Андре Бретон и формирование поэтики французского сюрреализма в 20-е — начале 30-х годов XX века
Диссертация
M. Nadeau, op. cit. P. 5. современности. Однако, большинство сходится во мнении, что период существования сюрреализма как школы приблизительно ограничивается рамками 1921;1939 гг. и что «сюрреалистические мотивы» в современном искусстве следует именовать «сюрреалистическим духом» («esprit surrealiste»), оставляя термин «сюрреализм» непосредственно за художественной школой. При этом необходимо… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Истоки и особенности сюрреализма как художественного мышления
- Глава 2. Сюрреализм: специфика поэтического образа
- Глава 3. Поэтика сюрреалистической повести Андре Бретона
- Надя"
Список литературы
- Бретон А. Второй манифест сюрреализма!7 Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Сост., пер. с франц., комм. С. А. Исаева и Е. Д. Гальцовой. -М.: ГИТИС, 1994. — С. 290−342.
- Бретон А. Надя// Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Сост., пер. с франц., коммент. С. А. Исаева и Е. Д. Гальцовой. — М.: ГИТИС, 1994.-С. 190−246.
- Диалог в 1928/! Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Сост., пер. с франц., коммент. С. А. Исаева и Е. Д. Гальцовой. — М.: ГИТИС, 1994.-С. 188−189.
- Письмо главным врачам лечебниц для душевнобольных7/ Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Сост., пер. с франц., коммент. С. А. Исаева и Е. Д. Гальцовой. — М.: ГИТИС, 1994. — С. 151−152.
- Поэзия французского символизма. Лотреамон: Песни Малъдорора. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 512 с.
- Сюрреалистические игры// Антология французского сюрреализма, 20-е годы. Сост., пер. с франц., коммент. С. А. Исаева и Е. Д. Гальцовой. — М.: ГИТИС, 1994.-С. 187−188.
- Adherer au Parti communiste? Septembre — decembre 1926. Archives du surrealisme publiees sous l’egide d’Actual. Presente et annote par Marguerite Bonnet. — Paris: Gallimard, 1992.- 120 p.
- An anthology of French surrealist poetry. Edited with an introduction by J.H. Matthews. — London: University of London Press, 1966. — 206 p.
- Anthologie Eluard. Edited by Clive Scott. — London: Menthuen Educational Ltd., 1983, — 134 p.
- Apollinaire G. Oeuvres completes. Ed. etablie sous la dir. de Michel Decaudin. — Paris: Balland et Lecat, 1965−1966. — V. 1 -751 p.- V. 2 — 828 p.- V. 3 -946 p.- V. 4−975 p.
- Aragon L. Une vague de reves// Commerce. 1924. — # 2. — P. 89−122.
- Aragon L. Anicet ou le Panorama- Le libertinage. — Paris: Robert Laffont, 1964. -368 p.
- Aragon L. La defence de l’infini. Les aventures de Jean-Foutre la Bite. -Paris: Gallimard, 1986. — 383 p.
- Artaud A. Le theatre et son double suivi de Le theatre de Seraphin. — Paris: Gallimard, 1964.-246 p.
- Artaud A. L’Ombilique des Limbes suivi de Le Pese-nerfs et autres textes. -Paris: Poesie/Gallimard, 1995. — 251 p.
- Breton A. Oeuvres completes. Edition etablie par M. Bonnet. Bibliotheque de la Pleiade. — Paris: Gallimard, 1988−1992. — V. 1 — 1798 p.- V. 2 — 1857 p.
- Breton A. Le surrealisme et la peinture. Genese et perspectives artistiques du surrealisme. Fragments inedits. — New York: Brentano’s, 1945. — 203 p.
- Breton A. La Cle des Champs. — Paris: Jean-Jacques Pauvert, 1967. — 342 p.
- Bureau de recherches surrealistes. Cahier de la permanence. Octobre 1924 — avril 1925. Archives du surrealisme publiees sous l’egide d’Actual. Presente et annote par Paule Thevenin. — Paris: Gallimard, 1988. — 167 p.
- Desnos R. La liberte ou l’amour. Deuil pour deuil. — Paris: Gallimard, 1962. -160 p.
- Desnos R. Corps et biens. — Paris: Poesie/ Gallimard, 1996. — 192 p.
- Eluard P. Oeuvres completes: 2 vols. Edition etablie par Marcelle Dumas et Lucien Scheler. Bibliotheque de la Pleiade. — Paris: Gallimard, 1968−1971. -V. 1 — 1665 p.- V. 2 — 1507 p.
- Jarry A. Ubu. — Paris: Gallimard, 1978. — 535 p.
- La Revolution surrealiste. Decembre 1924 — decembre 1929. — № 1−12. -Collection complete. Reedition. — Paris: Jean- Michel Place, 1975. -Pagination multiple.
- Les jeux surrealistes. Mars 1921 — septembre 1962. Archives du surrealisme publiees sous l’egide d’Actual. Presente et annote par Emmanuel Carrigues. -Paris: Gallimard, 1995. — 314 p.
- Les pensees d’Andre Breton. Guide alphabetique etabli par H. Behar avec le concours de M. Barbe et R. Fournier. — Lausanne: L’Age d’Homme, 1988. -362 p.
- Le Surrealisme au service de la revolution. Juillet 1930 — mai 1933. — № 1−6. — Collection complete. Reedition. — Paris: Jean-Michel Place, 1976. -Pagination multiple.
- Nadeau M. Histoire du surrealisme. II. Documents surrealistes. — Paris: Seuil, 1948. -398 p.
- Petite anthologie poetique du surrealisme. Introduction par Georges Hugnet. -Paris: Editions Jeanne Bucher, 1934. — 170 p.
- Pillement G. Anthologie du theatre francais contemporain. Le theatrerd’avant-garde. — Paris: Editions du Belier, 1945. — 452 p.
- Recherches sur la sexualite. Janvier 1928 — aout 1932. Archives du surrealisme publiees sous l’egide d’Actual. Presente et annote par Jose Pierre. — Paris: Gallimard, 1990. — 212 p.
- Ribemont-Dessaignes G. L’empereur de Chine suivi de Le serin muet. -Paris: Au Sans Pareil, 1921. — 151 p.
- Ribemont-Dessaignes G. Dada: manifestes, poemes, articles, projets, 19 151 930.- Paris: Champ Libre, 1974. — 191 p.
- Ribemont-Dessaignes G. Ariane. — Paris: Jean-Michel Place, 1977. — 123 p.
- Ribemont-Dessaignes G. Dada 2: nouvelles, articles, theatre, chroniques litteraires, 1919−1929. — Paris: Champ Libre, 1978. — 306 p.
- Soupault P. Le bar de l’amour. — Paris: Emile-Paul, 1925. — 92 p.
- Soupault P. Georgia. Epitaphes. Chansons. — Paris: Poesie/ Gallimard, 1984. -314 p.
- Tzara T. Dada est tatou. Tout est dada. Introduction, etablissement du texte, notes, bibliographie et chronologie par Henri Behar, professeur a la Sorbonne Nouvelle. — Paris: Flammarion, 1996. — 382 p.
- Tzara T. Grains et issues. Chronologie, introduction, bibliographie, dossier, notes par Henri Behar. — Paris: Garnier/Flammarion, 1981. — 314 p.
- Tzara T. Les premiers poemes. Presentes et traduits du roumain par Claude Sernet. — Paris: Seghers, 1965. — 88 p.
- Vers l’action politique. Juillet 1925 — avril 1926. Archives du surrealisme publiees sous l’egide d’Actual. Presente et annote par Marguerite Bonnet. -Paris: Gallimard, 1988. — 169 p.
- Vitrac R. Les mysteres de l’amour. Drame en trois actes precedes d’un prologue, avec un portrait de l’auteur par Andre Masson. — Paris: Nouvelle Revue Francaise, 1924. — 90 p.
- Vitrac R. Connaissance de la mort. — Paris: Nouvelle Revue Francaise, 1926. -278 p.
- Vitrac R. Cruautes de la nuit. — Marseille: Les Cahiers du Sud, 1927. — 63 p.
- Vitrac R. Victor, ou Les enfants au pouvoir. — Paris: Gallimard, 1946. — 90 p.
- Vitrac R. Le voyage oublie precede de Roger Vitrac et le theatre surrealiste par Jean-Pierre Han. — Paris: Rougerie, 1974. — 96 p.196 Раздел II.
- Бергсон А. Творческая эволюция. — М.-СПб.: Русская мысль, 1914. -332 с.
- Борев Ю.Б., ред. Теории, школы, концепции. Художественный образ и структура. — М.: Наука, 1975. — 231 с.
- История искусства зарубежных стран. — Т. 3. — М.: Искусство, 1964. -670 с.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. — Т. 3 -Эстетические учения Западной Европы и США. — М.: Искусство, 1967. — 1008 с.
- История эстетики. Памятники эстетической мысли. — М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1962. — 682 с.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — Л.: Просвещение, 1972. — 271 с.
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Выпуск 1. Введение. Теория стиха. — Тарту: Уч. записки Тарт. гос. унив., 1964. -195 с.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. -М.: Искусство, 1994. — 608 с.
- Священная книга Toma. Великие арканы Tapo. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. Опыт комментария Владимира Шмакова, инженера путей сообщения. — М., 1916. — 512 с.
- Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. — М.: Наука, 1977. — 201 с.
- Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. -511 с.
- Тишунина Н.В. Формирование символистской драмы в Западной Европе в 60-е — 90-е гг. XIX века (художественная философия, театральная эстетика, концепция личности). Дис. доктор, искусств. -СПб., 1996.-418 с.
- Тишунина Н.В. Западно-европейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 159 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — СПб.: Азбука, 1997. — 480 с.
- Barry P. Beginning Theory. An Introduction to Literary and Cultural Theory. — Manchester and New York: Manchester University Press, 1995. -239 p.
- Barthes R. Mythologies. — Paris: Seuil, 1957. — 267 p.
- Barthes R. Essais critiques. — Paris: Seuil, 1964. — 275 p.
- Barthes R. Critique et verite: essai. — Paris: Seuil, 1966. — 80 p.
- Barthes R. Le degre zero de l’ecriture suivi de Nouveaux essais critiques. -Paris: Seuil, 1972.- 187 p.
- Barthes R. Le plaisir du texte. — Paris: Seuil, 1973. — 108 p.
- Beauvoir S. de Le deuxieme sexe. — Paris: Gallimard, 1949. — V. 1 — 399 p.- V. 2−577 p.
- Bristow J. Sexuality. — London & New York: Routledge, 1997. — 248 p.
- Colvile G.M.M. Vers un langage des arts autour des annees vingt. — Paris: Librairie C. Klincksieck, 1977. — 146 p.
- Culler J. On Deconstruction. Theory and Criticism after Structuralism. -London: Routledge, 1982. — 307 p.
- Eagleton T. Literary Theory. An Introduction. — Oxford-Maiden, Mass.: Blackwell Publishers, 1996. — 234 p.
- Freud S. Delusions and dreams in Jensen 's 'Gradiva '// The Complete Psychological Works of Sigmund Freud. — V. 9. — London: The Hogarth Press and The Institute of Psycho-analysis, 1964. — P. 1−97.
- Freud S. Leonardo da Vinci and a memory of his childhoodV/ The Complete Psychological Works of Sigmund Freud. — V. 11, — London: The Hogarth Press and The Institute of Psycho-analysis, 1964. — P. 59−138.
- Genette G. Figures I. — Paris: Seuil, 1966. — 265 p.
- Genette G. Figures II. — Paris: Seuil, 1969. — 293 p.
- Genette G. Palimpsestes: la litterature au second degre. — Paris: Seuil, 1982.-467 p.
- Lacan J. Ecrits. — Paris: Seuil, 1966. — 924 p.
- Laplanche J. et Pontalis J.-B. Vocabulaire de la psychanalyse. — Paris: PUF, 1992. — 523 p.
- Levi-Strauss C. Anthropologie structurale. — Paris: Pion, 1974. — 452 p.
- Literary Theory: An Anthology. Ed. by Julie Rivkin and Michael Ryan. -Oxford-Maiden, Mass.: Bfctckwell Publishers, 1998. — 1130 p.
- Literature in the Modern World. Critical Essays and Documents. Ed. by Dennis Walder. — Open University: Oxford University Press, 1990. — 386 p.
- Modern Criticism and Theory. A Reader. Ed. by David Lodge. — London & New York: Longman, 1988. — 467 p.
- Modern Literary Theory. A Comparative Introduction. Ed. by Ann Jefferson and David Robey. — London: B.T. Batsford Ltd., 1986. — 240 p.
- Roudinesco E. Histoire de la psychanalyse en France. 2: 1925−1985. -Paris: Seuil, 1986. -778 p.
- Wright E. Psychoanalytic Criticism: Theory in Practice. — London: Menthuen, 1984. -208 p.
- Yale French Studies Literature and Psychoanalysis. The Question of Reading: otherwise. — New Haven, Conn.: Yale French Studies, 1977. — # 55−56.-509 p.
- Zima P.V. The Philosophy of Modern Literary Theory. — London & New Brunswick, NJ: The Athlone Press, 1999. — 263 p.1. Раздел III.
- Общие работы по истории и теории сюрреализма.
- Андреев Л.Г. Сюрреализм. — М.: Высшая школа, 1972. — 232 с.
- Афасижев М.Н. Альтернативы модернизма. — М.: Гос. ин-т искусствознания, 1998.-232с.
- Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. — М.: Наука, 1982. — 392 с.
- Великовский С.И. Сюрреализм (во Франции)// КЛЭ. — Т. 7. — М.: Советская Энциклопедия, 1972. — С. 314−315.
- Гальцова Е.Д. Театральный эксперимент Л. Арагона// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Филология. 1992. — № 1. — С. 41−48.
- Дубин С.Б. Сюрреализм: продолжение следует.// Художественный журнал. 1998. — № 18. — С. 47−53.
- Дубин С.Б. Сюрреалистский черный юмор и его романтические истоки, Автореферат диссер.к.ф.н. -М., 1998. — 29 с.
- Коган П. Сюрреализм//Искусство. 1925. — № 2. — С. 100−109.
- Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон// Поэзия французского символизма. Лотреамон: Песни Мальдорора. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 5−62.
- Кулик И. Театр в культуре Дада// Вопр. Искусствознания. 1995. — № ½. — С. 540−574.
- Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. — М.: Наука, 1970. — 174 с.
- Лесли Р. Сюрреализм. Мечта о революции. — New York: Todri productions Ltd., 1997. — 128 с.
- Пигулевский В.О. Романтический универсум, сюр- и гиперреалъностъ// Историко-теоретические проблемы искусства. -Кишинев, 1987.-С. 95−115.
- Подгаецкая И.Ю. В поисках единства! I Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М.: Наука, 1966. — С. 451 482.
- Подгаецкая И.Ю. Поэтика сюрреализма!7 Критический реализм 20 в. и модернизм. — М.: Наука, 1967. — С. 177−193.
- Рауд Р. Из истории поэзии ПР. Дада и сюрреализм I //Радуга. -Таллин, 1987. -№ 12. — С. 58−63.
- Сильвестр Д. Магритт. — Хьюстон, Техас: Фонд Менил Инкорпорейтед, 1998. -92 с.
- Фокин С.Л. Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XXвека. — СПб.: Мифрил, 1994. — 346 с.
- Фрид Я. Сюрреализм// Новый мир. 1931. — № 2. — С. 158−171.
- Швейбельман Н.Ф. В поисках жанра: поэма в прозе Робера Дезноса «Траур ради траура"// От риторической культуры к культуре нового времени. — Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 1994. — С. 82−94.
- Швейбельман Н.Ф. Опыт интерпретации сюрреалистического текста: Учеб. пособие. — Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 1996. — 112 с.
- Швейбельман Н.Ф., Косонен Т. В. Поэтика «удивления» и ее воплощение в сюрреалистических текстах Р. Дезноса//
- Лингвистические и методические аспекты коммуникации. — Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 1997. — С. 109−116.
- Abastado С. Introduction au surrealisme. — Paris: Bordas, 1986. — 264 p.
- Alexandrian S. Le surrealisme et le reve. Preface de J.-B. Pontalis. — Paris: Gallimard, 1974. — 508 p.
- Alquie F. Le surrealisme et la beaute// Archivio di filosofia. 1965. — # 3. Surrealismo e simbolismo. -Padova: CEDAM. — P. 13−17.
- Alquie F. Philosophie du surrealisme. — Paris: Flammarion, 1977. — 188 p.
- Antle M. Theatre et poesie surrealistes. Vitrac et la scene virtuelle. -Birmingham, Alabama: Summa Publications, 1988. — 142 p.
- Audoin P. Les surrealistes. — Paris: Seuil, 1973. — 190 p.
- Balakian A. Surrealism. The road to the absolute. — New York: Noonday Press, 1959.-248 p.
- Bancquart M.-C. Paris des surrealistes. — Paris: Seghers, 1972. — 230 p.
- Bandier N. Man Ray, les surrealistes et le cinema des annees 20// Actes de la recherche en sciences sociales. — Paris, 1991. — # 88. — P. 48−60.
- Barber S. Antonin Artaud. Blows and bombs. — London: Faber & Faber, 1993. — 182 p.
- Bartoli-Anglard V. Le surrealisme. — Paris: Nathan, 1989. — 160 p.
- Behar H. Etude sur le theatre dada et surrealiste. — Paris: Gallimard, 1967.- 358 p.
- Behar H. Le theatre dada et surrealiste. — Paris: Gallimard, 1979. — 448 p.
- Behar H. Jarry dramaturge. — Paris: Nizet, 1980. — 306 p.
- Behar H. Vitrac, theatre ouvert sur le reve. — Bruxelles: Editions Labor, 1980.-256 p.
- Behar H. Litteruptures. — Lausanne: L’Age d’Homme, 1988. — 256 p.
- Behar H., Carassou M. Le surrealisme, textes et debats. — Paris: Librairie Generale Francaise, 1984. — 510 p.
- Behar H., Carassou M. Dada, histoire d’une subversion. — Paris: Fayard, 1990.-261 p.
- Benayoun R. Le rire des surrealistes. — Paris: La Bougie du Sapeur, 1988.- 142 p.
- Bilan litteraire: le surrealisme// Anthologie de la litterature francaise. XX-eme siecle. Collection dirigee par Robert Horville. — Paris: Larousse, 1994.-P. 196−202.
- Bona D. Gala. — Paris: Flammarion, 1995. — 428 p.
- Brechon R. Le mythe de la fee Melusine! I Obliques. — Paris: Borderie, 1977. — # 14−15. La femme surrealiste. — P. 33−38.
- Brechon R. Le surrealisme. — Paris: Armand Colin, 1971. — 224 p.
- Bree G. Litterature francaise. Le XX-eme siecle. 11−1920−1970. — Paris: Librairie Arthaud, 1978. — 432 p.
- Bridel Y. Miroirs du surrealisme: essai sur la reception du surrealisme en France et en Suisse Francaise (1916−1939). — Lausanne: L’Age d’Homme, 1988.- 203 p.
- Browning G.F. Tristan Tzara: the genesis of the dada poem or from Dada toAa. — Stuttgart: Akademischer Verlag Hans-Dieter Heinz, 1979. — 202 p.
- Brun J. Analogie et anatomie. Le Verbe et la Chair dans le symbolisme et le surrealismeII Archivio di filosofia. 1965. — # 3. Surrealismo e simbolismo.- Padova: CEDAM. — P. 43−51.
- Buchole R. L’evolution poetique de Robert Desnos. — Bruxelles: Palais des Academies, 1956. — 238 p.
- Cardinal R. Les arts marginaux et l’esthetique surrealiste!/ L’autre et le sacre: surrealisme, cinema, ethnologie. Textes recueillis par C.W. Thompson. — Paris: L’Harmattan, 1995. — P. 51−72.
- Cardinal R., Short R. S. Surrealism. Permanent revelation. — London: Studio Vista, 1970.- 168 p.
- Caws M. A. The poetry of dada and surrealism. Aragon, Breton, Tzara, Eluard and Desnos. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1970. -312 p.
- Cazaux J. Surrealisme et psychologie. Endophasie et ecriture automatique. — Paris: Jose Corti, 1938. — 62 p.
- Chemeux-Gendron J. Le surrealisme. — Paris: Presses Universitaires de France, 1984.-268 p.
- Clebert J.-P. Dictionnaire du surrealisme. — Paris: Seuil, 1996. — 608 p.
- Crastre V. Le drame du surrealisme. — Paris: Le Temps, 1963. — 126 p.
- Chasse C. Dans les coulisses de la gloire: D’Ubu-Roi au douanier Rousseau/1 Chasse C. Nouvelle revue critique. — Paris, 1947. — 183 p.
- Cortanze G. de Le surrealisme. Paris: MA ed., 1985. — 223 p.
- Costich J.F. Antonin Artaud. — Boston: Twayne Publishers, 1978. — 132 p.
- Dictionnaire de peinture et de scuplture. L’art du XX-eme siecle. Sous la direction de Jean-Philippe Breuille. — Paris: Larousse, 1991. — 896 p.
- Dictionnaire general du surrealisme et de ses environs. Sous la direction de A. Biro et R. Passeron. — Paris: Presses Universitaires de France, 1982. -464 p.
- Duplessis Y. Le surrealisme. — Paris: Presses Universitaires de France, 1955.- 128 p.
- Dupuis J.-F. Histoire desinvolte du surrealisme. — Nonville: Paul Vermont, 1977, — 164 p.
- Durozoi G. Histoire du mouvement surrealiste. — Paris: Hazan, 1997. -760 p.
- Entretiens sur le surrealisme. Sous la direction de F. Alquie. — Paris: Mouton &Co, 1968.-568 p.
- Fauchereau S. Expressionnisme, dada, surrealisme et autres ismes, 2 -domaine francais. — Paris: Denoel, 1976. — 288 p.
- Fijalkowski K. Dada and the machine/1 Journal of European studies. Chalfont St. Giles, 1987. — V. 17. — # 68. — P. 233−251.
- Forest P. Le mouvement surrealiste: poesie, roman, theatre. — Paris: Vuibert, 1994. — 148 p.
- Fourny J.-F. «Un jour ou l’autre on saura»: De dada au surrealismeIJ Revue d’histoire litteraire de la France. — Paris, 1986. — V. 86. — # 5. — P. 865 875.
- Fowlie W. Age of surrealism. — Bloomington: Indiana University Press, 1963.-216 p.
- Gateau J.-C. Eluard, Picasso et la peiture. — Geneve: Droz, 1983. — 370 p.
- Gateau J.-C. Capitale de la douleur de Paul Eluard. — Paris: Gallimard, 1994.-218 p.
- Gauthier X. Le surrealisme et la sexualite// Obliques. — Paris: Borderie, 1977. — # 14−15. La femme surrealiste. — P. 42−44.
- Gimenez-Frontin J. L. El surrealismo en tomo al movimiento bretoniano. -Barcelona: Montesinos, 1983. — 138 p.
- Guiol-Benassaya E. La presse face au surrealisme de 1925 a 1938. -Paris: Editions du Centre National de la Recherche Scientifique, 1982. — 270 P
- Hackett C.A. Image et figure. Du surrealisme au formalisme// International Literature. 1970. — # 22. — P. 230−233.
- Hayman R. Artaud and after. — Oxford-London-New York: Oxford University Press, 1977. — 192 p.
- Heed S.A. Le coco du dada. «Victor ou les enfants au pouvoir» de Roger Vitrac: texte et representation. — Malmo: CWK Gleerup, 1983. — 176 p.
- Hugnet G. L’aventure dada (1916−1922). — Paris: Gallimard, 1957. — 236 P.
- Jean M. Autobiographie du surrealisme. — Paris: Seuil, 1978. — 496 p.
- Janover L. Surrealisme, art et politique. — Paris: Editions Galilee, 1980. -214 p.
- Janover L. Le reve et le plomb. Le surrealisme de l’utopie a l’avant-garde. — Paris: Jean-Michel Place, 1986. — 178 p.
- Janover L. La revolution surrealiste. — Paris: Pion, 1989. — 228 p.
- Jimenez J. La desmesura de Orfeo. Estetica freudiana y surrealismo// Revista de filosofia. — V. 33. — San Jose: Universidad de Costa Rica, 1995. -#81.-P. 117−129.
- Joseph J.-R. La tentation de l’espace: Le poume brutiste et Dada// Canadian review of comparative literature. — Toronto, 1986. — V. 13. — # 2. — P. 202−214.
- Kyrou A. Le surrealisme au cinema. — Paris: Le Terrain Vague, 1963. -308 p.
- La Charite V.A. The poetics and the poetry of Rene Char. — University of North Carolina: The University of North Carolina Press, 1968. — 260 p.
- Lagarde A., Michard L. XX-eme siecle. Les grands auteurs francais du programme. Anthologie et histoire litteraire. — Paris: Bordas, 1985. — 514 p.
- Lecherbonnier B. La chair du verbe: Histoire et poetique des surrealismes de langue francaise. — Paris: Publisud, 1992. — 409 p.
- Lemaitre G. From cubism to surrealism in French literature. -Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1941. — 248 p.
- Lemaitre H. L’aventure litteraire du XX-eme siecle. Deuxieme epoque: 1920−1960. — Paris: Pierre Bordas et fils, 1984. — 925 p.
- Laurans J. Une femme elementaire!/Obliques. — Paris: Borderie, 1977. — # 14−15. La femme surrealiste. -P. 19−21.
- Legoutiere E. Le surrealisme. — Paris: Masson et Co., 1972. — 232 p.
- Legrand G. A propos de «La Femme-enfant»: contribution a une typologie de la femme surrealisteHObliques. — Paris: Borderie, 1977. — # 14−15. La femme surrealiste. — P. 9−12.
- L’objet au defi. Etudes reunies par J. Chenieux-Gendron et M.-C. Dumas. -Ivry-sur-Seine: Presses Universitaires de France, 1987. — 168 p.
- Maillard-Chary C. Le bestiaire des surrealistes. — Paris: Presses de la Sorbonne Nouvelle, 1994. — 370 p. r f
- Manuscrits surrealistes: Aragon, Breton, Eluard, Leiris, Soupault. Etudes reunies et presentees par B. Didier et J. Neefs. — Saint-Denis: PUF, 1995. -268 p.
- Martin-Civat P. La Melusine, ses origines et son nom. Comment elle est devenue la mythique aieule des Lusignan. These. Poitiers, 1969. — 131 p.
- Matthews J. H. Surrealism and the novel. — University Park, Pennsylvania: Pennsylvania University Press, 1965. — 192 p.
- Matthews J. H. Surrealist poetry in France. — Syracuse-New York: Syracuse University Press, 1969. — 240 p.
- Matthews J. H. Theatre in dada and surrealism. — Syracuse-New York: Syracuse University Press, 1974. — 286 p.
- Matthews J. H. Toward the poetics of surrealism. — Syracuse-New York: Syracuse University Press, 1976. — 242 p.
- Matthews J.H. Surrealism, insanity, and poetry. — Syracuse-New York: Syracuse University Press, 1982. — 154 p.
- Mead G. The surrealist image: a stylistic study. — Berne: Peter Lang Publishers, 1978. — 162 p.
- Mink J. Marcel Duchamp (1887−1968): Art as Anti-Art. — Koln: Benedikt Taschen, 1995.-95 p.
- Mourier-Casile P. De la chimere a la merveille: recherches sur l’imaginaire fin de siecle et l’imaginaire surrealiste. — Lausanne: L’Age d’Homme, 1986.- 302 p.
- Nadeau M. Litterature presente. — Paris: Editions Correa, 1952. — 360 p.
- Nadeau M. Histoire du surrealisme. — Paris: Seuil, 1964. — 190 p.
- Neret J. Salvador Dali (1904−1989). — Koln: Benedikt Taschen, 1994. — 961. P
- Pastoureau H. Ma vie surrealiste. Suivi de Andre Breton, les femmes et l’amour. — Paris: Maurice Nadeau, 1992. — 466 p.
- Paul, Max et les autres: Paul Eluard et les surrealistes. Textes de Charles Haroche, Raymond Jean, Henri Behar. Sous la direction de Sylvie Gonzalez. -Saint-Denis: Editions de 1'Albaron, 1993. — 136 p.
- Pensee mythique et Surrealisme. Textes reunis et presentes par J. Chenieux-Gendron. — Paris: Lachenal & Ritter, 1996. — 284 p.
- Peterson E. Tristan Tzara. Dada and surrational theorist. — New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1971. — 262 p.
- Pfeiffer J. La mediatrice!/ Obliques. — Paris: Borderie, 1977. — # 14−15. La femme surrealiste. — P. 13−17.
- Pierre J. Position politique de la peinture surrealiste. — Paris: le Musee de Roche, 1975, — 130 p.
- Pillement G. Anthologie du theatre francais contemporain. Le theatre d’avant- garde. — Paris: Editions du Belier, 1945. — 452 p.
- Raymond M. De Baudelaire au surrealisme. — Paris: Corti, 1966. — 348 p.
- Reynaud Paligot C. Parcours politique des surrealistes (1919−1969). -Paris: CNRS, 1995. — 340 p. r
- Richard J.-P. Paul Eluard!/ Onze etudes sur la poesie moderne. — Paris: Seuil, 1964.-P. 105−139.
- Rispail J.-L. Les surrealistes: une generation entre le reve et l’action. -Paris: Gallimard, 1989. — 239 p.
- Robert B.-P. Antecedents du surrealisme. — Ottawa: Presses de l’Univ. d’Ottawa, 1988.- 188 p.
- Robichez J. Precis de litterature francaise du XX-eme siecle. — Paris: Presses Universitaires de France, 1985. — 468 p.
- Rose A. Surrealism and communism: the early years. — New York: Peter Lang Publishing, 1991.-342 p.
- Rosemont F. What is surrealism? — London: Pluto Press, 1978. — 147 p.
- Roudaut J. Preface!'/ Ribemont-Dessaignes G. Ariane. Textes reunis par J.-P. Begot. — Paris: Jean-Michel Place, 1977. — P. 7−17.
- Russell Ch. Poets, prophets and revolutionaries: The literary avant-garde from Rimbaud through postmodernism. — New York-Oxford: Oxford Univ. Press, 1985. — 303 p.
- Sabatier R. Histoire de la poesie francaise: la poesie du XX-eme siecle. -Paris: Albin Michel, 1982. — 378 p.
- Sabatier R. Histoire de la poesie du vingtieme siecle. 2 — Revolutions et Conquetes. — Paris: Albin Michel, 1982. — 692 p.
- Schehr L.R. Artaud’s revolution: nowhere to turn! Romance notes. -Chapel Hill, 1992,-V. 33.-#2.-P. 109−117.
- Schneider M. Histoire de la litterature fantastique en France. — Paris: Librairie Artheme Fayard, 1985. — 464 p.
- Sebbag G. Le surrealisme: «Il y a un homme coupe en deux par la fenetre» — 1918−1968. — Paris: Nathan, 1994. — 128 p.
- Surrealism and Language: seven essays. Edited by Ian Higgins. -Edinburgh: Scottish Academic Press, 1986. — 94 p.
- Tamuly A. Le surrealisme et le mythe. — New York: Peter Lang Publishing, 1995. — 286 p.
- Thirion A. Revolutionnaires sans revolution. — Paris: Robert Laffont, 1972.-580 p.
- Thomas J.-J. DADA semiotique// Semiotica. — The Hague, 1985. — V. 55. -#¾.-P. 167−183.
- Tison-Braun M. Dada et le surrealisme. Textes theoriques sur la poesie avec des notices historiques et bibliographiques, des analyses methodiques, des notes, des questions et une revue des opinions. — Paris: Bordas, 1973. -160 p.
- Tison-Braun M. Tristan Tzara inventeur de l’homme nouveau. — Paris: Nizet, 1977.- 120 p.
- Une pelle au vent dans les sables du reve. Les ecritures automatiques. Etudes reunis par M. Murat et M.-P. Berranger. — Lyon: Presses Universitaires de Lyon, 1992. — 152 p.
- Van-Tieghem P. Les grandes doctrines litteraires en France. De la Pleiade au surrealisme. — Paris: Presses Universitaires de France, 1963. — 3021. P
- Virmaux A. et O. Les surrealistes et le cinema. — Paris: Seghers, 1976. -352 p.
- Virmaux A. et O. La constellation surrealiste. — Lyon: La Manufacture, 1987.-364 p.
- Vitalite et contradictions de l’avant-garde: Italie-France, 1909−1924. Textes reunis par Briosi S., Hillenaar H. — Paris: Librairie Corti, 1988. — 300 P
- Waldberg P. Surrealism. — London: Thames and Hudson, 1965. — 128 p.
- Yale French Studies — New Haven: Yale University, May 1964. — # 31. Surrealism. — 186 p.
- Yeats E. D. Image and body: The optical alignment of Walter Benjamin and Luis Bunuel// Journal of European studies. — Chalfont St. Giles, 1993. -v: 23. -pt 3. — # 91. — P. 251−282.
- Zinder D.G. The surrealist connection: an approach to a surrealist aesthetic of theatre. — Michigan: UMI Research Press, 1980. — 163 p.1. Раздел IV.
- Общие работы, посвященные личности и творчеству Андре Бретона.
- Alexandrian S. Andre Breton par lui-meme. — Paris: Seuil, 1971. — 190 p.
- Andre Breton: en perspective cavaliere. Textes reunis et presentes par M.-C. Dumas, avec des inedits d’Andre Breton. — Paris: Gallimard, 1996. -108 p.
- Andre Breton: essais et temoignages. Recueillis par Marc Eigeldinger. -Neuchatel: Baconniere, 1950. -252 p.
- Andre Breton. Essais recueillis par Marc Eigeldinger avec quatre portraits. — Neuchatel: Baconniere, 1970. — 286 p.
- Andre Breton ou le surrealisme, meme. Textes reunis par M. Sapporta avec le concours d’Henri Behar. — Lausanne: L’Age d’Homme, 1988. — 200 p.
- Andre Breton today. Edited by A. Balakian and R. E. Kuenzli. — New York: Willis Locker & Owens, 1989. — 148 p.
- Audoin P. Breton. — Paris: Gallimard, 1970. — 255 p.
- Balakian A. Andre Breton: magus of surrealism. — New York: Oxford University Press, 1971. — 290 p.
- Ballabriga M. Semiotique du surrealisme: Andre Breton ou la coherence.- Toulouse: Presses Universitaires du Mirail, 1995. — 370 p.
- Barbarant O. Le surrealisme: texte etudie «Nadja» d Andre Breton. -Paris: Gallimard, 1994. — 120 p.
- Behar H. Andre Breton: le grand indesirable. — Mesnil-sur-l'Estree: Calmann-Levy, 1990. — 476 p.
- Benezet M. Andre Breton: reveur definitif. — Paris: Editions du Rocher, 1996. -234 p.
- Berranger M.-P. Epiphanie de l’image surrealistel/ Lire le regard: Andre Breton et la peinture. Textes reunis par J. Chenieux-Gendron. — Paris: Lachenal & Ritter, 1993. — P. 141−152.
- Blachere J.-C. Les totems d’Andre Breton: surrealisme et primitivisme litteraire. — Paris: L’Harmattan, 1996. — 316 p.
- Bonnet M. Andre Breton: naissance de l’aventure surrealiste. — Paris: Jose Corti, 1975.-460 p.
- Browder C. Andre Breton: arbiter of surrealism. — Geneve: Librairie Droz, 1967.-214 p.
- Cardinal R. Breton Nadja. — London: Grant & Cutler, 1986. — 85 p.
- Carrouges M. Andre Breton et les donnees fondamentales du surrealisme.- Paris: Gallimard, 1950. — 378 p.
- Caws M. A. Surrealism and the literary imagination: a study of Breton and Bachelard. — The Hague: Mouton & Co., 1966. — 86 p.
- Caws M. A. Andre Breton. — New York: Twayne Publishers, 1996. — 1241. P
- Chenieux-Gendron J. Les variantes de Nadia (1928−1963): une nouvelle version du texte?!! Seminari Pasquali di Bagni di Lucca: Nadja. — Pisa: Pacini Editore, 1988. — P. 5−18.
- Chenieux-Gendron J. De la sauvagerie comme non-savoir a la convulsion comme savoir absolu/1 Lire le regard: Andre Breton et la peinture. Textes reunis par J. Chenieux-Gendron. — Paris: Lachenal & Ritter, 1993. — P. 9−28.
- Combe D. Rhetorique de la peinture// Lire le regard: Andre Breton et la peinture. Textes reunis par J. Chenieux-Gendron. — Paris: Lachenal & Ritter, 1993.-P. 119−139.
- Crastre V. Andre Breton. Trilogie surrealiste: «Nadja», «Les vases communicants», «L'amourfou». — Paris: SEDES, 1971. — 110 p.
- Duits C. Andre Breton a-t-il dit passe. — Paris: Maurice Nadeau, 1991. -262 p.
- Durozoi G., Lecherbonnier B. Andre Breton: l’ecriture surrealiste. -Paris: Librairie Larousse, 1974.-256p.
- Gracq J. Andre Breton. — Paris: Jose Corti, 1985. — 210 p.
- Hollier D. Precipites surrealistes (a l’ombre du prefixe «sur»)// Lire le regard: Andre Breton et la peinture. Textes reunis par J. Chenieux-Gendron, Paris: Lachenal & Ritter, 1993. — P. 29−57.
- Isou I. Reflexions sur Andre Breton. — Paris: Isidore Isou, 1948. — 23 p.
- Lamy S. Andre Breton. Hermetisme et poesie dans «Arcane 17». -Montreal: Les Presses de l’Universite de Montreal, 1977. — 268 p.
- La revolucion surrealista a traves de Andre Breton. — Caracas: Monte Avila Editores C.A., 1970. — 136 p.
- Lavergne P. Andre Breton et le mythe. — Paris: Jose Corti, 1985. — 125 p.
- Legrand G. Andre Breton et son temps. — Paris: Le Soleil Noir, 1976. -220 p.
- Les critiques de notre temps et Breton. — Paris: Garnier Freres, 1974. -190 p.
- Ligot M.-T. «L'amour fou» d’Andre Breton. — Paris: Gallimard, 1996. -206 p.
- Lorenz I. Les langues maternelles du surrealisme: de la poetique a l’esthetique!I Lire le regard: Andre Breton et la peinture. Textes reunis par J. Chenieux-Gendron. — Paris: Lachenal & Ritter, 1993. — P. 234−250.
- Matthews J.H. Andre Breton: sketch for an early portrait. -Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1986. — 1781. P
- Mauriac C. Andre Breton: essai. — Paris: Flore, 1949. — 358 p.
- Migeot F. A la fenetre noire des poetes. Lectures bretoniennes. — Paris: Annales Litteraires de l’Universite de Franche-Compte, 1996. — 214 p.
- Mourier-Casile P. Andre Breton explorateur de la mere-moire. Trois lectures d’Arcane 17, texte palimpseste. — Paris: Presses Universitaires de France, 1986.-230 p.
- Mourier-Casile P. Andre Breton Nadia. — Paris: Gallimard, 1994. — 254 p.
- Navarri R. Andre Breton Nadia. — Paris: Presses Universitaires de France, 1986.- 120 p.
- Paz O. Estrella de tres puntas: Andre Breton y el surrealismo. — Mexico: Editorial Vuelta, 1996. — 132 p.
- Plouvier P. Poetique de l’amour chez Andre Breton. — Paris: Jose Corti, 1983, — 198 p.
- Polizzotti M. Revolution of the mind: the life of Andre Breton. — London: Bloomsbury, 1995. — 754 p.
- Rabate J.-M. «. ou ne sera pas»: Andre Breton et la beaute convulsive// Lire le regard: Andre Breton et la peinture. Textes reunis par J. Chenieux-Gendron. — Paris: Lachenal & Ritter, 1993. — P. 251 -266.
- Rosello M. L’Humour noir selon Andre Breton. — Paris: Jose Corti, 1987. — 160 p.
- Sebbag G. L’imprononcable jour de ma naissance: llndre 13reton. -Paris: Jean-Michel Place, 1988. — 156 p.
- Sheringham M. Le theatre de l’espace pictural! Lire le regard: Andre Breton et la peinture. Textes reunis par J. Chenieux-Gendron. — Paris: Lachenal & Ritter, 1993. — P. 199−213.
- Steinmetz J.-L. Andre Breton et les surprises de l Amour fou. — Paris: Presses Universitaires de France, 1994. — 126 p.
- Vielwahr A. Sous le signe des contradictions: Andre Breton de 1913 a 1924. — Paris: Nizet, 1980. — 152 p.
- Vielwahr A. S’affranchir des contradictions. Andre Breton de 1925 a 1930. — Paris-Montreal: L’Harmattan, 1998. — 410 p.
- Virmaux A. et O. Andre Breton. Qui etes-vous? — Lyon: La Manufacture, 1987, — 160 p.
- Virmaux A. et O. Andre Breton le pole magnetique. — Paris: Editions Olbia, 1998. — 158 p.
- Ungar S. Narration et pratique spatiale dans deux recits surrealistes// L’autre et le sacre: surrealisme, cinema, ethnologie. Textes recueillis par C.W. Thompson. — Paris: L’Harmattan, 1995. — P. 93−110.
- Wise S. La notion de poesie chez Andre Breton et Rene Char. — Aix-en-Provence: La Pensee Universitaire, 1968. — 580 p.
- Zotz V. Andre Breton. Preface de J. Pierre. Traduit de l’allemand par C. Metais. — Paris: Somogy, 1991. — 224 p.