Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возникновение централизованной теократической монархии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Арабский халифат можно было назвать достаточно централизованным государством (рис. 5.1). Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — находилась в руках халифа. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе… Читать ещё >

Возникновение централизованной теократической монархии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Арабский халифат, опираясь на привлекательность повой монотеистической религии, продемонстрировал консолидирующую силу религиозного фактора.

А. Ю. Соломатин

К началу VII в. родовой строй у арабов пришел в упадок. Происходил процесс объединения племен, ускорившийся перед лицом противостояния внешней угрозе. В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, а позднее север полуострова подпал под влияние Византии. Знать стремилась объединить арабские племена, чтобы укрепить свою власть над бедняками и начать завоевания соседних стран.

Объединению арабов способствовала новая религия — ислам (в переводе с арабского — «предание себя Богу»). Ее основателем стал житель Мекки Мухаммед (в Европе его называли Магомет)[1], считавшийся посланником Бога, его пророком. Он призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, т. е. покорными Богу.

В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение («Терпите, ведь Аллах с терпеливыми!»). Коран оправдывает неравенство («Не засматривайся очами своими на те богатства, которыми мы наделяем некоторые семьи»). Как бы тяжело ни жилось бедняку, он должен терпеть и молиться. Покорным ислам обещал сытую и веселую жизнь в раю.

Ислам предписывал верующим без рассуждения подчиняться властям, которые будто бы поставлены на землю Богом («Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас»). Тем самым ислам сдерживал социальный протест против правящих режимов, являлся его опорой.

Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже распространенным ранее религиям — иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней.

В 622 г. Мухаммед со своими сторонниками переместился в Медину. Этот момент стал считаться началом создания исламского государства и отправной точкой мусульманского календаря.

Около 630 г. большинство арабских племен приняло ислам и признало власть Мухаммеда. Сопротивление непокорных было подавлено посланными против них отрядами. Мекка, родной город Мухаммеда, превратилась в центр мусульманской религии, «священный город» мусульман. Ко времени своей смерти в 632 г. Мухаммед был общепризнанным среди арабов пророком, которому подчинялась значительная часть Аравии.

Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых вождей мусульман — халифов («заместителей» пророка), а государство стало называться Арабским халифатом.

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Они двигались на верблюдах, лошадях и пешком. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница. Арабы обрушились на Византию и Иран, истощенные длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжелых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались завоевателям без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство. Арабское войско несколько раз осаждало Константинополь, но взять его не смогло.

В начале VIII в. арабы покорили Северную Африку. В 711 г. они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на Королевство франков. Но в жестоком бою у города Пуатье в 732 г. франки нанесли арабам поражение и отбросили их на юг.

На востоке арабы встретили упорное сопротивление народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

За столетие после смерти Мухаммеда его последователи создали самую обширную из всех известных империй, простиравшуюся от Атлантики на Западе до границ Индии и Китая на Востоке[2].

В Арабском халифате не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправным личным статусом по шариату обладали только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм.

(так называемые зиммии), находились в приниженном положении. Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления.

Не все жители захваченных государств приняли ислам. Однако насильно в свою веру завоеватели не обращали. Иноверцы получили не только защиту, но и свободу вероисповедания. Тем не менее как «неверным» им запрещалось иметь оружие, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.

Были рабы. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Вместе с тем отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату также являлось неравенство мужчины и женщины.

Сами арабы обычно держались обособленно от покоренных народов, предпочитая жить в военных лагерях. Слоя феодалов — рыцарей, схожего с западноевропейским, в исламских странах не сложилось.

Только после 750 г. большая часть покоренных народов стала переходить в ислам. Постепенно он распространялся и за пределы империи.

Арабский халифат можно было назвать достаточно централизованным государством (рис. 5.1). Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — находилась в руках халифа. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

Государственный строй Арабского халифата.

Рис. 5.1. Государственный строй Арабского халифата.

Высшие чиновники назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визири постепенно сосредоточили в своих руках управление страной.

Визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т. е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, осуществлявший надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны): диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну; диван-ал-барид, управлявший дорогами и почтой, руководивший также строительством дорог, колодцев и т. д. Это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения.

Важную роль играла арабская армия. Вначале она представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость ее укрепления и централизации вызвала ряд военных реформ конца VII — середины VIII в. Арабская армия стала состоять из двух основных частей: постоянного войска и добровольцев. Наемничество в это время почти не практиковалось. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воинымусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в основном пополнялась за счет ополченцев.

Территория халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей. Управляли ими, как правило, военные наместники — эмиры, ответственные только перед халифом. Эмиры осуществляли административно-финансовое управление, возглавляли местные административные аппараты, в их ведении находились вооруженные силы. Полицейскую службу несли специальные отряды наемников.

Система местных органов власти на протяжении VII—VIII вв. претерпевала значительные изменения. Вначале система местного чиновничьего аппарата в покоренных странах сохранялась, так же как и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — шейхов.

Огромный Арабский халифат был непрочным государством. Состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющую ее религию и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата произошли значительные изменения.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников.

Во-вторых, в государственном механизме халифата возросла роль армии и ее влияние на политическую жизнь. Военачальники расправлялись с неугодными халифами и возводили на престол своих ставленников.

В-третьих, усилились сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становилась все более независимой от центра, фактически наследственной. Стали возникать целые династии эмиров. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли эмирам огромные права для подавления восстаний покоренных народов. Все это подтачивало силы Арабского халифата.

Раскол халифата на отдельные независимые государства (эмираты и султанаты) стал вопросом времени. Во второй половине VIII в. от него отделился Кордовский эмират в Испании. Затем наступила очередь Туниса и Марокко. В середине IX в. отделился Египет. Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии. Впоследствии эти земли были захвачены татаро-монголами и турками.

  • [1] Пророк Мухаммед (570—632 гг.) но преданию рано остался сиротой, сопровождалв путешествиях торговые караваны, позднее стал купцом. Около 610 г. Мухаммеду сталиявляться видения, а позже он стал слышать речения Аллаха, которые впоследствии былизаписаны и составили Коран — священную книгу.
  • [2] См.: Всемирная история: пер. с англ. М.: Ридерз Дайджест, 2001. С. 267.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой