Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История развития вопроса конфликта в педагогическом профессиональном знании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На рубеже XX—XXI вв. еков к вопросам педагогической конфликтологии стали обращаться все больше и больше отечественных педагогов. Конфликтным взаимоотношениям и способам их разрешения отводится роль в различных теориях, отвечающих общественным требованиям и запросам, но наиболее полно им отвечает «педагогика сотрудничества». Однако все многообразие инновационных поисков конца 1980 H1) и 1990;х… Читать ещё >

История развития вопроса конфликта в педагогическом профессиональном знании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ научного знания в области истории отечественной педагогики позволил выявить ряд тенденции в развитии взглядов на проблму конфликтных отношении. Проведенное исследование исторических, педагогических и философских источников показало, что эволюция взглядов на данную проблему проходила параллельно с внутренними социально-политическими и экономическими процессами. Этой зависимостью не следует пренебрегать, так как теоретическая разработка проблем педагогической науки и практики, благодаря поддержке общественного и политического движений, нашла свое отражение в педагогической конфликтологии России XX века.

В педагогических концепциях XIX века уже прослеживается стремление установить доверительные отношения с ребенком, узнать как можно больше о его интересах и потребностях. Эти идеи, высказываемые Н. И. Пироговым, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, развивали и другие отечественные педагога, закладывая основы нового подхода к воспитательному процессу и педагогической конфликтологии. Но, несмотря на вышесказанное, в России XIX века очень остро стоял вопрос о наказаниях, и в частности, о телесных наказаниях: о возможности и границах их применения, поскольку наказания являются сильным катализатором конфликта. Ведущие представители отечественной педагогики, так или иначе, приходили к выводу, что невозможно построить нормальные отношения с ребенком и завоевать его уважение, если оно основывается на страхе. Идею свободного воспитания, как наилучшего способа дня разрешения противоречий разработал Л. Н. Толстой. Он доказал на практике, что, создав условия дня свободной деятельности ребенка и упразднив из системы школьного воспитания принуждение, можно добиться теплых отношений с детьми Константинов Н. А. История педагогики: Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. M., 1974.

На рубеже XIX—XX вв.еков впервые началось рассмотрение взаимоотношений «учитель — ученик» с позиции педагогической психологии и антропологического подхода. П. Ф. Каптерев первым начал рассматривать выражение душевных переживаний как внутренний конфликт. Он впервые попробовал заглянуть в душу ребенка и попробовал объяснить его поступки и поведение с точки зрения внутреннего конфликта Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. M., 1982.

Распространение гуманистических идей в российской педагогике далее связывается с теорией свободного воспитания, наиболее ярким представителем которой является К. Н. Вентцелъ. Опираясь на принцип педоцентризма, сторонники свободного воспитания выступали с критикой систем авторитарного воспитания, требовали предоставления учителю и учащимся права на свободное выражение своей индивидуальности. Главную причину конфликта в отношениях они видели в заведомом подчинении учащегося педагогу. В идеале, по мнению К. Н. Вентце. ля, ни ребенок не должен подчиняться воспитателю, ни воспитатель — ребенку. Только при таких условиях может быть достигнута гармония в сфере отношений Вентцелъ К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. M., 1993. Несмотря на утопизм данной теории, в сложнейшей проблеме прав детей К. Н. Вентцелъ впервые выделил два аспекта: юридический и педагогический, опубликовав «Декларацию прав ребенка», ставшую своеобразным гуманистическим манифестом.

Дальнейший период в развитии педагогических взглядов на взаимоотношения людей связан с советским периодом и созданием коммунистической идеологии. В связи с этим нельзя рассматривать и деятельность А. С. Макаренко, наиболее выдающегося педагога того времени, в отрыве от политической ситуации, сложившейся в России. В сфере разрешения конфликтов он нашел действенное средство, которым стал коллектив самих воспитанников. Коллектив как гуманное организованное сообщество фильтрует негативные воздействия общества, защищает личность, развивает личностные качества, благодаря которым у каждого человека появляется способность противостоять этим негативным влияниям, разрешать конфликтные ситуации и строить свою жизнь, используя все положительное, что есть в социальном опыте. Если рассматривать позицию А. С. Макаренко по вопросам взаимоотношений, то он считал, что нельзя научиться коммуникабельности, общительности, не находясь в коллективе Макаренко А. С. О Воспитании. M., 1988. Вслед за А. С. Макаренко многие советские педагога стали рассматривать коллектив как средство воспитания, среди них и В. А. Сухомлинский.

Во второй половине XX века в российской (советской) школе на основе гуманного педагогического мышления сформировалась и получила развитие и мировое признание гуманно-личностная педагогика. Теория гуманно-личностного подхода явилась новой по тем временам теорией воспитания, основоположником которой стал Ш. А. Амонашвили. Гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогика выступили антиподом авторитарно-императивной педагогике, однако философия и педагогика Ш. А. Амонашвили не является принципиально новой. Частично она пересекается с мнениями педагогов прошлого, а именно: в основные базисные положения «Школы жизни» входит свобода (такие идеи ранее выдвигались Л. Н. Толстым и К.Н. Вентцелем), природа или психика ребенка (такой подход можно найти у П.Ф. Каптерева), личность ребенка и т. д.

На рубеже XX—XXI вв.еков к вопросам педагогической конфликтологии стали обращаться все больше и больше отечественных педагогов. Конфликтным взаимоотношениям и способам их разрешения отводится роль в различных теориях, отвечающих общественным требованиям и запросам, но наиболее полно им отвечает «педагогика сотрудничества». Однако все многообразие инновационных поисков конца 1980 H1) и 1990;х годов вряд ли правомерно объединить термином «педагогика сотрудничества». Слишком очевидна сегодня их разносторонняя ориентация. Среди наиболее ярких теорий можно выделить следующие: личностно-ориентированное образование, концепцию индивидуальности, различные психолого-педагогические концепции, раскрывающие источники оптимизации межличностных отношений и т. д. Проведенный анализ данных концепций показал, что, несмотря на многообразие, все они в той или иной степени затрагивают проблемы конфликтных отношений и отражают основные принципы гуманистической педагогики. Которая из них окажется превалирующей — покажет время.

Ретроспективный анализ развития идей российской общественно-педагогической мысли и преобразования на их основе школьной практики показывает, что процесс становления образовательной системы осуществляется на основе поиска нового взгляда на взаимоотношения людей, в котором отражались бы прогрессивные идеи о воспитании и образовании нового человека, а направлен этот процесс в сторону гуманизации и толерантности.

Далее, в следующей главе курсовой работы рассмотрим характеристику роли учителя в управлении педагогическим конфликтом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой