Социальная работа, ее направления и методы
Социальная работа как явление имела место в разные исторические эпохи и в разных культурах. Еще в Древнем Вавилоне были созданы коды справедливости, призывавшие к заботе о бедных. В Древней Греции она была известна как «филантропия» (= проявление любви к человеку). В России соц. работа появилась в период проведения земской реформы 1864 года, когда были введены уполномоченные по призрению… Читать ещё >
Социальная работа, ее направления и методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальная работа как явление имела место в разные исторические эпохи и в разных культурах. Еще в Древнем Вавилоне были созданы коды справедливости, призывавшие к заботе о бедных. В Древней Греции она была известна как «филантропия» (= проявление любви к человеку). В России соц. работа появилась в период проведения земской реформы 1864 года, когда были введены уполномоченные по призрению.
В современной России профессии «социальный работник», «социальный педагог» официально зарегистрированы в документах в марте-апреле 1991 г. и созданы для решения социальных проблем человека и общества:
- -социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
- -эмоциональные и психологические проблемы;
- -нужда и бедность;
- -алкоголизм и наркомания;
- -насилие и дискриминация;
- -этнические и национальные проблемы;
- -преступления и правонарушения;
- -безработица и профессиональная адаптация;
- -инвалидность и одинокая старость;
- -жилищная проблема;
- -опекунство, попечительство, усыновление;
- -родительская жестокость и др.
Соц.работник представляет интересы:
- -клиента,
- -государства,
- -общества.
Главная цель соц. работы — забота о благосостоянии и раскрытии способностей личности и возможностей семьи, общества.
Пути достижения этой цели:
- -знакомство с клиентами, диагностика ситуации;
- -выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;
- -помощь в решении проблем, реализация возможностей;
- -наблюдение и забота.
Важнейшие направления соц. работы:
- 1). помощь семье,
- 2). работа в экстремальных ситуациях и с группами «риска»,
- 3). работа в здравоохранении,
- 4). работа в сфере образования,
- 5). работа в службах занятости.
Оказывая помощь клиенту, соц. работники при этом реализуют следующие функции:
- -диагностическая — изучение психологических и возрастных особенностей, способностей человека, интересов, круга общения, условий жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
- -организаторская — влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, влияние на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организациями;
- -прогностическая — участие в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в соц. работе,
- -предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая — приведение в денйствие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний, организация помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав в обществе, оказание помощи подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
- -организационно-коммуникативная — включение добровольных помощников, населения в соц. работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты;
- -охранно-защитная — правовая защита интересов клиентов, содействие применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.
Субъектами соц. работы являются:
- 1соц.работники, соц. педагоги, оказывающие соц. помощь;
- 2профессорско-препод.состав, обучающий других соц. работе;
- 3исследователи, фиксирующие, систематизирующие, прогнозирующие состояние, развитие соц. работы,
- 4административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в регионах, в стране в целом.
Методы и технологии социальной работы.
2 группы методов: научно-исследовательские (для изучения ситуации) и преобразовательные (для воздействия на ситуацию).
Первые: обще логические (анализ, синтез, моделирование, проектирование), общенаучные (наблюдение, эксперимент, обобщение опыта), исторические (сравнительно-исторические, генетические, структурный), социологические (анкетирование, мониторинг), психологические (тестирование), математической статистики.
Вторые:
- 1. Социально-экономические — воздействие на материальные и моральные, семейные и др. интересы и потребности (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронаж и бытовое обслуживание, моральная помощи и санкции).
- 2. Организационно-распорядительные — воздействие на мотивы (осознание необходимости общественной и трудовой дисциплины, чувство долга, ответственности). Они опираются на регламентирующие и нормативно-правовые акты.
Организационные, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления соц. службами, обеспечивают «упреждающее» управленческое воздействие на решение задач соц.служб.
Распорядительные позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устраняют вскрытые недочеты, тем самым внося динамичность и оперативность в соц.работу.
Основными организационно-распорядительными методами являются:
- -регламентирование (разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения — приказы, типовые положения, должностные инструкции, штатное расписание),
- -нормирование (установление нормативов численности обслуживаемых клиентов, времени обслуживания и др.)
- -инструктирование (разъяснение обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережение от возможных ошибок);
- -подбор и расстановка кадров,
- -контроль, проверка исполнения, критика и самокритика.
- 3. Психолого-педагогические характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения (общественное и групповое мнение, настроения, вкусы, желания, увлечения, мода и др.).
К этим методам относятся:
- -убеждение (разъяснения, советы, аргументированные рекомендации, положительные примеры и образцы активной жизнедеятельности клиентов),
- -внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявления творческих возможностей личности, использование обычаев, традиций.
- -исправление, корректировка поведения (игровая, дискуссионная терапия).