Обусловленность процесса понимания друг друга процессом рефлексии
Следует иметь в виду, что невербальные средства проявляются неосознанно, человек их часто не контролирует, но эти проявления можно и нужно учиться держать под контролем, особенно в значимых для нас ситуациях общения, а также учиться распознавать их, ориентируясь не на какой-то отдельный жест или взгляд, а на всю совокупность невербальных проявлений данного человека. Например, если речь очень… Читать ещё >
Обусловленность процесса понимания друг друга процессом рефлексии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Расщепление смысла передаваемой информации.
Причинами этого выступают:
- — различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка.
- — различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях общающихся.
- 5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную самостоятельность, собственное достоинство.
- 6. Компенсация.
Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.
Конструктивности делового общения часто мешают разнообразные коммуникативные барьеры. К ним относятся:
Социальные барьеры — политические, религиозные и т. д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения.
Этнокультурные барьеры. Национально-культурные особенности сильно влияют на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других — как недостаток.
Психологические барьеры — индивидуальные особенности личности (замкнутость, застенчивость, нерешительность, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков. 1].
3. Вербальные и невербальные средства делового общения Деловое общение — это, прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Все средства общения делятся на две большие группы:
- 1) Вербальные (словесные)
- 2) Невербальные
Различными исследованиями установлено, что в беседе подавляющая часть информации передается с помощью невербальных средств. К ним относятся:
- — все движения тела
- — интонация голоса
- — тактильное воздействие
- — пространственная организация общения
Наиболее значимыми невербальными средствами выступают кинесические средства — движения человека. Они проявляются в мимике, позе, жестах, взгляде, походке.
Так, визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению.
Взгляд несет очень большую информацию о человеке. Если человек возбужден, заинтересован чем-либо или находится в приподнятом настроении, его зрачки сильно расширены; если настроение мрачное, сердитое, то зрачки сужаются.
Во многих ситуациях еще более информативными оказываются движения тела человека, а конкретно его поза, жесты, походка.
Так называемые «закрытые» позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, психологического дискомфорта. «Закрытые» позы:
- — стоя: скрещенные руки на груди
- — сидя: обе руки упираются в подбородок
- -с идя: руки в замке обхватывают колено или лежат на столе
«Открытые» позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. «Открытые» позы:
- — стоя: руки раскрыты ладонями вверх
- — сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты
Есть поза критической оценки: рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску. 9].
Если человек заинтересован в общении, ему нравится общаться с собеседником, он будет наклоняться в его сторону, если нет — откидываться назад. Обвинительно — агрессивная позиция, которую занял человек, часто выражается в позе стоя прямо, плечи развернуты, руки упираются в бедра.
Если жесты человека не совпадают со смыслом его речевых высказываний, то это свидетельство лжи. В беседе очень важны язык тела, открытая поза, показывающая интерес к собеседнику.
По походке человека можно узнать его эмоциональное состояние. Так, исследования показали, что легкая походка — свидетельство радости, тяжелаяговорит о гневе, вялая бывает при страдании.
Из невербальных средств общения немалое значение имеет голос (его высота, тембр). Скорость речи, паузы во время разговора, различные психофизиологические проявления — плач, смех, вздохи, покашливания и т. п.- также несут определенную смысловую нагрузку.
Например, если речь очень быстрая, то это часто говорит о взволнованности, обеспокоенности; медленная речь свидетельствует о высокомерии или усталости. Печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом, а к концу фразы интонации понижаются; энтузиазм, радость — высоким голосом. 7].
В процессе общения часто присутствуют различные прикосновения общающихся:
- — рукопожатие
- — похлопывания
- — поцелуи
Это такесические средства общения. Использование их определяется такими факторами, как возраст, пол, статус партнеров по общению, степень их знакомства.
В деловом общении широко используется рукопожатие. Можно выделять три типа рукопожатия:
- — доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз)
- — покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх)
- — равноправное.
В общении партнеры всегда занимают определенное положение в пространстве по отношению друг к другу. Слишком маленькое расстояние (до 0.5 м) в деловом общении недопустимо, слишком большое (свыше 3 м) — свидетельство равнодушия к проблеме и партнеру по общению.
Следует иметь в виду, что невербальные средства проявляются неосознанно, человек их часто не контролирует, но эти проявления можно и нужно учиться держать под контролем, особенно в значимых для нас ситуациях общения, а также учиться распознавать их, ориентируясь не на какой-то отдельный жест или взгляд, а на всю совокупность невербальных проявлений данного человека.
Можно усилить свое воздействие на других людей, контролируя следующее:
- — следить за правильной осанкой. Высоко поднятая голова, прямая осанка создают впечатление уверенности в себе и непринужденности, делают человека стройнее. Жалкая осанка — уязвимая мишень, свидетельство слабости.
- — сохранять темп движений, соответствующий вашему имиджу. Спешащий человек производит впечатление суетливого, медлительный — увальня.
- — избегать нелепых позиций.
- — использовать краткое и крепкое рукопожатие как верное средство установления конструктивного контакта.
- — контактировать глазами. Таким образом, вы демонстрируете свою искренность и убедительнее излагаете свою точку зрения. 8]
Теперь рассмотрим речь как вербальное средство общения. Умение говорить предполагает умение точно формулировать свои мысли и излагать их доступным для собеседника языком.
Законы логичности речи:
- 1. Закон тождества. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.
- 2. Закон противоречия. Не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, другое отрицает то же самое в то же самое время
- 3. Закон исключения третьего. Если имеются два противоречащих друг другу суждения о предмете, то одно из них ложно, между ними не может быть ничего среднего.
- 4. Закон достаточного основания. Для того чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений, последовательность и аргументированность высказываний.
Причины нарушения логичности речи:
- — алогизм — сопоставление несопоставимых понятий.
- — подмена понятия в результате неправильного словоупотребления.
- — неоправданное расширение или сужение понятия.
- — нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий.
Формы речевого общения:
- 1. Монолог
- 2. Диалог
Монолог представляет собой высказывания без ориентации на собеседника. При монологическом общении может теряться до 80% объема исходной информации.
Наиболее эффективной формой общения является диалог. В его основе лежит умение задавать вопросы.
Закрытые вопросы предполагают ответы «да» или «нет», они закрывают диалог. 9].
Успешность делового общения зависит не только от умения говорить, но и от важнейшего умения слушать собеседника. На Западе для менеджеров существуют специальные курсы по эффективному слушанию.
Слушание — это не просто молчание в то время, когда говорит партнер по общению. Слушание — процесс сложный, он требует больших психологических усилий, определенных навыков. Важно слушать активно, что означает:
- 1. Сконцентрироваться на собеседнике.
- 2. В процессе слушания выделять главную информацию.
- 3. Задавать уточняющие вопросы типа: «Так ли я понял???», «Что вы имеете в виду???» и т. д.
- 4. В процессе слушания не давать оценку услышанному.
- 5. Не давать советов. 10]
- 4. Этика делового общения