Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психолого-педагогических науках многие исследователи рассматривали понятие «просодии» как произношение ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи ребенка Л. С. Выготский, Ж. Пиаже. Исходя из их наблюдений, дети овладевают системой произношения ударных и безударных слогов по-разному. Одни точно произносят просодический «скелет» слова, наполняя его неточными или неправильными звуками… Читать ещё >

Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие просодической стороны речи в современной науке и практике

Речь является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность, её расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. Значение просодической стороны речи подчёркивали многие исследователи. Термин «просодия» впервые упоминается в трудах древнегреческих грамматистов и обозначает дополнительные особенности речи, не зависимо от основной артикуляции звука. Просодия (от греческого, prosodia — ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения. Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследования различных областей научного знания. Остановимся на понимании просодии с точки зрения исследований в лингвистике, психолингвистике, медицины, музыковедении, педагогики, психологии, логопедии. В лингвистике понятие «просодия» связывают с противопоставлением долготы и краткости слогов, словесно — логическим ударением, мелодикой речи. Это отражается в трудах Е. А. Брызгунова [20], Л. В. Бондаренко [16], А. Н. Гвоздев [27], и др.

Современные лингвисты Г. Н. Иванова-Лукьянова [33], Н. Д. Светозарова [52], рассматривают просодику как совокупность ритмико-интонационых свойств, обеспечивающих интонационную выразительность речи, играющих немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние. На сверхсегментном уровне одним из основных средств передачи эмоционального значения является интонация. Будучи сверхсегментным средством, интонация всегда наслаивается на синтаксическую структуру и лексический состав высказывания. Одна и та же лексико-грамматическая структура может иметь различный смысл в зависимости от того, с какой интонацией она произнесена. Нельзя не согласиться с утверждением Н.В. Черемисиной-Ениколоповой [59], о том, что интонация является «важнейшим предметом звучащей устной речи, средством оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков». Другие лингвисты также отмечают связь между интонацией и смыслом предложения и рассматривают интонацию как один из важнейших факторов коммуникации. В каждом языке существует небольшое количество интонационных моделей, которые мы соотносим с нашими отношениями к окружающему миру. Способность интонации выражать эмоции, т. е. эмоциональная или модальная функции интонации, признаётся российскими и зарубежными лингвистами.

В психолингвистике просодические единицы речи обозначаются термином «суперсегментные» и изучаются наряду с сегментными (звуковыми). Причем считается, что просодическая единица характеризует сразу многие звуковые сегменты: целостные слова, ритмические слоговые структуры, тексты.

В современной медицине понятие «просодический» рассматривается в синонимическом ряду с понятием «динамический» и изучается с точки зрения диспросодии как одно из клинических проявлений нарушения работы подкорковых водителей ритма, а также расстройства управления голосом. Н. А. Берштейн [14] утверждал, что в широком физиологическом смысле просодия понимается через условно-рефлекторные связи и динамический стереотип. Он писал о способах выявления и формирования ритмических рефлексов и о важности приучать организм ребёнка отвечать на определенные раздражители, устанавливать равновесие в деятельности нервной системы ребенка, о необходимости умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, регулировать неправильные лишние движения. Н. А. Берштейн [14] подчёркивал, что просодические упражнения оказывают положительное влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Н. А. Бернштейн [14] отнёс речь к высшему уровню организации движений. Так, физиолог М. М. Кольцова [34] считает, что «есть все основания рассматривать кисти руки как орган речи — такой же артикуляционный аппарат». С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. В музыковедении термин «просодия» широко известен и осмысливается, прежде всего, через понятие музыкальной интонации. Самойленко Н. и Гринер В. 51] утверждают, что «лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются дети» .

В психолого-педагогических науках многие исследователи рассматривали понятие «просодии» как произношение ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи ребенка Л. С. Выготский [23], Ж. Пиаже [46]. Исходя из их наблюдений, дети овладевают системой произношения ударных и безударных слогов по-разному. Одни точно произносят просодический «скелет» слова, наполняя его неточными или неправильными звуками, другие стремятся к точному произношению звука или слога, «не удерживая» при этом слого-ритмическую организацию речи. Л. С. Выготский [23] считает, что просодика в ходе развития детской речи становится основной доминантной развития смысловой стороны высказывания, что она больше чувство, чем знание. А. Г. Лурия [39] указывали на связь речи (всех её сторон) и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений. О значении просодической стороны речи писали Л. В. Лопатина [37], Е. Е. Швецова [62], Ю. О. Филатова [56], они подчёркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

В логопедии и специальной педагогике просодика рассматривается как важный фактор речевого развития человека. Е. М. Мастюкова [42] говорит о том, что просодика речи является компонентом внутреннего программирования речевого высказывания. Некоторые исследователи, такие как Л. И. Белякова [12], подчёркивают, что просодическая недостаточность сопровождает многие нозологические формы, как детского речевого недоразвития различного генеза, так и случаи распада речи. Просодические нарушения отмечаются при заикании, дизартрии, ринолалии, нарушениях голоса, снижении слуха, ЗПР.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой