Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Китай как региональная сверхдержава

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, Китаю будет сложно демонстрировать бурные темпы роста в течение двух ближайших десятилетий. Для сохранения таких темпов в течение исторически продолжительного периода потребуется необычно удачное сочетание эффективного национального руководства, политической стабильности, социальной дисциплины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных… Читать ещё >

Китай как региональная сверхдержава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время Китай превратился в доминирующую региональную державу, и все очевиднее становятся его усиливающиеся стремления достигнуть статуса мировой державы. По прогнозам некоторых экспертов, после завершения современного мирового экономического кризиса уже не США, а Китай будет претендовать на роль мирового гегемона[1].

Оптимисты считают, что темпы экономического развития Китая и масштабы иностранных капиталовложений в экономику КНР (те и другие в числе самых высоких в мире) обеспечивают статистическую основу для благоприятного прогноза относительно того, что в течение примерно двух десятилетий Китай станет мировой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К этому времени по показателям ВВП Китай может значительно обогнать Японию (сегодня он уже намного опережает Россию). Этот экономический импульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей и вероятно даже для более удаленных географически противников. Еще более укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и возможно в недалеком будущем — политическому подчинению Тайваня, Великий Китай превратится не только в господствующее государство Дальнего Востока, но и в мировую державу первого ранга. Совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых являются китайцы, уже сейчас составляют около 540 млрд долл. Проживающие за границей китайцы контролируют около 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, от 50 до 60% экономики Малайзии, а также полностью контролируют экономику Тайваня, Гонконга и Сингапура. Все это свидетельствует об экономической интервенции Китая в регионе, результатом которой может стать создание поддерживаемых Китаем марионеточных правительств.

Пессимисты, однако, полагают, что нельзя так однозначно использовать в прогнозах политического развития механическую зависимость от статистического анализа. Именно эта ошибка была допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет Соединенные Штаты как ведущая экономически развитая страна мира, которой суждено стать новой геополитической сверхдержавой. Как известно, этот прогноз не осуществился, поскольку не были приняты во внимание факторы экономической уязвимости Японии от притока иностранных капиталов и рынков сбыта, а также отсутствие непрерывности в политическом развитии. Пессимисты указывают на ряд факторов, которые станут препятствием на пути превращения Китая в сверхдержаву мирового масштаба.

Во-первых, Китаю будет сложно демонстрировать бурные темпы роста в течение двух ближайших десятилетий. Для сохранения таких темпов в течение исторически продолжительного периода потребуется необычно удачное сочетание эффективного национального руководства, политической стабильности, социальной дисциплины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и региональной стабильности. Ничто не может гарантировать Китаю сохранение всех перечисленных позитивных факторов в течение длительного времени.

Во-вторых, настоящей проблемой для Китая может стать вопрос о новых источниках сырья и энергии. Потребление Китаем энергии растет такими темпами, что уже сейчас они намного превышают возможности внутреннего производства. Разрыв может увеличиваться, если темпы экономического роста КНР будут оставаться очень высокими. Еще одну сложность для Китая представляет продовольственная проблема: зависимость от импорта не только увеличит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению.

В последние годы к этому добавились проблемы с формированием среднего класса. Численность его возросла, но далеко не в масштабах, которые необходимы и возможны. Людям с низкими доходами в Китае очень трудно подняться до уровня среднего класса. Многие китайские аналитики полагают, что устаревший курс на однодетную семью тормозит экономический рост, повышает пенсионные затраты, ведет к увеличению числа одиноких пожилых людей и нарушению баланса полов.

Кроме того, усиливаются экологические проблемы: окружающую среду приносят в жертву экстенсивному экономическому росту. Снижается качество жизни. Развитие экономики сопровождается упадком общественной морали: старая система морали, полагают эксперты, потерпела крах. Но самую большую проблему, по мнению исследователей, создает слабое продвижение политической реформы и демократизации, далеко отстающих от надежд граждан на возврат прав народу[2].

Помимо перечисленных факторов заслуживает внимания международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая в целом остается нестабильной. Можно назвать несколько наиболее значимых взрывоопасных вопросов, каждый из которых так или иначе способен втянуть Китай в международные конфликты.

  • 1. Военная угроза со стороны КНДР по отношению к соседним государствам, прежде всего к Южной Корее, что приобретает еще более опасный характер из-за стремления КНДР стать ядерной державой. Усиливается опасность того, что внезапное столкновение может втянуть полуостров в войну.
  • 2. Проблемы вокруг Парасельских островов и островов Спрэтли в Южно-Китайском море создают опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна. Китай при этом все чаще рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность.
  • 3. Острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем, при этом Тайвань и материковый Китай — соперники в других вопросах — яростно отстаивают единую точку зрения. Исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает проблеме символическое значение.

Все перечисленные факторы позволяют предположить возможность наступления этапа политической нестабильности в КНР, о чем предупреждают как китайские, так и международные эксперты. В некоторых исследованиях даже содержатся выводы, согласно которым Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что способно окончательно остановить его продвижение к мировому могуществу. Однако нельзя не отметить, что до сих пор китайскому руководству удается достаточно успешно справляться с политическими и экономическими трудностями. Уже сегодня Китай является доминирующей региональной державой в Восточной Азии и его дальнейшему движению вперед на пути к мировому лидерству могут помешать только внешнеполитические факторы. Для того чтобы стабилизировать ситуацию, Китай стремится расширять свои политические связи с США, Россией, Пакистаном, Бирмой и Северной Кореей.

Союз с Пакистаном и военное присутствие в Бирме необходимо Китаю, чтобы создать противовес влиянию Индии в регионе. Военное сотрудничество Китая с Пакистаном развивается достаточно успешно, что создает серьезные проблемы в сфере безопасности для Индии, ограничивая ее возможности стать лидером в Южной Азии и геополитическим соперником Китая. Военные контакты с Бирмой необходимы Китаю, чтобы получить доступ к военным объектам на нескольких бирманских прибрежных островах в Индийском океане. Это открывает для китайцев новые стратегические возможности в ЮгоВосточной Азии и особенно в Малаккском проливе. Речь идет о стремлении Китая контролировать Малаккский пролив, что позволило бы ему удерживать под своим контролем подходы Японии к ближневосточной нефти и европейским рынкам.

Интерес к вопросу объединения Кореи имеет также глубокие политические корни. Очевидно, что объединенная Корея неизбежно превратится в зону распространения американского и японского влияния. Это нанесет сильный удар по политическим амбициям Пекина, вот почему он настаивает на том, чтобы объединенная Корея была нейтральным буфером между Китаем и Японией. Дело в том, что, по расчетам китайцев, имеющая исторические корни враждебность Кореи по отношению к Японии естественным образом втянет Корею в сферу китайского влияния. Но и существование разделенной Кореи сегодня вполне устраивает Китай, поэтому он неизменно выступает за сохранение северокорейского режима.

  • [1] См.: Мир после кризиса: глобальные тенденции — 2025. С. 72.
  • [2] См.: Бергер Я. Споры в Китае накануне смены лидеров // Независимое военное обозрение. URL: nvo.ng.ru/dipkurer/2012—10—15/10_china.html (дата обращения: 29.03.2013)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой