Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политическое страноведение и типология стран мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нельзя забывать и о политических аспектах экологической безопасности стран и пограничных регионов, о своевременных взаимных предупреждениях об авариях на промышленных предприятиях, о катастрофических стихийных бедствиях в приграничных регионах (землетрясениях, ураганах, цунами и пр.) и других инцидентах, влияющих на состояние окружающей среды и вызывающих ответственность одних государств перед… Читать ещё >

Политическое страноведение и типология стран мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политическое страноведение является одной из немаловажных граней в построении комплексной страноведческой характеристики регионов. Однако политические факторы динамичны, изменчивы во времени и часто носят трудно предсказуемый, конъюнктурный характер. В политическом страноведении нельзя обойтись без рассмотрения и учета многих этнических и социальных аспектов (в том числе конфессиональных, лингвистических и др.) в их историческом развитии. Политическое страноведение является одной из немаловажных граней в построении комплексной страноведческой картины мира. Особенность политического страноведения состоит в комплексном рассмотрении не только пространственных закономерностей распространения политических аспектов в отдельных государствах, но и региональных особенностей и их изменений в исторических временных рамках, определяющих специфику политической картины мира.

Нельзя забывать и о политических аспектах экологической безопасности стран и пограничных регионов, о своевременных взаимных предупреждениях об авариях на промышленных предприятиях, о катастрофических стихийных бедствиях в приграничных регионах (землетрясениях, ураганах, цунами и пр.) и других инцидентах, влияющих на состояние окружающей среды и вызывающих ответственность одних государств перед другими за нанесение ущерба окружающей среде и здоровью населения, а также и рекреационно-туристской сфере. Это важнейшие составляющие элементы программы создания международной системы коллективной безопасности и проблемные стороны комплексного страноведения.

Политическое страноведение в своем основном анализе территорий направлено на выявление главных политико-географических особенностей стран и регионов, общих и региональных политико-исторических и геополитических закономерностей в развитии мирового сообщества. Оно предусматривает изучение политического строя государств, включая анализ политического устройства, особенностей политической жизни страны и истории их становления. Политико-географические процессы, в отличие от социально-экономических и физико-географических, более динамичны, изменчивы во времени и часто носят непредсказуемый, конъюнктурный характер.

Различают государственное устройство и государственный строй.

По государственному устройству страны делятся на два главных типа: унитарные (единые) и федеративные («содержащие несколько субъектов федерации со своим законодательством).

В унитарном государстве на всей территории страны действуют одни общие законы (например, в Саудовской Аравии, Лесото, Андорре, Венгрии).

В федеративном государстве наряду с основными общегосударственными законами в отдельных землях или штатах действуют местные законы, которые могут в некоторых случаях отличаться от законов, действующих в других субъектах федерации (например, в Германии, США, России).

Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления, объединяющее субъекты федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты федерации — это самоуправляющиеся территориальные единицы. В 2016 г. в состав Российской Федерации входило 85 субъектов: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область (Еврейская), 4 автономных округа и 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Кроме этого, выделяют еще 8 Федеральных округов со столичными центрами: Центральный (Москва), Северо-Западный (СанктПетербург), Южный (Ростов-на-Дону), Дальневосточный (Хабаровск), Сибирский (Новосибирск), Уральский (Екатеринбург), Приволжский (Нижний Новгород), Северо-Кавказский (Пятигорск), Крымский (Симферополь).

Республики (как государства) имеют свои конституцию и законодательство; край, область, автономная область и автономный округ, город федерального значения — свой устав и законодательство.

Эти различия необходимо знать и учитывать туристам, планирующим путешествие из одного субъекта федерации страны посещения в другой. Даже мера наказания за одно и то же нарушение в разных территориальных субъектах (например, в штатах США) может быть разная, о чем следует информировать туристов, отправляющихся в федеративные страны.

К федеративным странам примыкают конфедерации, в которых субъекты объединения обладают большей независимостью, чем при федеративном устройстве (например, Швейцария).

По государственному (политическому) строю страны подразделяются на монархии и республики, кроме стран с неустановившимся государственным строем.

Монархии. При монархической форме государственного правления единоличная власть монарха не ограничена по времени и передается по наследству. Монархами называют императоров, царей, королей, князей, герцогов, шахов, шейхов, эмиров, султанов. Среди монархий различают:

абсолютные (с неограниченной властью главы государства — короля, князя, султана, шаха и пр., передаваемой по наследству, что было характерно для рабовладельческого и феодального строя);

абсолютные теократические, где глава государства одновременно является и высшим религиозным лицом (например, королевство Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Ватикан);

конституционные парламентские монархии, где верховная власть ограничена конституцией, парламентом (например, королевство Швеция, Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, Непал, Великое герцогство Люксембург).

На начало XXI в. монархии как форма политического правления сохраняются в 29 странах мира. Самая древняя из существующих в мире монархий — японская. Она берет начало с 660 г. до н. э. Самая древняя монархия в Европе — датская. В Дании она существует с 899 г. Самая молодая монархия образована в 1970 г. в Океании — Королевство Тонга.

В Европе монархии представлены в 12 странах: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция.

В Азии монархии сохраняются в 13 странах: Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония.

В Африке — в 3 странах: Лесото, Марокко, Свазиленд.

В Океании — единственное Королевство Тонга.

Среди республик можно выделить два основных типа: президентские республики (США, Франция, Россия, Туркмения, Панама) и парламентские республики (Германия, Австрия, Италия, Финляндия, Индия). Названия типов республик подчеркивают роль ведущей власти в той или иной стране. Как правило, в парламентских республиках ведущую роль играет правительство и его глава (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер и др.).

Парламенты (состоящие из одной или двух палат) представляют собой законодательную власть; президенты и правительство — исполнительную власть. Третьей ветвью власти является судебная. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд.

Во многих развитых государствах существует Конституционный суд, который имеет функцию определения соответствия принимаемых законов, указов, постановлений — действующей Конституции. Например, Конституционный суд России прилагает большие усилия для приведения в соответствие законов субъектов Российской Федерации по отношению к Конституции России — главному закону страны, устраняя возможные противоречия.

Современная эпоха отличается активными процессами интеграции и дезинтеграции стран на политической карте мира. Поэтому в рамках политического страноведения приходится рассматривать не только отдельные государства, но и разного рода политические и военно-политические интеграционные группировки (например, ЕС, НАТО).

Некоторые из таких группировок приобрели большое влияние на мировой арене, без них невозможно представить современный мир. Например, на руинах Британской империи сохранилось Содружество наций (до 1946 г. — Британское содружество наций), возглавляемое королевой Великобритании. Именно королева является символом Содружества. В современном виде Содружество наций объединяет государства бывших доминионов, признающих главой английскую королеву (Австралия, Новая Зеландия, Канада).

Во многих развитых государствах большую роль играют политические партии и отдельные общественные организации, особенно профсоюзы. В большинстве стран сложились фактически двухпартийные системы. Другие партии составляют лишь фон политической жизни. Например, в США — демократическая и республиканская партии; в Великобритании — консервативная и лейбористская; в Германии — христианско-демократический союз (ХДС) и христианско-социальный союз (ХСС), образующие блок (ХДС/ХСС), социал-демократическая партия Германии (СДПГ), а также активно внедряющиеся в политическое управление Свободная демократическая партия (СвДП), Левая партия (ЛП), «Союз-90» / «зеленые», «Альтернатива для Германии» (АдГ). Во Франции насчитывается более 50 политических партий, объединений и союзов. Среди них есть крайне правые, правые, центристские, левоцентристские, левые, крайне левые, регионалистские и др.

В России в последние годы активно идет партийное строительство. Количество партий постоянно изменяется. Самыми известными партиями, имеющими влияние на политическую жизнь общества, ко времени выборов Президента РФ в 2018 г являлись: «Единая Россия» (ЕДРО), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ), «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР), Партия «Яблоко», Партия РОСТА, Коммунистическая партия «Коммунисты России», Партия «Гражданская инициатива» и др.

Другие партии («Родина», «Партия жизни», «Патриоты России», «Партия народной свободы» (ПАРНАС), Партия «Российский общенародный союз» и др.) пока не получили необходимой поддержки народных масс и потому не имеют достаточного представительства в парламенте РФ. Но обычно накануне каждой выборной компании политическая жизнь страны активизируется, на политическую арену выдвигаются новые личности и партии.

Иная картина — в развивающихся странах, где еще не сложилась многопартийная система. В таких государствах часто имеется несколько мелких и слабых партий или только одна правящая партия, созданная и поддерживаемая правящим режимом, что считается признаком тоталитаризма.

Политические события, происходящие в мире, такие как государственные перевороты, распад федеративных государств на отдельные суверенные территории или объединение отдельных государств в более крупное образование, неизбежно оказывают влияние на состояние международного туризма. В одних случаях изменение формы государственного правления ведет к большей открытости и развитию выездного и въездного международного туризма (например, в России — после распада СССР в 1991 г., в Китае — после 2012 г.), а в других случаях — к увеличению эффекта изоляции и сокращению туристских контактов (например, как это произошло в КНДР в результате разделения Кореи на Северную и Южную в 1948 г. или в Туркмении после обретения суверенитета в 1991 г.).

Следовательно, при изучении стран мира необходимо иметь представление об их государственном устройстве и политическом строе. Необходимо уметь видеть различия в законах, религиозных обычаях и нравах народов изучаемых стран и, несомненно, разбираться в политических особенностях страны посещения. Следует разбираться в видах монархического правления в той или иной стране, иметь представление о религиозных влияниях на нравы и политическую обстановку, об основных государственных праздниках, так как это может иметь значение при организации туристских путешествий.

Таким образом, политическое страноведение выявляет весьма важные в настоящее время особенности общественного устройства стран мира, становится необходимой составляющей частью образовательного комплекса студентов вузов и одной из ярких граней комплексного страноведения.

Завершая обзор частных видов или «граней» страноведения, еще раз отметим, что для формирования объективного образа любой страны необходим синтез возможно большего разнообразия страноведческих знаний о природе, населении, экономике, политике и их комплексное обобщение.

В целом многогранный страноведческий комплекс знаний о странах мира, включающий сведения о современной политической карте мира, формирует объективные образы стран. Это необходимый фундамент образовательного цикла страноведов — будущих широких специалистов в области географии зарубежных стран и России, менеджеров — организаторов сферы международного туризма.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что называется политической картой мира?
  • 2. Назовите основные исторические этапы формирования политической карты мира.
  • 3. В чем различия политических карт мира конца XX и начала XXI века?
  • 4. Приведите примеры стран с разным государственным устройством и политическим строем.
  • 5. Назовите страны Европы с монархической формой правления и покажите их на карте.
  • 6. Покажите на карте мира страны Азии с монархической формой правления.
  • 7. Назовите самые древние и самые молодые монархии в современном мире.
  • 8. Объясните, в чем заключаются различия между монархической и республиканской формой правления?
  • 9. Приведите примеры международных военно-политических и политикоэкономических союзов. Укажите страны, входящие в эти организации.
  • 10. Приведите примеры интегративных и дезинтеграционных процессов и покажите на политической карте мира страны, участвовавшие в этих процессах.
  • 11. Назовите и покажите на карте «горячие точки» планеты.
  • 12. Какими причинами вызваны конфликты в «горячих точках»?
  • 13. Какие политические партии известны вам в России и других странах мира?
  • 14. Как политические события, происходящие в странах мира, влияют на развитие международного туризма?
  • 15. Перечислите основные изменения, произошедшие на политической карте мира в XXI в.
  • 16. Каковы современные особенности политического устройства России?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой