Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтика сказок. 
Поэтика сказок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Художественное пространство сказки также не имеет реальных очертаний. Оно неопределенно, легко преодолимо. Герой не знает никаких сопротивлений среды: «Поезжай отсюдова, куда глаза глядят», «пошла девочка; вот идет-идет и пришла», «„- Котинька, котинька! Несет меня лиса за крутые горы, за быстрые воды“. Кот услыхал, пришел, избавил кочетка от лисы». Развлекательность и занимательность считали… Читать ещё >

Поэтика сказок. Поэтика сказок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПОЭТИКА СКАЗОК

Возникновение сказки относится к доисторическим временам, однако точной даты её возникновения исследователи не называют. Не удивительно, ведь изначально сказка существовала в устной форме, а устная речь, как известно, следов не оставляет. Благодаря изобретению письменности, появилась возможность записывать и сохранять сказки. Письменный текст, как характеризует его А. Н. Леонтьев, есть «высшая форма запоминания» (2,2). Обладая свойством долговременной памяти, письменный текст является в настоящее время надежным средством хранения устного народного творчества.

На ранней стадии своего развития сказки отражали миропонимание мира древних людей и как следствие, несли магический и мифологический смысл. С течением времени сказки утратили мифологический смысл, получив статус фольклорных произведений (5, 356).

Мифология и фольклор — это разные формы освоения мира человеком. Мифология — это исторически первая форма коллективного сознания народа, состоящая из совокупности мифов, образующих целостную картину мира. Фольклор же представляет собой «исторически первое художественное (эстетическое) коллективное творчество народа» (3,83).

Главным признаком всех эпических жанров фольклора (как и литературы) является их сюжетность. Однако сюжет в каждом жанре имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями содержания, творческих принципов и назначения жанра.

При рассмотрении особенностей содержания и назначения сказки, а также ее жанровой специфики, следует вспомнить слова известного фольклориста А. И. Никифорова: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» (4,7). Как видно, исследователь фольклора дал краткое, но четкое определение жанровых особенностей сказки, подчеркивая, что она бытует «с целью развлечения».

У каждого вида сказки есть свои художественные особенности, свой поэтический мир. В то же время есть и нечто общее для всех видов, что их объединяет и делает сказку сказкой. Это сюжет и архитектоника произведения.

Характерным признаком сюжета сказки является поступательное развитие действия. Действие в сказке движется только вперед, не зная побочных линий и ретроспективы. Художественное время сказки не выходит за ее пределы, никогда не имеет точного обозначения и тем более реального соответствия чему-либо: «Шел он, близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли…», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ну, где мы клад нашли? — Как где? В поле; еще в то время щука в горохе плавала, а заяц в морду попал».

Художественное пространство сказки также не имеет реальных очертаний. Оно неопределенно, легко преодолимо. Герой не знает никаких сопротивлений среды: «Поезжай отсюдова, куда глаза глядят», «пошла девочка; вот идет-идет и пришла», «„- Котинька, котинька! Несет меня лиса за крутые горы, за быстрые воды“. Кот услыхал, пришел, избавил кочетка от лисы».

Развлекательность и занимательность считали отличительными признаками сказки и известные фольклористы братья Соколовы. В своем сборнике «Сказки и песни Белозерского края» они писали: «Термин сказка мы употребляем здесь в самом широком значении — им мы обозначаем всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности» (8,1;6).

Воспитательное значение сказок, без сомнения, весьма значительно. Еще Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» (7,247). Но, обратившись к особенностям сказочного сюжета, приемам создания и манере рассказывания сказок, следует всегда иметь в виду, что главная цель сказочника — своим рассказом увлечь, позабавить, а иногда просто удивить, поразить слушателя. В этих целях он нередко даже вполне реальным жизненным фактам придает совершенно невероятную, фантастическую форму выражения. Сказочник, по словам Белинского, «…не только не гонялся за правдоподобием и естественностью, но еще как будто поставлял себе за непременную обязанность умышленно нарушать и искажать их до бессмыслицы» (1,355).

К такому же выводу приходят и фольклористы на основе детального изучения сказки, особенностей ее сюжета. В. Я. Пропп писал: «Сказка есть нарочитая и поэтическая фикция. Она никогда не выдается за действительность» (6,87).

Все это отразилось и на сказочном сюжетосложении, причем довольно своеобразно в различных жанровых разновидностях сказки: в сказках о животных, волшебных (чудесных) и социально-бытовых (новеллистических).

Таким образом, во всех видах сказок мы находим своеобразное сочетание реального и нереального, обычного и необычного, жизненно правдоподобного, вполне вероятного и совершенно неправдоподобного, невероятного. Именно как результат столкновения этих двух миров (реального и нереального), двух типов сюжетных ситуаций (вероятных и невероятных) и возникает то, что делает повествование сказкой. Именно в этом ее прелесть.

На основе всего сказанного можно заключить, что сказочный сюжет и по своей организации и по своим идейно-художественным функциям отличается яркой жанровой спецификой. Его главное назначение — создание удивительного.

сказка поэтический литература фольклор

  • 1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1954.
  • 2. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания. Т.1. М.: Педагогика, 1983.
  • 3. Мечковская Н. Б. Язык и религия. М.: ФАИР, 1998.
  • 4. Никифоров А. И. Сказка, ее бытование и носители // Капица О. И. Русские народные сказки. М., Л., 1930, с. 5−7.
  • 5. Померанцева Э. Сказка // Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974, с. 356−357.
  • 6. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976.
  • 7. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 6-ти т. Т.3. М., 1950.
  • 8. Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой