Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адресант проповеди (образ автора)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние десятилетия значительным изменениям подвергся социальный облик проповедника. Раньше, говоря «проповедник», представляли себе, как правило, мужчину, достигшего определенного возраста, имеющего (в большинстве конфессий) сан священника и получившего специальное образование. Современный образ проповедника рисует в книге «The Parable of Ten Preachers» T. Troeger. На воображаемый семинар… Читать ещё >

Адресант проповеди (образ автора) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образ автора в жанре проповеди представляется сложным, комплексным. С одной стороны, проповедник наделен уникальными полномочиями — доносить до своих прихожан слово Божие. С другой стороны, он — лишь посредник, есть еще «высший нададресант», и проповедник — тоже его «слушатель». Не случайно некоторые из современных американских теоретиков проповеди сравнивают хорошего проповедника с факсовым аппаратом, имея в виду такие качества, как точность и бесперебойность при передаче важной информации [Alling, Schlafer 1997, р. IX].

Важнейшей характеристикой адресанта проповеди является его духовный облик. Именно он в наибольшей степени определяет кредит доверия, которым наделяет проповедника аудитория. F.B. Craddock считает, что главными качествами проповедника являются сила веры, страстность, милосердие и авторитет [Craddock 1985, р. 24].

Вера не случайно стоит в этом списке на первом месте. Без нее деятельность проповедника бессмысленна и бесполезна. Отсутствие веры в то, о чем проповедуешь, теоретически возможно маскировать состоянием ложного аффекта, но никак не перед своими постоянными прихожанами. Риторический критерий единства слова и дела, возможно, в наибольшей степени применим к положению проповедника, аудиторию которого составляют его прихожане.

Страстность делает речь убедительной. Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей проповедника. В современной риторике принято условное разделение ораторов на эмоциональный и логический типы [Введенская 1999, с. 237]. Для одних основное средство ораторского искусства — логика рассуждений, другие воздействуют на слушателей своей эмоциональностью. Естественно, каждая речь, т. е., в нашем случае, каждая проповедь, должна быть и логичной, и эмоциональной. Страстная, но бессодержательная проповедь вызывает раздражение и разочарование слушателей. Но еще худший эффект имеет полная бесстрастность проповедника. Если он так спокойно относится к тому, о чем говорит, то почему это должно волновать слушателей?

Милосердие, душевное благородство, такт — все это обозначает английское слово «grace». Это еще одно важнейшее требование к проповеднику. Среди аудитории могут быть люди, лично неприятные говорящему. Кто-то, возможно, во время проповеди поведет себя недостойным образом. Проповедник должен желать спасения душ всех слушателей и своей речью вести к этому всю аудиторию, а не только тех, кому он симпатизирует.

Авторитет проповедника в значительной мере определяется его статусом как «полномочного проводника Божественной истины» [Агеева 1998, с. 7]. В ситуации богослужебной проповеди адресат признает за адресантом приоритетное право на говорение, располагает резервом времени, коммуникация носит добровольный характер.

Но современный мир диктует свои условия. Статус больше не гарантирует оратору автоматического внимания аудитории. Главы правительств, президенты, даже члены королевских семей внимательно следят за своим рейтингом и результатами опросов общественного мнения. Проповеднику же приходится завоевывать и укреплять свой авторитет каждой проповедью. Следует еще отметить, что в ситуации, когда священник проповедует перед своими прихожанами, очень важную роль играет его пасторский авторитет. У всеми любимого и уважаемого священника, ставшего для прихожан примером истинного служения Богу, слушатели готовы не заметить некоторых логических и речевых ошибок, которых другому проповеднику не простили бы.

В последние десятилетия значительным изменениям подвергся социальный облик проповедника. Раньше, говоря «проповедник», представляли себе, как правило, мужчину, достигшего определенного возраста, имеющего (в большинстве конфессий) сан священника и получившего специальное образование. Современный образ проповедника рисует в книге «The Parable of Ten Preachers» T. Troeger [Troeger 1995]. На воображаемый семинар к профессору гомилетики собираются: женщина средних лет, бывшая операционная сестра, теперь осваивающая профессию священника; афро-американский священник, бывший руководитель церковного хора; застенчивый молодой человек из церкви пятидесятников; пастор бедной церкви корейских иммигрантов; пастор процветающей церкви в богатом пригороде; молодой индеец, готовящийся стать священником; пожилой священник методистской церкви из рабочего квартала. Таким образом, состав проповедников характеризуется множеством различий по национально-культурному, образовательному, конфессиональному, возрастному, социальному, а также половому признакам. Для христианства в США характерна многонациональность.

Важным фактором, оказавшим влияние на социальный облик современного проповедника, стало то, что продолжает увеличиваться число людей, ступающих на эту стезю в достаточно зрелом возрасте, имея профессиональный опыт в другой сфере. Многие церкви проводят политику активного привлечения к проповеднической деятельности мирян.

Но более всего стоит отметить влияние, которое оказало на современный образ проповедника феминистское движение. В современных сборниках «лучших проповедей» половину, а иногда и больше, авторов составляют женщины. В 1994 году англиканская церковь в Великобритании впервые наделяет нескольких женщин саном священника, — а уже в 1999 году в сборнике «лучших проповедей», выпущенном под эгидой «Times», из 13 англиканских проповедей 5 написаны женщинами.

Изменение социального состава проповедников влечет за собой мировоззренческие изменения и не может не отразиться на содержании и стиле проповедей. J. Killinger отмечает, что женщины-проповедники уделяют большее внимание психологическим и эмоциональным проблемам человека в мире, вопросам строительства семьи и воспитания детей, в то время как мужчины-проповедники предпочитают более традиционные библейские и богословские темы. Женщины отличаются большей терпимостью и лучшей способностью соотносить Слово с окружающим миром. J. Killinger отмечает позитивное влияние, которое деятельность женщин-проповедников уже оказывает на проповедников-мужчин: они становятся более открытыми к диалогу и более чуткими к изменениям в обществе [Killingerl996, p.6].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой