Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические рекомендации учителю-дефектологу по формированию двигательных трудовых навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулярное использование кинезиологических упражнений во время физминуток повышает качество и эффективность уроков технологии. По классической схеме планирования урока физминутке отводится место в середине урока и длится она не более 5 минут. Иногда проведение таких упражнений отвлекает от проведения работ. Тогда эти упражнения лучше проводить в течение 1,5−2 минут в начале урока, для настроя… Читать ещё >

Методические рекомендации учителю-дефектологу по формированию двигательных трудовых навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Успешность формирования и переноса профессионально-трудовых навыков на уроках профессионального труда у учащихся интеллектуальной недостаточности зависит в большой мере от условий и характера организации процесса обучения.

Необходимым условием успешного формирования и переноса двигательных навыков интеллектуально недостаточных школьников на занятиях по труду является повышение их познавательной активности. Обучение должно быть так организовано, чтобы перед учащимися ставились доступные для них проблемные задачи, связанные с поисками ответов на возникающие вопросы.

Учащемуся надо помочь лучше осознать структуру навыка, подвести его к соответствующим обобщениям и направить его усилия в нужном направлении. Для учащихся интеллектуально недостаточных характерна стереотипность действий. В связи с этим при выработке у них двигательного навыка важно следить, чтобы на начальном этапе его формирования учащиеся пользовались правильными и рациональными приемами. В противном случае неправильные приемы закрепятся, и их трудно будет затем исправить.

Для того чтобы обучение двигательному навыку было успешным, оно должно проводиться с учетом особенностей и возможностей у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а также сочетаться с коррекционно-воспитательной работой по преодолению недостатков моторики и общего психического развития.

Если трудовая операция непонятна или недоступна учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, он начинает выполнять ее формально, так как не может проявлять подлинную активность и самостоятельное отношение к ней. Давая каждому из учащихся посильные задания, учитель тем самым повышает его активность и способствует сознательному и прочному усвоению навыка.

Работу по формированию двигательно-трудовых навыков учащихся связывают с работой по закреплению соответствующих трудовых знаний. Это способствует сознательному усвоению и применению навыков на практике.

Успешное формирование навыка предполагает ясное осознание цели каждого из упражнений. Поэтому прежде, чем приступить непосредственно к обучению учащихся с интеллектуальной недостаточностью двигательному навыку, им необходимо сообщить соответствующие знания о качестве обрабатываемого материала и инструментов, с которыми они будут работать.

Важную роль в формировании двигательных навыков учащихся синтеллектуальной недостаточностью школьников играют тренировочные упражнения, проводимые учителем для подготовки учащихся к правильному выполнению некоторых движений, входящих в состав навыка.

Успешность формирований навыков во многом зависит от соблюдения общих требований к трудовому обучению школьников.

К ним относятся:

  • — создание благоприятного морально-психологического климата в учебно-трудовой группе,
  • — индивидуальный подход (прежде всего доступность учащимся содержания изучаемого вида труда),
  • — заинтересованность учащихся в овладении определенной профессией (профориентация),
  • — рациональная система повторения учебного материала и др.

Процесс обучения навыкам включает решение следующих задач:

  • 1. Осознанное усвоение учащимися компонентов трудового приема или комплекса приемов, соответствующих технологической операции.
  • 2. Обучение наиболее рациональным (нормативно одобренным) приемам.
  • 3. Обучение самоконтролю и стимулирование контрольных действий учащихся.
  • 4. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся (учет как психологических, так и физических возможностей).
  • 5. Вариативность условий практического применения навыка.
  • 6. Систематический контроль учителем динамики индивидуального развития навыков.

Началом формирования навыка служит овладение учащимися трудовым приемом. Учитель знакомит учащихся с назначением и применением данной операции, демонстрирует ее и останавливается на формировании образа результата приема. Вначале дается подробное объяснение, и затем учитель кратко формулирует технические требования к результату работы. Учащиеся с помощью учителя повторяют эти требования вслух и запоминают их.

С целью усвоения знаний, представлений, формирования навыков и умений ученикам предлагались различные упражнения. Так, после демонстрации и объяснения дети выполняли тренировочные упражнения по усвоению, отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов. В ходе упражнений оказывали каждому ученику необходимую ему помощь — дополнительный показ, объяснение, подсказку, совместные действия с ребенком.

Приучали школьников к комментированию, вербализации производимых действий, их пояснению. Эту работу сочетали с системой упражнений по отработке определенных действий, постепенно повышающих уровень самостоятельности детей при их выполнении.

В начале действия детьми выполнялись по подражанию и сопровождались комментариями. Каждый этап показа чередовали с практическими действиями детей. Переход к очередному этапу осуществляли лишь после правильного выполнения детьми действий на предыдущем этапе.

Систематическое применение различных движений, включение в работу малозадействованных или вообще не используемых при проведении практических работ групп мышц приводит к развитию двигательных процессов у учащихся и делает их в дальнейшем конкурентоспособными по сравнению с выпускниками других школ, особенно при выполнении незнакомых ранее видов труда и овладении новыми трудовыми действиями на производстве. В. А. Сухомлинский утверждал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Работая в школе, мы имеем дело с детьми, у которых слабо развиты пальцы рук и у нас возникает проблема как же развить силу и выносливость мышц кистей рук. В первую очередь, развитие моторики рук связанно с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения и специальные занятия. Специальные занятия также необходимы детям с плохим развитием речи т.к. существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития моторики рук. Поэтому тренировка пальцев рук детей является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к трудовой деятельности.

Исследования ученых-физиологов подтвердили связь между интеллектуальным развитием и моторикой. Существует наука «Кинезиология», которая изучает развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Применение кинезиологических упражнений способствует развитию моторики учащихся, снижает утомляемость. Под влиянием кинезиологических тренировок развивается память, внимание, речь, мышление, повышается работоспособность, активизируются интеллектуальные и познавательные процессы. Поэтому мы разработали и апробировали комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию моторики рук (приложения 3,4,5).

Регулярное использование кинезиологических упражнений во время физминуток повышает качество и эффективность уроков технологии. По классической схеме планирования урока физминутке отводится место в середине урока и длится она не более 5 минут. Иногда проведение таких упражнений отвлекает от проведения работ. Тогда эти упражнения лучше проводить в течение 1,5−2 минут в начале урока, для настроя на предстоящую работу.

На уроках используются те кинезиологические упражнения, которые удобно выполнять сидя за партой. В их основу положена кинезиологическая программа А. Л. Сиротюк (в книге «Коррекция обучения и развития школьников»). Для их выполнения не требуется много места, поэтому их можно проводить и условиях класса и мастерской.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий головного мозга, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Нами на уроках технологии используется также самомассаж рук (приложение 6). Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

Использование методических рекомендаций по формированию двигательно-трудовых навыков и специальных упражнений для развития моторики дает положительный результат по их развитию.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод:

Формирование двигательно-трудовых навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках трудового обучения является важной для получения профессионально-трудовых навыков.

Использование предлагаемой методики обучения позволяет более эффективно формировать у учащихся профессиональные навыки.

Уровень сформированности двигательно-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта, можно повысить, применяя на уроках профессиональной трудовой подготовки различные развивающие упражнения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой