Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Концепт "внешность человека" и его лингвоцветовая репрезентация в современном английском романе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представить классификацию слов — цветообозначений, разделив их условно на имена «основных» и «неосновных» слов цветообозначений, т. е. класс слов, образованных на основе сходства и, как следствие, разделить все множество слов — цветообозначений на уровни «основные» цвета — классы первого уровня; «неосновные» — второго уровня; Актуальность исследования работы состоит в том, что выбранные… Читать ещё >

Введение. Концепт "внешность человека" и его лингвоцветовая репрезентация в современном английском романе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цвет — одна, из древнейших ипостасей человеческого бытия. Цвет всегда окружал человека и влиял на него.

Концепция лингвистики цвета как самостоятельной научной парадигмы в современном языкознании приобретает все более конкретные черты.

Мир цвета — феномен чисто психический. Как известно, в природе существуют только световые волны, а цвет есть порождение нашего глаза и мозга. Каким-то образом эта феноменология цветного мира отражена в языке и в нем же структурирована. Это проявляется не только на уровне психических процессов узнавания цвета, запоминания слов, обозначающих цвет, но и на уровне номинации цветообозначений.

Попыток постичь секреты воздействия цвета на эмоции, интеллект и самочувствие человека было много. Они основывались как на отдельных наблюдениях, личном опыте, интуиции, так и на научных исследованиях. Доказано, например, что в природе нет цвета как такового, есть лишь световые волны определенной частоты, которые, воздействуя на зрительные рецепторы человека и, будучи переработаны соответствующими механизмами мозга, вызывают у нас ощущения, которые мы называем ощущениями цвета.

Процесс восприятия цвета и «цветовое членение» окружающего материального мира у разных народов имеет общие и отличительные черты, обусловленные соответствующим языковым членением действительности.

Феноменология «мира цвета», отраженная и структурированная в языке, проявляется на уровне разных психических процессов, связанных с узнаванием цвета, распознаванием слов, обозначающих цвет, категоризацией и имеет свою историю. Исследование цветового пространства чаще всего ограничивается рассмотрением основных двенадцати цветообозначений (красный, оранжевый, жёлтый. зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, чёрный, серый, коричневый, розовый), хотя существуют сотни других цветообозначений, например, «алый», фиолетовый" «бурый», и т. д.

При восприятии действительности число вычленяемых в ней категорий невелико и меньше числа слов, соответствующих тем или иным сенсорным ощущениям.

Объектом исследования настоящей дипломной работы являются слова цветообозначения, характеризующие внешность человека в произведениях английских и американских авторов.

Целью данной работы является исследование значения слов цветообозначения, и выявить лексику цветообозначения на двух уровнях:

на уровне отношений между именами и их денотатами;

на уровне отношений между именами и их сигнификатами.

Исходя из сформулированной цели, в работе ставятся следующие задачи:

представить обзор работ, посвященных описанию цвета в отечественной и зарубежной лингвистике;

выделить из корпуса анализируемых произведений лексико-семантическую группу слов со значением «указание на цвет»;

описать методику исследования, имеющую своей целью анализ сигнификативного аспекта, который традиционно считается для семантики основным;

представить классификацию слов — цветообозначений, разделив их условно на имена «основных» и «неосновных» слов цветообозначений, т. е. класс слов, образованных на основе сходства и, как следствие, разделить все множество слов — цветообозначений на уровни «основные» цвета — классы первого уровня; «неосновные» — второго уровня;

слова, обозначающие различные смешанные цвета с оттенками, для названия которых не существует семантических аналогов в русском языке, представляют для нас также интерес.

Актуальность исследования работы состоит в том, что выбранные из цветового пространства цвета, используемые в анализируемых произведениях, помимо словарных дефиниций, привносят в них специфические, новые, расхожие со словарными дефинициями значения, что отражает художественное авторское видение мира.

В последнее время стала популярной методика, связанная с сопоставлением системы цветообозначений как художественного средства языка писателя [Соловьев С. М. 1976, Лопатин В. В. 1980, Качаева Л. А. 1981, 1984, Брагина А. А. 1983 и другие].

В данной работе мы бы хотели выяснить, какие представления об отношениях между различными именами цвета являются естественными для носителей английского языка, какие слова цветообозначения свойственны языковому сознанию носителей языка, и, в частности, языковому сознанию английских и американских писателей. Для решения поставленных задач мы намерены исследовать отношения сходства по смыслу. Сама по себе задача изучения сходства имеет свои традиции. Среди методик, используемых для установления сходства по смыслу, особую экспериментальную парадигму представляют собой классификационные методы, дефиниционный метод и метод компонентного анализа.

В рамках классификационной парадигмы можно выделить несколько типов экспериментов. Специфические особенности методики классификационного эксперимента состоят в следующем:

данный эксперимент представляет собой эксперимент по «свободной» классификации при отсутствии «нормативной» классификации;

совокупность слов, которая выбирается методом сплошной выборки из анализируемых произведений, представляет собой однородную характеристику — все входящие в нее слова имеют основную общую семантическую характеристику: «указание на цвет».

Материалом исследования послужили произведения английских и американских авторов. В связи с поставленной цельюисследовать концептуализацию цвета и выявить лексику цветообозначения — в данной работе мы исходили из понимания концепта как дискретной содержательной единицы ментального лексикона, отражающей отношение к предметам и явлениям реального или идеального мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой