Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы менеджмента качества в строительстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В числе наиболее серьезных правонарушений, классифицируемых как критические дефекты, приведены: срубка оголовков свай ниже проектной отметки и срезка выпусков арматуры, что приводит к ослаблению связи свай и ростверков; отсутствие бетонной подготовки; применение сварки узлов вместо вязки проволокой при выполнении армо-каркасов; смещение стержней из проектного положения; нарушение шага… Читать ещё >

Теоретические основы менеджмента качества в строительстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ состояния качества строительной продукции на современном этапе

Как уже отмечалось, проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни и главной характеристикой экономической, социальной и экологической безопасности жизнедеятельности. Особенно это касается уровня качества строительной продукции, так как возводимые здания и сооружения — это места постоянного нахождения работающих либо проживающих в них людей.

Необходимо признать, что к качеству возводимых строителями и передаваемых в эксплуатацию объектов всегда имелись справедливые претензии. Эти претензии относятся ко всем участникам создания строительной продукции. Ошибки и неоправданные решения в проектно-сметной документации сказываются как в период возведения объектов, так и на стадии их эксплуатации.

Недоброкачественная продукция предприятий стройиндустрии, если она вовремя не была отбракована производителями или строителями, идет «в дело», и последствия опять же отражаются на увеличении эксплуатационных расходов по поддержанию объекта в рабочем состоянии.

Как показал анализ, чаще всего не отвечает предъявляемым требованиям качество производства строительных и монтажных работ, которое является важнейшей составляющей качества готовой строительной продукции. В итогедополнительные затраты на досрочные текущие и капитальные ремонты.

Но, к сожалению, не всегда проблема несоответствующего качества строительной продукции отражается только на ремонтах и других дополнительных затратах. В последние годы в России произошло немало серьезных аварий, которые привели к гибели людей.

Рассмотрим вопросы низкого качества строительной продукции в масштабах страны.

Одной из самых больших катастроф зданий в 1997 году была авария в здании казармы Томского высшего военно-командного училища связи, жертвами которой стали 12 человек — курсантов этого училища. Обрушение перекрытий 3-этажного кирпичного здания, построенного в 1955 году, произошло в результате разрушения кирпичных столбов, на которые опирались конструкции перекрытий. Как показало расследование, прочность кирпичной кладки столбов оказалась значительно ниже проектной, армирование кирпичных столбов не производилось и не было предусмотрено проектом. В период эксплуатации здания при обследовании состояния его несущих конструкций неоднократно отмечалось наличие деформаций в кирпичной кладки стен, однако необходимые меры по их устранению и предотвращению не принимались.

Госстроем России было проведено обобщение и анализ причин аварий зданий и сооружений, произошедших на территории Российской Федерации в 1997 году. Как показывает практика, профилактические меры по предотвращению аварий, обеспечению безопасности возводимых и эксплуатируемых объектов, принимаемые органами исполнительной власти и органами надзора, а также строительными и эксплуатационными организациями, предприятиями и объединениями, оказываются недостаточными. Число аварий не снижается, тяжесть их увеличивается.

За 1998 год было зарегистрировано 18 аварий, 5 из которых произошли в Ростовской области, 3 — в Ставропольском крае, 2 — в Республике Алтай, по одной — в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Кемеровской, Мурманской, Саратовской, Томской областях и в городе Москве. В результате перечисленных аварий погибло 14 и травмировано 44 человека.

Основными причинами аварий, как и в предыдущие годы, явились грубые нарушения правил технической эксплуатации зданий; низкое качество выполненных строительных и монтажных работ, использованных строительных материалов, конструкций и изделий; ошибки в проектах; отсутствие обеспечения прочности и устойчивости временно приостановленных строительством объектов.

Как правило, неудовлетворительно осуществлялся на строящихся объектах технический надзор заказчика и авторский надзор проектных организаций, работники которых практически не контролировали качество выполняемых работ.

Важным фактором, влияющим на аварийность, является также недостаточная требовательность должностных лиц органов Госархстройнадзора, лицензионных центров, жилищных инспекций в части обеспечения прочности, устойчивости, безопасности как строящихся, так и эксплуатируемых зданий и сооружений.

В последние годы произошло несколько серьезных аварий на строительных объектах Москвы: на Мичуринском проспекте, в Крылатском, серия менее серьезных аварий на Большой Дмитровке.

Как показал анализ аварий, основные их причины следующие:

грубейшие ошибки в проведении изыскательских работ, что повлекло за собой ошибки в проектной документации;

несоответствующее действующим нормативам качество строительных материалов, конструкций и деталей;

низкое качество производства монтажных и сварочных работ;

отсутствие необходимого контроля качества на всех этапах производства строительной продукции.

Анализ сложившейся в строительном комплексе города Москвы ситуации показывает, что в прежние годы строительный комплекс был четко отлажен и скоординирован. Практически все жилищное строительство в городе было сосредоточено в руках опытного заказчика — Москапстроя. В качестве генеральных подрядчиков выступали Главмос-строй и Главмоспромстрой. Все коммуникации прокладывал Мосинжстрой. Несмотря на это, и тогда существовали явные недочеты и недостатки, обусловленные, в основном, функционированием административно-командных методов управления экономикой, что негативно сказывалось на качестве продукции.

Известно, что, являясь интегральным показателем, качество подвержено влиянию его составляющих. Оно зависит от технического уровня проектов; качества материалов, изделий и конструкций; квалификации рабочих; системы материального и морального стимулирования; прогрессивности технологии производства и т. д. Качество в явном или неявном виде присутствует на всех стадиях создания строительной продукции.

Даже в условиях действия административно-командной системы производства и плановой экономики строительным организациям рекомендовалось создание таких организационных структур, в которых были бы выделены специальные функциональные подразделения, занимающиеся вопросами обеспечения и контроля качества. Остальные отделы и службы строительного треста и его управлений должны были также уделять внимание вопросам качества.

Практические методы контроля качества выполнения каждого процесса отражались в разработанных технологических картах, которые выдавались бригадиру одновременно с нарядом на выполнение работы. Для этого в организациях, отвечающих за подготовку проектов производства работы, создавался специальный фонд с картотекой технологических карт, как типовых, так и повторно и многократно применяемых.

Технологическая карта была проектным документом, определяющим технологию (технику, организацию, экономику) выполнения строительного процесса. Это был обязательный технологический документ для руководителей всех уровней производства на строительной площадке, работники служб качества использовали технологические карты при осуществлении пооперационного контроля производственных процессов. Однако в настоящее время, как показывают данные Госархстройнадзора, в 97 случаях из 100 при обнаружении брака на строительном объекте исполнители не применяют технологические карты, а некоторые знают о них только понаслышке.

В начале 90-х годов отлаженная система строительного комплекса начала давать сбои. Это было обусловлено сменой экономических и политических условий. Из строительных гигантов выделилась масса самостоятельных организаций, контролировать которые стало не просто. Образовалось большое количество новых фирм, носящих красивые имена, многие из них продолжают традиции достопамятных «шабашек», которые некогда «обустраивали» колхозы.

Естественное стремление выжить в условиях жесткой конкуренции, неуправляемого рынка привело к тому, что строители стали экономить на всем возможном и невозможном. В первую очередь от этого пострадали внутренние контролирующие подразделения, исчезли отделы контроля качества. Мелкие строительные фирмы упразднили строительные лаборатории, которые осуществляют контроль за качеством бетона, арматуры, панелей и других материалов, а также геодезические службы, без которых строительные конструкции не могут быть установлены геометрически правильно. Крупные строительные организации сократили штаты своих служб, что привело к понижению достоверности контрольных замеров. Подрядчики, не имеющие собственных лабораторий, стали пользоваться на договорных условиях услугами немногих уцелевших в Москве лабораторий, которые в связи с сокращением штатов не справляются с возросшей нагрузкой. В результате лабораторные испытания перестали быть надежной преградой для некачественных материалов. Действовавшие ранее, особенно в крупных строительных организациях, различные системы контроля и оценки качества полностью прекратили свое существование.

И весь этот комплекс проблем, связанных с работой в новых экономических условиях, усугубился при низкой исполнительской дисциплине.

Проанализируем аварию, произошедшую на Мичуринском проспекте. В сентябре 1997 года из-за недопустимо низкого качества строительных и монтажных работ обрушилась часть торцевой секции строящегося многоэтажного крупнопанельного жилого дома по Мичуринскому проспекту. По результатам предварительного расследования основными причинами аварии явились нарушения, допущенные при выполнении стыков плит перекрытия в местах их опирания на поперечные стены, возможная неравномерная осадка фундаментной плиты здания, вызванная длительным воздействием атмосферных осадков на грунты отрытого рядом котлована, а также невыполнение мероприятий по обеспечению прочности и устойчивости смонтированных конструктивных элементов на период временной приостановки работ.

При наличии перечисленных нарушений подрядная организация должна была быть лишена лицензии на осуществление строительной деятельности, однако это не было своевременно сделано.

Отрицательно сказались на качестве строительства дома также использование неквалифицированных рабочих и инженерно-технических работников на ответственных работах по монтажу конструкций, крайне неудовлетворительная работа авторского и технического надзора.

Инспекцией Госархстройнадзора Москвы неоднократно отмечался низкий уровень качества работ, выполняемых на этом объекте. В ходе строительства было выдано 14 предписаний по фактам выявленных дефектов и нарушений. Однако отмеченные недостатки не были своевременно устранены, предписания были проигнорированы, что способствовало обрушению конструкций строящегося здания.

В результате рассмотрения причин аварии последовало расформирование генподрядного треста, аннулирование лицензии строительного концерна. Правительством города Москвы были приняты меры по укреплению руководства городской Инспекции Госархстройнадзора (ИГАСН), повышению эффективности работы органов лицензирования, сертификации, авторского и технического надзора.

В дополнение к вышеуказанным мерам правительство Москвы провело ряд совещаний, посвященных проблеме низкого качества производимой строительной продукции.

Итогом проведенных совещаний стало принятие решения. О разработке комплексной программы повышения качества выполняемых работ предприятиями московского строительного комплекса. Этот документ уже начал действовать и контролируется непосредственно руководством строительного комплекса Для этого в Комплексе архитектуры, строительства, развития и реконструкции города проводятся регулярные совещания по качеству с участием руководителей основных строительных предприятий Москвы.

В 2000 году при Комплексе был создан Совет по качеству, в состав которого вошли представители руководства Комплекса, руководители и главные инженеры крупнейших московских строительных предприятий, представители Москомархитектуры, научных, проектных и учебных заведений. Основные задачи Совета:

проведение анализа состояния работы по улучшению качества на предприятиях строительной отрасли Москвы;

разработка практических и методических материалов по созданию систем менеджмента качества с целью снижения потерь всех участников строительно-инвестиционного цикла от выпуска недоброкачественной продукции;

обучение руководителей и специалистов современным методам менеджмента качества;

оказание помощи предприятиям в создании систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000;

усиление роли организаций, призванных контролировать качество продукции предприятий московской строительной отрасли.

Несомненно, затраты на ликвидацию аварий на строящихся и эксплуатируемых объектах составляют значительные суммы, однако не менее ощутимые потери несут строительные организации от брака при производстве строительной продукции и при возникновении претензий и рекламаций. Это влияет на повышение себестоимости строительной продукции и, соответственно, снижает эффективность деятельности предприятия.

При проведении анализа объемов бракованной строительной продукции, причин ее возникновения и затрат на исправление брака наиболее трудоемким оказался вопрос по лучения первичной информации о фактическом уровне брака на предприятиях строительной отрасли и причинах его появления.

Необходимо отметить, что, начиная с 1991 года, Госкомстат РФ не имеет данных по этой проблеме, и, следовательно, никакого анализа и сопоставления в масштабах страны не производится. В официальной статистике вообще не существует разделов, относящихся к качеству продукции, причинам возникновения брака и размерам затрат на его исправление.

Единственным контролирующим органом в настоящее время осталась ИГАСН, которая ведет работу по проведению проверок и выявлению брака, однако функции ИГАСН ограничиваются составлением актов на наличие дефектов и оформлением протоколов на уплату соответствующих штрафов.

С целью проведения сравнительного анализа уровня брака, его причин и размеров потерь были собраны необходимые исходные данные в московских строительных организациях и на предприятиях, а также использованы отчеты ИГАСН г. Москвы.

В зависимости от характера дефектов, установленных при проверках качества работ, брак делится на исправимый и неисправимый (окончательный).

Исправимый брак — работы, исправление которых технически возможно и экономически целесообразно.

Окончательный брак — работы, исправление которых технически невозможно и/или экономически нецелесообразно.

В соответствии с существующей методикой «Определение затрат, включаемых в себестоимость строительной организации», в себестоимость включается брак, допущенный при производстве строительных работ, и брак, имевший место во вспомогательных производствах. Затраты по устранению дефектов в строительстве, возникшие по вине заказчика и оплаченные им, к потерям от брака не относятся. Потери от брака также уменьшаются на суммы, отнесенные за счет поставщиков и субподрядных строительных организаций.

К потерям от брака относятся штрафы, накладываемые ИГАСН на организации за различные виды правонарушений при выполнении проектно-изыскательских, строительных и монтажных работ и при изготовлении строительных материалов, конструкций и изделий. В соответствии с ГОСТ правонарушения в области качества разделяют на: критические — это дефекты, ведущие к потере и снижению прочности и устойчивости зданий, их частей и несущих конструкций; а также значительные дефекты — это дефекты, снижающие надежность конструкций, деталей и изделий.

Критические дефекты являются причиной либо окончательного брака, либо исправимого, если исправление технически возможно и полностью восстанавливает требуемый уровень прочности и устойчивости зданий и их частей.

Значительные дефекты — это, как правило, брак исправимый.

Проведем анализ отчетных данных ИГАСН г. Москвы за 1998 — 2000 годы, приведенных в табл. 1.1.1.

Как видно из табл. 1.1.1, нарушения, относящиеся к качеству, составляют в среднем 45% от всех случаев правонарушений, причем на выявленные критические дефекты, которые влияют на прочность и устойчивость зданий и несущих конструкций, приходится до 41% от всех дефектов.

Таблица 1.1.1 Отчетные данные ИГАСН за 1998 — 2000 гг.

П№ п/п.

Наименование показателей.

Обозначения.

Ед. изм.

Показатели по годам.

Обнаруженные правонарушения, в т. ч.:

  • — по качеству, в т. ч.:
  • — критические дефекты

Nn.

Nnk.

nk.

Правонарушение.

Правонарушение / % к Nn.

% к Nnk.

  • 364
  • 162/ 44,5
  • 40
  • 490
  • 244/49,7
  • 41
  • 482
  • 204/42,5
  • 23

Значительные дефекты.

П3.

То же.

Прочие дефекты.

nпр

" «.

За все выявленные правонарушения ИГАСН накладывает соответствующие штрафы. На рис. 1.1.1 представлена гистограмма размеров штрафов, наложенных ИГАСН в течение 1998;2000 годов за несоответствующее качество выполнения строительно-монтажных (СМР), проектно-изыскательских работ (ПИР) и производство строительных материалов, изделий, конструкций (СМИК).

Анализ гистограммы штрафов (см. рис. 1.1.1) свидетельствует о том, что основные правонарушения в области качества (до 86%) происходят при выполнении СМР. Для проведения более детального анализа уровня брака при производстве СМР были собраны необходимые исходные данные в московских строительных организациях.

Информация собиралась в целом по организациям, по видам выполненных работ и по отдельным объектам за 1997 — 1999 гг. С целью более четкого представления об уровне брака и характеристике положения по объемам выпускаемой недоброкачественной продукции целесообразно все анализируемые строительные организации распределить на группы по признаку выполняемых ими основных видов работ.

Предлагается следующая классификация основных групп строительных организаций в соответствии с выполняемыми работами:

  • (1) — общестроительные работы;
  • (2) — отделочные работы;
  • (3) — сантехнические работы;
  • (4) — электромонтажные работы;

Рис. 1.1.1. Гистограмма размеров штрафов за правонарушения по качеству

  • (5) — прокладка инженерных сетей;
  • (6) — устройство фундаментов и земляные работы;
  • (7) — благоустройство и озеленение территорий.

На основании полученных в этих организациях данных был проведен анализ и построена гистограмма величин допущенного брака при производстве работ за 1999 год.

На рис. 1.1.2 представлена гистограмма размеров брака в процентах к объему выполненных за год работ по группам строительных организаций в соответствии с вышеприведенной классификацией.

На гистограмме строительные организации распределились в порядке в зависимости от уровня брака. Это организации, выполняющие:

  • (1) — общестроительные работы;
  • (6) — устройство фундаментов и земляные работы;
  • (3) — сантехнические работы;
  • (5) — прокладку инженерных сетей;

Рис. 1.1.2. Гистограмма уровня брака по группам строительных организаций

  • (2) — отделочные работы;
  • (7) — благоустройство и озеленение территорий;
  • (4) — электромонтажные работы (включая слаботочные устройства).

Данная гистограмма подтверждает тот факт, что наибольший уровень брака приходится на общестроительные организации и организации по устройству фундаментов и производству земляных работ, то есть на предприятия, возводящие несущие конструкции, от качества которых зависит прочность и устойчивость зданий и сооружений. Иллюстрацией к этим цифрам может служить следующий пример: грубые нарушения технологии и невыполнение требований СНиП при возведении монолитных железобетонных конструкций жилого дома по Погорельскому пер., владение 5 привели к обрушению перекрытий (данные ИГАСН за 1999 год).

Большой процент брака также прослеживается в организациях, выполняющих сантехнические работы и работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.

Однако организации, выполняющие отделочные работы, которые в советское время были традиционно на первых местах по уровню брака, в настоящее время перешли на пятое место из семи возможных. Это объясняется тем, что в последние годы жилые дома в основном сдаются без выполненных отделочных работ. Отделка жилых помещений и офисов производится по желанию потребителей после приобретения этих помещений.

Следующий этап — анализ брака по основным видам строительных и монтажных работ, выполняемых общестроительными организациями и организациями по устройству фундаментов, занявших 1-е и 2-е места в гистограмме на рис. 1.1.2. На основе имеющихся исходных данных об уровне брака по отдельным видам работ была составлена табл. 1.1.2 и построена гистограмма (рис. 1.1.3).

Как видно из таблицы и гистограммы, наибольший процент брака наблюдается при монтаже железобетонных конструкций, устройстве свайных железобетонных фундаментов и монтаже металлоконструкций. Очень важным показателем является наличие окончательного, неисправимого брака, процент которого весьма высок относительно общего уровня брака при устройстве свайных фундаментов (19,5%), кирпичной кладке стен (33,8%) и устройстве перегородок (21,6%).

Условные обозначения: исправимый брак неисправимый брак

Таблица 1.1.2 Данные об уровне брака по видам работ.

№ п/п.

Виды работ.

Обозначение.

Общий уровень брака, % к объему выполненных работ.

Уровень неисправимого брака, % в целом / относительно общего брака.

Монтаж ж.-б. конструкций.

Y1.

11,8.

1,1/9,3.

Устройство свайных ж.-б. фундаментов.

Y2.

9,2.

1,8/49,5.

Монтаж металлоконструкций.

Y3.

8,8.

0,6/6,8.

Кирпичная кладка.

Y4.

6,2.

2,1/33,8.

Устройство монолитных ж.-б. конструкций.

Y5.

4,5.

0,3/6,6.

Кровельные работы.

Y6.

3,9.

0,2/33,8.

Устройство перегородок.

Y7.

3,7.

0,8/21,6.

Земляные работы.

Y8.

2,4.

0,8/3,3.

Эти данные полностью подтверждаются отчетной информацией ИГАСН г. Москвы.

В числе наиболее серьезных правонарушений, классифицируемых как критические дефекты, приведены: срубка оголовков свай ниже проектной отметки и срезка выпусков арматуры, что приводит к ослаблению связи свай и ростверков; отсутствие бетонной подготовки; применение сварки узлов вместо вязки проволокой при выполнении армо-каркасов; смещение стержней из проектного положения; нарушение шага армирования; пропуск сеток; смещение закладных деталей в панелях и накладных деталей в узлах; уменьшение длины и катета сварных швов; отклонения от проектных геометрических размеров монолитных и сборных железобетонных конструкций; монтаж и кирпичная кладка на уширенных швах; пустошовка; применение непроектных подкладок, замороженного и «омоложенного» раствора; отсутствие перевязки рядов кирпичной кладки и пропуски арматурных сеток; возведение этажей без закрепления всех несущих элементов и омоноличивания расчетных стыков нижележащих конструкций; изготовление бетонов по прочности ниже проектной марки; смещение несущих элементов относительно разбивочных осей и относительно друг друга с образованием недопустимых эксцентриситетов; нарушения СНиП при производстве работ в осенне-зимний период в части соблюдения режима прогрева бетона монолитных конструкций и в период весеннего оттаивания в части отвода воды из котлованов и от фундаментов зданий.

К наиболее часто повторяющимся правонарушениям, классифицируемым как значительные дефекты, относятся: непроектное устройство стенок и шпунтового ограждения котлованов; обратная засыпка пазух, фундаментов, траншей непроектным грунтом, строительным мусором, без уплотнения, что приводит к просадкам полов техподполья и элементов благоустройства; несоблюдение проектных размеров элементов дороги; отсутствие антикоррозийной защиты сварных узлов; несоблюдение проектов при утеплении, герметизации стыков наружных стен и гидроизоляции кровли, что ведет к продуванию, протеканию и промерзанию ограждающих конструкций.

Подводя итоги по результатам проведенного анализа размеров брака в целом по строительным организациям и по отдельным видам работ, можно предположить, сколь большие потери несут организации при исправлении дефектов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой