв.еков интеллектуальной элиты Франции. В связи с этим одно из центральных мест в романе занимает проблема интеллигенции, ее места в общественной жизни, ее социальной роли, ее отношений с властью, ее политической ангажированности. Решение этой проблемы у Дюамеля тесно связано с его собственными поисками жизненной позиции. Общественно-политическая позиция Дюамеля еще не была предметом специального исследования российских литературоведов. Начинавший свой путь среди литераторов левого лагеря, активно участвовавший в движении А. Барбюса «Кларте», ролландист Дюамель, охотно печатавшийся в 20-е годы в журнале «Эроп» и в газете «Юманите», к 30-м годам разочаровывается в идеях, казавшихся ему близкими в период литературных дебютов, и отдаляется от своих прежних соратников. Ему становится ближе позиция таких его современников как П. Валери или Р. Мартен дю Гар, но он решительно отмежевывается от литераторов правого лагеря, представленных членами «Аксьон Франсез». Оставаясь верным принципу «золотой середины», «спасительного индивидуализма», он сохраняет за собой право возвысить свой голос в защиту несправедливо осужденных, мучеников тоталитарных режимов. Никогда не избегавший публичной жизни Дюамель находит в ней свое место, последовательно становясь директором журнала «Меркюр де Франс» (1935—1939), членом Французской Академии (1936), президентом «Альянс Франсез» (1937—1948). В «горькое время» второй мировой войны он «оккупирует Париж», оказывая врагу «сопротивление с поднятым забралом» на посту постоянного секретаря Французской Академии, занимает мужественную позицию гуманиста, готового спасать обреченных на смерть узников фашистских концлагерей, оказать помощь нуждающимся собратьям по перу, вновь надевает перчатки хирурга, помогая гражданскому населению в госпитале Рен. Дневник писателя, его переписка с Р. Мартен дю Гаром и Ф. Мориаком, до сих пор не анализировавшиеся в России, дополняют тот материал, который можно почерпнуть на страницах «Меркюр де Франс» и в публицистических книгах Дюамеля, относительно его общественно-политических воззрений. В задачу второй главы диссертации, посвященной теме интеллектуальной элиты в «Хронике семьи Паскье» входит исследование влияния, оказанного общественно-политической атмосферой 30-х—начала 40-х годов и позиции автора на изображение интеллигенции в наиболее политически и социально заостренных романах цикла — «Наставники», «Сесиль среди нас», «Битва с тенями». Освещение проблем «мысли и действия», свободы и дисциплины, вождизма и духовного лидерства в романах Дюамеля рассматриваются в сравнении с произведениями его современников, затрагивающих те же проблемы, а именно — Р. Мартен дю Гара, Ж. Бенда, Ж,-Р. Блока, Даниэль-Ропса, Ф. Мориака, А. Жида, А. Мальро.

Задача всей жизни и творчества Дюамеля — оставить свидетельство о своей эпохе. «Эти свидетельства я, естественно, рассматривал как произведение искусства, — вспоминал он. — Ибо был уверен в крайней хрупкости правды, если она не опирается на поэтическую конструкцию» 1. Написанная в период, когда романисты стали уделять особое внимание достоверности изображаемого, объективации повествования на фоне возрастающей роли таких документальных жанров как дневники, мемуары и свидетельства очевидцев исторических событий XX века, «Хроника семьи Паскье» вобрала в себя черты этих внехудожественных жанров и в жанровом отношении была определена автором как его «вымышленные мемуары». В 30-е годы Дюамель углубляет и уточняет свою концепцию романа, уже сложившуюся в 20-е годы в эссе «Этюд о романе» (1925), и пишет две основополагающие для «Хроники семьи Паскье» работы: «Записки о вымышленных воспоминаниях» (1933) и «Заметки об искусстве повествования (1937). Эти посвященные тайнам ремесла эссе, перекликаясь с мыслями, высказанными им в дневнике и переписке с Р. Мартен дю Гаром, а также в собственных воспоминаниях «Объяснение моей жизни» 2, написаны в полемике со сторонниками литературы «чистого факта», каковыми Дюамель считал Ш. дю Боса, А. Жида, П. Леото. В них писатель отстаивает право романа на историзм и документальность, подчеркивая при этом приоритет «поэтической правды» перед исторической. Последователь А. Бергсона и М. Пруста, Дюамель делает воспоминание главной движущей силой своего романа. Особое значение в нем приобретает фигура Лорана Паскье, выступающего как alter ego автора, играющего роль мнимого автора мемуаров, какими в его интерпретации и является «Хроника». В то же время «Хроника» это не только автобиография ее героя, но в ней присутствует в значительной мере собственно автобиографическое начало. Задачей заключительной главы диссертации, посвященной роли автобиографического начала в «Хронике», было изучить.

1 Duhamel, G. La pesee des ames. Paris: Mercure de France, 1949. P. 23.

2 Duhamel, G. Lumieres sur ma vie. Paris: Mercure de France, 1944—1953 (V. I, II, III, IV, V).

15 возможности художественного псевдодокумента ввести историю в автобиографический роман, рассмотреть взаимоотношения автора и его персонажей, сочетание вымысла и реальности, роль и значение прототипов при создании как образов персонажей, так и при построении сюжетных ситуаций в соответствии с реальными жизненными моделями.

Структура диссертации вытекает из поставленных автором задач, она состоит из предисловия, трех глав («Проблема цивилизации в творчестве Ж. Дюамеля», «Тема интеллектуальной элиты в «Хронике семьи Паскье» и «Хроника семьи Паскье» — «вымышленные воспоминания») и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Жорж Дюамель прошел сложный, часто противоречивый путь идейно-художественного развития, нашедший полное отражение в его романных циклах «Жизнь и приключения Салавена» и «Хроника семьи Паскье». 30-е и первая половина сороковых годов, когда он работал над последним циклом, составляют важный и завершенный этап его творчества. Это период зрелости и мастерства писателя, время подведения итогов, момент создания главного произведения его жизни. По существу, «Хроника семьи Паскье» это последнее крупное художественное произведение писателя. И хотя за ним еще последуют пятитомные мемуары, достаточно обширная публицистика и несколько романов, обращенных как к взрослой аудитории, так и к юношеству1, после «Хроники семьи Паскье» Дюамелю уже не будет дано написать что-нибудь столь же значительное по замыслу и масштабам (около 3000 страниц), но и сохранить за собой внимание читателей. Голос Дюамеля в 50-е годы потонет в хоре голосов набравших силу представителей младшего поколения, теперь уже Сартр, Камю и Мальро, в свою очередь, станут переживать тот счастливый момент популярности, который выпал на долю Дюамеля в период между двумя мировыми войнами.

И все же Дюамелю было суждено создать произведение, в котором со всей остротой был поставлен вопрос о судьбах человека и шире — человечества в эпоху кризиса современной цивилизации. Постановка этого вопроса глобально, вне его собственно национальных, социальных, классовых, идеологических обертонов выделяет писателя среди многих его современников. Для Дюамеля это проблема общечеловеческая, в его критике присутствует универсальная оппозиция цивилизации механической и духовной, то есть, как он любил говорить, противопоставление «линии Декарта» и «линии Паскаля» 2, как разных путей развития цивилизации. Это и.

1 См., в частности, Duhamel, G. Le Voyage de Patrice Periot. Paris: Mercure de France, 1969. 255 P. Роман, в котором он вновь поднимает проблему интеллигенции, и Voyageurs de l’Esperence. Recit d’un age atomique. Paris: Gedalge, 1953. Своеобразная робинзонада на «ноевом ковчеге» после атомной катастрофы, обращенная к юношеству.

2 Duhamel, G. Confessions sans penitencesuivi de trois autres entretiens. Paris: Pion, 1947. P. 126. отличает его концепцию цивилизации от взглядов на нее Р. Роллана, Ж.-Р. Блока или же Л. Дюртена, отвергавших буржуазную, западную цивилизацию и в разные периоды своей жизни, каждый по-разному, обращавших свои взгляды на Восток (Индия, Палестина, Советская Россия). Пронизывающая «Хронику семьи Паскье» тревога за судьбы цивилизации, не потерявшая своей актуальности и теперь, была свойственна и писателям, работавшим уже тогда, когда к голосу Дюамеля перестали прислушиваться. Разве не появляются во французской литературе после второй мировой войны произведения, в которых вновь поднимаются вопросы остро поставленные Дюамелем в предвоенный период? («Животное, наделенное разумом» Р. Мерля об опасном для человечества использовании достижений науки, «Розы в кредит» Э. Триоле, «Вещи» Ж. Перека, где изображается общество потребления, в котором, как предсказывал Дюамель, объектом потребления становится все — от холодильника до художественного фильма). В «атомный век», в век массовой культуры предостережения писателя становятся все более насущными.

Написанная в один из самых драматичных периодов истории XX века, когда сначала угроза фашизма, а затем и вторая мировая война, вновь и уже во второй раз в жизни Дюамеля, казалось, подрывали всякую надежду на моральное «спасение» человечества, обесценивали его веру в гуманизм, «Хроника семьи Паскье» вобрала в себя далеко не только горькие раздумья о переживаемом времени тяжелого кризиса, но и прежде всего убеждение писателя, что ради спасения чести рода человеческого, в мире, в котором царит хаос, а равновесие «не правило, а исключение», необходимо «трудиться во имя порядка и равновесия» 1. Так думал Лоран Паскье, такой представлял себе свою общественную миссию сам писатель.

Тема интеллигенции или интеллектуальной элиты, как мы видели, составляет центральное ядро «Хроники семьи Паскье» и многоаспектно заключает в себе насущные проблемы цивилизации и современного человека, к ним относятся конфликт рационализма и иррационализма, тесно связанный с.

1 Дюамель, Ж. Хроника семьи Паскье. М.: Художественная литература, 1974. С. 273. ним конфликт науки и веры, роль науки в современном мире, назначение и долг ученого и шире — позиция человека в становящемся все более политизированном мире. Трактовка Дюамелем темы интеллигенции, естественно, вписывается в общую картину французской литературы межвоенного периода, когда поиск положительного идеала привел многих романистов к созданию образа интеллектуального героя. Герои «Хроники» отражают разные тенденции, существовавшие во французской литературе той поры, относительно изображения современного интеллигента. Писатель в своем произведении следует за жизненными моделями, показывая не только близкого себе аполитичного Лорана Паскье, но и убежденного политического борца, социалиста Жюстена Вейля. Как и многие его современники, Дюамель совершил определенную эволюцию в интерпретации проблемы «мысли и действия» и в этом отношении его Лоран Паскье и Жюстен Вейль отличаются от Салавена и Дарьи Геренштейн может быть не столь радикально, как Аннета и Марк Ривьер у Ромена Роллана от Клерамбо или Антуан и Жак Тибо от Жана Баруа у Р. Мартен дю Гара, но все же явно. Впрочем, как мы видели, с героями последнего у персонажей «Хроники» много общего. В отличие же от ищущих себе применения в общественном служении на пути революционного действия интеллектуальных героев Р. Роллана Лоран Паскье воплощает в себе представление Дюамеля о несовместимости понятия интеллигентности с занятием политикой. Интеллигенция у Дюамеля изображается в соответствии с широко тогда бытовавшими представлениями, нашедшими свое отражение в книге Ж. Бенда «Предательство клириков», хранительницей вечных истин и совестью народа.

Хроника семьи Паскье" является свидетельством очевидца и участника событий конца XIX—первой трети XX века. Дюамель хотел, чтобы она воспринималась в определенной мере и как произведение историческое. «Прежде история была, — писал он, — собранием упорядоченных, откомментированных или подвергнутых критике фактов. Все больше и больше благодаря свидетельствам ей придется учитывать мысли отдельных людей, мысли, которые, поскольку они возвещают, сопровождают определенные события, или же следуют за ними, позволяют их объяснить и составить себе о них более точное представление» 1. Как мы видели, свидетельства могут быть как фактическими, так и художественными. «Хроника семьи Паскье» принадлежит к последним. Все в ней сосредоточено не на изображении самих событий, но на воспроизведении мыслей, чувств, атмосферы вокруг этих событий. Дюамель пишет не панорамное полотно, на котором можно было бы изобразить все, а картину, представляющую взгляд индивида. «Я желаю, чтобы человеческая правда, интересующая меня прежде всего, растворилась и претворилась в правде исторической, и я допускаю при этом, что история сама по себе, история человечества, состоит из историй отдельных людей, как Океан из капель» 2. Такой каплей, в которой он стремился отразить надежды и чаяния, разочарования и неудачи своего поколения, и должна была стать история семьи Паскье и прежде всего история Лорана Паскье, вымышленного автора «Хроники», во многом alter ego самого писателя. Дневники, исповеди, мемуары в XX веке становятся жанром повышенного спроса. Роман Дюамеля учитывает эту особенность эпохи. Его «вымышленные воспоминания» представляют собой сплав автобиографии и вымысла, где не только многие персонажи, но и целые сюжетные ситуации имеют своих, взятых из богатой на события жизни автора, прототипов.

Форма ретроспективного романа воспоминания, оригинально разработанная М. Прустом, обнаружившая в XX веке свою какую-то особенную плодотворность, ведь не случайно же Р. Мартен дю Гар собирался писать «завещание поколения» не иначе как в виде «Мемуаров полковника Момора», а в 1995 г. Гонкуровская академия присудила премию роману А. Макина «Французское завещание», находит у Дюамеля свою интерпретацию. Жанр свидетельства, излюбленный им в его ранних произведениях, постепенно, через творческие поиски 20-х годов («Полуночную исповедь» и.

1 Duhamel, G. La pesee des ames. Paris: Mercure de France, 1949. P. 23.

2 Ibid. P. 28.

Дневник святого") приобретает новые черты в «вымышленных воспоминаниях» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Biographie de mes fantomes. Paris: Hartmann, 1948. 246 P.
  2. Cecile parmi nous. Paris: Mercure de France, 1967. 250 P.
  3. Chronique de Paris au temps des Pasquier. Paris: Union Latine d’Editions, 1951.93 P.
  4. Chronique des saisons ameres. Paris: Hartmann, 1956. 228 P.
  5. Civilisation. Paris: Mercure de France, 1918. 212 P.
  6. Confession de minuit. Paris: A. Fayard, 1925. 125 P.
  7. Corespondance. Francois Mauriac-Georges Duhamel. 1919—1966. Paris: Klincksieck, 1997. 281 P.
  8. Defense des Lettres. Paris: Mercure de France, 1937. 315 P.
  9. Deux hommes. Paris: Mercure de France, 1924. 235 P.
  10. Deux patrons suivis de Vie et mort d’un heros de Roman. Paris: Hartmann, 1937. 156 P.
  11. Discours aux nuages. Paris: Editions du Siecle, 1934. 276 P.
  12. Entretiens dans le tumulte. Paris: Mercure de France, 1919. 274 P.
  13. Essai sur le roman. Paris: Marcelle Lesage, 1925. 134 P.
  14. Essai de collaboration. // Mercure de France, 1937, dec. 1. P.p. 225−232.
  15. Evasion? Acceptation? //Mercure de France, 1913, sept. 1. P.p.126−130.
  16. Georgraphie cordiale de l’Europe. Paris: Mercure de France, 1931.
  17. Homere au XX siecle. Paris: Union Latine d’editions. 1947. 163 P. 18.1nventaire de l’abime. Paris: Mercure de France, 1949. 238 P.
  18. Journal de Salavin. Paris: Mercure de France, 1927. 247 P.
  19. L’Humaniste et l’automate. Paris: Hartmann, 1933. 204 P.
  20. La connaissance poetique. I. // Mercure de France, 1913, aout 1. P.p.595
  21. La connaissance poetique. II. II Mercure de France, 1913, aout 1. P.p.796−800.
  22. Les confessions sans penitences suivis de trois autres entretiens. Paris: Pion, 1947. 182 P.
  23. La Nuit de la Saint-Jean. Paris: Mercure de France, 1973. 180 P.
  24. La Passion de Joseph Pasquier. Paris: Mercure de France, 1977. 273 P.
  25. La Pesee des ames. Paris: Mercure de France, 1949. 330 P.
  26. La Pierre d’Horeb. Paris: Mercure de France, 1926. 283 P.
  27. La Possession du monde. Paris: Mercure de France, 1919. 276 P.
  28. Le Club des Lyonnais. Paris: Mercure de France, 1945. 261 P.
  29. Le Desert de Bievre. Paris: Mercure de France, 1973. 246 P.
  30. Le Jardin des betes sauvages. Paris: Mercure de France, 1977. 184 P.
  31. Le livre de l’amertume. Journal. 1925—1956. Paris: Mercure de France, 1984. 470 P.
  32. Le notaire du Havre. Paris: Mercure de France, 1978. 217 P.
  33. Le Prince Jaffar. Paris: Mercure de France, 1925. 264 P.
  34. Le sens de l’autorite. // Mercure de France, 1936, aout.l. P.p.449−457.
  35. Le Temps de la recherche. Paris: Mercure de France, 1947. 245 P.
  36. Le Voyage de Moscou. Paris: Mercure de France, 1927. 258 P.
  37. Le Voyage de Partice Periot. Paris: Mercure de France, 1969. 255 P.
  38. Les Confessions sans penitence. Paris: Pion, 1947. 182 P.
  39. Les Espoirs et les epreuves. Paris: Mercure de France, 1953. 279 P.
  40. Lettres au Patagon. Paris: Mercure de France, 1926. 222 P.
  41. Memorial de la guerre blanche. Paris: Mercure de France, 1939. 172 P.
  42. Notes sur le choix d’un sujet. // Mercure de France, 1912, nov.16. P.p.352−364.44Jouve. «Parler». // Mercure de France, 1913, mars 1. P.p. 788−793.
  43. Pages de mon carnet. Paris: Editions des Cahiers Libres, 1931. 212 P.
  44. Paroles de medecin. Monaco: Editions du Rocher, 1946. 248 P.
  45. Paul Claudel. // Mercure de France, 1913, janv.l. P.p.45−74.
  46. Positions francaises. Paris: Mercure de France, 1940. 207 P.
  47. Problemes de civilisation. Paris: Mercure de France, 1961. 276 P.
  48. Querelles de famille. Paris: Mercure de France, 1959. 223 P.
  49. Rene Ghil. «Les images du moude» // Mercure de France, 1912, sept. 1. P.p. 116−121.
  50. Reflexions sur l’Europe. // Revue de la litterature comparee, 1939, janv.1. P.5−8.
  51. Remarques sur les memoires imaginaires. Paris: Mercure de France, 1934. 93 P.
  52. Rene Guil. // Mercure de France, 1912, sept. P.p. 119
  53. Roger Martin du Gard-Georges Duhamel. Correspondance. 1919—1958. Paris: Minard, 1987. 480 P.
  54. Scenes de la vie future. Paris: Mercure de France, 1931. 250 P. 57. Semailles au vent. Monaco: Editions du Rocher, 1947. 245 P. 58. Sur la fonction sociale de l’ecrivain. // Mercure de France, 1936, nov.l. P.p.449−454.
  55. Suzanne et les jeunes hommes. Paris: Mercure de France, 1977. 370 P.
  56. Le Theatre du Vieux Colombier. // Mercure de France, 1913, oct. 1. P.p.509−517.
  57. Tel qu’en lui-meme. Paris: Mercure de France, 1932. 247 P.
  58. Travail, o mon seul repos! Namur: Wesmael-Charlier, 1959. 200 P.
  59. Tribulations de l’esperence. Paris: // Mercure de France, 1947. 427 P.
  60. Une fonction de l’Elite. // Mercure de France, 1936, sept. 1. P.p.225−229.
  61. Yie des martyrs. Paris: Mercure de France, 1917. 346 P.
  62. Vue de la Terre promise. Paris: Mercure de France, 1964. 241 P.
  63. Тексты на иностранном языке
  64. Benda, J. La trahison des clercs. Paris: Grasset, 1927. 307 P.
  65. Benda, J. Les cahiers d’un clerc. (1936—1949). Paris: Emile-Paule, 1950. 332 P.
  66. Bergson, H. Melanges. Paris: Gallimard, 1972. 1692 P.
  67. Block, J.-R. Carnaval est mort. Premier essai pour mieux comprendre mon temps. Paris: Gallimard, 1920. 266 P.
  68. Block, J.-R. Destin du siecle. Second essai pour mieux comprendre mon temps. Paris: Rieder, 1931. 317 P.
  69. Block, J.-R. Sybilla. Paris: Gallimard, 1932. 351 P.
  70. Block, J.-R. La nuit curde. Paris: Gallimard, 1933. 317 P.
  71. Block, J.-R. Au ralenti. // Europe, 1933, fev. 15, N 122. P.p. 258—266.
  72. Block, J.-R. Naissance d’une culture. Quatrieme essai pour mieux comprendre mon temps. Paris: Rieder, 1936. 178 P.
  73. Block, J.-R. Offrande a la politique. Troisieme essai pour mieux comprendre mon temps. Paris: Rieder, 1933. 296 P.
  74. Cahiers A. Gide. 4. Les cahiers de la Petite Dame. 1918—1929. V. I. Paris: Gallimard, 1973. P.
  75. Correspondance Jacques Copeau-Jules Romains. Deux etres en marche. Paris: Flammarion, 1978. 287 P.
  76. Durtain, L. D’homme a homme. Paris: Flammarion, 1932. 280 P.
  77. Durtain, L. Le globe sous le bras. Paris: Flammarion, 1936. 318 P.
  78. Enquete: L’homme, la technique et la nature // Europe, 1938, mai 15, N 185. P.p.
  79. Fleury, F. Mon village a l’Exposition. // Mercure de France, 1937, juin 15. P.p. 648−652.
  80. , A. — Martin du Gard, R. Correspondance. V. 1, 1913—1934. Paris: Gallimard, 1968. 732 P.- v. 2, 1935—1951. Paris: Gallimard, 1968. 571 P.
  81. Gide, A. Thejournals of A. Gide. 1928—1933. New-Iork: A.A. Knopf, 1949, v. III. 450 P.
  82. Henriot, E. On n’est pas perdu sur la terre. Paris: Pion, 1960. 255 P.
  83. Leautaud, P. Journal litteraire. Paris: Mercure de France, v. IX, 1960. 383 P.- y. X, 1961. 382 P.- v. XI, 1961. 380 P.- v. XII, 1962. 381 P.- v. XIII, 1962. 382 P.- v. XIV, 1963. 383 P.
  84. Martin du Gard, R. Jean Barois. Paris: Gallimard, 1972.459 P.
  85. Martin du Gard, R. Journal (1937—1949). Textes autobiographiques. Oeuvres completes, v.III. Paris: Gallimard, 1993. 1234 P.
  86. Nicolle, Ch. Conception biologique de la nature. // Mercure de France, 1933, juin 15. P.p. 513—556.
  87. Nicolle, Ch. Paroles biologiques sur crise actuelle. // Mercure de France, 1934, janv. 1. P.p.5—20.
  88. Peguy, Ch. Notre jeunesse. Paris: Gallimard, 1967. 246 P.
  89. Pascal, B. Pensees. Paris: Gallimard, 1977. v.l. 335 P.- v.2. 432 P.
  90. Rolland, R. Jnde. Journal (1925—1943). Nouvelle edition augmentee de textes inedits. Paris: Albin Michel, 1960. 624 P.
  91. Romains, J. Les copains. Paris: Gallimard, 1925. 256 P.
  92. Romains, J. Les hommes de bonne volonte. Paris: Flammarion, 1935. t.l.245 P.
  93. Romains, J. Amities et rencontres. Paris: Flammarion, 1970. 243 P.
  94. Romains, J. Souvenirs et confidences d’un ecrivain. Paris: A. Fayard, 1958.239 P.
  95. Valery, P. Cahiers. Paris: Gallimard, t. l, 1973. 1491 P.- t.2, 1974. 1757 P.
  96. Valery, P. Oeuvres. Paris: Gallimard, t. l, 1957. 1857 P.- t.2, 1960. 1726 P.1. Тексты на русском языке
  97. А. Огонь. М.: Наука, 1989. 502 С.
  98. А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.382 С.
  99. Юб.Бердяев Н. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. 395 С.
  100. .Р. Ответственность таланта. М: Прогресс, 1984. 387 С.
  101. Жид А. Возвращение из СССР. М.: Политиздат, 1990. 272 С.
  102. Ш. Мальро А. Королевская дорога. М.: Прогресс, Бестселлер. 1992.333 с.
  103. Ш. Мишле Ж. Народ. М.: Наука. 1965.207 С.
  104. Ф. Не покоряться ночи. М.: Прогресс, 1986,430 С.
  105. Пб.Николь Ш. Эволюция заразных болезней. М.—Л.: Биомедгиз, 1937.138 С.
  106. Ш. Жан Сбогар- Бурже П. Ученик- Ален-Фурнье. Большой Мольн. Москва: «Правда», 1990. 573 С.
  107. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. М.: Наука, 1987. 240 С.
  108. Шатобриан де Ф.-Р. Замогильные записки. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. 735 С.
  109. И. Люди, годы, жизнь. М.: Советский писатель, кн. III, IV, 1963. 791 С.
  110. Л.Г. Марсель Пруст. М.: Высшая школа, 1968. 96 С.
  111. М. Писатели Запада и война. // Знамя, 1940, № 1. С.с. 226—237.
  112. В.Е. Ромен Роллан в 1914—1924 годы. Д.: Изд-во ЛГУ, 1958. 228 С.
  113. В.Е. Ромен Роллан и его время. Жан Кристоф. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. 261 С.
  114. Т.В. Французская поэзия XX века. М.: Наука, 1982.390 С.
  115. Г. В. Опыт целостного анализа романа Жоржа Дюамеля «Битва с тенями» // Коммуникативная и поэтическая функция художественного текста. Воронеж, 1982. С. 71—78.
  116. М.М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Саратов: Изд-во саратовского ГУ, 1984. 192 С.
  117. Р. Письма о французской поэзии // Весы, 1907. № 1. С. 81—89.
  118. История западноевропейского театра. 1917—1945. Т. 7. М.: Искусство, 1985. 534 С.
  119. Л.П. Творчество Жоржа Дюамеля (1900—1920-е годы). Автореферат дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1978. С.
  120. З.И. Французский роман XX века (годы 20—30-е. Проблемы жанра). Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977. 350 С.
  121. A.B. На Западе. М.—Л.: Госиздат, 1927. 107 С.
  122. Ю.А. Достоевский и нравственные проблемы во французском романе (10-е—50-е годы XX века). Автореф. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. 1974. 27 С.
  123. Ю.А. Достоевский и французские романисты первой половины XX века. Челябинск, ЧГПИ, 1984. 105 С.
  124. Т.Л. Роман — свободная форма. М.: Советский писатель, 1982. 399 С.
  125. В.И. Финализм в современном эволюционном учении. М.: Наука, 1984. 284 С.
  126. Ф. С. Французский роман наших дней. М.: Наука, 1980.341 С.
  127. A.B. От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки буржуазной эстетики. М.: Искусство, 1976. 255 С.
  128. Л. История антисемитизма. Эпоха знаний. Москва-Иерусалим: Гешарим, 1998. 446 С.
  129. .Г. Французская романтическая историография (1815— 1830). Л.: ЛГУ, 1956. 535 С.
  130. Ромен Роллан. 1866—1966. По материалам юбилейной сессии. Сборник. Ред. кол.: И. И. Анисимов и др. М.: Наука, 1968. 347 С.
  131. Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та. 1990. 252 С.
  132. Н.Т. Современный западный роман: Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. 128 С.
  133. H.A. Творчество Жюля Ромена в 30—40-е годы («Люди доброй воли»). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Л.: ЛГУ, 1986. 16 С.
  134. Современный роман: Опыт исследования. Сборник статей. Отв. ред. Е. А. Цурганова. АН СССР, ИНИОН. М.: Наука, 1990. 285 С.
  135. Г. Я. Блез Паскаль. М.: Мысль, 1979. 237 С.
  136. А.Н. Формирование эстетической концепции М. Пруста. Автореф. на соиск. учен, степени доктора филол. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. 1996. С. 34.
  137. H.A. Соотношение социального и индивидуального в этической концепции А. Бергсона. (Критический анализ). М.: МГУ, 1988. 20 С.
  138. М. Марсель Пруст. К вопросу о кризисе французского модернистского романа 1920-х гг. Автореф. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1965. 20 С.
  139. Г. В. Теория романа и проблемы истории в переписке Роже Мартен дю Гара (1920—1930-е годы). Автореферат на соиск. учен, степени канд. филол. наук. Л.: ЛГУ, 1987. 16 С.
  140. Е.Л. Жак Копо и Театр старой Голубятни. Л.: Искусство, 1971. 132 С.
  141. Я. Дюамель // Печать и революция, 1928. № 7. С.с. 100−117.
  142. Н.И. Позиция писателя и развитие романных форм. Киев:
  143. Наукова думка, 1990. 160 С.
  144. А. В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Советский писатель, 1975. 376 С.
  145. Albertini, J. Avez-vous lu Jean-Richard Block? Paris: Editions sociales, 1981. 343 P.
  146. Albertini, J. Le lieutenant-colonel de Maumort de Roger Martin du Gard ou le roman impossible? // Europe, 1985, N 671. P.p. 244—249.
  147. Allouin, B. Martin du Gard-romancier. Paris: Aux amateurs du livre, 1989. 508 P.
  148. Arbourg, R. Henri Bergson et les lettres francaises. Paris: Jose Corti, 1955. 460 P.
  149. Barjon, L. Mondes d’ecrivains-destinees d’hommes. Zola, Mistral, La Varende, Suares, Duhamel, Saint-Exupery, Poncel, Montherlant, Camus, Teilhard de Chardin, Bourbon, Busset. Tournai- Castermann, 1960. 318 P.
  150. Bidal, M.L. Les ecrivains de l’Abbaye. Georges Duhamel, Jules Romains, Charles Vildrac, Rene Arcos, Luc Durtain, Georges Chenneviere. Paris: Boivin, 1938, 240 P.
  151. Billy, A. L’epoque contemporaine (1905—1930). Paris: Armand Colin, 1956. 247 P.
  152. Billy, A. La litterature francaise contemporaine. Poesie-Roman-Idees. Paris: Armand Colin, 1928. 208 P.
  153. Block, J.-R. Au ralenti. // Europe, 1933, fev. 15, N 122. P.p. 258—266.
  154. Boisdeffre, P. Giono. L’homme et l’oeuvre. Paris: Gallimard, 1965.286 P.
  155. Bonneville, G. Prophetes et temoins de l’Europe. Essai sur l’idee de l’Europe dans la litterature francaise de 1914 a nos jours. Leyde: A.W. Sythoff, 1961. 183 P.
  156. Bouvier, E. Les lettres francaises au XX-e siecle. Paris: Presses universitaires de France, 1962. 233 P.
  157. Bree, G.- Guiton, M. An age of fiction. The French Novel from Gide to Camus. New Brunswick, New Jersey: Rutgers university press, 1957. 242 P.
  158. Brett, V. Henri Barbusse, sa marche vers la Clarte, son mouvement Clarte. Prague: Edition de l’Academie Tchecoslovaque des sciences, 1973. 238 P.
  159. Brodin, P. Presences contemporaines, v.2. Paris: Nouvelles editions Debressez, 1955. 425 P.
  160. Chaigne, L. Vies et oeuvres d’ecrivains, v.2. Paris: Fernand Lanore, 1956. 297 P.
  161. Charpentier, J. Considerations sur le roman. // Mercure de France, 1925, novembre 1. P.p. 577—611.
  162. Charpentier, J. Les Maitres. // Mercure de France, 1937, dec. 15. P. 562.
  163. Clement, B.A. The ideas of G. Duhamel on contemporary civilization. Thesis. Stanford: Stanford University, 1946. 238 P.
  164. Clouard, H. Histoire de la litterature francaise du symbolisme a nos jours. Paris: Albin Michal, 1959. 668 P.
  165. Cuisinier, A. Jules Romains et l’unanimisme. Paris: Flammarion, 1935.467 P.
  166. Curnier, P. Pages commentees d’auteurs contemporains. Du texte a l’idee. Tome I. Paris: Larousse, 1963. 222 P.
  167. Decaudin, M. La crise des valeurs sumbolistes. — Vingt ans de la poesie francaise. (1895—1914). These. Toulouse: Privat editeur, 1960. 535 P.
  168. Decaudin, M. XX-e siecle francais. Les temps modernes. Paris: Seghers, 1964. 238 P.
  169. David, J. Le proces de l’intelligence dans les lettres francaises aux seuil de l’entre-deux-guerres. Paris: Nizet, 1966. 350 P.
  170. Desnues, R.-M. Des auteurs et des hommes. Paul Claudel-Andre GideMarcel Proust-Georges Duhamel-Andre Maurois-Francois Mauriac-Henri de Montherlant-Georges Bernanos-Julien Green. Paris: Fleurus, 1961. 520 P.
  171. Durtain, L. Georges Duhamel. L’homme et l’oeuvre. Paris: Adrienne Monnier, 1920. 30 P.
  172. Ezra, N. S. Les elites en France. Grands corps et Grandes ecoles. Paris: Seuil, 1976. 282 P.
  173. Falls, W. F. Le message humain de Georges Duhamel. Esquisse litteraire. Paris: Boivin, 1948. 103 P.
  174. Garquilo, R. La genese des Thibault de Roger Martin du Gard. These. Lille: Service de reproduction des theses. Universite de Lille III, 1974, 843 P.
  175. Georges Duhamel. (1884—1966). Un recueil d’Articles. Paris: Mercure de France, 1967. 178 P.
  176. Girard, A. Le journal intime et la notion de la personne. These. Paris: La Bibliotheque Nationale, 1963. 633 P.
  177. Keating, L.C. Critic of civilization. Georges Duhamel and his writtings. Lexington: University of Kentucky press, 1965. 268 P.
  178. Knapp, B. L. Georges Duhamel. Life and work. New-Iork: Twayne. 1972. 193 P.
  179. Kornel, H. Cinq miracles americains. Les Etats-Unis dans l’oeuvre de Georges Duhamel, Jules Romains, Andre Maurois, Jacques Maritain et Simone de Beauvoir. Paris: Marcel Didier, 1972. 372 P.
  180. Kvapil, J. Romain Rolland et les amis de l’Europe. Praha: Statni Pedagogicke Nakladatelstvi, 1971. 172 P.
  181. Lafay, A. Duhamel revisite. Paris: Association des Amis de Georges Duhamel et l’Abbaye de Creteil, 1998. 231 P.
  182. Laforet, C. Reflexions sur le roman. // Europe, 1925, juillet 15, N 31. P.p. 342—346.
  183. Lalou, R. Histore de la litterature francaise contemporaine. De 1870 a nos jours. Tome I et II. P.: Presses Universitaires de France, 1946, 1953. 447, 958 P.
  184. Lanson, G. Histoire de la litterature francaise. Paris: Hachette, 1909. 1204 P.
  185. Larnac, J. La litterature francaise d’aujourd’hi. Paris: Editions sociales, 1948. 203 P.
  186. Lejeune, Ph. Le pacte autobiographique. Nouvelle edition augmentee. Paris: Seuil, 1996. 382 P.
  187. Leroy-Bedier, M.-L. Roger Martin du Gard et Georges Duhamel. // Cahiers Roger Martin du Gard. 2. Paris: Gallimard, 1991. P.p.181—199.
  188. Les Cahiers de l’Abbaye de Creteil, nouvelle serie. Paris: Association des amis de Georges Duhamel et de l’Abbaye de Creteil, 1997, N 18. 184 P.
  189. Lobet, M. Ecrivains en aveu. Essai sur la confession litteraire. Bruxelles. Paris: Brepols- Garnier freres, 1962. 205 P.
  190. Lot, G. Charles Nicolies et la biologie conquerente. Paris: Seghers, 1961. 145 P.
  191. Magne, E. Le machinisme dans la litterature contemporaine. // Mercure de France, 1910, janvier 16. P.p. 202—217.
  192. Magny, C.-E. Histoire du roman francais depuis 1918. Paris: Seuil, 1950. 350 P.
  193. Massis, H. Jugements, v. 2. Paris: Pion, 1924. 292 P.
  194. Maurois, A. Aspects de la biographie. Paris: Au sans pareil, 1928.180 P.
  195. Maurois, A. De Proust a Camus. Paris: Perrin, 1963. 349 P.
  196. Maurois, A. Grands ecrivains du demi-siecle. Bruxelles: Van den Bos, 1957, 369 P.
  197. Mihalyi, G. Combat avec la forme romanesque. // Studia romanica, Universitatis Debrecenensis de Ludovico. Kossuth nominatae. Debrecen, 1985. P.p. 77—89.
  198. Noulet, E. La nuit de la Saint-Jean, par. G. Duhamel. // Nouvelle revue francaise, 1935, dec. 1. P.p. 929—939.269.0uy, A. Georges Duhamel, l’homme et l’oeuvre. Paris: Ecrivains reunis, 1927. 242 P.
  199. Pomeau, R. Guerre et roman dans l’entre-deux-guerres. // Revue des sciences humaines, 1963, janvier-mars. P.p.77—98.271 .Prevost-Barancy, A.-J. Charles Nicolle. These. Paris: R. Foulon, 1950.93 P.
  200. Quillard, P. Les poemes: Georges Duhamel. L’homme en tete. // Mercure de France, 1910, janvier 1. P.p. 97—102.
  201. Quillard, P. Poemes. // Mercure de France, 1907, mars 1. P.p. 108—112.
  202. Raimond, M. La crise du roman. Des lendemains du naturalisme aux annees vingt. Paris: Armand Colin, 1968. 539 P.
  203. Raimond, M. Le roman depuis la revolution. Paris: Armand Colin, 1967. 416 P.
  204. Rieunaud, M. Guerre et revolution dans le roman francais. 1919—1939. These. Paris (Lille), 1975. 627 P.
  205. Roulin, P. Paul Valery. Temoin et juge du monde moderne. Neuchatel: Langages. A la baconniere. 1964. 269 P.
  206. Rousseau, A. Litterature du XX-e siecle. Paris: Albin Michel, 1939. V. 2. 275 P.
  207. Rousset, J. Narcisse romancier. Essai sur la premiere personne dans le roman. Paris: Jose Corti, 1986. 157 P.
  208. Senechal, Chr. L’Abbaye de Creteil. Paris: Andre Delpuech, 1930.185 P.
  209. Senechal. Chr. Les grands courants de la litterature francaise contemporaine. Paris: Societe francaise d’editeurs, 1934. 464 P.
  210. Sacy, S. Georges Duhamel. // Livres de France, aout-septumbre, 1956. P.p. 11—12.
  211. Santelli, C. Georges Duhamel, l’homme et l’oeuvre. Paris: Bordas, 1947. 385 P.
  212. Saurin, M. Les ecrits de Georges Duhamel. Essai de bibliographie generale. Paris: Mercure de France, 1951.440 P.
  213. Simon, P.-H. Georges Duhamel ou le bourgeois sauve. Paris: Le Temps present, 1946. 254 P.
  214. Simon, P.-H. Histoire de la litterature francaise contemporaine. 1900— 1950. Paris: Armand Colin, 1956. 224 P.
  215. Szavaj, J. The Autobiography. Studies in modem philology. Budapest: Academiai Klado, 1984. 236 P.
  216. Terisse, A. Georges Duhamel educateur. Paris: Nathan, 1951. 195 P.
  217. Terisse, A. Georges Duhamel ou 1' intelligence du coeur. Paris: Vald. Rasmussen, 1925. 64 P.242
  218. Thibaudet, A. Histoire de la litterature francaise de 1789 a nos jours. Paris: Stock, 1936. 587 P.
  219. Tison-Braun, M. La crise de l’humanisme. Le conflit de l’individu et de la societe dans la litterature francaise moderne, t. 2. Paris: Nizet, 1967. 470 P.
  220. Vassiouchkine, A.E. Peguy et le monde moderne. // Le Porche. Bulletin de l’Association des Amis du Centre Jeanne d’Arc-Charles Peguy de Saint-Petersbourg, 1998, novembre, N 4. P.p. 73—78.
  221. Zareba, L. L’estetique de Georges Duhamel d’apres ses essais. // Prace historycznoliterackie, z. 29, Warszawa-Krakow, 1974. S. 211—242.
  222. Zephir, J. Psychologie de Salavin de Georges Duhamel. Paris: Editions universitaires, 1970. 349 P.
Заполнить форму текущей работой