Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нестандартные задания на уроках русского языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нестандартные задания предполагают работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами. Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения… Читать ещё >

Нестандартные задания на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения

Нестандартные задания предполагают работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами. Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

«Перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов.

«Перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (образное толкование слов-терминов).

«Перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употреблённых заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся.

Приведём примеры нестандартных заданий, применяемых в 4 классе.

Задание № 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчёл.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание № 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник.

Задание № 3. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность.

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живёт дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпу нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? [10, с.17].

В процессе учебного занятия с группой важно, чтобы задание было обращено к личности и предполагало моделирование ситуации, целенаправленный поиск.

К примеру, в самом начале занятия предлагается сочинить рассказ из одного предложения, добавляя к сказанному другими фрагмент фразы, не заканчивающейся точкой. «Человек шел по городу и…» — «увидел на бульваре, возле крепостной стены, белого котёнка, который…» — «казалось, дрожал на холоде, потому что…» — «ему просто некуда было идти, но наш герой…». Такая «кольцовка» включает каждого в создаваемый текст, формирует заинтересованность всей группы.

Аналогичное действие в начале занятия производят «биномы» — пары произвольных предметов и явлений, не встречающихся рядом за пределами этой структуры: «мышление-поле», «радуга-гнев», «мышь-вдохновение». Они должны образовать связь, становясь ядром нового сюжета или образа: нужно сочинить одну или несколько фраз, вводящих эти предметы в соприкосновение и тем обозначить начало креативного пересоздания реальности. Получающиеся сюжеты могут быть предельно лаконичными («Наше мышление — поле деятельности интеллекта») — и, наоборот, вызывать к жизни целые истории со сложными ситуациями и сюжетными ходами. Истории и отдельные фразы сочиняются без подготовки, экспромтом [7, с.186].

Чем ближе по содержанию ранее изученный материал к новой теме и чем лучше он усвоен, тем легче запоминается новый материал. Ещё примеры.

Урок в 3-м классе по теме «Одушевлённые и неодушевлённые существительные».

Учитель (У.): Прочитайте имена существительные в двух столбиках.

Ученики читают:

Человек Дерево Родители Трамвай Учитель Страна У.: На какой вопрос отвечают существительные первого столбика?

Дети (Д.):Кто?

У.: На какой вопрос отвечают существительные второго столбика?

Д.: Что?

У.: Существительные первого столбика называются одушевленными, второго — неодушевленными. Сформулируйте определение.

Ученики формулируют определение (открытие нового знания).

Урок в 4-м классе по теме «Склонение имён существительных».

Учитель (У.): Прочитайте предложение.

Дети (Д.): Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

У.: Найдите однородные члены в предложении.

Д.: О сестре и дочери.

У.: К какой части речи они относятся?

Д.: Это существительные.

У.: Определите их род и падеж.

Д.: Женский род, предложный падеж.

У.: Выделите их окончания (Создание проблемной ситуации предъявлением двух противоречивых фактов.).

Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).

У.: Что интересного вы заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Д.: Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные. (Осознание противоречия).

У.: Какой у вас возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).

Д.: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.) [6, с.15].

Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.

Непроверяемые безударные гласные.

1. Игра «10 ос».

Ос- ;

На этой осе в октябре позолота, Ос- - а, А эта растёт на лугу у болота,.

— ос-а У этой на лапках зелёные иглы,.

— ос — - - а;

На этой опасно устраивать игры,.

— ос — - - а — ;

Эта оса на луну улетает,.

— ос — - - - а Эта на солнце худеет и тает,.

— - ос — - - - а — ;

Эта оса продаётся в бутылке,.

— ос — - - а Эта боится горчицы и вилки,.

— ос — а С этой спит в колыбели малыш,.

— о — с — - - - а Эта по классу крадётся, как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

2. «Поле чудес».

Некоторые буквы уже открыты. Остальное — за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.

Д — ка- - - - о — - - - - - - -, а з — му н — - - на- - .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3. «Три сороки».

Ответ:

Соловей, жаворонок, какаду.

Сова, ворона, перепёлка.

Сокол, воробей, канарейка.

4. Шарады.

Первое — нота, второе — тоже, А целое на боб похожа. (Фа — соль) Первое — предлог, второе — летний дом, А целое порой решается с трудом. (За — дача).

Начало — голос птицы, конец — на дне пруда.

А целое в музее найдёте без труда. (Картина).

5. Графические ассоциации. Суть метода — видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

Нестандартные задания на уроках русского языка.

6. Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Загадки.

У неё во рту пила, под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука) Они живут на крыше,.

Их очень любят кошки. (Мыши) Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

Стучит, стучит весь день, Никого не боится.

Считает он весь век, Но не человек. (Часы) Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

Замените одним словом.

Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).

Что у человека дороже всего? (Жизнь).

60 минут (Час).

Густой частый лес. (Чаща).

Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).

Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).

Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

7. Парные звонкие и глухие согласные.

Шарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).

С глухим — траву она срезает, Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).

С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).

С глухим шипящим круглый, как мячик, Со звонким — как огонь горячий. (Шар — жар).

8. Игра «Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг — друга, зуб — зубы и т. д.

9. Загадки. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Потяну за верёвку — встанет гора. (Верблюд).

Старик-шутник, на улице стоять не велит,.

За нос домой тянет. (Мороз).

За тобою он плетётся Хоть на месте остаётся. (След).

Правописание звонких и глухих согласных перед согласными.

В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

Набитая пухом, лежит под ухом. (Подушка).

С одной стороны лес, а с другой — поле. (Шубка).

10. Кроссворд.

Упражнения для обогащения словарного запаса детей.

1. Замени, одним словом из 4 букв:

Приятель — …, противник — …,.

Солдат — …, работа — …, шагать — …

2. Найдите спрятавшееся слово.

Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).

3. Угадай слово.

К — р — н д — ш (карандаш), д — ж — р н — й (дежурный), л — с т — п — д (листопад), з — м — ш к — (зимушка).

  • 4. Помогите прочитать «странное письмо».
  • ? ^ ?;? ^; ? ^; ? ?;? ^ ?; ?; ??.

Дети придумывают слова к данным схемам.

Безусловно, работа с предметно-образными и схематическими моделями развивает фонематический слух, орфографическую зоркость и познавательную активность, так как соответствует возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста.

Предложенная методика носит развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворённости, желание работать.

Мы описали методику работы по изучению написаний непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описали упражнения, направленные на обогащение словарного запаса детей.

Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала [11].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой