Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учебник и роль учителя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если основной задачей преподавания литературы признать, согласно сказанному выше, исключительно возможно глубокое восприятие, а не научное изучение поэзии, то, очевидно, роль учебника и учителя должна быть определена совершенно иначе, нежели она определяется теперь. В настоящее время учебная книга по теории литературы ставит себе именно те две цели, какие вообще преследует аналитическое изучение… Читать ещё >

Учебник и роль учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если основной задачей преподавания литературы признать, согласно сказанному выше, исключительно возможно глубокое восприятие, а не научное изучение поэзии, то, очевидно, роль учебника и учителя должна быть определена совершенно иначе, нежели она определяется теперь. В настоящее время учебная книга по теории литературы ставит себе именно те две цели, какие вообще преследует аналитическое изучение поэзии. Она, во-первых, расчленяет художественное произведение на элементы и, во-вторых, вынося каждый элемент за пределы произведения и сопоставляя его с тождественными элементами остального мира, обобщает их в групповые образы или родовые представления. Учитель идет по тому же пути и помогает усвоению не художественного произведения, а анализа, изложенного в учебных пособиях по литературе. Такой систематический анализ действительно был бы не под силу подростку без компетентного руководства, но восприятие как раз совершенно исключает посредничество учебника и в корне меняет посредничество учителя. На долю учебника остается лишь осведомительная функция, важность которой не следует преуменьшать. Знакомство с биографией поэта в ее внешних фактах и отчасти в ее психологическом ходе, реальный комментарий к произведению, т. е. уяснение обстоятельств, при которых оно возникло, раскрытие намеков и имен, заключенных в нем, и т. п. часто сильнейшим образом стимулируют или одухотворяют восприятие. Та же роль естественно принадлежит и учителю, да и учебник означенного типа должен быть лишь орудием в его руках. Основная задача заключается, как сказано, в целостном и непосредственном восприятии учеником художественного произведения, в возможно страстном и глубоком прочтении его, и ни в чем другом решительно. Биографический и реальный комментарий должен служить лишь подспорьем к этому делу и потому должен применяться только в безусловно важных случаях с точки зрения основной задачи интенсивного восприятия; поэтому только учитель способен в каждом отдельном случае определить, в какой момент восприятия и в каком составе сведений он должен устно ли сообщить ученикам необходимый комментарий, либо отослать их к соответствующей странице учебника.

Важнейшая роль учителя состоит, как очевидно, в том, чтобы усиливать в отроках страстность и глубину восприятия художественных произведений, прежде всего, предложением такой художественной пищи, которая наиболее способна возбудить интерес и волнение в данном мальчике, т. е. умным выбором материала, во-вторых, собственным заразительным одушевлением и, наконец, организацией живой и свободной беседы в классе о прочитанных произведениях, где учащиеся взаимно заражали бы друг друга своей увлеченностью и в обмене мнений между собою и с учителем просветляли бы свое восприятие, первоначально бурное и хаотичное.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой