Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы изучения газетных жанров в российских СМИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Универсальные печатные издания реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому… Читать ещё >

Теоретические основы изучения газетных жанров в российских СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Типология российских печатных СМИ в современной России

Типология дает объяснение о том, какое место издания или программы занимают в системе средств массовой информации (СМИ), способствует их взаимодействию. Также помогает развитию здоровой конкуренции, и показывает место конкретного СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства.

Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими и экономическими структурами, а также с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями.

Существует два определения типологии СМИ:

  • 1. Научный метод изучения печати, телевидения и радиовещания посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов.
  • 2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации.

В настоящее время все СМИ можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые.

В работе, из этих трех групп, будут рассмотрены только печатные СМИ. Не смотря на то, что ряд исследователей говорят об окончании периода популярности печатных СМИ, на сегодняшний день это не так. Печатные СМИ продолжают радовать свою аудиторию. На это есть ряд причин:

  • — быстрое ознакомление со всеми материалами, входящими в номер;
  • — возможность отложить или возобновить чтение;
  • — восприятие информации в индивидуальном темпе;

Но существуют у печатных СМИ и свои недостатки:

  • — недостаточная оперативность;
  • — нет непосредственной интерактивности;
  • — высокая цена.

Классифицировать печатные СМИ возможно по различным параметрам.

В теории прессы типология СМИ существовала в нескольких видах.

Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко:

  • — по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);
  • — по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
  • — по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
  • — по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
  • — по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);
  • — по содержательному наполнению (качественная и массовая).

По мнению Л. М. Майданова «наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные» .

" Универсальные печатные издания реализуют модель «для всех обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности — реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях, когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального издания" .

Специализированные издания могут иметь модели:

  • — «для всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы — «Спорт-Экспресс», «Финансовая Россия»);
  • — «не для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики — профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).

Помимо этого Л. М. Майданова выделяет «издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: „обо всем для единомышленников“ (партийные газеты — „Советская Россия“ и др.)» .

Особое место в типологической структуре современной российской прессы принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства. Они играют большую роль в организации широкого информационного обмена между регионами огромной страны.

Общероссийские газетные издания квалифицируются по всем типологическим признакам. Но главным признаком для этой группы, становится территория распространения. Издания «общероссийской газеты» предполагает ее распространение на всей территории страны с целью установления широких социальных контактов.

К лидерам общероссийского рынка относятся универсальные издания, такие как: «Аргументы и Факты», «Московский Комсомолец», «Комсомольская правда», у которых есть общие черты. У них советское происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами, информационная политика строится на принципах независимости. Особенности этих изданий:

  • — стремление быть доступной каждому,
  • — без четкой политической позиции,
  • — перенасыщение прикладными материалами,
  • — использование широко известных героев,
  • — простота и комфортность для повседневного обывателя

В конце 20 — начале 21 века в периодической печати произошли значительные изменения:

— бум рекламной прессы.

Каждая новая газета издавалась огромными тиражами. Рост количества рекламных изданий негативно отражается на прочей прессе.

— повышение интереса к местной прессе.

Это происходит по ряду причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.

— бульварные издания заняли свое место на газетном рынке.

Несколько десятков лет назад полностью отсутствующие как тип, сейчас они обгоняют по тиражам большинство серьезных изданий.

Формирование рыночных отношений привело к образованию экономических газет и журналов (продукция издательского дома «Экономическая газета», «Финансовая Россия»).

В современной типологии СМИ отличительную роль играет жанр. Именно от выбора жанра зависит, какой статус будет иметь издание: качественной или бульварной прессы.

Жанр — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы.

Жанр — категория типологическая, т. е. обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Способ отражения действительности в каждом жанре свой и определяется, прежде всего, познавательными задачами, решаемыми публицистом.

Жанры делятся на 3 группы:

  • 1. Информационные
  • 2. Аналитические
  • 3. Художественно-публицистические
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой