Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Показатели, характеризующие финансовое состояние оптового предприятия, методика их расчета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками… Читать ещё >

Показатели, характеризующие финансовое состояние оптового предприятия, методика их расчета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

стимулирование оптовый финансовый Оценка работы оптового предприятия может быть выражена в двух экономических категориях: эффект и эффективность.

Эффект это результат деятельности предприятия, выраженный в абсолютных величинах. В зависимости от целей работы оптового предприятия может быть выражен в виде следующих показателей: товарооборота, валового дохода, издержек обращения, прибыли.

В общем виде эффективность — относительный показатель, отражающий соотношение полученного эффекта (результат) к затратам (материальным, трудовым, финансовым, информационным, интеллектуальным), необходимым для его достижения.

Система показателей, характеризующая эффективность коммерческой деятельности оптового торгового предприятия, включает: обобщающие показатели эффективности коммерческой деятельности, показатели эффективности использования основных фондов, товарных запасов, рабочей силы, текущих затрат.

К обобщающим показателям эффективности коммерческой деятельности следует отнести рентабельность продаж:

Р= П/Т*100.

Товарооборот на единицу вложенного капитала, оборачиваемость капитала:

Ок= Т/К, Где Р — рентабельность продаж в процентах;

П — прибыль от реализации товаров за анализируемый период;

Т — объем товарооборота в стоимостном выражении за анализируемый период;

К — капитал, вложенный в торговое предприятие, в стоимостном выражении;

Ок — оборачиваемость капитала.

Чем больше прибыли на единицу товарооборота, тем более эффективна коммерческая деятельность оптового предприятия, соответственно увеличение товарооборота на рубль вложенного капитала отражает повышение эффективности.

Эффективность использования основных фондов (ОФ) отражает показатель рентабельность основных фондов:

Роф = П/ОФс*100,.

Где Роф — рентабельность основных фондов в процентах;

ОФс — средняя стоимость основных фондов.

Чем больше получено прибыли от реализации на единицу средней величины основных фондов, тем выше эффективность коммерческой деятельности.

Важнейшим показателем для коммерческой деятельности является величина товарных запасов, правильное использование товарных запасов значительно увеличивает объем реализации товаров и повышает эффективность коммерческой деятельности. Состояние товарных запасов, эффективность из использования характеризуется временем их обращения. Чем выше оборачиваемость товарных запасов, тем больше доходов получит оптовое предприятие. При определении эффективности использования рабочей силы учитывается среднесписочная численность и фонд оплаты труда, прибыль от реализации товаров относится к фонду оплаты труда и к среднесписочной численности работников. Чем выше прибыль на одного работника и на рубль фонда оплаты труда, тем эффективнее используются трудовые ресурсы. Рентабельность текущих затрат позволяет определить эффективность расходов по коммерческой деятельности и их окупаемость:

Рз = П/И*100.

Где Рз — рентабельность текущих затрат по коммерческой деятельности, %;

И — издержки обращения, руб.

Чем выше показатель рентабельности текущих затрат, тем эффективнее они используются.

Рассмотрим основные показатели, отражающие эффект от коммерческой деятельности оптового предприятия.

Товарооборот — один из основных показателей, отражающий эффект от работы коммерческих предприятий.

Товарооборот — объем продажи товаров и оказания услуг оптовым предприятием торговли в денежном выражении за определенный период времени. Как экономическая категория товарооборот отражает отношения, связанные с продвижением товара от производителем к потребителю, осуществлением процессов хранения и реализации товаров.

Товарооборот организаций, как правило, включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи, за минусом НДС, акциза и других аналогичных обязательных платежей; выручку от реализации посреднических услуг (сумму вознаграждений комиссионеров (поверенных, агентов) за минусом НДС); стоимость товаров собственного производства, отгруженных (переданных) другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Балансовая формула товарооборота.

• Балансовая формула товарооборота выражает связь между отдельными показателями товарооборота.

Зн + П = Р + В + Зк,

где Зн — товарные запасы на начало периода;

П — объем поступления товаров в периоде;

Р — объем реализации товаров в периоде;

В-выбытие товаров в связи естественной убылью и другим причинам;

Зк — товарные запасы на конец периода.

Анализ оптового товарооборота.

  • • Оборот оптовой торговли — выручка от реализации товаров приобретенных ранее в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи;
  • • Оборот оптовой торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющих оптовую торговлю.

Анализ оптового товарооборота.

  • • Анализ оптового товарооборота преследует следующие основные задачи:
  • • - определение тенденций и темпов изменения оборота;
  • • - изучение структуры оборота;
  • — исследование категорий и регионов покупателей;
  • • - анализ источников поступления товаров;
  • • - оценка форм товародвижения;
  • • - анализ товарных запасов и товарооборачиваемости

Анализ динамики оптового товарооборота.

  • • - анализ общего объема и структуры;
  • • - анализ выполнения плана;
  • • - расчет среднегодового темпа роста по формуле средней геометрической;
  • • - анализ ритмичности отгрузки с расчетом коэффициента вариации. Коэффициент вариации рассчитывается с помощью среднего квадратического отклонения;.
  • • - анализ источников поступления товаров — от производителей, от торгово-посреднических фирм, по импорту, а также по конкретным поставщикам и товарной структуре;
  • • - анализ влияния ценовой политики на объемы продаж и рентабельность предприятия. Определяется возможный объем реализации при сложившихся ценах; степень покрытия затрат и обеспечения доходности при данных объемах реализации, система скидок;
  • • - анализ товарных запасов и товарооборачиваемости (выполняется только по складскому товарообороту).

Балансовая формула оптового товарооборота (увязка плана продажи и товарного обеспечения).

Зн + Ппр + По + Пи + Пдр= Ор + Опр + Оо + Оэ + Одр+ В + Зк,

где Ппр — поступление от предприятий-изготовителей;

По-поступление от оптовых предприятий;

Пи — поступление по импорту;

Пдр — поступление от других источников;

Ор — продажа розничным предприятиям;

Опр — продажа промышленным предприятиям;

Оо — продажа оптовым предприятиям;

Оэ — поставка на экспорт;

Одр — поставка другим оптовым покупателям;

В-прочее выбытие (естественная убыль и т. д.).

Зн, Зк — товарные запасы на начало и конец периода.

Общая потребность в товарах оптового предприятия рассчитывается балансовым методом:

П = Ос + От + В + Зк — Зн, где П — потребность в товарах;

Ос — складской товарооборот;

От — транзитный товарооборот.

Финансовое состояние предприятия характеризуют многие показатели отражающие различные стороны финансового состояния предприятия, которые можно условно разделить и объединить в следующие группы.

I. Показатели платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент ликвидности; общий коэффициент покрытия.

II. Показатели финансовой устойчивости: коэффициент автономии;

доля заемных средств; коэффициент финансирования. Коэффициент автономии, доля заемных средств, коэффициент финансирования.

III. Показатели деловой активности:

  • * общий коэффициент оборачиваемости;
  • * скорость оборота;
  • * оборачиваемость собственных средств.

IV. Показатели рентабельности:

Рентабельность собственного капитала Рентабельность оборотных активов Рентабельность внеоборотных активов Рентабельность инвестиций Чистая норма прибыли Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей — краткосрочной задолженности:

Коэффициент абсолютной ликвидности =.

В практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2, то есть предприятие может немедленно погасить 20% текущих обязательств.

2. Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам:

Коэффициент ликвидности =.

По оценкам, принятым практике, значение коэффициента должно быть 1.

3. Общий коэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия, дает общую оценку платежеспособности предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Его вычисляют по формуле Общий коэффициент покрытия =.

Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0.

Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями:

1. Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств:

Коэффициент автономии =.

Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то есть финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 50% из собственных источников.

2. Долю заемных средств определяют по формуле Доля заемных средств =.

Данное отношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы.

3. Коэффициент финансирования — показывает какая сумма заемных средств привлечена предприятием в расчете на единицу собственного капитала.

Коэффициент финансирования =.

Рекомендуемые значения: 0,25 — 1.

Коэффициенты рентабельности. Кроме уже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия.

1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:

Рентабельность продаж =.

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:

Рентабельность собственного капитала =.

3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:

Рентабельность оборотных активов =.

4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:

Рентабельность внеоборотных активов =.

5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:

Рентабельность инвестиций =.

6. Норма чистой прибыли компании от реализации равна проценту от выручки, которая составляет ее чистую прибыль. Чистая прибыль от реализации отличается от валовой прибыли тем, что в этом уравнении учитываются постоянные накладные расходы (административные расходы, расходы на выплату процентов, арендная плата и т. д.). Поэтому такая прибыль считается гораздо более точным показателем эффективности работы компании.

Чистая норма прибыли =.

В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл его — отражение удельного веса чистой прибыли в каждом рубле оборота.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала.

Фондоотдача финансовый коэффициент, характеризующий эффективность использования основных средств организации. Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств.

Фондоотдача = Выручка / Основные средства Финансовый показатель EBITDA — определяет способность оптовой организации отвечать по своим обязательствам. Финансовыми аналитиками EBITDA расчет используется в целях определения стоимости бизнеса.

Инвесторы ориентируется на показатель EBITDA как индикатор ожидаемого возврата своих вложений.

EBITDA = Прибыль (убыток) до налогообложения + (Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов) Исходными данными для расчета показателей всех этих групп в основном являются данные бухгалтерского баланса предприятия и формы № 2.

Анализ финансового состояния предприятия необходим не только для того, чтобы знать, в каком положении находится предприятие на тот или иной отрезок времени, но и для эффективного управления с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Рассмотрим на примере расчет экономических вышеупомянутых показателей:

Анализ показателей ООО «Фабрика Вкуса» за 2014 г.

Наименование показателя.

Код.

План.

Факт.

Выполнение бизнес-плана.

%.

руб.

Выручка-нетто от продаж.

РП.

48 576.

48 000.

99%.

— 576.

Себестоимость продаж.

С.

34 080.

34 080.

100%.

Валовая прибыль.

ВП.

14 496.

13 920.

96%.

— 576.

Коммерческие расходы.

КП.

3 360.

3 360.

100%.

Управленческие расходы.

УР.

4 800.

4 800.

100%.

Прибыль от продаж.

ПП.

6 336.

5 760.

91%.

— 576.

Доходы от прочей деятельности.

Д.

Прибыль до налогообложения.

НП.

6 336.

6 160.

97%.

— 176.

Налог на прибыль.

Н.

1 521.

1 232.

81%.

— 42.

Чистая прибыль.

ЧП.

4 815.

4 928.

102%.

— 134.

Стоимость активов в среднегодовом исчислении.

Аср.г.

50 000.

54 720.

109%.

4 720.

Чистая прибыль от продаж.

ЧПП.

4 815.

4 608.

96%.

— 207.

Расчет показателей рентабельности продаж и рентабельности активов.

Наименование показателя.

Код.

План.

Факт.

Отклонение.

Относительное.

Абсолютное.

Рентабельность продаж по валовой прибыли, %.

Rвп.

29,8.

29,0.

97,2%.

— 0,8.

Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %.

Rпп.

13,0.

12,0.

92,0%.

— 1,0.

Рентабельность продаж по чистой прибыли от продаж, %.

Rчпп.

9,9.

9,6.

96,8%.

— 0,3.

Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, %.

Rнп.

12,7.

11,3.

88,8%.

— 1,4.

Рентабельность активов по чистой прибыли от обычной деятельности, %.

Rчп.

9,6.

9,0.

93,5%.

— 0,6.

Доля чистой прибыли от продаж в совокупной чистой прибыли, величина которой принята за 100%.

100,0.

93,5.

93,5%.

— 6,5.

Доля прибыли от прочей деятельности в совокупной чистой прибыли, величина которой принята за 100%.

8,1.

0,00%.

8,1.

Анализируя результаты расчета, приведенные в таблице 2, можно отметить, что рентабельность продаж по валовой прибыли и по прибыли от продаж фактически оказалась ниже запланированного уровня, соответственно, на 0,8 и 1 процентных пункта. Из приведенных данных видно, что предприятию удалось удержать запланированный уровень величины сводных затрат на производство продукции. Однако предприятию не удалось сохранить ожидаемый уровень прибыльности реализованной продукции, которая была реализована по более низкой, чем запланирована, цене. Ценовой фактор сказался и на фактической величине рентабельности продаж по прибыли до налогообложения: фактическая величина прибыли до налогообложения ниже запланированной.

Аналогичная ситуация сложилась в части выполнения плана по рентабельности активов. Однако в отличие от показателей рентабельности продаж на отклонение фактической рентабельности активов от плана в сторону ее уменьшения оказали влияние два фактора:

  • · превышение среднегодовой стоимости активов в сравнении с планом;
  • · невыполнение плана по прибыли от продаж в связи с более низкой ценой реализации в сравнении с ее уровнем, предусмотренным в плане.

Подводя итоги, следует отметить, что в современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет большое значение не только для самого предприятия, его акционеров, но и для возможных инвесторов.

Систематический контроль финансового состояния предприятия позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Поэтому анализу финансового состояния на предприятии должно уделяться самое пристальное внимание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой