Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая поддержка эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положения теоретической значимости могут служить основой для дальнейшей научной разработки данной проблемы. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано комплексное научно-методическое обеспечение по проблеме исследования, которое включает две группы документов: 1) документы, сопровождающие экспериментальную работу (ее задачи, содержание, организацию): перспективный план… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности
    • 1. 1. Эстетическое воспитание младших подростков в структуре целостного воспитательного процесса
    • 1. 2. Педагогическая поддержка как педагогическое явление
    • 1. 3. Место внеучебной деятельности в эстетическом воспитании младших подростков
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности
    • 2. 1. Модель системы педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности
    • 2. 2. Ход и результаты экспериментальной работы
    • 2. 3. Педагогически условия эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности
  • Выводы по второй главе

Педагогическая поддержка эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социо-культурных и экономических условиях остро стоят проблемы реорганизации и модернизации деятельности общеобразовательных учреждений с ориентацией на личность учащегося, требующие существенных изменений моделей эстетико-воспитательного процесса. С уровнем эстетического воспитания и развития личности, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывается прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, а результаты проявления творческой энергии и инициативы в этом направлении представлены в достижениях мировой культуры.

Развивающаяся в современной России система внеучебной деятельности в образовательных учреждениях рассматривается как одно из главных средств инновационного поиска в решении различных задач эстетического воспитания, личностного и интеллектуального развития и социализации учащихся. Создание целостной системы внеучебной деятельности по интересам учащихся, обновление содержания этой деятельности, совершенствование традиционных и привлечение новых педагогических методик станет существенным вкладом в достижение главной педагогической цели образовательного учреждения — воспитывать не только хорошо образованного человека, но и творческую, богатую духовно, гуманную, разносторонне развитую личность.

Анализ научной литературы по педагогической поддержке учащихся позволяет отметить, что в научной литературе недостаточно встречается специальных исследований, связанных с изучением условий обеспечения педагогической поддержки учащихся в аспекте их эстетического воспитания во внеучебной деятельности.

Таким образом, анализ проведенных исследований и образовательной практики позволил выявить существующие противоречия между:

— объективной потребностью общества в повышении качества эстетического воспитания младших подростков, обладающих высокой эстетической культурой и реальными возможностями ее осуществления в деятельности общеобразовательных учреждений;

— необходимостью повышения эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности и недостаточной разработанностью научно-методического сопровождения, а также кадрового обеспечения этого процесса.

Недостаточная научная разработанность проблемы, социально-педагогическая ее значимость, необходимость, целесообразность ее разработки и определили тему нашего исследования: «Педагогическая поддержка эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях». С учетом потребности в разрешении вышеперечисленных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности?

Цель исследования: выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

Объектом исследования является процесс эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в учреждениях общего образования.

Предмет исследования — педагогические условия эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что эстетическое воспитание младших подростков во внеучебной деятельности будет успешным и результативным, если:

— учитывается своеобразие педагогической поддержки в эстетическом воспитания младших подростков во внеучебной деятельности;

— разработана и внедрена в педагогический процесс модель системы педагогической поддержки в эстетическом воспитании младших подростков во внеучебной деятельности;

— будет разработан критериально-уровневый аппарат, позволяющий отслеживать динамику развития уровней эстетической воспитанности младших подростков во внеучебной деятельности и результативность педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности;

— разработана и реализована совокупность основных педагогических условий эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, гипотезы и цели исследования были определены следующие задачи.

1. Уточнить понятие «педагогическая поддержка эстетического воспитания личности», раскрыть своеобразие педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

2. Определить критериально-уровневый аппарат и охарактеризовать уровни эстетической воспитанности младших подростков.

3. Разработать и реализовать модель системы педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

Методологической основой нашего исследования являются диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленностисистемный подход как общеметодологический принцип наукипризнание человека высшей ценностью и целью общественного развития, идеи взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития, положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании эстетического воспитанияобоснование ведущей роли созидательной деятельности в формировании личностиидеи гуманизма и подлинной демократии.

Теоретическую основу исследования составили труды философов, социологов, психологов, педагогов по:

• концепции системного понимания воспитания (М.В. Емельянова, Г. Н.

Григорьев, С. Ю. Сенатор, Ю. П. Сокольников и др.);

• теории педагогической поддержки (Е.А. Александрова, Т. В. Анохина,.

О.С. Газман, О. М. Кодатенко, Н. Б. Крылова, Е. Е. Кутейникова, С.И.

Попова, Т. А. Строкова и др.);

• теории воспитания подрастающего поколения (О.С. Богданова, Н.И.

Болдырев, З. И. Гордин, Т. С. Комарова, П. В. Конаныхин, В.М.

Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон, В. И. Петрова,.

Л.И. Рувинский, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников, Э.И.

Сокольникова, И. Ф. Харламов и др.);

• идеи личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В.

Бондаревская, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, М. В. Кларин, В.В.

Сериков, И. С. Якиманская и др.);

• теории деятельности и развития личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.

Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В.В.

Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н.Ф.

Талызина, Д. Б. Эльконин и др.);

• проблемам воспитательных коллективов (О.С. Богданова, М.Д.

Демакова, Л. Ю. Гордин, Е. Г. Замолоцких, В. М. Коротов, А. Т. Куракин,.

Е.А. Леванова, Б. Т. Лихачев, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, Л.И.

Новикова, A.A. Скамницкий, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова и др.) — • теориям воспитания подрастающего поколения, отвечающим особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования (Ш.А. Амонашвили, A.B. Антонова, О.С.

Газман, В. Г. Горецкий, И. П. Иванов, И. М. Ильинский, В.А.

Караковский, И. И. Легостаев, A.B. Мудрик, Б. М. Неменский, Г. П.

Скамницкая, Э. И. Сокольникова, М. Г. Тайчинов и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

— теоретические: теоретический, анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, моделирование;

— эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, диагностика (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, ранжирование, социометрия), педагогический эксперимент;

— статистические: математическая и статистическая обработка, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования явились ГОУ СОШ №№ 462, Центр образования 1477 г. Москвы, Исследованием было охвачено 4 экспериментальных и 4 контрольных класса с общим числом 208 младших подростков.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2006 г.) — подготовительный. На данном этапе была определена область исследования и осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы, исследовалось состояние проблемы педагогической поддержки в эстетическом воспитании младших подростков в педагогической практикеопределены исходные параметры исследованияформировалась библиографическая база.

Второй этап (2006;2009 гг.) — основной. В данный период был проведен формирующий этап экспериментальной работы, заключающийся во внедрении в воспитательный процесс комплексного научно-методического обеспечения, разработанной модели, обобщение, накопление теоретических и экспериментальных материалов, что позволило теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности.

Третий этап (2010 г.) — заключительный. На данном этапе проверялись теоретические положения, основные выводы исследования, осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, их литературное оформление.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: проанализировано своеобразие формирования эстетической воспитанности младших подростков во внеучебной деятельности и уточнено понятие «педагогическая поддержка эстетического воспитания личности" — разработана и успешно апробирована модель системы педагогической поддержки эстетического воспитания младших — подростков во внеучебной деятельности, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, педагогические условия, результат;

— определена совокупность педагогических условий эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности: 1) формирование у младших подростков эстетических представлений и понятий и организация проявления у них эстетической воспитанности- 2) обеспечение взаимодействия школы и семьи в эстетическом воспитании- 3) организация разнообразной внеучебной деятельности эстетической направленности младших подростков- 4) индивидуальный подход в процессе педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты:

• расширяют и углубляют имеющиеся в педагогической науке представления о формировании педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях, что является вкладом в развитие теории среднего образования;

• выработанные критерии и показатели динамики развития уровней эстетической воспитанности младших подростков и результативность педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности пополняют теорию педагогической квалиметрии;

• положения теоретической значимости могут служить основой для дальнейшей научной разработки данной проблемы. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано комплексное научно-методическое обеспечение по проблеме исследования, которое включает две группы документов: 1) документы, сопровождающие экспериментальную работу (ее задачи, содержание, организацию): перспективный план экспериментальной работы, научно-методические рекомендации- 2) документы, программирующие изучение уровней эстетической воспитанности младших подростков во внеучебной деятельности: «Диагностическая программа изучения уровней эстетической воспитанности младших подростков», «Папка учителя-экспериментатора по изучению уровней эстетической воспитанности младших подростков». Разработанное комплексное научно-методическое обеспечение позволяет осуществлять педагогическую поддержку эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности и может быть использовано в практике работы общеобразовательных учреждений. Практическое назначение разработанной модели и педагогических условий состоит в том, чтобы добиться максимально возможного повышения эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в кратчайшие сроки с наименьшими затратами.

Материалы настоящего исследования могут быть использованы учителями начальных классов, заместителями директоров общеобразовательных учреждений по воспитательной работе в целях совершенствования педагогического процесса, преподавателями — в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийрешением поставленных задач с позиции концепции системного понимания воспитанияприменением теоретических, эмпирических и математических методов исследования, адекватных его предмету и задачамтеоретической разработкой и экспериментальной проверкой основных положений исследования, использованием на практике его результатов, продолжительным опытом работы соискателя в качестве учителя в общеобразовательных учреждениях г. Москвы с 2001 г. по настоящее время.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на базе ГОУ СОШ №№ 462, 1477 г. Москвы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях объединений педагогов общеобразовательных учреждений г. Москвы (ГОУ СОШ №№ 462, 936, 1477), на научно-практических конференциях преподавателей МГГУ им. М. А. Шолохова, Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы формирования личности в системе непрерывного образования» (20−21 сентября 2005 г.) в ГОУ ВПО ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (г. Чебоксары), Всероссийской научно-практической конференции «Социологические проблемы управления образованием» (13 декабря 2008 г.).

На защиту выносятся следующие основные положения исследования.

1. Педагогическая поддержка эстетического воспитания личности предполагает обеспечение взаимодействия воспитателя и воспитуемого на основе взаимопонимания в решении проблем, возникающих в деятельности.

2. В качестве критериев и показателей, позволяющих отслеживать динамику изменения уровня эстетической воспитанности младших подростков и результативность педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности определены: 1) когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем персональных эстетических представлений и понятий, информированность о них- 2) эмоционально-ценностный критерий, его показатели: а) убеждение в необходимости ценностного отношения к людям, окружающему миру и самому себеб) способность к эмоциональному переживанию эстетических аспектов окружающей действительности и человеческих отношений- 3) поведенческий критерий, его показатели: а) наличие индивидуальной готовности и практического опыта следования принятым эстетическим нормам и правилам в поведенииб) степень самостоятельности в эстетическом выборе при преодолении проблем (трудностей, препятствий).

Уровни эстетической воспитанности охарактеризованы как: высокий, выше среднего, средний, низкий.

3. Научно обоснованная модель системы педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, педагогические условия, результат.

4. В ходе исследования теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности: 1) формирование у младших подростков эстетических представлений и понятий и организация проявления у них эстетической воспитанности- 2) обеспечение взаимодействия школы и семьи в эстетическом воспитании- 3) организация разнообразной внеучебной деятельности эстетической направленности младших подростков- 4) индивидуальный подход в процессе педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Общие выводы исследования.

1. В ходе исследования уточнено понятие «педагогическая поддержка». Педагогическая поддержка эстетического воспитания личности предполагает обеспечение взаимодействия воспитателя и воспитуемого на основе взаимопонимания в решении проблем, возникающих в деятельности.

2. Выделены критерии и показатели эстетической воспитанности младших подростков.

3. Разработана и апробирована модель системы эстетического воспитания младших подростков в процессе обеспечения педагогической поддержки, которая включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, педагогические условия, результат.

4. Выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания младших подростков в процессе обеспечения педагогической поддержки.

5. Создано и апробировано научно-методическое обеспечение. Настоящее исследование не могло, разумеется, охватить всех проблем в избранной нами для исследования области. Как нам представляется, требуется изучение исследуемой нами проблемы применительно к другим возрастным группам учащихся (к младшим школьникам, старшим подросткам, старшим школьникам). Важное значение приобретает в современных условиях и проблема нейтрализации негативных влияний на эстетическое воспитание школьников современной социальной среды, средств массовой информации. Эти проблемы ждут своих исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование рассматривает педагогическую поддержку эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Оно направлено на выявление теоретического и экспериментального обоснования педагогических условий, реализация которых будет способствовать формированию эстетической воспитанности младших подростков в русле системного подхода к воспитанию. При формулировании исходных теоретических позиций настоящего исследования мы обратились, прежде всего, к анализу сущности системного подхода как общеметодологического принципа науки.

В первой главе дается характеристика эстетического воспитания младших подростков как одного из аспектов целостного воспитательного процесса, определяются его специфические особенности в младшем подростковом возрасте, анализируется внеучебная деятельность младших подростков как один из факторов их эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание младших подростков характеризуется нами как один из аспектов целостного воспитательного процесса. На этом основании в исследовании нами определяется его специфические особенности в младшем подростковом возрасте, дается анализ внеучебной деятельности младших подростков как факторов их эстетического воспитания, а также раскрывается сущность категорий «эстетика» и «воспитание».

Эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика» и является важнейшим средством передачи накопленного человечеством эстетического опыта от поколения к поколению в ходе воспитания. Мы рассматриваем эстетику как науку о прекрасном, об общих законах художественного творчества, об эстетических отношениях человека к действительности, как теорию художественного познания.

В исследовании мы исходим из понимания воспитания как процесса передачи и усвоения подрастающими поколениями культуры или социального опыта, которые используются человеком в его повседневной жизни и деятельности. Культура при этом понимается как выражение человеческого единства личности с природой и обществом, как характеристика развития ее творческих сил и способностей. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т. д.), но и субъективные знания и умения личности, ее способности, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества.

В диссертации анализируется сущность системного подхода как общеметодологического принципа науки.

Системный подход — это подход к объектам реальной действительности как к системам. Он предполагает постоянный учет и использование в процессе познания и практической деятельности закономерных связей, присущих системам, ибо мир, бытие, мышление, природа и общество системны. Для понимания и осуществления системного подхода важное значение имеет правильное понимание такой универсальной категории как 1 система". Под ней понимается совокупность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам по отдельности.

Такой подход является общеметодологическим принципом науки, широко используется в самых различных науках, в частности педагогике.

В концепции системного понимания воспитания (Ю.П. Сокольников) показывается, что все воспитательные системы имеют общую структуру. Они существуют как совокупности следующих взаимодействующих компонентов: а) воспитанники как люди, нуждающиеся в воспитательной заботеб) воспитатели как люди, оказывающие такую заботув) средства воспитания, как предметы, содержащие культуру в концентрированном и педагогически обработанном видег) процесс воспитания, возникающий как результат взаимодействий охарактеризованных выше компонентов.

Согласно этой, положенный в основу нашего исследования концепции, воспитание существует и как процесс, и как порождающие его воспитательные системы. В свете этой концепции эстетическое воспитание является одним из видов воспитательных систем.

В свете концепции системного понимания воспитания исследуемый нами аспект воспитательного процесса — эстетическое воспитание — 1 предстает перед нами как система частичная. Как и остальные подобного типа системы, эстетическое воспитание не является самостоятельной. Оно функционирует в структуре целостных педагогических систем, создаваемых в классах, группах и других коллективных объединениях, педагогических учреждениях, в тех или иных микрорайонах.

Не менее важен и другой вывод. Эстетическое воспитание должно осуществляться путем не только его организации как одной из частичных систем, но и эстетизации всех сфер жизни и деятельности образовательного учреждения, т. е. пронизывания их элементами эстетически прекрасного.

Педагогическая поддержка эстетического воспитания личности предполагает обеспечение взаимодействия воспитателя и воспитуемого на основе взаимопонимания в решении проблем, возникающих в деятельности.

Педагогическая поддержка это система средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном, индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также в преодолении препятствий (трудностей и проблем) и самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности. Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании.

При рассмотрении внеучебной деятельности в эстетическом воспитании нами показывается ее своеобразие (добровольный характер, отсутствие регламентации едиными и обязательными программами, дается классификация внеучебной деятельности, характеризуются организационные формы эстетического воспитания в ней: кружки, клубы, студии, другие творческие коллективы). Нами показывается, что все виды внеучебной деятельности могут и должны приобретать эстетическую характеристику.

Опираясь на изложенные выше исходные теоретические позиции, нами был организован опыт экспериментального изучения эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности. В диссертации детально характеризуется организация опытно-экспериментальной работы, направленная на проверку общей гипотезы исследования.

В диссертации представлена модель системы эстетического воспитания младших подростков, ее компоненты: цель, закономерности, принципы, задачи, факторы, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.

В диссертации дается детальная характеристика, теоретическое и эмпирическое обоснование выявленной в ходе исследования совокупности основных педагогических условий эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности, включающая: 1) формирование у младших подростков эстетических представлений и понятий и организация проявления у них эстетической воспитанности- 2) обеспечение взаимодействия школы и семьи в эстетическом воспитании- 3) организация разнообразной внеучебной деятельности эстетической направленности младших подростков- 4) индивидуальный подход в процессе педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков.

Наше исследование проводилось в три этапа.

На подготовительном этапе решались следующие задачи эксперимента: изучение опыта работы педагогов школ по обеспечении педагогической поддержки в эстетическом воспитании младших подростков, разработка программы эксперимента, критериев, показателей, уровней сформированности эстетической воспитанности подростков.

На основе анализа литературы и эмпирического материала были выделены четыре уровня эстетической воспитанности: высокий, выше среднего, средний, низкий.

На констатирующем этапе экспериментальной работы определялся исходный уровень сформированности эстетической воспитанности младших подростков.

В качестве критериев и показателей, позволяющих отслеживать динамику изменения уровня эстетической воспитанности младших подростков и результативность педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности определены: 1) когнитивный критерий, его показатель: полнота и объем персональных эстетических представлений и понятий, информированность о них- 2) эмоционально-ценностный критерий, его показатели: а) убеждение в необходимости ценностного отношения к людям, окружающему миру и самому себеб) способность к эмоциональному переживанию эстетических аспектов окружающей действительности и человеческих отношений- 3) поведенческий критерий, его показатели: а) наличие индивидуальной готовности и практического опыта следования принятым эстетическим нормам и правилам в поведенииб) степень самостоятельности в эстетическом выборе при преодолении проблем (трудностей, препятствий).

Уровни сформированности эстетической воспитанности младших подростков мы определяли методом срезового обследования с помощью: 1) документов, сопровождающих экспериментальную работу (ее задачи, содержание, организацию): перспективный план экспериментальной работы, научно-методические рекомендации по обеспечению педагогической поддержки в эстетическом воспитании младших подростков- 2) документов, программирующих изучение уровней эстетической воспитанности младших подростков: «Диагностическая программа изучения эстетической воспитанности младших подростков», «Папка учителя-экспериментатора по изучению уровней эстетической воспитанности младших подростков» и др.

На формирующем этапе экспериментальной работы реализовывалось научно-методическое обеспечение, разработанное на основе общей I гипотезы исследованияорганизовывалась работа по внедрению разработанной модели и основных педагогических условий эффективности формирования эстетической воспитанности младших подростков во внеучебную деятельностьуточнялись промежуточные результаты экспериментальной работы, степень выполнения рекомендаций.

По результатам экспериментальной работы, которая проводилась нами в ГОУ СОШ № 462, в Центре образования № 1477 г. Москвы, была выявлена четкая зависимость: полная реализация разработанного нами комплексного научно-методического обеспечения и последовательный учет педагогических условий эффективности действия системы педагогической поддержки во внеучебной деятельности приводит, как правило, к формированию эстетической воспитанности младших подростков на наиболее высоком уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Проблема индивидуальности в психологии // Психология индивидуальности: новые модели и концепции: Коллективная монография/Под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. -М.: МПСИ, 2009.
  2. И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллекной трудовой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Елец, 2009.'
  3. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
  5. Ш. А. Школа Жизни. М., 2000.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  7. А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведения в условиях развивающего обучения. М., 1996. — 195 с.
  8. М.В. Эстетическое воспитание в семье и дома. М., 2001.
  9. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.
  10. Ю.Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическомобществе. М., 1981. х
  11. П.Аристотель. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. — Пг.: Школа и жизнь, 1916.
  12. Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников/Под редакцией А. И. Бурова. М.: Просвещение. 1978. — 77 с.
  13. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  14. Н.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
  15. А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества //Учительская газета. 2008. 8 апреля. № 15.
  16. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 388 с.
  17. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -М., 1991.
  18. A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследований на материале пространственных искусств. — М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
  19. В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка//Классный руководитель. 2003. № 3.
  20. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001. — 220 с.
  21. В.Г. Избранное. -М.: Московский рабочий, 1954.
  22. В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. -СПб., 1909.
  23. B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — 339 с.
  24. И.В., Юдин Э. П. Системный подход//БСЭ. -М., 1976. Т.23.
  25. И.В., Юдин Э. П. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.-270 с.
  26. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения/Под ред. A.B. Петровского. Т. I, II. — М.: Педагогика, 1979.
  27. Т.Н. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности как фактор формирования эстетической культуры старшеклассников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. JL, 1984. — 21 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М., 1968. — 464 с.
  29. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1981. — 223 с,
  30. Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1984.
  31. ЗЛ.Бондаревская E.B. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-н/Д, 2000.
  32. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -216 с.
  33. А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
  34. З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002.
  35. Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. Дис. в виде науч. доклада на соискание ученой степени д-ра пед. наук. СПб., 1997. — 65 с.
  36. Е.В. Педагогически организованное восприятие произведений изобразительной деятельности в общеобразовательной школе как фактор эмоционально-нравственного развития младших подростков: Дис.. канд. пед. наук. Пенза, 2009.
  37. М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  38. В мире искусств:, Учеб.-метод. пособие/Под ред. Л. Н. Романовой, Т. Ю. Купоч. -М., 1998.
  39. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников / Е. В. Уколова, И. Л. Друбочевская и др. М., 2000. — 349 с.
  40. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. — 34 с.
  41. И.П. Учить творчеству: опыт работы учителя труда и рисования школы № 12 г. Реутово Московской обл. М.: Педагогика, 1982.-88 с.
  42. Вопросы воспитания: системный подход/ Отв. ред. Л. И. Новикова. — М., 1981.-145 с.
  43. Воспитание индивидуальности / Под ред. E.H. Степанова. — М., 2005.
  44. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н.Л. Селиванова/ Под общ.ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой.
  45. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  46. И. Опыт построения модели педагогической поддержки в гимназии. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога// Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. — М., 1996.
  47. В.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. -М., 2001.
  48. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М., 1991. — 93 с.
  49. Л.С. Детская психология//Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. -М., 1984.
  50. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  51. Л.С. Психология искусства. М., 1965. — 260 с.
  52. Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
  53. Н.К. Сокровище у порога: эстетическое воспитание в краеведческой работе // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
  54. О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике совести. М., 2002.
  55. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3.
  56. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема//Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1996. — 58 с.
  57. О.С. Потери и обретения: воспитание в школе после десяти лет перестройки//Первое сентября. 1995. 21 нояб.
  58. М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшаяшкола, 1974. 103 с.
  59. Ш. Б., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М., 1982. г
  60. .А., Багсанский О. Е. Моделирование и когнитивные репрезентации. М.: Альтекс, 2000. — 148 с.
  61. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 128 с.
  62. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическомвоспитании школьников. Из опыта работы учителя. М.:1. Просвещение, 1978. 160 с.
  63. Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
  64. Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984.-175 с.
  65. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование- 4» на 2005−2007 гг.
  66. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование- 5″ на 2009−2011 гг.
  67. Гражданское образование и социальное проектирование: Пособие для препод, школ, учрежд. доп. образования, орг-ров воспит. работы. Серия „Библиотека Федеральной программы развития образования“. — М.: Изд. дом „Новый учебник“, 2003. 160 с.
  68. Д.В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования // Классный руководитель. 2003. № 6.
  69. .С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Гносеологические проблемы моделирования. М., 1967.
  70. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.70. Декларация прав ребёнка.
  71. Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся: (содержательные и структурные аспекты). Рига, 1978.
  72. JI.C. Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.
  73. Дик Н.Ф., Дик Т. И. Увлекательная внеклассная работа в 5−8 классах. — М.: Феникс, 2008. 313 с.
  74. H.A. О значении авторитета в воспитании, 1857// Собрание сочинений: В 9 т. -M.-JI.: ГИХЛ, 1961. ТI.
  75. А.К. О художественном образе. М.: Советский писатель, 1956. — 225 с.
  76. А.И. Педагогика (курс лекций). Иркутск, 1970. — 407 с.
  77. Изучение личности школьника учителем./ Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991.-136 с.
  78. Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1−9 классов) средством интегрированного курса предметов искусств: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1996.-20 с.
  79. Искусство в школе / Под ред. Б. М. Неменского, A.A. Мелик-Пашаева. -М., 1999. -108 с.
  80. Исследование художественных интересов современных школьников / Под ред. Квятковского. М., 1974.
  81. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. 206 с.
  82. Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. -М.: Педагогика, 1973. -284 с.
  83. М.Г. Педагогическая диагностика детей в группах раннегоэстетического развития: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 2004. — 20 с.
  84. .И. Системный подход как фактор качественной перестройки управления эстетическим воспитанием школьников. Челябинск, 1985. -211с.
  85. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.
  86. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика воспитательныхсистем. -М.: Новая школа, 1996. —160 с.
  87. RM., Михайлова H.H., Юсфин С. М., Миркес М. М. Педагогика поддержки. СПб., 2005.
  88. H.A. Интеграция коллективных и индивидуальных форм работы как условие формирования эстетической культуры младших подростков. Автореф. дисск.п.н. Белгород, 2000. -18 с.
  89. A.B. Механизмы ориентации личности в мире ценностей/ТВестник ОГУ. 2002. № 7.
  90. Н.И., Лезеров Н. Л. Роль эстетических факторов в жизни общества и личностиЮстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.
  91. Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами искусства. -Екатеринбург, 1996. -185 с.
  92. A.C. Антология музыки: Автореф. дис.., канд.филос.наук. — СПб., 1999.-41 с.
  93. Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2000. -168 с.
  94. И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ Под ред. ч И. А. Колесниковой. -М.: Издательский центр „Академия“, 2005.
  95. Я.А. Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, П. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие./ Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1987.
  96. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — М.: Педагогика, 1986. 143 с.
  97. Конвенция о правах ребёнка.
  98. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Б.и., 2002. — 28 с.
  99. Г. Б. История педагогики. Введение в курс „История образования и педагогической мысли“. М.: УРАО, 2003.
  100. Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. Пермь, 1981. — 181 с.
  101. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. -М., 1974. 236 с.
  102. В.М. Самоуправление школьников. — М., 1981. — 180 с.
  103. В.В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап.- М., 2006. 394 с.
  104. В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2008. — 256 с.
  105. Краткий словарь по эстетике.—М.: Просвещение, 1953. 223 с.
  106. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Е. А. Аконынина, В. Р. Аронова, М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. -224 с.
  107. А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов -н/Д, 1995.
  108. Н.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1948.
  109. Н.Б. Культурология образования. — М.: Народное образование, 2000. 272 с.
  110. Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчествешкольников I-VI классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1980. — 18 с.
  111. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
  112. B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
  113. C.B. Педагогическое сопровождение музыкально-творческой самореализации подростков: Дис.. канд. пед. наук. -Ульяновск, 2009.
  114. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -M., 1980.
  115. B.C. Воспитательная работа в современной школе. Воронеж, 2006.
  116. О.В. Межпредметные связи в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Белгород. -176 с.
  117. И.Д. Мастерство делового взаимодействия. M., 1989.
  118. Ларионова О. Н Современная модель столичного образования: актуальные задачи (Из доклада на Московском городском педсовете-2008). -М.', Этносфера, 2009.
  119. Е.А. Подросток.: концепция психопластики личности. — М., 2002.-35 с.
  120. Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростками. -М., 2002.- 222 с.
  121. ИЛ. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  122. Л.Н. Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 2003. -17 с.
  123. О.С. Педагогические основы индивидуализациимузыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дисканд.пед.наук. — М., 1995. -18 с.
  124. .Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности. — Волгоград, 1968. 673 с.
  125. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, Юрайт, 1998.—464 с.
  126. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.
  127. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. -159 с.
  128. В.Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. -186 с.
  129. А.В. О воспитании и образовании.—М., 1976. 290 с.
  130. АР. Язык и сознание. М., 1979.
  131. А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
  132. Л.И. Воспитание в современной школе // Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России. Издательство Дом „Ноосфера“, 1999. — 300 с.
  133. Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. -М., 2004., 137.» Маркарян Э. С. Вопросы системного рассмотрения культуры в человеческой деятельности. История материализма как теория социального познания и деятельности. М., 1972. — 452 с.
  134. А. Мотивация и личность/Пер. с англ. СПб.: Питер, 2009.
  135. Т.А. Театр воспитывает. М.: Педагогика., 1976. — 128 с.
  136. А.Т. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся 57 классов в процессе обучения изобразительному искусству: (наматериале школ Узбекистана): Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1995- 16 с.
  137. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Официальные документы в образовании. 2003. № 24. Август.
  138. Т.Е. Основы педагогического общения: Учеб.-метод. пособие. -М., 2001.
  139. Н.В. Сопряжение / Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 204 с.
  140. H.H., Поляков С. Д. Идея поддержки: исторический взгляд и современные подходы // Классный руководитель. 2000. № 3.
  141. H.H., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М., 2002.
  142. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: КомКнига, 2006.
  143. В. Сочетание совместного и индивидуального в педагогике A.C. Макаренко// Народное образование. 2004. № 6.
  144. A.B. Индивидуальная поддержка в социальном воспитании // Классный руководитель. 2000. № 3.
  145. A.B. Социальная педагогика. М., Академия, 2000. — 200 с.
  146. .М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  147. P.C. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. — М.: Просвещение: Владос., 1994. 496 с.
  148. JI.A. Место искусства в структуре интересовсовременного школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973 18 с.
  149. Ноддингс Нел. Научимся заботиться и принимать заботу// Классный руководитель. 2000. № 3.
  150. Нравственное воспитание учащихся. 5−11 классы. Разработки внеклассных мероприятий. -М.: Издательство Учитель, 2008.
  151. М.Ф. История эстетической мысли. — М.: Высшая школа, 1984. 335 с.
  152. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителей/Под ред. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
  153. В.П. письма об эстетическом воспитании. М., 1908. -77 с.
  154. Оуэн Роберт. Новый взгляд на общество, или опыты в образовании человеческого характера. 1813 г.//Педагогические идеи Роберта Оуэна. -М.: Учпедгиз, 1940.'
  155. С.И. Толковый словарь русского языка (любое издание).
  156. Организация общешкольных мероприятий/Сост. С. А. Цацыбин. -Ростов н/Д, 2006.
  157. JI.M. О системном подходе в методических исследованиях// Советская педагогика. 1973. № 4.
  158. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистош. -М.: Российское педагогическое агентство, 2008.
  159. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/Сост. К А. Панченко. Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.
  160. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб. пособие для вузов/Н.Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е.В. Александрова/Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М.: Академия, 2006.
  161. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. Пг.: Школа и жизнь, 1916.
  162. Педагогический словарь. T.I. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.
  163. Педагогические идеи Р. Оуэиа//Избр. отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., Учпедгиз, 1940.
  164. К.К. О системе психологии.—М., 1972. -134 с.
  165. С. Д. Технологии воспитания. М., 2002.
  166. М.М., Загвязинский В. И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Метод, пособие. — 2004. 144 с.
  167. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
  168. Прогнозирование развития воспитательных систем: Монография / Л. Е. Никитина и др. -М.: АРКТИ, 2009. -256 е.,
  169. Пути и средства эстетического воспитания // Под ред. Н. И. Киященко, И. А. Коникова. М.: Наука, 1989. -191 с.
  170. В.А. Методика воспитания эстетической культуры личности. — М., 1985.-70 с.
  171. В.А. Эстетическое воспитание. 1 М., 1969. -189 с.
  172. А.А., Борловская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2000. 432 с.
  173. А.Л. Эстетическое воспитание учащихся. Минск: Нар. Асвита, 1978. -110 с.
  174. К.Р. Становление человека: Взгляд на психотерапию. — М., 2001.
  175. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.
  176. М.И. Организация воспитательной работы в школе. М., 2004.
  177. М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. -М., 2004.
  178. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1.
  179. С.Л. Основы общей психологиия. М., 1998.
  180. O.A. Педагогическая поддержка нравственного вопитания младших школьников во внеучебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 2009.
  181. Н.Г. Психологическая диагности развития младшего школьника. М., 2006.
  182. C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 35 с.
  183. Н.В. Введение в эстетику. М.: Типолитография1. Титляева. 1910. 370 с.
  184. Г. К. Воспитательные технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  185. В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.
  186. В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. — М.: Издательство Перспектива, 2008.
  187. Система эстетического воспитания школьников / Б. Г. Лихачев, Е. В. Квятковский, А. И. Буров и др./Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1984. -264 с.
  188. Система эстетического воспитания школьников/Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
  189. В.К. Искусство, как отражение действительности. -М., 1950.-295 с.
  190. В.И., Исаев Е. И. Личность как социокультурная реальность// Психология личности. Т.2. Самара, 1999.
  191. И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  192. Е.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала младших подростков в процессе обучения: Дис.. канд.пед. наук. Тула, 2009.
  193. Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
  194. С.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2002.
  195. Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. Оренбург, 2008. — 300 с.
  196. Ю.П. Логика планирования и деятельности школы. М., 1992.-79 с.
  197. Ю.П. Общая педагогическая теория// Системное понимание педагогической действительности. — Москва-Белгород, 1997.-30 с.
  198. Ю.П. О системном понимании воспитания. Советская педагогика. 1990. № 7. — 55 с.
  199. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  200. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания.- М.: Прометей, 1993. 200 с.
  201. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников.- М.: Прометей, 1990. 90 с.
  202. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. -Москва-Белгород, 2000. -123 с.
  203. С.Л. Педагогика для всех. — М.: Издательство «Первое сентября», 2000. 496 е.: ил.
  204. Н.М. Воспитание эстетической культуры у подростков во внешкольной работу: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1990. -17 с.
  205. Н.В. Формирование нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы: Дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2006.
  206. E.H. Классные классные дела: Метод, разработки. М.: Сфера, 2006.
  207. E.H. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы/АСлассный руководитель. 2006. № 5.
  208. E.H., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2008.
  209. П.В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. — М.: Академия: АПКиПРО, 2003. 82 с.
  210. Р. Психопедагогика. М., 1985.
  211. Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике//Педагогика. 2002. № 4.
  212. К. Е. Западнопедагогические образовательные системы: теоретическое осмысление и практика применения в отечественном образовании второй половины XX века: Монография/Под ред. М. В. Богуславского. — М., АПК и ППРО, 2008. -176 с.
  213. Т.И. Содержание и формы эстетического воспитания учащихся в практике современной общеобразовательной школы. М.: 1982.-213 с.
  214. В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. — 207 с.
  215. В.А. О воспитании/ Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1985. — 270 с.
  216. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.
  217. В.А. Сердце отдаю детям. —М., 1961.
  218. В.К. Педагогические проблемы взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в эстетическом воспитании младших подростков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. 192 с.
  219. Теория личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996.
  220. Толковый словарь В. Даля (любое издание).
  221. И.И. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа. Кемерово, 1998. — 162 с.
  222. A.A. Педагогическая компьютерная поддержка в системе нравственного воспитания младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 283 с.
  223. Г. Ю. Педагогическая поддержка художественно одаренных детей в специализированном учебном заведении: Автореф, дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1999. — 19 с.
  224. К.Д. Собрание сочинений. М.- Л., 1948−1952. Т.8.- Т.9.
  225. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  226. И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.
  227. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. -М., 2001.
  228. C.B. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности: Дис.. канд. пед. наук. Элиста, 2009.
  229. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. <
  230. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Сост. Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, М. В. Голованова. Под редакцией Н. П. Кузина. М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. -М.: Педагогика, 1980.
  231. Е.В. Эстетическое воспитание. Пути и проблемы. М., 1988.-40 с.
  232. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. — Ворошиловград, 1986. — 379 с.
  233. З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. — М., 1997.
  234. М.И., Шевчук Л. В. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  235. Школа воспитания: 825-й маршрут/Под ред. В. А. Караковского, Д. В. Григорьева, Е. И. Соколовой. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
  236. С.А. Игры шутки, игры — минутки. — М.: Новая школа, 1997.- 112 с.
  237. Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней «общеобразовательной школе. Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1988.-346 с.
  238. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. -299 с.
  239. И.Ю. Классный руководитель, каков он//Классный руководитель. 2002. № 7.
  240. И.Ю. Педагогическая поддержка как условие становления готовности к самоанализу старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1999.-172 с.
  241. И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников средствами самоанализа: Метод, рекомендации. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. у
  242. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
  243. Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
  244. Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М.: Прогресс, 1991. 254 с.
  245. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  246. Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество, России, 2000. — 128 с.
  247. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. -Спб.: Питер, 2005.
  248. Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. -М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. 160 с.
  249. Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. М.: Аркти, 2007. — 152 с. (Школьное образование. В помощь классному руководителю).
  250. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/ Сост. Г. С. Лабковская. М., 1983. — 303 с.
  251. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л. П. Печко. -М.: Педагогика, 1984. 136 с.
  252. Эстетическое воспитание во внеклассной работе восьмилетней школы/ Под ред. Е. Г. Савченко, Ю. И. Рубиной. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1963.-315 с.
  253. Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. — Волгоград: Учитель, 2007. 222 с. (Воспитание в школе).
  254. Эстетическое воспитание в школе (вопросы системного подхода)/Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  255. Эстетическое воспитание школьников/Под общей редакцией А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. -М.: Педагогика, 1974.-301 с.
  256. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики / Под ред. М. Д. Табаридзе. -М.: Педагогика, 1988. 101 с.
  257. .П. Изобразительное искусство / искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. М., 1978.
  258. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 32 с.
  259. С.М. Педагогическая поддержка в школе // Народное образование. 1998. № 6.
  260. Я.А. Коменский о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов/Сост. Н. М. Матвеева. М.: Шк. Пресса, 2003.
  261. И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога/ТВоспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.
  262. П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1. Искусство, 1964. 96 с.
  263. В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М., 2004.275. (http://www.standart.edv.ru)
Заполнить форму текущей работой