Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История и перспективы развития экскурсионного дела в россии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1910 г. при Московском учебном округе начала работу Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа, при которой были организованы музей и библиотека по экскурсионным вопросам. Чуть позже при управлении округа была создана Центральная экскурсионная комиссия. Как писал в 1914 г. журнал… Читать ещё >

История и перспективы развития экскурсионного дела в россии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития экскурсионного дела в XIX — начале XX в.

Экскурсии в России зародились как образовательные поездки в конце XVIII в. и проводились, как правило, учителями, являясь дополнением к учебному процессу. Идея экскурсий нашла свое отражение в школьных уставах конца XVIII — начала XIX в. Например, в «Уставе народным училищам» 1786 г. и в «Школьном уставе» 1804 г. указывалось на необходимость «устраивать» не только прогулки-экскурсии в природу, но и организовывать с целью знакомства посещение мануфактур, мастерские ремесленников и другие предприятия. Поборниками экскурсионного метода выступали такие педагоги, как К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, А. Г. Герд. Однако тогда эти поездки имели единичные случаи.

В 1880-х гг. в некоторых гимназиях и реальных училищах для учащихся старших классов организуются дальние экскурсии преимущественно на Кавказ или в Крым, в Санкт-Петербург и Москву, а также в другие крупные города. Объектами показа выступали природные и историко-культурные достопримечательности. Часто в программу входило посещение православных святынь (особенно в Москве и Киеве). Ученики путешествовали за свой счет, а учителя — бесплатно за счет учеников.

Вторая половина XIX в. — это время зарождения и развития туризма в России. В это время в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе, Томске, Ялте, Одессе были организованы Общества любителей естествознания, члены которых совершали путешествия по стране с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Первые экскурсии внеучебного характера появились тогда, когда члены обществ показывали всем желающим природные богатства края, комментируя показ соответствующей информацией.

В этот же период в России появляется ряд туристских организаций: в 1885 г. в Санкт-Петербурге «Предприятие для общественных путешествий во все стороны света», в 1890 г. в Одессе — Крымский горный клуб (впоследствии Крымско-Кавказский горный клуб) на основе возникшего в Ялте «Кружка любителей природы, горного спорта и Крымских гор», который занимался организацией путешествии и экскурсии по Крыму. Первая ученическая экскурсия в Крым, организованная Крымским Горным Клубом, состоялась в июне 1892 г. и длилась 9 дней. (Записки Крымского горного клуба, 1892. Вып. 2. С. 58—77). Наиболее активно действовало Ялтинское отделение клуба, В 1900 г. было создано Русское горное общество. Члены общества устраивали для желающих экскурсии и путешествия с возможностью отдохнуть в горном приюте, давали проводников для походов и восхождения в горы. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества».

Первой настоящей туристской организацией в России стал учрежденный в 1895 г. Туринг-клуб или Общество велосипедистов-туристов, на основе которого было сформировано Российское общество туристов (1901 г.), объединившее насколько немногочисленных клубов.

На рубеже XIX—XX вв. количество и качество образовательных экскурсий существенным образом изменилось. Это связано с оживлением педагогической мысли в конце XIX в. в связи с общим подъемом общественного движения в России на рубеже веков. Педагоги выступили против схоластики школьного преподавания. Возникавшие школы нового типа (например, коммерческие училища, частные школы) ставили своей целью вести преподавание на началах наглядности и конкретности: «Экскурсии начинают завоевывать себе постоянное место в школе, как один из методов преподавания, столь же нужный и важный, как и классное преподавание», — писал Н. Гейнике. В авангарде экскурсионного метода выступают частная и общественная школы. Есть мнение, что переломным моментом в развитии экскурсионного дела в дореволюционный период стал 1901 год — год разработки новых программ преподавания естествознания и год открытия Тенишевского училища, так как основная заслуга появления экскурсионного метода в России принадлежит преподавателям вновь открывшихся коммерческих училищ, в частности Д. Н. Кайгородову.

Работая в Тенишевском училище, И. М. Гревс регулярно проводил учебные экскурсии по Санкт-Петербургу под названием «По следам Петра Великого», совершил поездку с учениками в Киев. Другой преподаватель училища, историк А. Я. Закс организовал посещения Новгорода, Пскова, старых городов Поволжья, Приуралья и др. Впоследствии он продолжил традиции исторических экскурсий в Лесном коммерческом училище. «Образовательные путешествия» организовывались женской гимназией М. Н. Стоюниной, а также некоторыми правительственными петербургскими гимназиями. Образовательные поездки за границу предпринимались директором Житомирской гимназии П. А. Сидоровым, директором Киевской Печерской гимназии г. Петром. (Гревс И. М., 1910, с. 6—7).

Активно осуществляло экскурсионную программу Лесное коммерческое училище в Санкт-Петербурге, не случайно именно педагогами этого училища был издан первый теоретический труд по экскурсоведению. Лесное училище в числе первых в Петербурге сделало экскурсии обязательной формой учебной работы в рамках преподавания целого ряда учебных дисциплин. В течение семигодичного курса обучения проводилось до 50 экскурсий местного характера, 7 — в ближайшие окрестности города, 3—4 — дальние поездки во время каникул. Содержание экскурсий было напрямую связано с программой курсов по естествознанию, истории, литературе. Участие в экскурсиях было обязательным для учащихся, на них выделялись средства из бюджета школы.

Среди духовных учебных заведений первыми экскурсантами стали студенты Казанской духовной академии и воспитанницы Екатеринодарского епархиального училища, посетившие Киев летом 1902 г., а также воспитанницы Черниговского епархиального училища, побывавшие в Москве и проехавшие по Волге. Летом 1903 г. была предпринята паломническая и образовательная экскурсия по России (в Москву, Троице-Сергиеву лавру, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Саратов, Воронеж) воспитанницами 2-го Киевского Женского училища духовного ведомства.

Назовем некоторые дальние экскурсии, совершенные учащимися в дореволюционный период. В 1902 г. 1-я Киевская гимназия организовала для учеников поездку в Москву, С-Петербург, Финляндию, Ревель, Ригу и Вильну. В 1903 г. ученики Курского реального училища совершили несколько экскурсий по Курской губернии. Летом 1910 г. ученики Оренбургской гимназии совершили экскурсию на Кавказ. Об экскурсии было объявлено заранее, с целью ознакомления учеников с местами будущей экскурсии был организован цикл лекций об историко-культурном значении Кавказа. В 1910 г. в апреле во время пасхальных каникул состоялась экскурсия 32 учеников Тульской мужской гимназии в Константинополь через Киев и Одессу. В 1910 г. Кавказ посетили ученицы Санкт-Петербургской гимназии Э. П. Шаффе. В 1911 г. воспитанницы старшего специального класса Санкт-Петербургского училища ордена Св. Екатерины совершили экскурсию в Новгород. Активно развивала экскурсионный метод педагогическая общественность города Калуги. В 1912 г. ездили в Петербург и Финляндию, в 1913 г. в Крым ученицы Калужской женской гимназии. В том же 1913 г. 20 учеников 7 и 6 классов Калужского реального училища посетили Мальцовские заводы, в их составе машиностроительный, горный, цементный, хрустальную фабрику.

В 1913 г. педагоги Харьковского Коммерческого Училища организовали ученическую экскурсию на Урал с целью познакомить учащихся с природой Урала и его заводской промышленностью. Экскурсия предполагала сплав по реке Чусовой, поэтому участвовали в поездке всего 8 учеников старших классов, 3 руководителя и 2 оператора с фотокамерами (в отчете представлено много фотографий). Продолжительность — 1,5 месяца, стоимость — ок. 70 руб. с человека.

В провинции были очень популярны небольшие кратковременные экскурсии в ближайшие крупные города. Например, кубанскую столицу Екатеринодар в разное время посещали учащиеся многих станичных училищ: Новорождественского женского, Камышеватского Николаевского четырехклассного, Брюховецкого двухклассного, Гулькевического, Чамлыкского, Дондуковского 1-го Пашковского двухклассного и др. Ученики Барсуковского высшего начального училища посетили Екатеринодар на пасхальных каникулах в апреле 1914 года. В экскурсии приняло участие 33 ученика 1 и 2 классов. Взнос каждого учащегося на экскурсию составил 3 руб. 40 коп., а также 15 руб. внесла одна из попечительниц училища. В целом «местные власти оказывали посильную помощь в развитии ученических экскурсий, понимая их значение для организации содержательного досуга учащихся».

Некоторым гимназиям удалось наладить регулярные экскурсионные поездки своих учеников. Например, при Тверской гимназии в 1902 г. было создано Общество организации путешествий учеников Тверской гимназии. Цель существования общества — знакомство учеников с «нашей обширной родиной». За 15 лет существования обществом было организовано 17 экскурсий. География маршрутов обширна: Москва, города «Золотого кольца», Санкт-Петербург и пригороды, весь Крым, все города Поволжья, Закавказье, Северный Кавказ, через Варшаву, Белград, Софию в Константинополь, на Белое море. В 1913 г. за организацию школьных путешествий гимназия получила золотую медаль на Всероссийской выставке в Киеве. В каждой экскурсии участвовало от 16 до 31 человека, расходы составляли от 5 до 90 рублей на человека в зависимости от маршрута. Почти все поездки были оплачены обществом.

Второй выпуск Записок Крымского горного клуба за 1892 г. опубликовал Основания для организации ученических экскурсий в Крым, устраиваемых Крымским Горным клубом. В этом документе отмечалась познавательная, воспитательная функции экскурсий, а также их благотворное влияние на здоровье. Ученические экскурсии проводились летом во время каникул. Члены правления Клуба составляли подробный план экскурсий, который утверждался Попечителем Одесского учебного округа. Руководство поручалось одному или двум членам Клуба, хорошо знакомым с маршрутом и объектами показа. Устанавливалась численность группы — не более 20 человек. Рекомендовалось учеников гимназий и студентов университетов не объединять в одну группу. Заявление об участии следовало подавать не менее чем за 10 дней до начала экскурсии, к заявлению прилагать письменное разрешение родителей или опекунов. Экскурсанты должны быть одеты и экипированы соответствующим образом. Каждый получал на руки копию маршрута с обозначением времени и мест остановок. Рекомендовалось всем участникам вести дневник, который по окончанию экскурсии передавался руководителю для составления отчета. Стоимость экскурсии — 50 коп. за экскурсионный день без учета питания и проезда к месту начала экскурсии. До экскурсии и после нее все ученики проходили медицинский осмотр.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии местного характера в пределах губернии. Например, в 1915 г. в период летних каникул ученики 1 реального училища г. Казани совершили поездку в Раифскую пустынь (Раифский монастырь в 30 км. от г. Казани существует до сих пор), прожили в монастыре неделю, занимались в основном графическими работами.

В 1915—1917 гг. при пересмотре учебных планов была подписана новая программа для высших начальных школ, в соответствии с которой на практические занятия выделялся 1 час в неделю. В пояснительной записке отмечалось: «Для планомерного ведения экскурсий надлежит в начале учебного года разработать для каждого класса их план и в течение четырех лет осуществлять последовательную программу. Экскурсии должны совершаться преимущественно в учебные часы. Для дальних экскурсий надлежит уделять в каждом классе по нескольку цельных учебных дней в течение учебного года». (Экскурсионное дело. 1921. № 1. С. 2) Так в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправным методом обучения наряду с другими.

Экскурсионный метод внедрялся и в учебные программы вузов. Например, в 1890-х гг. профессорами С. Ф. Платоновым и И. А. Шляпкиным предпринимались экскурсионные поездки в Новгород, Псков, Нарву, Москву со студентами Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Высших женских курсов. В 1903 г. князь С. Н. Трубецкой вывез студентов Московского университета в Константинополь и Грецию.

В Санкт-Петербурге экскурсионный метод как один из элементов учебно-педагогического процесса развивался наиболее активно на историко-филологическом факультете СПбГУ по инициативе профессора И. М. Гревса. Он, обосновывая важность экскурсий в преподавании истории, писал: «Их целесообразность определенно и властно указуется сама по себе одним из непререкаемых принципов научноисторического исследования: требованием документального… изучения, обращения к источникам…» И. М. Гревс называл такие экскурсии «образовательными путешествиями». В 1907 г. И. М. Гревс с небольшой группой студентов Санкт-Петербургского университета и слушательниц Санкт-Петербургских высших женских курсов совершил образовательную поездку в Италию. В 1909 г. Санкт-Петербургский женский педагогический институт организовал поездку в Афины.

Для того чтобы облегчить организацию школьных экскурсий, предпринимались различные меры. Например, в Департамент железной дороги поступали просьбы от руководств учебных заведений о разрешении бесплатного проезда по железной дороге учащимся экскурсантам. В мае 1889 г. был издан общий льготный тариф для всех железных дорог и городов, на основании которого было предоставлено право бесплатного проезда в 3 классе экскурсантам низших учебных заведений на расстояние не более 5 верст в период до 1 сентября. (Муртузова, 2001, с. 60).

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

В 1901 г. вышел опубликованный министерством путей сообщения тариф, предоставлявший ученикам начальной школы бесплатный проезд на расстояние до 50 км и 50% скидку на расстояние до 300 км. Для средней школы тариф составлял 50% на любое расстояние, что открывало возможности дальних поездок (одно время скидка составляла 75% от стоимости билета).

Определенную роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа № 6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевленный проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 верст предоставлялся бесплатный проезд. Необходимо было лишь предварительно подать заявку и получить разрешение от инспектора народных училищ и руководства железной дороги.

Специальный тариф для учащихся, совершавших групповые экскурсии, сохранялся до 1917 г.

Руководство учебных заведений получало помощь и иным образом. Иногда удавалось договориться о предоставлении отдельного железнодорожного вагона или, например, служебного парохода, гужевого транспорта.

Для того чтобы облегчить экскурсантам поиск ночлега, Центральная экскурсионная комиссия при Московском учебном округе составила список учебных заведений, которые могли осуществлять прием экскурсантов. В числе таких заведений были Казанский университет, Рижская Ломоносовская гимназия, Казанские высшие женские курсы, 2-я Нижегородская гимназия, 2-е Екатеринославское реальное училище. Можно представить себе, сколько хлопот предшествовало по размещению в училище порядка 50 гостей. Однако, учебные заведения шли на это, понимая важность экскурсионного дела. Экскурсанты также могли останавливаться на ночлег в монастырях и подворьях при условии предварительной договоренности.

Очень скоро экскурсионное дело было передано в руки специализированных организаций. Первые экскурсионные организации стали появляться в России на рубеже XIX—XX вв. Они занимались исключительно организацией экскурсий.

В 1893 г. Комиссия преподавателей-естественников при Обществе распространения технических знаний в Москве организовала для учащихся естественно-исторические экскурсии, положившие начало тематическим экскурсиям, которые, впрочем, проводились нерегулярно и носили случайный характер. (Дьякова, 1981, с. 11).

Начиная с 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работала Комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся, «нечто вроде центрального органа помощи при выполнении планов поездок для приезжающих из разных местностей России групп учеников-экскурсантов» (Гревс, 1910, с. 6).

В 1907 г. при Российском обществе туристов была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России», которая занималась организацией экскурсий и подготовкой экскурсоводов. Считается, что это первая в России собственно экскурсионная организация.

В 1910 г. при Московском учебном округе начала работу Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа, при которой были организованы музей и библиотека по экскурсионным вопросам. Чуть позже при управлении округа была создана Центральная экскурсионная комиссия. Как писал в 1914 г. журнал «Экскурсионный вестник», цель работы комиссий — «помочь школьникамэкскурсантам и добрым советом, и толковым путеводителем, и, наконец, удобной и бесплатной квартирой…». Как уже отмечалось, в задачи Комиссии входило определение учебных заведений, которые могли осуществлять прием экскурсантов. Был разработан опросный лист, в котором указывалось число экскурсантов-учащихся по классам, цель экскурсии, подготовленность к ней, ее связь с программой, количество и характер предшествующих экскурсий, а также ряд других сведений. Были разработаны правила поведения для экскурсантов.

Б. Е. Райков указывает на большую роль в развитии экскурсионного дела Русского Общества распространения естественно-исторического образования. Этим обществом была создана Инструкторская Экскурсионная Станция для подготовки руководителей экскурсий, располагавшаяся в Павловске. Б. Е. Райков читал практикантам этой станции лекции по методике и технике ведения экскурсий. Основатель Общества — профессор В. В. Половцев, педагог-натуралист, один из пионеров экскурсионного дела в России. Организацией экскурсий занимались также Петербургское общество народных университетов, Тульское общество взаимопомощи учителей, Харьковское общество любителей естествознания и др.

Русская православная церковь предлагала верующим паломнические поездки — экскурсии к святым местам, к храмам и монастырям Киева, Москвы, Новгорода, северных областей России. В дни зимних каникул для учащихся устраивали «святочные экскурсии» с осмотром Москвы и Кремля. Перед началом экскурсии обязательно служили молебен.

Общество содействия устройству народных развлечений занималось организацией экскурсий для рабочих. Экскурсии общества «были насыщены революционной пропагандой, поэтому в 1916 г. полиция его закрыла как наносящее вред устоям царской монархии» (Дьякова, 1981, с. 15). Кроме этого, в революционной студенческой среде возникали кружки, занимавшиеся в частности организацией экскурсий для рабочих с целью повышения их культурного уровня: «Впервые проведенный анализ экскурсионной деятельности этих студенческих кружков показывает, насколько глубоко проникли идеи экскурсионности в умы просвещенной интеллигенции, какую важную роль придавала она экскурсионному делу…» (Писцов, с. 15).

Образовательным экскурсиям предваряла тщательная подготовка: составление плана и маршрута, организация переписки с начальством тех городов, в которых экскурсанты планировали остановиться, получение разрешения от родителей учеников, ведение переговоров с транспортными чиновниками, организация ряда лекций по вопросам экскурсии в соответствии с ее планом (в дополнительное от занятий время). Для природоведческих экскурсий готовили медицинскую аптечку, приборы для метеорологического наблюдения, необходимые справочники. В любые школьные поездки учителя брали с собой разные настольные игры для досуга, фотоаппараты.

Активизация экскурсионного дела потребовала соответствующих теоретических исследований. В 1899 г. на страницах журнала «Русский турист» была учреждена рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках», где обобщался опыт проведения экскурсий в школах России.

Появился ряд специальных экскурсионных изданий. Например, Центральная экскурсионная комиссия издавала «Спутник экскурсанта». Первый выпуск этого издания, вышедший в 1911 г., был посвящен Бородинскому сражению. Другие выпуски — достопримечательностям Смоленска (№ 2), Москвы (№ 3), деревни Фили (№ 4), Костромы, Ярославля, Ростова Великого (№ 5), Св. Троице-Сергиевой лавры (№ 6).

Издается ряд экскурсионных журналов: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле, «Школьные экскурсии и школьный музей» в Одессе. Однако, как пишет И. М. Гревс, «попытки организовать экскурсионные журналы оканчивались неудачею, упрочить дело не удавалось». «Экскурсионный вестник» выходил с 1914 по 1916 г. (всего 9 номеров), издание было прекращено из-за проблем военного времени эпохи Первой мировой войны. «Русский экскурсант» издавался только в 1914—1916 гг. Тем не менее в этих специализированных экскурсионных журналах было опубликовано много интересных и полезных материалов.

Культурно-исторический журнал для семьи и школы «Экскурсионный вестник» издавался при активном участии Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе и задумывался как издание, освещающее вопросы теории и практики экскурсионного дела. В журнале публиковались описания и планы путешествий, отчеты и маршруты осуществленных экскурсий, хроника экскурсионного дела в России и в Европе, библиографические обзоры, описания культурных центров с иллюстрациями, планами, картами.

Под эгидой «Экскурсионного вестника» выходила в свет серия «Библиотека Экскурсионного вестника», основной темой которого стали достопримечательности Москвы (№ 1 и № 2).

В 1910 г. вышла первая книга по теории и методике экскурсионного дела. Она называлась «Школьные экскурсии, их значение и организация». Книга была написана группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б. Е. Райкова. В книге впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий по естественнонаучной тематике с учетом школьной программы.

Одновременно увидела свет и книга И. М. Гревса «К теории и практике «экскурсий» как орудия научного изучения истории в университетах (СПб., 1910), в которой автор рассуждает о пользе исторических экскурсий, дающих возможность «погрузиться в исторический материал», рассказывает о возможных экскурсионных маршрутах по Италии.

Очень скоро педагогическая общественность пришла к пониманию того, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, и, следовательно, снижает педагогический эффект от них. После этого различные общества и учреждения, занимавшиеся организацией экскурсий, начали открывать курсы подготовки экскурсоводов. Курсы, как правило, были платными. В их программу входили лекции по тематике экскурсий и практические занятия в виде учебных экскурсий. Такие курсы существовали при комиссии «Образовательные экскурсии по России», при Ярославской дирекции народных училищ, при Юрьевском университете, при ряде педагогических институтов и музеев.

В 1901 г. в Санкт-Петербурге были организованы краткосрочные учительские курсы для школ разных ведомств, типов и ступеней от учебных округов России. На курсах преподавали И. И. Полянский, Б. Е. Райков, Я. И. Ковальский, Д. К. Третьяков и другие санкт-петербургские педагоги и экскурсоводы. Курсы проводились по очереди в каждом учебном округе.

В 1910 г. в Санкт-Петербурге по инициативе Н. П. Анциферова и других учеников И. М. Гревса при Эрмитаже был образован студенческий кружок. Участники кружка разрабатывали экскурсии по музею для рабочих. Первыми слушателями начинающих экскурсоводов стали участники Всероссийского съезда учителей, прошедшего в Санкт-Петербурге в 1913 г.: «Так зародилось в старом Петербурге, в студенческой среде то экскурсионное дело, которое получило такой размах после революции, в особенности в ее первые годы», — писал Н. П. Анциферов (1992, с. 205).

Кардинальные изменения в развитии туризма и экскурсионного дела в России произошли после революционных событий 1917 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой