Роман о Геке Финне — свидетельство укрепления реалистических принципов в американской литературе.
В богатом литературном контексте тех лет художественный мир Твена уникален. Прежде всего Гек Финн стал открытием романиста. Сама дружба белого подростка и черного раба символична. Это пример подлинных человеческих отношений, опровержение расистского тезиса о несовместимости людей разного цветка кожи. Как бы ни были патетичны аболиционистские призывы в американской литературе XIX в., но ничего равного книгам Твена в художественно-эстетическом плане она не создавала. Общение с Джимом стимулировало духовный и нравственный рост Гека.
Художественным открытием стал и образ Джима. Твен избежал сентиментальности, идеализации черных невольников как благородных страдальцев, что было присуще аболиционистской литературе: его герой необразован и опутан суевериями, но его отличают великодушие и человеколюбие, он мечтает скопить денег и выкупить семью из рабства.
Психологический портрет Джима обретает дополнительную рельефность благодаря тому, что Твен использовал негритянский диалект штата Миссури. Новаторство Твена — в сочности языка, в стихии просторечия.
«Приключения Гекльберри Финна» заключают твеновскую трилогию, романы которой объединены образом великой реки. В трилогии Твен по-своему отзывается на глубоко ощущавшуюся писателями США потребность понять Америку, ее характер, ее душу.
Знаменательно, что Твен еще не раз обращается к образам своих героев, полюбившихся миллионам читателей во всем мире. В 1894 г. он выпустил своеобразное продолжение трилогии — повесть «Том Сойер за границей» (Torn Sawyer Abroad). Два года спустя писатель опубликовал небольшую повесть «Том Сойер — сыщик» (Tom Sawyer — Detective), построенную как пародия на популярный детективный жанр. Оба произведения уступают в художественной значимости его трилогии. Твену, видимо, не хотелось расставаться с любимыми героями. В его «Записной книжке» за 1891 г. появляется запись, относящаяся к новому замыслу. От нее веет грустью.
Гек возвращается домой бог знает откуда. Ему шестьдесят лет, сошел с ума. Воображает, что он еще мальчишка, ищет в толпе Тома, Бекки и других.
Из скитаний по свету возвращается шестидесятилетний Том. Находит Гека.
Вспоминают старое время. Оба разбиты, отчаялись, жизнь не удалась. Все, что они любили, все, что считали прекрасным, ничего этого нет. Умирают.