Мероприятия Европейского Союза на международной арене
Специфика реализации Союзом права посольства определяется в ст. 221 ДФЕС. Дипломатические представительства Союза в третьих странах и при международных организациях именуются делегациями и подчиняются Верховному представителю по ИДПБ, т. е. административно относятся к структурам Европейской комиссии. Такого рода делегации открыты в более 100 странах мира, в том числе в России. В своей работе они… Читать ещё >
Мероприятия Европейского Союза на международной арене (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эти мероприятия принято разделять на совместные и односторонние в зависимости от того, осуществляются ли они вместе с другими субъектами международного права или самостоятельно Союзом (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Мероприятия ЕС на международной арене.
К числу совместных мероприятий относятся: заключение международных соглашений, участие в деятельности международных конференций и международных организаций, дипломатические отношения с третьими странами.
1.
Заключение
международных соглашений. Международные соглашения юридически оформляют международные обязательства ЕС. В соответствии с пар. 2 ст. 216 ДФЕС соглашения, заключенные Союзом, имеют обязательную силу для институтов Союза и для государств-членов. Международные соглашения Союза являются как источниками международного права, так и источниками вторичного права ЕС. В праве ЕС их нормы могут обладать прямым действием и верховенством. В правопорядок Союза положения международных соглашений ЕС вводятся специальным решением Совета о заключении соответствующего соглашения.
Союз участвует в качестве стороны как в двусторонних, так и в многосторонних международных договорах. Международные соглашения ЕС бывают нескольких видов. В пар. 1 ст. 218 ДФЕС речь идет о двух разновидностях международных соглашений ЕС:
- 1) соглашениях с третьими странами;
- 2) соглашениях с международными организациями.
Исходя из положений ст. 218 и 219 ДФЕС соглашения ЕС можно подразделить:
- — на соглашения об ассоциации;
- — соглашение о присоединении Союза к ЕКПЧ;
- — соглашения, которые при организации процедур сотрудничества учреждают особый институциональный механизм;
- — соглашения, имеющие значительные бюджетные последствия для Союза;
- — соглашения, распространяющие действие на сферы, в отношении которых применяется обычная законодательная процедура или специальная законодательная процедура, когда требуется одобрение Европарламента;
- — соглашения, относящиеся исключительно к сфере общей внешней политики и политики безопасности;
- — соглашения о системе валютных курсов евро по отношению к денежным единицам третьих государств;
- — иные соглашения.
В зависимости от предметов ведения, охватываемых международным соглашением, их можно подразделить:
- — на соглашения, заключаемые ЕС единолично, если они охватывают предметы ведения, относящиеся к исключительной компетенции ЕС, и, соответственно, целиком охватываются правосубъектностью ЕС;
- — смешанные соглашения, заключаемые ЕС совместно с государствами-членами, с одной стороны, и третьей страной или международной организацией — с другой, если эти соглашения охватывают предметы ведения, относящиеся к совместной или вспомогательной компетенции ЕС; их предмет лежит как в рамках правосубъектности ЕС, так и в рамках правосубъектности государств-членов.
Кроме того, ряд соглашений заключается ЕС совместно с Евратомом.
2. Участие в деятельности международных конференций и международных организаций. ЕС участвует в деятельности важнейших международных конференций. Созыв международной конференции, как правило, всегда сопряжен с потребностью решения актуальных международных проблем и завершается подписанием международного соглашения или международного акта политического характера.
Союз как субъект международного права взаимодействует с другими международными организациями и участвует в их деятельности в качестве члена или наблюдателя. Статья 220 ДФЕС указывает, что Союз устанавливает «любое полезное сотрудничество» с рядом организаций, среди которых:
- — ООН и ее органы;
- — специализированные учреждения ООН;
- — ОБСЕ;
- — Совет Европы;
- — ОЭСР.
С другими международными организациями ЕС поддерживает «любые уместные связи». Абзац 2 пар. 1 ст. 21 указывает на возможность установления отношений партнерства между ЕС и универсальными международными организациями.
3. Дипломатические отношения с третьими странами. Союз осуществляет активное (открытие дипломатических представительств) и пассивное (аккредитация иностранных дипломатических представительств) право посольства, являющееся составным элементом правосубъектности организации.
Специфика реализации Союзом права посольства определяется в ст. 221 ДФЕС. Дипломатические представительства Союза в третьих странах и при международных организациях именуются делегациями и подчиняются Верховному представителю по ИДПБ, т. е. административно относятся к структурам Европейской комиссии. Такого рода делегации открыты в более 100 странах мира, в том числе в России. В своей работе они тесно взаимодействуют с дипломатическими представительствами и миссиями государствчленов, аккредитованных при соответствующей третьей стране или международной организации.
В свою очередь третьи страны открывают свои дипломатические представительства (миссии) при ЕС в Брюсселе. Российская Федерация также имеет такое представительство при ЕС.
К числу односторонних мероприятий ЕС на международной арене следует отнести:
- — определение стратегических интересов и целей Союза, законодательные мероприятия;
- — меры содействия;
- — международные санкции.
- 1. Определение стратегических интересов и целей ЕС в сфере ОВПБ и других сферах внешней деятельности проводится на основе решений Европейского совета, принимаемого в соответствии со ст. 22 ДЕС. Они могут затрагивать отношения Союза с отдельными странами или регионами либо иметь тематический подход. Они определяют свой срок действия и средства, которые должны будут предоставить Союз и государства-члены.
Подобные меры появились в инструментарии Союза со вступлением в силу Лиссабонского договора. Решение о стратегических интересах утверждается единогласно Европейским советом по рекомендации Совета. С инициативой принятия такого решения могут выступать Верховный представитель ЕС по ИДПБ в рамках ОВПБ, а также Комиссия по остальным вопросам.
2. Мероприятия законодательного характера. Внутреннее законодательство ЕС также может предусматривать регулирование вопросов международного сотрудничества, включая вопросы, затрагивающие отношения физических и юридических лиц.
Речь идет прежде всего:
- — о таможенном законодательстве ЕС (Модернизированный таможенный кодекс ЕС 2008 г.);
- — регламентах, устанавливающих ставки пошлин единого таможенного тарифа и др.;
- — антидемпинговом законодательстве (например, Базовый антидемпинговый регламент 1995 г.);
- — законодательстве о визах и визовом режиме или отсутствии такового для граждан третьих стран (Визовый кодекс ЕС 2009 г.);
- — законодательстве об экспортных субсидиях в рамках общей аграрной политики ЕС и др.
К этому перечню можно отнести также статьи нормативных актов, регулирующие правовое положение иностранных предприятий и организаций в рамках общего рынка, их филиалов и представительств (например, разд. IV «Отношения с третьими странами» Директивы 2006/48/ЕС от 14 июня 2006 г. о кредитных организациях).
В эту же группу входят и решения Суда и Трибунала, связанные с реализацией внешней компетенции, толкованием упомянутого выше законодательства о внешней деятельности или с участием частных лиц третьих стран.
3. Меры содействия. Говоря о мерах содействия, в первую очередь следует упомянуть ст. 214 ДФЕС, посвященную гуманитарной помощи третьим странам. Мероприятия Союза в области гуманитарной помощи проводятся в рамках принципов и целей его внешнеполитической деятельности. Данные мероприятия направлены на предоставление в адресном порядке содействия, помощи и защиты населению третьих стран, пострадавшему от катастроф, вызванных природными факторами или человеком, в целях удовлетворения гуманитарных потребностей, которые возникают в результате таких ситуаций. Мероприятия ЕС по оказанию гуманитарной помощи проводятся в соответствии с принципами международного права и принципами беспристрастности, нейтральности и нсдискриминации. Вместе с тем по вопросам оказания гуманитарной помощи ЕС кроме самостоятельных действий полномочен также вступать в международные переговоры и заключать международные соглашения.
Мероприятия ЕС по оказанию гуманитарной помощи должны быть скоординированы и согласованы, во-первых, с гуманитарными мерами международных организаций, прежде всего ООН, а во-вторых, с мероприятиями государств-членов в этой сфере.
Статья 214 ДФЕС предусматривает также создание под эгидой ЕС специального подразделения — Европейского добровольного корпуса гуманитарной помощи «для совместных вкладов молодых европейцев в мероприятия Союза по оказанию гуманитарной помощи». Подобно американскому «Корпусу мира», эта организа;
ция рассчитана на глобализацию использования «мягкой силы» Европейского Союза.
Кроме того, односторонними действиями ЕС будут являться гуманитарные миротворческие миссии, предусмотренные ст. 43 Договора о ЕС в рамках общей политики безопасности и обороны. Это касается также мероприятий, осуществляемых в рамках реализации условия солидарности согласно ст. 222 ДФЕС в ответ на современные угрозы в виде международного терроризма, природных и техногенных катастроф.
Европейское сообщество оказывает финансовое и иное содействие иностранным государствам и другими способами. С этой целью из бюджета ЕС финансируются специальные программы помощи, например Европейский инструмент соседства и партнерства, утвержденный Регламентом 1638/2006 в 2006 г., который заменил программу ТАСИС (Технической помощи Содружеству Независимых Государств — Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States). Законодательство ЕС определяет порядок доступа к таким мерам в актах, устанавливающих порядок предоставления помощи третьим странам (например, Регламент Совета (ЕС) № 2112/2005 от 21 ноября 2005 г. о доступе к внешней помощи Сообщества).
- 4. Международные санкции. Возможность введения ограничительных мер (санкций) со стороны ЕС предусматривает сг. 215 ДФЕС. Такие меры могут быть двух видов:
- — ограничительные меры в отношении третьих стран, предусматривающие полное или частичное приостановление или сокращение экономических и финансовых отношений;
- — ограничительные меры в отношении иностранных физических и юридических лиц, групп и негосударственных образований.
Основанием для введения ограничительных мер (санкций) является решение, принятое в рамках ОВПБ. При любых обстоятельствах решение о введении ограничительных мер должно предусматривать необходимый комплекс правовых гарантий.
Такие меры со стороны ЕС предпринимались неоднократно и сегодня существуют в отношении Северной Кореи, Ирана и Беларуси.