Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международное частное валютное право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различие научных мнений о соотношении между национальным валютным правом и международным валютным правом не сказывается кардинально на определении сущности международного валютного права и его связи с другими отраслями МЧП, такими как международное коммерческое право, международное инвестиционное право, международное банковское право и др. В любом случае независимо от высказанных мнений мы имеем… Читать ещё >

Международное частное валютное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие, предмет и система международного частного валютного права

Различие научных мнений о соотношении между национальным валютным правом и международным валютным правом не сказывается кардинально на определении сущности международного валютного права и его связи с другими отраслями МЧП, такими как международное коммерческое право, международное инвестиционное право, международное банковское право и др. В любом случае независимо от высказанных мнений мы имеем дело с системами правовых норм, регулирующими качественно отличающиеся общественные отношения, во-первых, публично-правового, а во-вторых, частноправового характера, т. е. отношения различных видов. Это обстоятельство является ключевым в определении сущности международного валютного права.

В работах российских и иностранных ученых обращается внимание на сложный, многоаспектный характер системы международного валютного права, где существуют не только первичные, но также вторичные и прочие уровни режимов валютного регулирования, обусловленные спецификой международного валютного, кредитного и инвестиционного оборота как оборота мировых финансовых средств. Применительно к международному валютному праву к основным отраслям, в рамках которых функционирует система норм валютного регулирования, относятся международное публичное, международное частное, международное коммерческое, международное банковское, международное инвестиционное право.

Сама же система правовых норм международного валютного права не является искусственным образованием. Его правовые нормы объединены общим объектом, которым является стабильность международной валютной системы. Данный объединяющий фактор «цементирует» взаимосвязь и взаимозависимость норм международного и национального валютного права. Следствием формирования международного валютного права как комплексной отрасли является совершенствование норм валютного регулирования и контроля как международного публичного права, так и МЧП, их координация, восполнение пробелов в их системах, введение в правовую ткань этих систем новых норм и даже отдельных блоков норм.

Понятие, предмет и система международного валютного права определяются содержанием коллизионных норм Статей Соглашения Международного валютного фонда (Бреттон-Вудс, 22 июля 1944 г.), коллизионных норм различных государств, международных публично-правовых и международных частноправовых норм, разрабатываемых государствами — членами МВФ в процессе их национального нормотворчества, их судебными органами и различными международными организациями в валютно-финансовой сфере.

Коллизионная норма — это такая норма, привязка которой не называет право конкретного государства, а формулирует общий признак (правило), используя который можно выбрать соответствующее право. Двусторонние коллизионные нормы наиболее часто встречаются в международных двусторонних соглашениях о валютных расчетах и кредитовании. Привязка двусторонней коллизионной нормы именуется формулой прикрепления. Следует отметить, что именно применение формулы прикрепления к определенной ситуации означает выбор нормы международного валютного права, которая может регулировать соответствующие валютные правоотношения, указанные в двусторонней коллизионной норме.

К примеру, особое место в коллизионном регулировании отводится ст. VIII, разд. 2(a) и разд. 3 Статей Соглашения. Государства — члены МВФ не должны разрешать «бесконтрольно» гражданам-резидентам переводить за границу платежные средства в собственной валюте иностранному должнику, даже если стороны договорились о выражении долга в иностранной валюте и платеже наличными в специально обусловленной валюте. Статья VIII, разд. 2(a), гласит, что «ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фонда» .

Статья VIII, разд. 3, гласит, что ни одно государство-член не участвует в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использует практику множественных обменных курсов, а если такие соглашения или практика существуют, то соответствующее государство — член МВФ проводит с МВФ консультации относительно постепенного их устранения. То есть ст. VIII Соглашения, с одной стороны, устанавливает валютный контроль МВФ, а с другой стороны, запрещает ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам в целях устранения неоправданных затруднений, задержки или невозможности исполнения международных обязательств, а также запрещает дискриминацию путем введения множественности валютных курсов.

По существу, данная статья (как и многие другие статьи Соглашения) носит коллизионный (отсылочный) характер с прикреплением либо к «прецедентному праву МВФ», либо к международным обычаям валютных расчетов, либо к материальным и коллизионным нормам национального валютного законодательства. Хотя каждое государство имеет свое коллизионное право, процесс международно-правовой унификации норм, в том числе и коллизионных, применяемых в валютных контрактах, привел к тому, что указанные нормы строятся на общих типовых правилах. Эти правила именуются коллизионными принципами, или типами коллизионных привязок.

Содержание предмета и особенности системы норм международного валютного права вытекают из содержания Соглашения, который в мировой практике называют еще и «Кодексом международного добросовестного валютного поведения». Можно выделить основные направления международно-правового валютного регулирования и правовые институты международного валютного права, которые отражают его предмет и систему.

  • 1. Отмена валютных ограничений государствами — членами МВФ. Что касается ограничений по международным платежам, то члены МВФ брали на себя обязательство вводить их только по согласованию с МВФ. Это обязательство отражено в ст. I (iv) и (у) Соглашения, где предусматривается необходимость максимально широкой отмены подобных ограничений. Соглашение решительно выступает против практики регулирования международных платежей с помощью односторонних мер или двусторонних соглашений.
  • 2. Коллизионное частноправовое регулирование валютных операций. Хотя в Соглашении в целом делается акцент на сотрудничество на государственном уровне, согласно ст. VIII, разд. 2(6), коллизионные нормы данной статьи призваны обеспечить в рамках частных обязательственных отношений действие ограничений международному движению платежей и капиталов одних стран — членов МВФ в другие с помощью административных мер валютного регулирования при условии, что подобные ограничения не противоречат Соглашению. Такой подход основан на признании частноправового характера международного движения платежей и капиталов, на которое государство хочет и должно оказывать воздействие, вводя ограничения.
  • 3. Унификация и гармонизация норм валютного регулирования и валютного контроля в государствах — членах МВФ за текущими валютными операциями и валютными операциями, связанными с движением капитала. Соглашение ограничивает компетенцию МВФ в том, что касается валютного контроля. Согласно ст. VI, разд. 2, страны — члены МВФ вольны ограничивать валютные операции, связанные с движением капитала, но не должны ограничивать текущие сделки и задерживать перевод платежей, облагая их таможенными сборами. Договор о МВФ дает широкое толкование понятию «текущие сделки», в целях содействия валютным расчетам в торговле. Однако подчеркивается, что одной из «действительных целей» международной валютной системы является «создание рамочных условий для стимулирования… движения капиталов между странами» .
  • 4. Правовое регулирование контроля за режимом плавающих валютных курсов. В 1978 г. государства — члены МВФ отказались от системы фиксированных валютных курсов и установили систему регулируемых плавающих курсов. Контроль за действием системы плавающих курсов был возложен на МВФ.
  • 5. Правовое регулирование контроля за валютно-бюджетной политикой стран-участниц МВФ и обеспечение финансирования дефицитов платежных балансов. Членам МВФ предоставляются средства МВФ, чтобы они «могли решать проблемы» своих платежных балансов в соответствии с нормами МВФ. Своими «вспомогательными соглашениями» МВФ вносит вклад в решение проблем платежных балансов государств, уменьшая «опасность» введения мер жесткого валютного регулирования.
  • 6. Правовое регулирование режима «особых прав заимствования» при внешнем финансировании экономики стран — членов МВФ. Экономический рост в развивающихся странах и в ряде импортирующих капитал государств опирается в целом на внешнее финансирование. Подобное финансирование не только чревато зависимостью от иностранных кредиторов, но и делает экономику стран-импортеров капитала подверженным отрицательному влиянию колебаний цен на мировых рынках и изменений ситуации на международных валютных рынках.

При неожиданном спаде или резком усилении долгового бремени многие страны-импортеры капитала прибегают к жесткому валютному регулированию, чтобы предотвратить нежелательный отток малочисленных валютных ресурсов из национальной экономики и наилучшим образом использовать наличную валюту. Принимаются меры для привлечения иностранной валюты. Этим мерам часто предшествуют тщетные попытки найти дополнительные источники внешнего финансирования или устранить узкие места с помощью двусторонних договоренностей. Только страны-члены с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными трудностями платежного баланса без установления контроля за международным движением платежей и капиталов.

7. Создание МВФ международно-правовой системы многосторонних валютных расчетов. Соглашение обязывает своих членов отказаться от дискриминационной практики множественности валютных курсов, в качестве защитных мер для стабильности мировой и национальной валютной системы государства — члены МВФ обязуются «покупать остатки (избытки)» собственной валюты у других стран — членов МВФ по взаимным договоренностям.

Соглашение прямо обязывает своих участников постоянно учитывать цели МВФ при проведении своей валютной политики и, насколько позволяют обстоятельства, принимать все возможные меры, чтобы совместно с другими странами-членами в торговых и финансовых сделках способствовать установлению свободы международных платежей и обеспечению валютной стабильности. Государства берут на себя обязательства для достижения целей стабильности системы многосторонних валютных расчетов «отменять существующие ограничения, если уверены, что смогут достичь бездефицитности платежного баланса без введения валютных ограничений.

8. Международно-правовой режим разграничения и либерализации международных платежей и валютных операций с международными капиталами. В МВФ различает ограничения на текущие международные платежи и на движение капиталов, что справедливо и в отношении ОЭСР, которая разработала отдельные кодексы, касающиеся либерализации международных платежей и международных капиталов. Упомянутые организации традиционно делают акцент на либерализации текущих международных платежей. Не следует удивляться тому, что международно-правовое регулирование конвертируемости валют в связи с текущими международными платежами разработано более тщательно, чем в отношении движения капиталов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой