Адаптация сложных детей в школе
![Реферат: Адаптация сложных детей в школе](https://westud.ru/work/6918370/cover.png)
Если вы встретили в тетради ученика подобные особенности, нужно направить ребёнка на дополнительную диагностику к психологу. Такие особенности письменных работ говорят о том, что у ребёнка снижены функции программирования и контроля. 7-й пункт свидетельствует о нарушении слуховосприятия. Причины того, что ребёнок не может пересказать прочитанное даже по наводящим вопросам, могут быть либо… Читать ещё >
Адаптация сложных детей в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа с детьми, которые не смогли адаптироваться в школе, должна проходить в команде. В идеале единым коллективом выступают как различные специалисты, так и родители. Жизнь ребёнка определяется взаимодействием его с другими членами детского коллектива, с родителями и специалистами различного профиля.
Зачем нужна такая сложная и многоуровневая система? Не проще ли разнести по разным территориям все звенья нашей единой цепи?
Дома ребёнок общается с родителями, в школе с педагогами, в медицинских учреждениях с врачами, в специализированных центрах с психологами. Дезадаптированный ребёнок нередко оказывается вычеркнут из среды своих сверстников, его стараются перевести в какое-нибудь специализированное учебное заведение или коррекционный класс.
Когда стоит привлекать психолога? В тех случаях, когда ребёнок непостоянен в своих успехах, если периоды взлётов и падений чередуются, при утрате как поведенческих, так и специфических учебных навыков, например, умел складывать в пределах ста, а вдруг стал теряться в пределах первого-второго десятка.
Зачастую приходится сталкиваться с неприятием проблем ребёнка, игнорированием педагогических рекомендаций. Во время бесед учителя с родителями можно услышать: «Он здоров, вот справка от психиатра/невролога/психолога. Это вы не умеете учить». Или: «Мы его пролечили таблетками, что вы нам ерунду про режим дня говорите» .
Если родители доверяют учителю, то можно во время беседы с семьёй намекнуть на необходимость консультации именно у семейного психолога. Если родители занимают позицию «глубокой» обороны, ведут себя агрессивно, то сначала стоит отправить семью на консультацию к школьному специалисту широкого профиля.
Или работающие родители часто не имеют возможности уделять много внимания ребёнку, и именно семейный психолог может подсказать им формы более интенсивного взаимодействия с сыном или дочкой, чтобы ребёнок почувствовал себя способным и любимым.
Какие навыки семейного психолога может использовать учитель, общаясь с родителями дезадаптированных детей?
Общаться с родителями очно.
Приглашать на беседу не только маму, но и папу и других взрослых, с которыми живёт ребёнок.
Объяснять родителям, что состояние дезадаптации поддаётся коррекции. Каждый раз спрашивать, что удаётся сделать, а что не получается, подчёркивая успехи и объясняя их зависимость от правильного выполнения рекомендаций.
Интересоваться домашними успехами ребёнка.
Желательно перед беседой с родителями продумать или даже записать на бумаге успехи и проблемы ребёнка, не допуская того, чтобы замечаний было больше, чем положительных оценок работы.
Когда родители чувствуют заинтересованность учителя конкретно в их ребёнке, то начинают уделять ему больше внимания. И ещё, если вы чувствуете, что истощаетесь при беседах с семьёй, не нужно заниматься самобичеванием, а необходимо как можно раньше переадресовать семью к психологу.
Помощь каких специалистов наиболее актуальна в разные периоды школьной дезадаптации?
В первый период (адаптация к начальной школе) чаще требуется помощь невропатолога, дефектолога, семейного психолога, игротерапевта, кинезиотерапевта (специалиста по движению). Возможно подключение специалистов детского сада для формирования преемственной передачи детей подготовительных групп.
Во второй период (адаптация к средней школе) приходится прибегать к помощи нейропсихолога, семейного психолога, арт-терапевта.
В третий период (подростковый кризис) — психотерапевта, владеющего методиками индивидуальной и групповой работы с подростками, педагогов дополнительного образования, арт-терапевта, куратора школ «юного журналиста (биолога, химика)» .
Диагностика школьной дезадаптации Первичная диагностика ложится на плечи учителя. Необходимо использовать навыки динамического наблюдения, проанализировать поведение ребёнка, типичные ошибки в устных ответах и письменных работах.
Как выделить группу детей, плохо адаптированных к школе? Для этого необходимо проанализировать, как в целом проходит урок, есть ли дети, которые сильно не успевают за общим темпом работы, есть ли дети, которые сдают работу последними. А есть ли такие, что сдают первыми, но потом оказывается, что они совершили много ошибок, помарок, описок?
Также необходимо оценить время активного внимания на уроке. Время активного внимания — это период от начала занятия до появления признаков истощения. Ученик первого класса может высидеть на уроке не больше 15 минут в начале года и 20 минут во втором полугодии, в пятом классе — 30−45, в девятом классе — 45 минут.
Сигналами дезадаптации ребёнка могут быть признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости и др.
Признаки истощения:
Ребёнок крутится, вертится за партой.
Не может удержать позу. Ложится головой на парту, сутулится, «стекает» по стулу.
Зевает.
Постоянно смаргивает, облизывает губы, совершает другие навязчивые движения.
Перекладывает ручку из руки в руку.
Каждый урок просит разрешения выйти в туалет.
Многократно роняет пишущие предметы.
Не может повторить только что заданный вопрос.
Допускает нехарактерные ошибки как в письменной, так и в устной речи.
К концу урока почерк у него ухудшается.
Признаки утомляемости, проявляющиеся на перемене:
Вегетативные реакции: бледность кожи, ярко-розовые щёки, синева над верхней губой.
Уединяется, не хочет общаться с одноклассниками.
Агрессия по отношению к ровесникам.
Бегает по холлу, не может переключиться на спокойный вид деятельности.
Ходит на цыпочках.
На что следует обратить внимание и как трактовать результаты письменных работ.
Письменные работы идут не по порядку.
Может написать на первой попавшейся странице.
Может начать не с красной строки, а с середины строки или даже с середины листа.
Даже во второй четверти пишет буквы зеркально.
Переставляет буквы в слогах и слоги в слове.
Пропускает буквы.
Заменяет буквы на сходные по звучанию.
Не может пересказать прочитанное.
Если вы встретили в тетради ученика подобные особенности, нужно направить ребёнка на дополнительную диагностику к психологу. Такие особенности письменных работ говорят о том, что у ребёнка снижены функции программирования и контроля. 7-й пункт свидетельствует о нарушении слуховосприятия. Причины того, что ребёнок не может пересказать прочитанное даже по наводящим вопросам, могут быть либо простые — педагогическая запущенность, либо глубокие — несформированность высших корковых функций.
Тревожность при хорошей успеваемости может быть обусловлена различными факторами. Причины тревожности кроются, как правило, в самом ребёнке. Но всё же в некоторых классах уровень тревоги выше, в частности, там, где вообще не оценивают знания и умения, дети не получают обратной связи, им кажется, что всё настолько плохо, что и оценивать нечего. В первом классе формально оценок не ставят, но дети довольно быстро усваивают альтернативную систему: «У меня синяя наклейка, а Петя отвечал лучше — у него золотая» .