Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеллектуально-творческие игры. 
Игра как метод воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Игры, которые используются как средства развития познавательной активности детей и подростков — это с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Дидактические игры основаны на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры. Сюда следует отнести развивающие… Читать ещё >

Интеллектуально-творческие игры. Игра как метод воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интеллектуальные игры. Их называют также познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучении ребёнка.

Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и которые призваны изменить», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах.

Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В научной литературе игры детей школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста — интеллектуальными.

Интеллект — способность мышления, рационального познания, ум. Данные игры обращены к интеллекту, к активизации ресурсов детской психики, к развитию всех свойств ума, к совершенствования мыслительных операций. Существуют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка:

  • • предметные игры для детей-дошкольников как манипуляция с игрушками и предметами;
  • • игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры — путешествия («экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия»). В результате у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путём интеллектуальных игр детей, молодёжи и взрослых «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и им подобных свидетельствует о серьёзной потребности людей в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта;
  • • игры, которые используются как средства развития познавательной активности детей и подростков — это с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Дидактические игры основаны на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады;
  • • строительные, трудовые, технические, конструкторские (развивающие, предметные). Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В строительных, технических играх школьники осваивают процесс созидания. Часто объект — игры труда (крепость, дом, ракета, подъёмный кран);
  • • интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной воспитательной направленностью.

Игра — отличительное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания.

Целенаправленные игры — упражнения — активное педагогическое средство воспитания детей. В играх происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств.

Электронные, компьютерные игры, игры-автоматы. Компьютерные игры, отражающие идеи электронных игровых комплексов, фиксируют мир заимствованной культуры, «навязанные» извне сюжета. Игровые программы, с которыми встречаемся в коммерческих павильонах, сводят досуговую деятельность ребёнка к манипуляции на экране дисплеев, к погружению в нарисованный примитивный мир военных или иных конфликтов или в игровые ситуации «азарта выигрыша».

Игровая компьюторика — новый пласт игровой культуры современных детей. Это важная перспектива развития целенаправленного досуга детей.

Игры ритмические, хороводные, музыкальные. Игры под музыку имеют большое воспитательное и образовательное значение. Отличаясь индивидуальными педагогическими задачами и содержанием, они объединены музыкой, скрывающей в себе не только вспомогательные, но и самостоятельное значение.

Музыкальная игра развивает пластику, ритмику, воспитывает умение произвольно придавать движениям различную временную протяжённость. В подобных развлечениях большое внимание уделяется танцевальным движениям, простейшим элементам народных и современных танцев. Часто игра построена на прыжках, движениях с предметами, что помогает развивать координацию движений, воспитывать свободу движений, изящество, лёгкость.

Игровые забавы, шутки, аттракционы. Все игры для детей — развлечение. У большинства игр чётко выражено воспитательное содержание. Однако есть группа игр оригинального характера, которая просто рассчитана на разрядку, смех, улыбку. Весёлое настроение ребёнка — это богатейший капитал. Дети очень ценят хорошую шутку, забаву, аттракцион, в основе их заложен элемент игры. Но игра с элементом сюрприза, неожиданности, весёлого соперничества. Играм-забавам сопутствует элемент весёлого удивления. Аттракционы, весёлые многоборья, забавы, игры-шутки, приносят детям бесценный человеческий дар. Вместе с тем следует отметить, что игры-забавы являются играми-упражнениями, играми-соревнованиями. Они своеобразный экзамен и общественный смотр личных достижений ребёнка. Игровые забавы таят в себе серьёзный интеллектуальный потенциал. И тем очень ценны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой