Педагогическая поддержка эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях
![Диссертация: Педагогическая поддержка эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях](https://westud.ru/work/2524959/cover.png)
Диссертация
Положения теоретической значимости могут служить основой для дальнейшей научной разработки данной проблемы. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано комплексное научно-методическое обеспечение по проблеме исследования, которое включает две группы документов: 1) документы, сопровождающие экспериментальную работу (ее задачи, содержание, организацию): перспективный план… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности
- 1. 1. Эстетическое воспитание младших подростков в структуре целостного воспитательного процесса
- 1. 2. Педагогическая поддержка как педагогическое явление
- 1. 3. Место внеучебной деятельности в эстетическом воспитании младших подростков
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности
- 2. 1. Модель системы педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности
- 2. 2. Ход и результаты экспериментальной работы
- 2. 3. Педагогически условия эффективности педагогической поддержки эстетического воспитания младших подростков во внеучебной деятельности
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Проблема индивидуальности в психологии // Психология индивидуальности: новые модели и концепции: Коллективная монография/Под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. -М.: МПСИ, 2009.
- Алмазова И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллекной трудовой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Елец, 2009.'
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 208 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
- Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. М., 2000.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
- Андрюшин А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведения в условиях развивающего обучения. М., 1996. — 195 с.
- Анисимова М.В. Эстетическое воспитание в семье и дома. М., 2001.
- Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3.
- Ю.Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическомобществе. М., 1981. х
- П.Аристотель. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. — Пг.: Школа и жизнь, 1916.
- Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников/Под редакцией А. И. Бурова. М.: Просвещение. 1978. — 77 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Н.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества //Учительская газета. 2008. 8 апреля. № 15.
- Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 388 с.
- Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -М., 1991.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследований на материале пространственных искусств. — М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
- Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка//Классный руководитель. 2003. № 3.
- Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001. — 220 с.
- Белинский В.Г. Избранное. -М.: Московский рабочий, 1954.
- Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. -СПб., 1909.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — 339 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. П. Системный подход//БСЭ. -М., 1976. Т.23.
- Блауберг И.В., Юдин Э. П. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.-270 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения/Под ред. A.B. Петровского. Т. I, II. — М.: Педагогика, 1979.
- Боброва Т.Н. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности как фактор формирования эстетической культуры старшеклассников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. JL, 1984. — 21 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М., 1968. — 464 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1981. — 223 с,
- Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1984.
- ЗЛ.Бондаревская E.B. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов-н/Д, 2000.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -216 с.
- Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. — 175 с.
- Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002.
- Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. Дис. в виде науч. доклада на соискание ученой степени д-ра пед. наук. СПб., 1997. — 65 с.
- Викторова Е.В. Педагогически организованное восприятие произведений изобразительной деятельности в общеобразовательной школе как фактор эмоционально-нравственного развития младших подростков: Дис.. канд. пед. наук. Пенза, 2009.
- Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
- В мире искусств:, Учеб.-метод. пособие/Под ред. Л. Н. Романовой, Т. Ю. Купоч. -М., 1998.
- Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников / Е. В. Уколова, И. Л. Друбочевская и др. М., 2000. — 349 с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М., 1982. — 34 с.
- Волков И.П. Учить творчеству: опыт работы учителя труда и рисования школы № 12 г. Реутово Московской обл. М.: Педагогика, 1982.-88 с.
- Вопросы воспитания: системный подход/ Отв. ред. Л. И. Новикова. — М., 1981.-145 с.
- Воспитание индивидуальности / Под ред. E.H. Степанова. — М., 2005.
- Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н.Л. Селиванова/ Под общ.ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой.
- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Воронкова И. Опыт построения модели педагогической поддержки в гимназии. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога// Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. — М., 1996.
- Вульфов В.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. -М., 2001.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. М., 1991. — 93 с.
- Выготский Л.С. Детская психология//Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. -М., 1984.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. — 260 с.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
- Гаврюшин Н.К. Сокровище у порога: эстетическое воспитание в краеведческой работе // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике совести. М., 2002.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема//Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1996. — 58 с.
- Газман О.С. Потери и обретения: воспитание в школе после десяти лет перестройки//Первое сентября. 1995. 21 нояб.
- Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высшаяшкола, 1974. 103 с.
- Герман Ш. Б., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М., 1982. г
- Глинский Б.А., Багсанский О. Е. Моделирование и когнитивные репрезентации. М.: Альтекс, 2000. — 148 с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 128 с.
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическомвоспитании школьников. Из опыта работы учителя. М.:1. Просвещение, 1978. 160 с.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
- Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984.-175 с.
- Городская целевая программа развития образования «Столичное образование- 4» на 2005−2007 гг.
- Городская целевая программа развития образования «Столичное образование- 5″ на 2009−2011 гг.
- Гражданское образование и социальное проектирование: Пособие для препод, школ, учрежд. доп. образования, орг-ров воспит. работы. Серия „Библиотека Федеральной программы развития образования“. — М.: Изд. дом „Новый учебник“, 2003. 160 с.
- Григорьев Д.В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования // Классный руководитель. 2003. № 6.
- Грязнов Б.С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Гносеологические проблемы моделирования. М., 1967.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.70. Декларация прав ребёнка.
- Демина Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся: (содержательные и структурные аспекты). Рига, 1978.
- Денисова JI.C. Эстетическое воспитание на уроках иностранного языка в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1980. 18 с.
- Дик Н.Ф., Дик Т. И. Увлекательная внеклассная работа в 5−8 классах. — М.: Феникс, 2008. 313 с.
- Добролюбов H.A. О значении авторитета в воспитании, 1857// Собрание сочинений: В 9 т. -M.-JI.: ГИХЛ, 1961. ТI.
- Дрёмов А.К. О художественном образе. М.: Советский писатель, 1956. — 225 с.
- Дулов А.И. Педагогика (курс лекций). Иркутск, 1970. — 407 с.
- Изучение личности школьника учителем./ Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991.-136 с.
- Ильенко Л.П. Педагогические основы эстетического воспитания и развития школьников (1−9 классов) средством интегрированного курса предметов искусств: Автореф. дис.. канд.пед. наук. -М., 1996.-20 с.
- Искусство в школе / Под ред. Б. М. Неменского, A.A. Мелик-Пашаева. -М., 1999. -108 с.
- Исследование художественных интересов современных школьников / Под ред. Квятковского. М., 1974.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. 206 с.
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. -М.: Педагогика, 1973. -284 с.
- Кайтанджян М.Г. Педагогическая диагностика детей в группах раннегоэстетического развития: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 2004. — 20 с.
- Канаев Б.И. Системный подход как фактор качественной перестройки управления эстетическим воспитанием школьников. Челябинск, 1985. -211с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика воспитательныхсистем. -М.: Новая школа, 1996. —160 с.
- Касицина RM., Михайлова H.H., Юсфин С. М., Миркес М. М. Педагогика поддержки. СПб., 2005.
- Киреева H.A. Интеграция коллективных и индивидуальных форм работы как условие формирования эстетической культуры младших подростков. Автореф. дисск.п.н. Белгород, 2000. -18 с.
- Кирьякова A.B. Механизмы ориентации личности в мире ценностей/ТВестник ОГУ. 2002. № 7.
- Киященко Н.И., Лезеров Н. Л. Роль эстетических факторов в жизни общества и личностиЮстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.
- Климова Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами искусства. -Екатеринбург, 1996. -185 с.
- Клюев A.C. Антология музыки: Автореф. дис.., канд.филос.наук. — СПб., 1999.-41 с.
- Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2000. -168 с.
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ Под ред. ч И. А. Колесниковой. -М.: Издательский центр „Академия“, 2005.
- Коменский Я.А. Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, П. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие./ Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1987.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — М.: Педагогика, 1986. 143 с.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Б.и., 2002. — 28 с.
- Корнетов Г. Б. История педагогики. Введение в курс „История образования и педагогической мысли“. М.: УРАО, 2003.
- Короткое Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. Пермь, 1981. — 181 с.
- Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. -М., 1974. 236 с.
- Коротов В.М. Самоуправление школьников. — М., 1981. — 180 с.
- Краевский В.В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап.- М., 2006. 394 с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2008. — 256 с.
- Краткий словарь по эстетике.—М.: Просвещение, 1953. 223 с.
- Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Е. А. Аконынина, В. Р. Аронова, М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. -224 с.
- Крупенин А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Ростов -н/Д, 1995.
- Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1948.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. — М.: Народное образование, 2000. 272 с.
- Кубышкина Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчествешкольников I-VI классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1980. — 18 с.
- Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
- Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
- Кузьмина C.B. Педагогическое сопровождение музыкально-творческой самореализации подростков: Дис.. канд. пед. наук. -Ульяновск, 2009.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -M., 1980.
- Кульневич B.C. Воспитательная работа в современной школе. Воронеж, 2006.
- Кучерук О.В. Межпредметные связи в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Белгород. -176 с.
- Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. M., 1989.
- Ларионова О. Н Современная модель столичного образования: актуальные задачи (Из доклада на Московском городском педсовете-2008). -М.', Этносфера, 2009.
- Леванова Е.А. Подросток.: концепция психопластики личности. — М., 2002.-35 с.
- Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростками. -М., 2002.- 222 с.
- Лернер ИЛ. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
- Лёхина Л.Н. Педагогические условия успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно-игровой деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 2003. -17 с.
- Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализациимузыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дисканд.пед.наук. — М., 1995. -18 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности. — Волгоград, 1968. 673 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, Юрайт, 1998.—464 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.
- Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. -159 с.
- Лихачев В.Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. -186 с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании.—М., 1976. 290 с.
- Лурия АР. Язык и сознание. М., 1979.
- Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе // Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России. Издательство Дом „Ноосфера“, 1999. — 300 с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. -М., 2004., 137.» Маркарян Э. С. Вопросы системного рассмотрения культуры в человеческой деятельности. История материализма как теория социального познания и деятельности. М., 1972. — 452 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность/Пер. с англ. СПб.: Питер, 2009.
- Марченко Т.А. Театр воспитывает. М.: Педагогика., 1976. — 128 с.
- Махмудов А.Т. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся 57 классов в процессе обучения изобразительному искусству: (наматериале школ Узбекистана): Автореф. дис. .канд.пед. наук. М., 1995- 16 с.
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Официальные документы в образовании. 2003. № 24. Август.
- Милехина Т.Е. Основы педагогического общения: Учеб.-метод. пособие. -М., 2001.
- Мирецкая Н.В. Сопряжение / Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. 204 с.
- Михайлова H.H., Поляков С. Д. Идея поддержки: исторический взгляд и современные подходы // Классный руководитель. 2000. № 3.
- Михайлова H.H., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М., 2002.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: КомКнига, 2006.
- Морозов В. Сочетание совместного и индивидуального в педагогике A.C. Макаренко// Народное образование. 2004. № 6.
- Мудрик A.B. Индивидуальная поддержка в социальном воспитании // Классный руководитель. 2000. № 3.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика. М., Академия, 2000. — 200 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
- Немов P.C. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. — М.: Просвещение: Владос., 1994. 496 с.
- Никольский JI.A. Место искусства в структуре интересовсовременного школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1973 18 с.
- Ноддингс Нел. Научимся заботиться и принимать заботу// Классный руководитель. 2000. № 3.
- Нравственное воспитание учащихся. 5−11 классы. Разработки внеклассных мероприятий. -М.: Издательство Учитель, 2008.
- Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. — М.: Высшая школа, 1984. 335 с.
- Основы эстетического воспитания: Пособие для учителей/Под ред. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
- Острогорский В.П. письма об эстетическом воспитании. М., 1908. -77 с.
- Оуэн Роберт. Новый взгляд на общество, или опыты в образовании человеческого характера. 1813 г.//Педагогические идеи Роберта Оуэна. -М.: Учпедгиз, 1940.'
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (любое издание).
- Организация общешкольных мероприятий/Сост. С. А. Цацыбин. -Ростов н/Д, 2006.
- Панчешникова JI.M. О системном подходе в методических исследованиях// Советская педагогика. 1973. № 4.
- Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистош. -М.: Российское педагогическое агентство, 2008.
- Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/Сост. К А. Панченко. Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.
- Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб. пособие для вузов/Н.Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е.В. Александрова/Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М.: Академия, 2006.
- Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. Пг.: Школа и жизнь, 1916.
- Педагогический словарь. T.I. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.
- Педагогические идеи Р. Оуэиа//Избр. отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., Учпедгиз, 1940.
- Платонов К.К. О системе психологии.—М., 1972. -134 с.
- Поляков С. Д. Технологии воспитания. М., 2002.
- Поташник М.М., Загвязинский В. И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Метод, пособие. — 2004. 144 с.
- Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
- Прогнозирование развития воспитательных систем: Монография / Л. Е. Никитина и др. -М.: АРКТИ, 2009. -256 е.,
- Пути и средства эстетического воспитания // Под ред. Н. И. Киященко, И. А. Коникова. М.: Наука, 1989. -191 с.
- Разумный В.А. Методика воспитания эстетической культуры личности. — М., 1985.-70 с.
- Разумный В.А. Эстетическое воспитание. 1 М., 1969. -189 с.
- Реан А.А., Борловская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2000. 432 с.
- Репанский А.Л. Эстетическое воспитание учащихся. Минск: Нар. Асвита, 1978. -110 с.
- Роджерс К.Р. Становление человека: Взгляд на психотерапию. — М., 2001.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2001.
- Рожков М.И. Организация воспитательной работы в школе. М., 2004.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. -М., 2004.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологиия. М., 1998.
- Руяткина O.A. Педагогическая поддержка нравственного вопитания младших школьников во внеучебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 2009.
- Салмина Н.Г. Психологическая диагности развития младшего школьника. М., 2006.
- Сальцева C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 35 с.
- Самсонов Н.В. Введение в эстетику. М.: Типолитография1. Титляева. 1910. 370 с.
- Селевко Г. К. Воспитательные технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.
- Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. — М.: Издательство Перспектива, 2008.
- Система эстетического воспитания школьников / Б. Г. Лихачев, Е. В. Квятковский, А. И. Буров и др./Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1984. -264 с.
- Система эстетического воспитания школьников/Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
- Скатерщиков В.К. Искусство, как отражение действительности. -М., 1950.-295 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Личность как социокультурная реальность// Психология личности. Т.2. Самара, 1999.
- Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
- Смолянова Е.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала младших подростков в процессе обучения: Дис.. канд.пед. наук. Тула, 2009.
- Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Созонов С.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2002.
- Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. Оренбург, 2008. — 300 с.
- Сокольников Ю.П. Логика планирования и деятельности школы. М., 1992.-79 с.
- Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория// Системное понимание педагогической действительности. — Москва-Белгород, 1997.-30 с.
- Сокольников Ю.П. О системном понимании воспитания. Советская педагогика. 1990. № 7. — 55 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1986. 136 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания.- М.: Прометей, 1993. 200 с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников.- М.: Прометей, 1990. 90 с.
- Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. -Москва-Белгород, 2000. -123 с.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. — М.: Издательство «Первое сентября», 2000. 496 е.: ил.
- Солончук Н.М. Воспитание эстетической культуры у подростков во внешкольной работу: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1990. -17 с.
- Сотникова Н.В. Формирование нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы: Дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2006.
- Степанов E.H. Классные классные дела: Метод, разработки. М.: Сфера, 2006.
- Степанов E.H. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы/АСлассный руководитель. 2006. № 5.
- Степанов E.H., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2008.
- Степанов П.В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. — М.: Академия: АПКиПРО, 2003. 82 с.
- Стоуне Р. Психопедагогика. М., 1985.
- Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике//Педагогика. 2002. № 4.
- Сумнительный К. Е. Западнопедагогические образовательные системы: теоретическое осмысление и практика применения в отечественном образовании второй половины XX века: Монография/Под ред. М. В. Богуславского. — М., АПК и ППРО, 2008. -176 с.
- Сухова Т.И. Содержание и формы эстетического воспитания учащихся в практике современной общеобразовательной школы. М.: 1982.-213 с.
- Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. — 207 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании/ Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1985. — 270 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. —М., 1961.
- Телипенко В.К. Педагогические проблемы взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности в эстетическом воспитании младших подростков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. 192 с.
- Теория личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996.
- Толковый словарь В. Даля (любое издание).
- Трубина И.И. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа. Кемерово, 1998. — 162 с.
- Тутолмин A.A. Педагогическая компьютерная поддержка в системе нравственного воспитания младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 283 с.
- Ульянова Г. Ю. Педагогическая поддержка художественно одаренных детей в специализированном учебном заведении: Автореф, дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1999. — 19 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.- Л., 1948−1952. Т.8.- Т.9.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. -М., 2001.
- Цурюмова C.B. Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности: Дис.. канд. пед. наук. Элиста, 2009.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. <
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Сост. Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, М. В. Голованова. Под редакцией Н. П. Кузина. М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. -М.: Педагогика, 1980.
- Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание. Пути и проблемы. М., 1988.-40 с.
- Шевченко Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. — Ворошиловград, 1986. — 379 с.
- Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. — М., 1997.
- Шилова М.И., Шевчук Л. В. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Школа воспитания: 825-й маршрут/Под ред. В. А. Караковского, Д. В. Григорьева, Е. И. Соколовой. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Шмаков С.А. Игры шутки, игры — минутки. — М.: Новая школа, 1997.- 112 с.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней «общеобразовательной школе. Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1988.-346 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. -299 с.
- Шустова И.Ю. Классный руководитель, каков он//Классный руководитель. 2002. № 7.
- Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка как условие становления готовности к самоанализу старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1999.-172 с.
- Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников средствами самоанализа: Метод, рекомендации. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. у
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — М.: Прогресс, 1991. 254 с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество, России, 2000. — 128 с.
- Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. -Спб.: Питер, 2005.
- Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. -М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. 160 с.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. М.: Аркти, 2007. — 152 с. (Школьное образование. В помощь классному руководителю).
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание/ Сост. Г. С. Лабковская. М., 1983. — 303 с.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л. П. Печко. -М.: Педагогика, 1984. 136 с.
- Эстетическое воспитание во внеклассной работе восьмилетней школы/ Под ред. Е. Г. Савченко, Ю. И. Рубиной. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1963.-315 с.
- Эстетическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий / Авт.-сост. Ю. А. Вакуленко. — Волгоград: Учитель, 2007. 222 с. (Воспитание в школе).
- Эстетическое воспитание в школе (вопросы системного подхода)/Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
- Эстетическое воспитание школьников/Под общей редакцией А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. -М.: Педагогика, 1974.-301 с.
- Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики / Под ред. М. Д. Табаридзе. -М.: Педагогика, 1988. 101 с.
- Юсов Б.П. Изобразительное искусство / искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. М., 1978.
- Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984. — 32 с.
- Юсфин С.М. Педагогическая поддержка в школе // Народное образование. 1998. № 6.
- Я.А. Коменский о воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов/Сост. Н. М. Матвеева. М.: Шк. Пресса, 2003.
- Якиманская И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога/ТВоспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1. Искусство, 1964. 96 с.
- Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М., 2004.275. (http://www.standart.edv.ru)