Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Роман Т. Драйзера "Сестра Керри": концепция человека и её литературное воплощение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сестра Керри" не только не укладывается в прокрустово ложе подобных концепций, но и гневно восстает против них, восстает против затхлой буржуазно-религиозной морали. «…Ведь Керри не просто избежала возмездия, — подчеркивает Маттисен, — Драйзер вообще не считал, что она грешна, и это был самый дерзкий его вызов условным понятиям конца XIX века». К подобному же выводу приходит и Дороти Дадли… Читать ещё >

Введение. Роман Т. Драйзера "Сестра Керри": концепция человека и её литературное воплощение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Молодой Драйзер остро ощущал ту стену, которая отделяла буржуазную журналистику и литературу от подлинной жизни. «Ничто меня так не смущало, как противоречие между тем, что я наблюдал, и тем, что я читал. В книгах все было красиво, безмятежно и никогда ни намека на жестокость жизни, ее грубость и пошлость», — вспоминал он впоследствии. И в первом своем романе — «Сестра Керри» (1900) — он попытался рассказать о подлинной жизни так, как она ему рисовалась.

Сюжетная сторона романа и место его действия взяты писателем из реальной американской жизни конца XIX века. Так поступали и многие другие писатели, но роман Драйзера — произведение глубоко художественное, факты повседневной жизни освещены в нем творческим видением автора, показаны через его индивидуальное восприятие действительности. Из жизненной мелодрамы писатель создает историю социальную, подымаясь до показа типичных героев в типичных обстоятельствах. Именно этим он сразу же навлек на себя немилость ярых апологетов «американского образа жизни», защитников капиталистического общества.

Американские писатели до Драйзера за некоторым исключением видели свой долг, по выражению писателя Вильяма Дина Хоуэллса, в изображении «наиболее радостных сторон жизни, являющихся в то же самое время и наиболее американскими». Другой американский писатель, поэт Эдгар Ли Мастерс, писал в этой связи: «Сорок лет назад, принимаясь за роман вроде „Сестры Керри“, нужно было помнить, что о женщине необходимо писать в духе только одной идейной концепции. Книга должна была непременно доказать, что женщину ждет возмездие… даже не в силу тех или иных ее поступков и их последствий, а в силу христианской доктрины греха. Писателю надлежало расчистить путь, дабы по нему прошествовала истина, высвобождая из тенет порока юные сердца и неся свет разума умудренным опытом повсюду, куда доходили отблески ее факела».

Первоначально роль женщины в литературных произведениях сводилась либо к объекту, который защищают, похищают, продают, покупают, освобождают, убивают и т. д., либо к субъекту, который верно ждет отсутствующего возлюбленного либо бесчестно изменяет ему чуть ли не у всех на глазах. Женщина изображается лишь в одной из семейных ролей плюс роли невесты и любовницы. Ни о каком социальном становлении и участии в общественном производстве речи не идет.

В этой связи тот факт, что главный герой романа — женщина, причем не богатая, не знатная и не отличающаяся никакими особыми достоинствами, уже является примечательным и показывает прогресс литературы в деле художественного восприятия и изображения жизни. Диалектичность образа Кэрри также является огромным прогрессом. Если в прошлые века у литературных персонажей женского пола душевной жизни либо не было вообще, либо эта душевная жизнь была представлена поверхностно и упрощенно. У Драйзера же Кэрри — полноценный человек. Более того, Кэрри в восприятии жизни стоит выше всех персонажей романа, в том числе мужчин. К концу романа Кэрри окончательно эмансипируется, т. е. живет на свои деньги и отказывает солидным мужчинам.

«Сестра Керри» не только не укладывается в прокрустово ложе подобных концепций, но и гневно восстает против них, восстает против затхлой буржуазно-религиозной морали. «…Ведь Керри не просто избежала возмездия, — подчеркивает Маттисен, — Драйзер вообще не считал, что она грешна, и это был самый дерзкий его вызов условным понятиям конца XIX века». К подобному же выводу приходит и Дороти Дадли. «В эпоху, когда всеми овладела боязливость, — отмечала она, — когда эту боязливость, во всяком случае, усиленно насаждали люди, стоявшие во главе общества в последней трети XIX века, Драйзер был один из тех, кто от рождения не был связан условностями и жил, не признавая их».

Теодор Драйзер стал одним из первых писателей, осмелившихся заявить во всеуслышание, что «наиболее американскими» являются отнюдь не «наиболее радостные» стороны жизни. «С первых же страниц романа, — писал Маттисен, — его автором движет твердая вера, что он помогает запечатлеть специфически американский опыт…» Своим первым романом Драйзер поднял завесу и показал подлинную Америку, ту Америку, в которой он вырос, которую он познал на собственном жизненном опыте. И поэтому его роман прозвучал, словно набатный колокол в тихий идиллический рождественский вечер. Как отмечал современник Драйзера писатель Джордж Эйд, «в то время, когда некоторые из нас строили курятники или, возможно, бунгало, Драйзер сооружал небоскребы».

«Сестра Керри» была встречена холодными, враждебными рецензиями буржуазных газет и журналов. Это неудивительно: ведь писатели-реалисты не пользовались уважением у буржуазных литературоведов. В тогдашних книгах по истории литературы США даже о Марке Твене или умалчивали, или вскользь, с недоумением, замечали, что его книги имеют успех у читателей.

Образцом подобного рода суждений может служить и концовка рецензии из газеты «Seattle Post-Intelligencer»:

«Философия этой книги совершенно ясна и весьма интересна. Но ее содержание, сама грязная основа, на которой развивается действие, естественно, не позволяют ей достигнуть заметной популярности. Даже антисептически чистая манера повествования г-на Драйзера не может превратить ее ни во что другое, кроме как в слишком отталкивающую историю, и вам никогда и в голову не придет порекомендовать ее прочесть кому-либо другому. И все же остается фактом, что как произведение литературы, как образец философии человеческого существования роман почти гениален».

В таких условиях борьба вокруг первого романа Драйзера приобрела огромное значение для развития американской литературы.

Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что «Сестра Керри» является интереснейшим произведением для прочтения и последующего анализа.

Целью данной курсовой работы являются:

ь Исследование литературного воплощения концепции человека по Драйзеру Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

ь проанализировать типы и художественные образы, фигурирующие в романе;

ь соотнести события романа с экономическим и социально-идеологическим состоянием США того времени;

Методами исследования являются:

  • · анализ типов и образов главных героев романа;
  • · оценка экономического и социального состояния США в конце ХIX века;
  • · использование и комбинирование различных англои русскоязычных источников по теме.

Материалы исследования:

  • · роман Т. Драйзера «Сестра Керри»;
  • · биографии автора;
  • · пособия по истории литературы США;
  • · англои русскоязычные интернет ресурсы по теме.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой