Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика российского рынка аудиторских и консалтинговых услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В числе активных участников консалтингового рынка России попрежнему остаются зарубежные фирмы. Они прочно занимают практически всю нишу международной сертификации и привлечения инвестиций, их роль на отдельных сегментах все более возрастает. В частности, это заметно сказывается на консалтинговом рынке коммерческой недвижимости, где все большее участие принимают международные компании «большой… Читать ещё >

Специфика российского рынка аудиторских и консалтинговых услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Увеличение экономического оборота ресурсов, товаров, продукции, услуг, рост потока денежной массы, валюты, ценных бумаг в обращении, объемов кредитов, инвестиций, в том числе иностранных, также требуют контроля, в том числе аудиторсих проверок. Число пользователей аудиторскими услугами расширяется за счет разветвления хозяйственно-партнерских, контрактно-договорных отношений, необходимости получения достоверной информации о деятельности дочерних компаний, филиалов, партнеров по бизнесу.

Рост потребности в аудиторско-консалтинговых услугах вызван увеличением в национальной российской экономике количества предприятий и организаций, в том числе частной собственности. Новые хозяйствующие субъекты испытывают потребность в организации бухгалтерского учета и отчетности, налаживании взаимоотношений с государством, партнерами, собственниками, акционерами и т. п.

Развитию аудиторской деятельности в РФ способствует рост численности акционерных, инвестиционных, кредитных компаний, увеличение объема их операций и для многих из них — выход на международный рынок. Для этого отечественные предприниматели, оперирующие на мировом рынке, должны иметь имидж надежных, платежеспособных партнеров, подтвержденный аудиторскими заключениями.

Начало формированию российского рынка аудиторских услуг было положено зарубежными аудиторскими компаниями и фирмами с участием иностранного капитала, которые ориентировались на обслуживание крупных корпоративных организаций, осуществлявших внешнеэкономические операции.

Постепенно обосабливался сегмент российских аудиторских организаций, о чем свидетельствовал рост числа аудиторских организаций, численности работников, занятых аудиторской деятельностью, рост выручки от оказанных услуг, затрат на используемые ресурсы.

Начиная с 1999 г. на рынке аудиторско-консалтинговых услуг преобладают частные компании, компании смешанной российской собственности (без иностранного участия), и лишь небольшая доля от их общего количества — это государственные и муниципальные организации.

Появились отечественные фирмы, входящие в Международные аудиторские организации, которые стремятся приобрести репутацию высококлассных профессионалов, работающих в соответствии с принятыми в международной практике правилами и стандартами.

Так, компания «Юникон/МС» — один из лидеров российского аудиторского рынка, объединяется с «БДО Руфаудит», которая входит в международную сеть ВДО International, что позволило не только получить доступ к международным клиентам, но и повысило ее рейтинговое место1. BDO International — всемирная аудиторская сеть со штаб-квартирой в Бельгии, имеет более 590 офисов в 99 странах мира. С 1996 г. членом BDO в России является компания «БДО Руфаудит».

Укрупнение российских аудиторских компаний происходит и другим путем. Они объединяются в «группы компаний», создают общие управленческие структуры.

Центральное место на рынке аудиторских услуг занимают услуги по проведению финансовых ревизий, услуги в области бухгалтерского учета.

Процессы глобализации, предстоящее вступление России в ВТО усиливают конкуренцию отечественных аудиторов с крупными иностранными компаниями, давно зарекомендовавшими себя на мировом рынке. Поглощения, слияния, перекупка акций ведут к концентрации капитала и постепенному вытеснению российских аудиторов в обслуживании крупных и средних предприятий. Сложность конкуренции обусловлена также тем, что преобладающая часть отечественных аудиторских организаций — это малые предприятия.

Начиная с 2000 г. наблюдается рост сети аудиторских фирм практически во всех российских регионах, причем многие структуры создаются как филиалы, дочерние подразделения известных столичных компаний, поскольку подготовить аккредитацию легче в Москве специалистам, уже имеющим опыт. Так например, компания «Гориславцев и Неймышева Н., Оверченко М. Аудиторы укрупняются // Ведомости. — 2002. — № 208.

К. Аудит" создала более 22 региональных представительств, что позволило ей попасть в десятку лидеров по общему аудиту1.

Региональные аудиторские фирмы — это малые предприятия, активизация их деятельности в Центрально-Черноземном, Дальневосточном, Западно-Сибирском и других регионах вызвала ощутимый прирост среднесписочной численности работников, что, безусловно, вносит положительные моменты в ситуацию на региональных рынках труда.

Региональный рынок аудиторских услуг в России постепенно набирает силу и устойчивость, о чем свидетельствует динамика количества договоров на выполнение аудиторских услуг.

С момента появления аудита в России идет поиск разумного сочетания государственных и негосударственных, рыночных систем регулирования аудиторской деятельности.

Идея установления баланса государственно-регламентированных и свободно-рыночных начал в регулировании российского аудита воплощена в Федеральном законе РФ «Об аудиторской деятельности».

Закон запрещает аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Законодательством РФ об аудите проведено разграничение сфер обязательного и необязательного (инициативного) аудита, что весьма важно с точки зрения различий в режиме их регулирования.

Законодательством установлено, что для повышения качества обязательного аудита в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, необходимо заключение договоров на аудит услуг осуществлять по итогам проведения открытого конкурса. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» главные функции регулирования аудиторской деятельности в России закрепляются за федеральным органом государственного регулирования (ФОГРАД), которые реализует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ.

Уполномоченный ФОГРАД выполняет функции законодательноправового регулирования, стандартизации, лицензирования аудиторской деятельности; организует надзор за соблюдением аудиторами лицензионных требований и условий и т. п.

На уполномоченного ФОГРАД возлагается также важная функция аккредитации профессиональных аудиторских объединений. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской дея;

Крашенко Л., Шувалова И. Двойная ставка / Эксперт — Российский аудит. — 2001. — № 31.

тельности при уполномоченных ФОГРАД создается совет, куда входят представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, представители Банка РФ и пользовали аудита.

Совет лоббирует интересы аудиторов в федеральных и общественных органах, выполняет аналитические функции по обзору рынка российского аудита, разработке прогнозов и т. п.

На российском рынке в соответствии с действующим законодательством ведущее положение занимает общий аудит. Вместе с тем доля общего аудита, как и банковского, и инвестиционного аудита, несколько снижается в силу обшей тенденции смещения спроса на консалтинговые услуги.

Консалтинг в области налогообложения затрагивает важные аспекты взаимоотношений с государством, урегулировать которые предприниматели стремятся с минимальными для себя издержками.

Новыми направлениями считаются консалтинг в сфере информационных технологий, в области маркетинга и связей с общественностью, по управлению персоналом. Увеличение спроса на новые виды консалтинговых услуг создало предпосылки для двух тенденций: усиление специализации компаний и концентрация деятельности, вследствие чего создаются универсальные компании либо выстраивается франчайзинговая сеть филиалов. К концентрации ведут поглощения более крупными конкурентоспособными фирмами мелких, создание сети филиалов на их базе.

В 2007;2008 гг. произошли знаковые слияния компаний на консалтинговом рынке России, в том числе: объединение ведущих консалтинговых групп IBS и «Борлас», компаний Tops Business Integrator и «Систематика», «Оптима» и «Альфа — Интегратор», REDLAB и «КомпьюЛинк»1.

Практически параллельно проходящие процессы слияния и концентрации, а также диверсификации создают условия поэтапной структуризации капитала отечественного рынка аналогично рынкам ведущих стран.

Слияния компаний, занимающих ведущие позиции в проводимых рейтингах, обусловлены в значительной мере появлением нового типа заказчика и участием консалтинговых компаний в разработке крупных проектов. Начиная с 2007 г., на рынке расширилось проектирование по внедрению инновационных технологий, модернизации, повышению эффективности и энергосбережению как отраслевых, так и крупней;

Использованы материалы: Саморегулирование в сфере услуг / Под рсд. Н. А. Восколович. — М.: МГУ ТЕИС, 2011. С. 68−74.

ших региональных заказчиков, в том числе: «РЖД», «Газпром», Пенсионный фонд, «Северсталь», «Сибур-холдинг», МИГ, ЖКХ.

Важным аспектом следует считать рост стоимости выполняемых консалтинговых проектов при одновременном увеличении потребности в ресурсах для их разработок. Стоимость проекта по телекоммуникационному сектору для компании «Связьинвест» составила свыше 400 млн долларов. Возросли требования к качеству проектов, их сложности, использованию новейших технологий, в том числе в связи с активным выходом бизнеса на зарубежный рынок.

Преимущества консолидированного консалтингового бизнеса, реализуемые через специализацию и диверсификацию деятельности, повысили значимость решения проблем его структурного построения. Зарубежным и отечественным опытом подтверждена эффективность построения консолидированного бизнеса на основе сетевой структуры (табл. 10).

Таблица 10

Сетевая структура ведущих консалтинговых компаний*.

Компания.

Число стран, в которых организованы филиалы.

Число филиалов в России.

Price wate rhouse Сооре rs.

KPMG.

Emst&Young.

IBS (Россия).

КРОК (Россия).

Составлено авторами на основе интернет-сайтов компаний.

Сетевая консалтинговая структура (СКС), включающая базовую, дочерние и территориальные подразделения, позволяет последним использовать все преимущества: имиджевую составляющую, технологии, нематериальные активы, корпоративный стиль.

Укрупнение компаний продиктовано не только потребностью консолидации для решения сложных проектов, но и стремлением компаний диверсифицировать свою деятельность при минимальных затратах. Наряду с диверсификацией экстенсивное развитие отрасли создало предпосылки для оформления новой организационной структуры рынка — кооперированной консалтинговой структуры (ККС).

Учитывая, что концентрация и укрупнение консалтинговых компаний ведут к определенной монополизации отрасли, интерес представляет исследование нового направления в организационной структуре рынка — кооперированных консалтинговых структур.

Принцип формирования организационного построения ККС — объединение на различный период усилий по разработке сложных проектов различного числа самостоятельных консалтинговых организаций и специалистов. Суть — в кооперации усилий и достижении суммарного эффекта, т. е. эффекта синергии.

Таблица 11

Сравнительная характеристика ККС и традиционной консалтинговой фирмы*.

Параметры.

Традиционная консалтинговая фирма.

Кооперированная консалтинговая структура.

Форма собственности.

Индивидуальная либо долевая.

Единая цель сети находится в соответствии с индивидуальной целью каждой фирмы.

Взаимоотношения с другими фирмами.

Не является (со) владельцем других фирм.

Взаимодействие на основании соглашения/договоренностей.

Степень адаптации.

Средняя.

Высокая.

Размер

Средний и малый.

Не ограничен.

Рентабельность.

Низкая.

Высокая.

Модель управления.

Централизованная, функциональная.

Интеграция и координация сети, временно построенной по матричному принципу.

Финансовая устойчивость.

Низкая.

Высокая.

Доля участия в проекте других фирм.

Низкая.

Высокая.

Преимущества и недостатки.

Решения централизованы, полный контроль над процессами. Типовая структура, мобильность.

Разделение труда, возможность операций в новых сегментах рынка без значительных дополнительных инвестиций. Гибкость, быстрота адаптации к рыночным изменениям, востребованность заказчиками.

Ограниченность ресурсов.

Неполный контроль над процессом, зависимость членов сети от координационного центра.

Разработано авторами.

Данные табл. 11 свидетельствуют, что кооперированный консалтинг обладает преимуществами по большинству позиций перед традиционным, что подтверждает и зарубежный опыт.

Для кооперированного консалтинга наиболее типичным представляется матричный тип организационной структуры, который способствует организации принципа взаимозависимости и взаимоограничения.

Одним из участников консалтинговой сети обеспечивается функционирование и координирование деятельности временного творческого альянса. Это обеспечивается за определенное вознаграждение либо его участием в проекте.

Решение общих вопросов, в том числе стоимость проекта, размер вознаграждений, принимается с участием всех звеньев ККС.

Анализ организационной структуры рынка консалтинговых услуг России свидетельствует о наличии: индивидуальных консультантов, отделов и секторов в структурах различных агентств и организаций реального бизнеса, мелких консалтинговых фирм (от 3 до 7 сотрудников), средних и крупных консалтинговых компаний (от 30 до 100 и более человек), западных, а также ассоциированных в них российских консалтинговых компаний со значительным штатом. В зависимости от занимаемого места на консалтинговом рынке сложились три основных типа российских компаний:

  • • крупные, самостоятельно созданные, специализирующиеся на решении задач нескольких крупных клиентов и работающие, как правило, в сегменте естественных монополий по расценкам зарубежных компаний;
  • • корпоративно созданные компаниями реального сектора экономики для задач совершенствования развития своего бизнеса;
  • • независимые, функционирующие на конкурентном рынке.

В настоящее время в России существует двухсекторная модель консультирования.

  • 1- й сектор — частные независимые консалтинговые и другие профессиональные (аудиторские, тренинговые, юридические и т. д.) фирмы.
  • 2- й сектор — сохранившиеся бюджетные научно-исследовательские структуры (входящие в систему Академии наук, отраслевых министерств и т. д.).

Особенность сложившейся в России двухсекторной модели консалтинга состоит в изменении долей рынка в зависимости от степени активности предпринимательского сектора, включающего частные консалтинговые компании и фирмы, а также экспертов и индивидуальных консультантов. При этом участие второго сектора — государственных научно-исследовательских структур — прогнозируется менее значимым в связи с бюджетным ограничением обслуживаемого контингента.

В числе активных участников консалтингового рынка России попрежнему остаются зарубежные фирмы. Они прочно занимают практически всю нишу международной сертификации и привлечения инвестиций, их роль на отдельных сегментах все более возрастает. В частности, это заметно сказывается на консалтинговом рынке коммерческой недвижимости, где все большее участие принимают международные компании «большой четверки» (Colliers International, Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, Jones Lang LaSalle, Noble Gibbons в ассоциации с CB Richard Ellis) и компании, ориентированные на вхождение в данный пул (Knight Frank, DTZ Zadelhoff Tie Leung), а также ассоциированные с международными и не уступающие по размерам «четверке». Указанное свидетельствует о значительных резервах развития отечественного рынка консалтинговых услуг.

Необходимо отметить, в последнее десятилетие наблюдается стремительный рост числа консалтинговых компаний, в том числе интернет-консультантов, крупнейшими среди которых в настоящее время являются Platzdarm Consulting, Arrava Advisors, aLions, eTops, eSolutions. Компании IT-консалтинга оказывают услуги по поддержке проектов модернизации, интеграции и разработки программных систем. Деятельность таких компаний направлена на повышение эффективности бизнес-процессов средствами информационных технологий. Одним из основных направлений их деятельности является консалтинг и внедрение у клиентов программных средств, необходимых для бизнеса.

В ряду определяющих состояние консалтингового рынка — проблема качества услуг, которое определяется степенью эффективности совместного участия заказчика и исполнителя на этапах от формирования заказа на проект до его практической реализации.

Качество консалтинговых услуг — это понятие субъективное, несмотря на то что в рамках определенных норм и критериев можно повысить степень объективности.

Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению выделяет три уровня управления качеством услуг управленческого консультирования:

  • • уровень, А (базовый) сосредоточен на разработке политики качества консультационных услуг;
  • • уровень Б (соблюдение параметров) сконцентрирован на контроле всех этапов процесса консультирования;
  • • уровень В (общее управление качеством работы) сосредоточен на обеспечении и развитии квалификации консультантов, уровня их образования и опыта.

Контроль качества консультационных услуг представляет собой довольно сложную проблему, так как качество определяется результирующим воздействием целого ряда факторов. В. И. Алешникова выделяет следующие шесть факторов, которые определяют качество услуг консультирования1:

  • 1. Качество управления консультационным бизнесом;
  • 2. Качество процесса консультирования;
  • 3. Качество рекомендаций консультантов;
  • 4. Качество опыта консультантов;
  • 5. Качество информационно-методического обеспечения;
  • 6. Качество опыта клиента.

Трудности оценки качества консультационных услуг определяют необходимость существования особых гарантий их качества, и в первую очередь стандартов консультационной деятельности, разрабатываемых ассоциациями консультантов. Установленные на базе этих стандартов критерии используются для оценки проекта и его результатов и должны быть внесены в условия договора. В условия договора должны быть внесены также такие гарантии качества услуг, как виды санкций и условия их применения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой