Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность и ее структура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для использования в теории обучения мне представляются наиболее полезными для ориентировки преподавателя те аспекты теории и положения о структуре деятельности, которые разработаны А. Н. Леонтьевым (1903—1979). Их мы и будем придерживаться в этом учебном пособии, однако в связи с отмеченной многозначностью определений некоторых понятий придется их конкретизировать. По этой же причине… Читать ещё >

Деятельность и ее структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие деятельности широко используется в большинстве наук, рассматривающих человека как активное существо. В разных науках оно иногда наполняется различным содержанием, тем не менее сущность и значение деятельности наиболее глубоко вскрыты в работах отечественных психологов.

Приступая к рассмотрению деятельности, необходимо учитывать, что в психологии отношение к этому термину неоднозначно. Некоторые из психологов считают, что категория «деятельность», несмотря на обилие работ, очень запутанна, поэтому ее использование не очень конструктивно. Очень часто и в психологических публикациях термин «деятельность» используется как синоним термина «активность» (при этом термин «деятельность» применяется только в единственном числе).

Для ориентировки по этому вопросу приведем мнение доктора психологических наук, профессора Г. В. Суходольского: «…Мы убедились не только в значительной полисемии понятия «деятельность» у ведущих теоретиков психологии деятельности, но также и в том, что области полисемии у них различаются. Все это приводит к смешению понятий.

…Считается, что теория деятельности, которая служит методологической базой для всех психологических дисциплин, является одним из важнейших достижений советской психологии. Однако существуют известные трудности в использовании этой теории. Нечеткость и неоднозначность в толковании основных терминов — одна из причин этих трудностей. Другая причина, как можно думать, заключается в том, что понятийный аппарат психологической теории деятельности не выявлен и не систематизирован"1.

Для использования в теории обучения мне представляются наиболее полезными для ориентировки преподавателя те аспекты теории и положения о структуре деятельности, которые разработаны А. Н. Леонтьевым[1][2] (1903—1979). Их мы и будем придерживаться в этом учебном пособии, однако в связи с отмеченной многозначностью определений некоторых понятий придется их конкретизировать. По этой же причине в положениях, разработанных еще в 1922 г. С. Л. Рубинштейном[3] (1889—1960), я решился изменить некоторые использованные самим автором термины на современные, соответствующие избранной концепции деятельности. Для читателей, желающих ознакомиться с психологическими теориями деятельности подробнее, можно рекомендовать работу Г. В. Суходольского, соответствующие разделы любого современного учебника по психологии и работы упомянутых авторов.

Человеку, как и всему живому, свойственна активность. Активность человека проявляется в форме операций, действий или деятельностей, которые могут быть как внешними (объективно наблюдаемыми изменениями вещественных объектов), так и внутренними (реализуемыми в психике индивида). Дадим однозначные определения этих форм активности.

Операция — изменение положения или состояния субъекта, вызывающее какое-либо изменение объекта, на который направлена активность субъекта.

Операциями являются относительно законченные, часто автоматизированные, перцептивные, моторные, мнемические интеллектуальные и другие проявления активности: бег, ходьба, изменение положения руки, сосредоточение внимания, запоминание образа, издание звуков, восприятие информации, возникновение представлений, написание текста, написание цифры или буквы. Некоторые операции могут выполняться рефлекторно, а некоторые (освоенные индивидом на уровне навыка) — практически без контроля сознания.

Прием — разновидность выполнения операции.

Любая операция может выполняться плавно или рывком, с большим или меньшим усилием, начинаться с одного или другого элемента. Применение рациональных трудовых приемов (т.е. рациональное выполнение трудовых операций) повышает производительность труда. Чем более опытен и подготовлен индивид, тем большее количество операций и приемов их выполнения он может использовать для реализации своей активности.

Действие — операция или совокупность операций, сознательно избранных и выполняемых субъектом для достижения определенной частной цели.

Хотя в психологии действие традиционно соотносится с целью, а деятельность — с мотивом, подчеркнем, что действие реализует именно частную цель, которая может быть подчинена цели деятельности (мотиву) или активироваться внешним стимулом. В психологии и действие, и операция рассматриваются как единицы деятельности1 или как ее составляющие[4][5]. Это может создать у практиков искаженное представление о том, что вне деятельности и операция, и действие не существуют.

Операция становится действием тогда, когда она соединена с определенной частной целью. Одна и та же операция может включаться в разные действия, при этом использоваться для достижения разных целей. Выбор субъектом активности операции для достижения конкретной цели превращает ее в действие. Для выполнения одного и того же действия могут использоваться разные операции, избираемые субъектом в зависимости от создавшихся условий, имеющихся в его распоряжении средств и сформированных у него навыков выполнения разных операций.

Таким образом, действие — это операция, соединенная с частной целью. Оно может превращаться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом ее достижения, перестает вследствие интериоризации осознаваться как самостоятельная и оказывается условием выполнения другого действия. Действие может иметь как самостоятельную частную цель, так и частную цель, выбранную в интересах деятельности.

В психологии предметом называют объект, или состояние, или отношение, или переживание, потенциально удовлетворяющие испытываемую индивидом потребность. Здесь общий термин «предмет» соотносится с потенциальной деятельностью для удовлетворения испытываемой потребности. Этим термином обозначают как вещественные, так и идеальные объекты. Для исключения недоразумений в качестве термина мы будем употреблять сочетание слов «предмет деятельности».

Мотив — опредмеченная потребность, побуждение к определенной деятельности, осознаваемая причина, лежащая в основе стремления человека к осуществлению этой деятельности. (Здесь слово «опредмеченная» указывает на то, что потребность осознана и ее удовлетворение связано с достижением определенного предмета деятельности.) Как и в предыдущем случае, здесь мы будем применять термин «мотив деятельности».

Когда испытываемая потребность осознается индивидом и соединяется в его сознании с тем предметом, который удовлетворит эту потребность, то он (объект или состояние) становится потенциальным воплощением удовлетворения потребности, которое и называется мотивом. При этом предмет деятельности совпадает с мотивом деятельности, выражающим переживаемую потребность и обозначающим потенциальный продукт деятельности. Естественно, что для осознания мотива деятельности индивид должен обладать определенной эрудицией, позволяющей сознательно выбрать то, что может удовлетворить испытываемую потребность.

Для того чтобы активность человека приобрела форму деятельности, необходимо осознание индивидом испытываемой им потребности. В результате такого осознания и формируется мотив деятельности.

Субъект деятельности — индивид или группа, являющиеся носителями активности в сознательном познании и преобразовании действительности с целью удовлетворения своих потребностей.

Объект деятельности — материальный или идеальный объект, (состояние), использование или изменение которого ведет к созданию материального или идеального продукта, удовлетворяющего определенную потребность субъекта деятельности.

Для того чтобы осуществить деятельность, необходимо прежде всего выбрать способ удовлетворения потребности и составить план реализации выбранного способа, т. е. выбрать частные цели, реализация которых в избранной очередности потенциально ведет к достижению предмета деятельности. Для выбора способа удовлетворения потребности субъект деятельности использует свои ценностные ориентации, социальные представления о том, что можно делать, а что делать безнравственно, противозаконно.

По своей сути предмет деятельности — это главный результат, главный продукт деятельности, ради которого она осуществляется. Результатами деятельности могут быть и другие возникающие при этом продукты: эмоции (которые могут способствовать или препятствовать осуществлению подобных деятельностей в будущем), попутные наблюдения (которые могут пополнять субъективный опыт субъекта деятельности или даже становиться актом познания объективно нового), опыт осуществления выполненной деятельности, знания и навыки выполнения операций, использованных в деятельности.

Составным действием назовем совокупность действий, направленных на достижение общей для них цели, не являющейся осознанным мотивом деятельности, хотя иногда и совпадающей с ним.

Составное действие отличается от деятельности тем, что оно направлено на осуществление цели, не вытекающей непосредственно из осознания потребности. Оно активизируется не мотивом, а стимулом. Внешне стимулируемое составное действие по составу и структуре входящих в него действий может полностью соответствовать определенной деятельности. В этом случае его можно рассматривать как модель этой деятельности (именно для реализации моделей деятельности в обучении здесь и введено это отсутствующее в психологии понятие).

Деятельность — целеустремленная активность, потенциально реализующая осознанную потребность субъекта, высшая форма активности человека. На рис. 13 показано соотношение и взаимовлияние рассмотренных понятий.

Любая активность непосредственно проявляется в выполнении операций (1). Операции входят в действия (2), действия могут составлять деятельность (3). Деятельность всегда связана с определенной потребностью (4), совокупность потребностей зависит от развития личности (5) субъекта деятельности. Операции и действия могут инициироваться и внешними стимулами (6), тогда они не входят в деятельность, поскольку не связаны с удовлетворением потребности.

Соотношение элементов деятельности.

Рис. 13. Соотношение элементов деятельности

Стимул обычно активизирует действия или операции, поскольку не является осознанной субъектом потребностью, однако если он оказывается интересным для субъекта, актуализирующим осознание им потребности, то он может превратиться в мотив и активизировать полноценную деятельность.

Итоги проведенного рассмотрения сведены в табл. 2.

Формы активности человека.

Таблица 2

Формы

активности

Характеристики активности

Определение формы активности

Условия

активизации

Деятельность.

Целеустремленная активность, потенциально удовлетворяющая осознанную потребность субъекта (деятельность состоит из действий, частные цели которых зависят от мотива).

Активизируется только осознанной потребностью.

Действие.

Операция или совокупность операций, сознательно избранных и выполняемых субъектом для достижения определенной частной цели.

Может активизироваться и мотивом, и внешними стимулами.

Операция.

Изменение положения или состояния субъекта, вызывающее какое-либо изменение объекта, на который направлена эта активность.

Может активизироваться и стимулом, и неосознанно.

Влечение — неосознанное стремление индивида изменить создавшееся состояние или положение в процессе случайного поиска для удовлетворения неосознанной потребности.

Мотивацией называют любые побуждения активности человека. Высшей формой мотивации является мотив.

Желание представляет собой мотив, соединенный с эмоциями, связанными с предметом деятельности.

В табл. 3 приведены основные виды мотивации человека[6].

Таблица 3

Основные виды мотивации человека.

Виды потребности

Виды мотивации

осознаваемая

неосознаваемая

Непосредственная.

Желания.

Мотивы.

Влечения.

Опосредованная.

Обязанности.

Стимулы.

Установки.

Внутренняя.

Призвание.

Убеждения.

Идеалы.

Наведенная.

Интересы.

Увлечения.

Эмоции.

Таким образом, мотив всегда соотносится с потребностью и деятельностью; частная цель — с действием (как элементом деятельности или автономно стимулируемой активностью), а непосредственно активность проявляется в операциях.

Мотивировка — причина, которой субъект объясняет свою активность. Мотивировка может отличаться от действительной мотивации.

Способ деятельности — осознанный образ реализации мотива, на основе которого осуществляется планирование деятельности.

План деятельности — предполагаемая субъектом совокупность и последовательность действий, частные цели которых подчинены мотиву деятельности.

Реализация плана деятельности и представляет собой осуществление этой деятельности, т. е. выполнение предусмотренных планом действий. Структура составного действия может оказаться идентичной плану деятельности, однако составное действие продолжает оставаться действием, если оно активизируется целью, не совпадающей с мотивом (т.е. прямо не направлено на удовлетворение конкретной осознанной потребности).

Психологи указывают: «Учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, выступают в этом случае как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика. Они одновременно выступают и как цель этой деятельности. Если такой потребности у ученика нет, то он или не будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности.

…В этом случае учение является действием, реализующим другую деятельность; знания, являясь целью действия, не выполняют функции мотива"[7].

Хотя рассмотренное утверждение психологически безупречно, строго отличить на практике деятельность от составного действия невозможно даже в процессе систематического опроса самого субъекта учения или наблюдения за ним. Во-первых, сам субъект, осуществляя деятельность ради удовлетворения определенной потребности, не всегда может достаточно полно сформулировать мотив (т.е. мотивировка может не совпадать с мотивом).

Например, если спросить: «Зачем вы изучаете правила правописания?», ответ «Хочу узнать правила правописания», безусловно, позволяет считать учение деятельностью. Ответ же «Хочу делать меньше ошибок при перепечатке рукописей и вследствие этого больше зарабатывать» или «Хочу быть грамотным» не позволяет рассматривать ту же структуру действий учения как деятельность: мотив-то непознавательный!

Во-вторых, объективное наблюдение за субъектом учения оканчивается с уходом последнего из учебного заведения, за пределами которого полученные знания всегда используются для удовлетворения практических потребностей, чаще всего непознавательных. В вузе студент учится чаще всего не для того, чтобы узнать нечто новое, а для того, чтобы стать специалистом.

Для планирования деятельности индивид должен знать закономерности, которым подчиняется избранный им способ осуществления деятельности, и процессы, которые придется использовать при этом.

Ориентировочной основой деятельности (ООД) назовем совокупность знаний, определяющих возможность сознательного планирования и правильного осуществления конкретной деятельности, освоенной индивидом.

Ориентировочная основа деятельности в психологии не рассматривается, повидимому, потому, что теория деятельности имеет в основном аналитическую направленность: основное внимание уделяется выделению и рассмотрению элементов деятельности (в качестве которых рассматриваются мотив и действия). Проблемы формирования деятельности рассматриваются в основном с позиций причин этого вида активности (с акцентом на мотивы) Здесь введено понятие ориентировочной основы деятельности потому, что в обучении необходимо формировать заготовки определенных видов деятельности, для планирования которых, как и в жизни, необходимо использовать знания определенных закономерностей, теорий. Сложность таких знаний существенно выше рассматриваемой в психологии ориентировочной основы действия.

Структура деятельности — совокупность и взаимосвязь действий, осуществляемых от осознания потребности до ее удовлетворения.

Выполнение каждого действия осуществляется в определенных условиях, от которых зависит выбор как операций, используемых в действии, так и средств для их осуществления. Для этого субъект деятельности нуждается в конкретных знаниях. «Любое начинание обречено без знания», — констатирует народная мудрость.

Ориентировочная основа действия (ООд) — совокупность знаний, определяющих возможность сознательного выбора операций для достижения цели действия и правильного осуществления этого действия (здесь в обозначении используется строчная буква «д»).

Для выполнения операций субъект также нуждается в определенных навыках, которые составляют операционную основу деятельности.

Результаты деятельности — объекты или состояния, возникающие при осуществлении деятельности.

Главным результатом деятельности является ее предмет, воплощенный в мотиве, ради достижения которого она и осуществлялась. Однако в процессе реализации деятельности могут возникать и сопутствующие результаты: навыки, знания, умения, эмоции, обогащение субъективного опыта.

Структура деятельности детально рассмотрена в работах А. Н. Леонтьева. В обобщенном виде она показана в виде блоков (рис. 14), обозначенных цифрами.

Структура деятельности.

Рис. 14. Структура деятельности

Для планирования и осуществления деятельности субъект деятельности нуждается в знании способов и возможностей достижения предмета деятельности, возможностей различных действий и закономерностей, их влияния на процесс достижения предмета деятельности, способов осуществления действий с использованием разных операций и средств. Совокупность этих знаний обеспечивает ориентировку субъекта при планировании и выполнении деятельности. Ориентировка необходима и при выполнении любой операции. На рис. 14 буквами ОЭ-ВО-КЭ-Корр. Э. указаны составляющие выполнения операции: ориентировочный элемент, выполнение операции, контрольный элемент, корректирующий элемент.

При этом ценностные ориентации рассматриваются в социальной психологии в связи с анализом поступков индивида и его поведения относительно автономно от процессов формирования деятельности, поскольку и поступки, и поведение анализируются с социальной точки зрения. Однако без опоры на социально одобряемые ценностные ориентации выбор способа реализации мотива может привести к преступным деяниям.

Намерение — сознательное стремление начать и завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.

Воля — способность человека к самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

В психологии исследованию деятельности уделяется очень большое внимание. Деятельность имеет важнейшее значение и для практиков, особенно для преподавателей высшей школы. Это центральное значение выражено в утверждении российского психолога А. Рубинштейна[8], сформулированном еще в 20-е гг. XX в., которое необходимо и в деятельностно-ориентированной теории обучения.

Психологическое положение: субъект в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но и созидается, и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его активности можно определять и формировать его самого.

Из этого можно вывести два весьма важных для преподавателей и руководителей школ и вузов следствия:

  • — следствие направления активности — направляя активность индивида, можно формировать его личность;
  • — следствие латентного формирования личности — стимулируя освоение определенной системы действий, можно направленно, хотя и скрытно, латентно, незаметно для субъекта формировать его личность.

Как видно из этих утверждений, действия или деятельности взаимосвязаны с качествами личности. Преподаватель или руководитель, направляя деятельность студента (помогая ему осознать свою потребность и рационально выбрать систему действий для ее удовлетворения) или вынуждая его (с помощью соответствующих стимулов) многократно выполнять предписанные действия, может изменять в требуемом направлении личность индивида, на которого он воздействует.

В активности субъекта, его поступках и поведении проявляется сознательная целесообразность. Специфику этой особенности действий человека рассматривают не только психологи, но и философы.

«Целесообразное действие (психологически точнее — «целесообразная активность». —Ю.Ф.) прежде всего ставит себе цель, затем обдумывает и отыскивает средства. Цель есть то, чего не существует в настоящем, что предвидится и предвосхищается в будущем. Цель есть то, что не существует, но должно существовать. Где же существует эта «цель»? Она существует только в сознании, только в субъекте, она не существует в «объективной реальности». Обдумывание и изобретение средств существует тоже не иначе как в сознании, в познающем субъекте. Только когда поставлена цель и найдены средства, когда выполнены эти два духовных акта субъекта, наступает третий акт реализации, который можно назвать «воплощением идеи», ее материализацией (идеальный проект дома воплощается в реальной материи). … Здесь бытие сознания определяет материальное бытие, а не наоборот.

…Целесообразное действие предполагает «действующее лицо», субъекта действия, преображающего и изменяющего объективную реальность"[9].

  • [1] Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. — Л., 1988.
  • [2] См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  • [3] 3 См.: Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии. — 1986. — № 9.
  • [4] См.: Психология: Словарь. — М., 1990.
  • [5] См.: Психологический словарь. — М., 1983.
  • [6] См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. Н. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. — М., 1995.
  • [7] Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологическиеосновы). — М., 1984.
  • [8] См.: Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. — 1986. — № 9.
  • [9] Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. — М., 1994.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой