Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

О формировании профессиональных ценностных ориентаций как фактора развития субъектности студентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящий этап протекает в условиях адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде вуза, приобщения к ценностно-значимой форме деятельности — профессиональной. В этот период происходит приспособление студентов к условиям и требованиям университета, осознание ими новых обязанностей и прав, ознакомление и усвоение норм и ценностей университетского образования, актуализируется процесс… Читать ещё >

О формировании профессиональных ценностных ориентаций как фактора развития субъектности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О формировании профессиональных ценностных ориентаций как фактора развития субъектности студентов Существенные преобразования в обществе, изменения в экономической, политической и социально-культурной жизни, информатизация и нарастающая глобализация всех сфер современной действительности порождают новые требования к воспитанию студентов, будущих специалистов, способных реализовать личностную программу становления в качестве профессионала, отличающегося сформированной системой профессиональных ценностных ориентаций и развитой субъектностью.

Методологические положения о развитии субъектности человека, разработанные К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, А. В. Брушлинским, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, А. В. Петровским, С. Л. Рубинштейном и другими отечественными учеными, выделение в исследованиях А. В. Кирьяковой, Т. А. Ольховой, Т. В Эксакусто, Ю. К. Дугановой, Т. А. Стахневой, Н. М. Борытко, О. А. Мацкайловой, Д. В. Тырсикова и др. существенной роли ценностных ориентаций в субъектности личности служат основами для разработки вопросов формирования профессиональных ценностных ориентаций как фактора развития субъектности студентов.

Мы вслед за Т. А. Ольховой рассматриваем субъектность студентов как аксиологическую характеристику личности, проявляющуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнетворчества студента, независимо от направления выбранной профессиональной специализации [1, с.4]. Профессиональные ценностные ориентации определяем как систему устойчивых отношений личности к профессии, к себе, как деятелю профессиональной сферы, служащих смыслообразующим компонентом профессиональной деятельности, определяющим ее личностное и социальное значение.

Анализ теоретических источников позволил нам выделить детерминантную взаимосвязь между субъектностью студента и профессиональными ценностными ориентациями. Соответственно данному положению, этапы формирования профессиональных ценностных ориентаций (присвоение студентом профессиональных ценностей, преобразование личности студента на основе профессиональных ценностных ориентаций, самопроектирование личности в профессии) и развития субъектности студентов (адаптация, ценностное самоопределение, самореализация) имеют взаимообуславливающий и, в некотором плане, синхронный характер. Возникает вопрос, соотносимы ли представленные процессы во временном периоде. С одной стороны, мы понимаем условность временного разграничения этапов, как процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций, так и этапов развития субъектности. Этапы формирования одних ценностей не всегда совпадают со стадиями формирования других ценностей, этапы развития субъектности могут отличаться разным временным промежутком, но, с другой стороны, возникает возможность выявить определенные взаимосвязи между ними. Присвоение студентом профессиональных ценностей происходит в период адаптации студентов к образовательной среде вуза, преобразование личности студента на основе профессиональных ценностных ориентаций разворачивается в период ценностного самоопределения, самопроектирование личности в профессии совершается в период ее самореализации. Рассмотрим представленные этапы подробнее.

Первый этап формирования профессиональных ценностных ориентаций — это этап присвоения студентом профессиональных ценностей, который протекает на первом курсе обучения. В данный период происходит формирование у студентов ценностного отношения к профессиональной деятельности, к образу себя как будущего профессионала на основе освоения ценностей, транслируемых вузовским образованием. Отношение студента к профессиональным ценностям формируется в процессе присвоения профессиональных ролей и поведенческих моделей профессиональной сферы, системы ценностей, представляющей синтез общечеловеческих, профессиональных и личностных ценностей. Интериоризация профессиональных ценностей, их перевод во внутренний план обуславливает развитие профессионального самосознания у студентов, в процессе которого происходит наполнение личностным смыслом профессиональных ценностей, их положительное эмоциональное «окрашивание», способствующее их преобразованию в ценностные ориентиры личности.

Настоящий этап протекает в условиях адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде вуза, приобщения к ценностно-значимой форме деятельности — профессиональной. В этот период происходит приспособление студентов к условиям и требованиям университета, осознание ими новых обязанностей и прав, ознакомление и усвоение норм и ценностей университетского образования, актуализируется процесс межличностного взаимодействия, познания другого человека. Успешность адаптации обуславливается готовностью студентов к учебной деятельности в вузе, способностью самостоятельно ставить цели в образовательном процессе и добиваться их выполнения.

Второй этап — этап преобразования личности студента на основе профессиональных ценностных ориентаций, определяется ценностным самоопределением студентов в образовательном процессе. Он нацелен на формирование умений, определяющих эффективное выполнение учебно-познавательной деятельности. Данный этап разворачивается на втором курсе обучения. Характерным для данного этапа является рост самодетерминации и саморегуляции в учебно-познавательной, научно-исследовательской и других видах деятельности. В ценностной сфере студентов происходят изменения в пользу профессиональных ценностей, определяющих развертывание содержательных и процессуальных характеристик личности. Изменения в ценностной сфере обуславливаются идентификацией, направленной на активное освоение студентами своей социальной роли, навыков саморегуляции в учебно-познавательной деятельности, осознанную подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Ценностное самоопределение происходит как процесс вхождения студентов в профессию, формирования у них образа «Я — профессионал», обретение ими основ профессионального мастерства, необходимых общекультурных и профессиональных компетенций.

Третий этап — этап самопроектирования личности студента в профессии, свойствен третьему и четвертому годам обучения. Под самопроектированием личности студента в профессии мы понимаем специфичную деятельность, результатом которой является обоснованное определение вариантов личностного развития в профессиональной деятельности. Самопроектирование предусматривает реализацию разработанной индивидуальной программы саморазвития в контекстуальном поле избранной профессии. Студента отличает высокая степень готовности к осуществлению профессиональной деятельности, сформированность общекультурных и профессиональных компетенций. В ценностной сфере студента устанавливается иерархическая структура ценностных ориентаций с доминирующими профессиональными ценностями.

Представленный этап соотносится с проявлением субъектности студента, реализующего возможности достижения определенного уровня квалификации и разностороннего развития в условиях вузовского образовательного пространства. Самореализация студента в учебной и профессиональной деятельности проявляется в выражении индивидуальных личностных качеств, отражающих его уникальность и своеобразие.

Результативность процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов определяется комплексом педагогических условий. В педагогике условия определяются как совокупность факторов, компонентов образовательного процесса, обеспечивающих успешность реализации учебно-воспитательных задач.

В качестве условий, способствующих формированию профессиональных ценностных ориентаций, мы выделяем: ориентацию образовательного процесса на личностно-профессиональное становление студентов как будущих специалистов; актуализацию аксиологического потенциала содержания образования; субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса в условиях атмосферы доверительности и сотрудничества.

Первым условием является ориентация образовательного процесса на личностно-профессиональное становление студентов как будущих специалистов, предполагающая включение студентов в различные формы деятельности в рамках образовательного процесса. Вариативность форм и содержания учебной, внеучебной деятельности обеспечивает возможность личностного развития студентов на основе обогащения субъективного опыта и расширения компетентностного поля.

Действенность личностно-профессионального становления обуславливается успешной адаптацией студента к вузовскому обучению, развитием его личностных качеств и проявлением индивидуальных особенностей в учебно-профессиональной деятельности.

Эффективными формами и методами, способствующими личностно-профессиональному становлению студентов, являются дискуссии, конференции, учебные и производственные практики, метод проектов, исследовательский метод, компоненты социокультурной деятельности (фестивали, концерты, соревнования).

Вторым условием является актуализация аксиологического потенциала содержания образования.

В русле гуманистической педагогики важным фактором в учебно-воспитательном процессе, влияющим на формирование личности студента, его аксиологической сферы выступает содержание образования. Мы исходим из общепринятого в современной педагогике понимания содержания образования. Это — «социально и личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением» [2, 14].

Необходимым для личностного развития студентов и формирования у них профессиональных ценностных ориентаций является поддержание в педагогическом процессе интегративного единства всех видов дисциплин образовательной программы. Дидактическая интеграция дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного, профессионального циклов расширяет горизонты индивидуального самосознания, содействует осознанию личностных смыслов, формирует профессиональные ценностные ориентации, общекультурные и профессиональные компетенции.

Третьим условием выступает субъект-субъектное взаимодействие, которое мы рассматриваем как особые отношения, возникающие между преподавателем и студентом, между студентами, как полноправных партнеров в образовательном процессе, результирующие в развитии индивидуальности каждого участника. Студент рассматривается как субъект учебно-профессиональной деятельности, реализующий свое право детерминировать самообразование, саморазвитие в конфигурациях: студент — преподаватель, студент — студент, студент — группа, студент — курс, факультет, университет, внешняя образовательная среда.

Основными функциями взаимодействия субъектов образовательного процесса, способствующими формированию профессиональных ценностных ориентаций, на наш взгляд, являются следующие:

  • · конструктивная, проявляющаяся при актуализации профессиональных ценностей в образовательном процессе, их критическом осмыслении и интериоризации;
  • · организационная, реализуемая через педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов, направленного на развитие личностных смыслов и ценностных ориентиров у студентов;
  • · коммуникативная, проявляющаяся в различных формах учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной) и способствующая оценке и переоценке профессиональных ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса;
  • · информационно-обучающая, позволяющая транслировать профессиональные ценностные ориентации различных слоев населения, социальных групп в проекции общечеловеческих и профессиональных ценностей.

Продуктивность педагогического взаимодействия, развивающего аксиологическую сферу студентов, служащей фактором развития субъектности, определяется содержанием и способами взаимодействия и зависит от индивидуально-психологических особенностей его участников. Необходимыми принципами взаимодействия субъектов образовательного процесса являются: доверительное отношение друг к другу; свободное выражение собственного мнения; доброжелательная критика по существу дела; отсутствие давления. Следование данным положениям в образовательном взаимодействии позволит создать благоприятный психологический климат, инициирующий развитие ценностной сферы студентов и, соответственно, их субъектности.

Итак, этапы формирования профессиональных ценностных ориентаций и развития субъектности студентов носят взаимообуславливающий характер. Педагогические условия: ориентация образовательного процесса на личностно-профессиональное становление студентов как будущих специалистов, актуализация аксиологического потенциала содержания образования, субъект-субъектное взаимодействие, способствуют формированию профессиональных ценностных ориентаций и развитию субъектности студентов.

Библиографический список

профессиональный ценностный студент.

  • 1. Ольховая, Т. А. Теория и практика становления субъектности студента университета / Т. А. Ольховая. — Нижний Новгород, 2006. — 133 с.
  • 2. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Академия" 2006. — 400 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой