Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление как социальный феномен, наука и учебная дисциплина. 
Предмет, задачи и система учебной дисциплины «основы управления в органах внутренних дел»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие в системе обратных связей, обусловленное процессами обмена информацией, ее циркуляцией между субъектами и объектами управления. Осуществление управления невозможно без осведомительной информации. Эта информация выступает в качестве характеристики деятельности объекта управления и необходима субъекту для выработки управленческих решений. Обратная связь (от объекта управления) является… Читать ещё >

Управление как социальный феномен, наука и учебная дисциплина. Предмет, задачи и система учебной дисциплины «основы управления в органах внутренних дел» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебные вопросы

  • 1. Понятие, признаки, содержание управления.
  • 2. Основные этапы развития теории управления.
  • 3. Основные научные школы управления.
  • 4. Развитие науки управления в России.
  • 5. Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Основы управления в органах внутренних дел».

Управление как вид человеческой деятельности имеет древнюю историю развития. Однако настоятельная потребность изучения этой деятельности возникла по мере развития общества, особенно в современный период. Свой вклад в понимание сущности и систем управления внесла кибернетика — наука о наиболее общих законах управления в технических, биологических и социальных системах. Общественный прогресс в XXI веке способствовал соединению знаний разных областей науки, в том числе развитию общей теории управления.

Понятие, признаки, содержание управления, в том числе в органах внутренних дел

В самом общем виде управление — это процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигаются ее упорядоченность, развитие в соответствии с заданными параметрами и поставленными целями. Исходя из этого, выделяют три вида управления: управление в живой природе (биологическое управление), управление в неживой природе (механическое управление) и управление в обществе (социальное управление) (рис. 2.1).

Виды управления.

Рис. 2.1. Виды управления.

Независимо от видов управления можно выделить следующие его специфические признаки:

  • а) обязательно качество целостной организованной, т. е. не случайной системы;
  • б) наличие обязательных элементов: субъекта и объекта управления;
  • в) направленность на достижение конкретного результата: параметров, поставленной цели и т. п.;
  • г) служит интересам взаимодействия основных элементов данной системы и взаимодействия систем между собой;
  • д) обеспечивается системой определенных средств, набор которых сочетает общее и специальное, уникальное.

Управление в неживой природе (механическое, техническое управление) — это управление производственно-техническими процессами, системами машин, вещами. Люди создают машины, механизмы и другие технические системы и управляют их работой. Этот вид управления изучается в основном техническими науками, а также кибернетикой.

Управление в живой природе (биологическое управление) является предметом исследования преимущественно естественных наук. Люди, познав законы биологии, воздействуют на растительный и животный мир планеты или отдельного региона, например, выводят новые, более продуктивные породы живых организмов, продуктивные сорта растений. Биологическое управление, так же, как и техническое, осуществляется в социальных целях. Объектом этого вида управления являются растительные и живые организмы, не обладающие сознанием и волей.

Социальное управление — это управление человека человеком. Оно воздействует на деятельность (поведение) людей, объединенных в группы, коллективы, классы. Люди как производительная сила общества познают и используют законы развития природы и общества. Пределы социального управления, его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в данном обществе экономических отношений, характера социально-политического строя, государственного устройства.

В этой связи можно сказать следующее (рис. 2.2).

Основные признаки социального управления.

Рис. 2.2. Основные признаки социального управления.

Социальное управление многогранно, оно включает в себя государственное (управление делами государства) и негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур, главным образом государственного аппарата, государственных органов) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. Основные признаки государственного управления:

  • а) субъектом организующих и регулирующих воздействий является государство;
  • б) управляющие воздействия опираются на государственную власть;
  • в) государственное управление распространяется на всю территорию государства.

Государственное управление осуществляется во всех сферах жизнедеятельности социума. Одной из таких сфер является сфера внутренних дел, в рамках которой специфическими методами и средствами реализуется правоохранительная функция государства, связанная с защитой интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств. Реализация этой функции органами внутренних дел может рассматриваться как государственное управление ими. Управление в органах внутренних дел относится к государственному управлению, сущность которого заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов системы МВД России как единого целого, воздействии (правовом, организационном) на все структурные подразделения этой системы с целью обеспечения их надлежащего функционирования и реализации установленных законодательством задач в пределах предоставленных полномочий в сфере правоохранительной деятельности государства, сфере внутренних дел.

Организация и функционирование системы МВД России основывается на общих принципах и методах государственного управления. Однако, поскольку сама система имеет ряд особенностей, связанных и с особым характером общественных отношений, входящих в объект регулирования органов внутренних дел, и со спецификой правового статуса ведомства, содержанием его деятельности, управление органами внутренних дел имеет свою специфику. В значительной мере эта специфика предопределена задачами, функциями органов внутренних дел, особенностями присущих им форм и методов деятельности.

С точки зрения теории управления система управления — это совокупность людей, методов и средств управления, обеспечивающих выполнение системой возложенных на нее в силу общественного разделения труда задач.

Специфика деятельности органа внутренних дел как разновидности управляемых социальных систем выражается понятиями, отражающими конечные результаты этой деятельности: общественная безопасность, общественный порядок, правопорядок, законность, соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц, раскрытие, расследование преступлений, профилактика правонарушений и т. д.

Возложенные на органы внутренних дел задачи решаются на каждом иерархическом уровне построения системы МВД России самостоятельно, однако во многих случаях возникает необходимость взаимодействия и координации усилий различных подразделений. В этой связи практически каждый орган внутренних дел одновременно выступает в двух «ипостасях» — является субъектом управления для нижестоящих структур (например, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по отношению к УМВД России по Петроградскому району СанктПетербурга) и объектом воздействия для структур вышестоящих.

Система управления органа внутренних дел обладает характерными свойствами. Среди них:

  • целеполагание — самостоятельное принятие решений по выбору основных целей деятельности и мобилизации для этого имеющихся ресурсов;
  • самоорганизуемостъ — способность самостоятельно реагировать на влияние дестабилизирующих факторов, обеспечивать динамическое равновесие системы;
  • адаптируемость — способность находить средства для изменения форм и методов деятельности в соответствии со складывающейся обстановкой;
  • автономность — устойчивое самостоятельное функционирование для непрерывного решения существующих и новых задач, в том числе организационно-управленческого характера;
  • интегративностъ — способность к поддержанию целостности и стабильности функционирования всех без исключения компонентов системы;
  • открытость (транспарентность) — способность к взаимодействию не только компонентов системы между собой, но и с иными организационными системами.

Организация системы управления органами внутренних дел предполагает наличие следующих свойств.

  • 1. Детерминированность элементов системы, которая предполагает такую их взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного структурного элемента органа внутренних дел (например, подразделения уголовного розыска) отражаются на состоянии и деятельности других элементов (например, следственных подразделений) и органа внутренних дел как системы в целом.
  • 2. Динамичность системы, что предполагает ее оперативный «отклик» на различного рода внешние и внутренние воздействия, в том числе и дезорганизующего характера (например, возрастание текучести кадров, увеличение числа зарегистрированных преступлений и т. д.).
  • 3. Наличие в системе управляющего параметра, что проявляется в целенаправленной деятельности субъекта управления, его способности доводить командную информацию до объекта управления и обеспечивать выполнение команд.
  • 4. Наличие в системе обратных связей, обусловленное процессами обмена информацией, ее циркуляцией между субъектами и объектами управления. Осуществление управления невозможно без осведомительной информации. Эта информация выступает в качестве характеристики деятельности объекта управления и необходима субъекту для выработки управленческих решений. Обратная связь (от объекта управления) является каналом связи, который несет данные о том, как объект управления реагирует на командную информацию, поступающую к нему по каналам прямой связи от субъекта управления, в какой мере эти команды выполняются.
  • 5. Наличие в системе усилительного свойства обеспечивает компенсацию ослабления управляющего воздействия на пути от субъекта управления к объекту управления. Затухание команд объясняется существованием в каналах информационной связи барьеров, затрудняющих прохождение информации. Таких барьеров несколько:
    • географический (территориальный) — порождается значительной отдаленностью объектов от субъекта управления либо труднодоступностью местности. Его успешное преодоление достигается путем внедрения современных средств связи, в необходимых случаях — дублированием команд, усилением контроля за деятельностью периферийных подразделений и т. д.;
    • ведомственный — выражается в трудностях, возникающих при управлении автономно действующими структурными подразделениями. Под воздействием этого барьера управляющая информация как бы «растекается» по ряду исполнителей. При этом каждый из них может предполагать, что большая часть работы возлагается не на него, а на других исполнителей, что объективно порождает необходимость постановки перед каждым исполнителем (соисполнителем) конкретных задач;
    • психологический — обычно возникает в случае определенной новизны задач, неготовностью исполнителя взяться за их решение. Средством преодоления такого барьера должна стать постоянная работа по повышению квалификации личного состава;
    • смысловой — возникает в случае недостаточно четкой формулировки команд либо их искажения при движении по каналам прямой связи;
    • организационный — связан с тем, что субъект управления далеко не всегда обеспечивает условия выполнения его команд, нередко не предоставляя объекту управления достаточного времени на осмысление команды и организацию ее исполнения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой