Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фракции в палате представителей и сенате Конгресса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение XIX в. организация партий все усложнялась. Кроме фракций в конгрессе и упоминавшихся нами клубов, корреспондентских комитетов, демократических обществ и вообще общественных организаций, ведущих свою деятельность рядом с партиями и в интересах партий, но вне партийной организации, появляются определённые структуры внутри партий. Одной из таких структур явились кокусы, то есть советы… Читать ещё >

Фракции в палате представителей и сенате Конгресса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В большую часть первого периода партийной истории США (1788−1824) власть была у фракции республиканцев. Это объясняется тем фактом, что конституция, провозгласившая США федеративным (а не конфедерацией штатов, как требовали демократические республиканцы) государством была принята в том виде, как того требовали федералисты. Таким образом, главная цель фракции федералистов была уже достигнута, а это всегда ведёт любую партию к деградации. Кроме того, лидер фракции — А. Гамильтон в 1803 г. был убит на дуэли.

Эпоха партий-фракций длилась в Америке сравнительно недолго, пока действовал цензовый избирательный закон, ограничивающий рост электората. Сразу после принятия конституции 1787 г. из 3 млн. населения США право голоса получили только около 120 тыс. человек. Но уже в 1820-х гг. начался процесс постепенного изменения избирательных законов штатов. К началу 1830-х гг. во всех штатах, кроме Луизианы, практически все белые мужчины получили избирательные права. Это привело к резкому увеличению электората и перестройке электоральной политики партий. Кроме того, среди политиков, политических философов и избирателей преобладало мнение о партиях, как группировках, раскалывающих общество, наносящих ему непоправимый вред. Так считал, в частности очень влиятельный в послереволюционное время первый президент США (1789−1797) Джордж Вашингтон. Во время своего президентства он всячески сторонился любых политических группировок, включая и фракции конгресса. Он полагал, что политику не следует использовать партии как опору для выборов в конгресс или в президенты. Он был уверен, что выдвигать того или иного кандидата на выборную должность должен народ, но никак не партия. Внепартийной позиции Вашингтона придерживался второй президент США Джон Адамс (1797−1801), который, несмотря на свои федералистские симпатии (некоторые авторы даже однозначно относят его к фракции федералистов[1]) рассматривал главную обязанность президента в гарантии общественного равновесия и стоял над партиями и фракциями.[2] Такого же мнения в начале своей политической карьеры придерживался и лидер демократических республиканцев Джефферсон. Однако уже в первую свою избирательную кампанию в президенты (1800) он убедился в силе и эффективности партийной поддержки. Это убеждение укрепилось в следующую кампанию 1804 года. Такую же эволюцию мнения о партиях пережил однопартиец Джефферсона и его последователь на посту президента Джеймс Мэдисон. Вот, что он писал о партиях в 1787 году: «Страсть к различным мнениям касательно религии, правительства и тьмы других предметов, равно как различия в суждениях и в практической жизни, приверженность различным предводителям, добивающимся превосходства и власти… делят человечество на партии, разжигают взаимную вражду, и делают людей куда более наклонными ненавидеть и утеснять друг друга, чем соучаствовать в достижении общего блага».[3] Но в 1808 и 1812 гг., повторив путь Джефферсона и дважды выиграв президентские выборы, опираясь на поддержку фракции республиканцев, он вслед за своим предшественником признал, что «политические партии существенно необходимы демократии». При этом президентская избирательная кампания Мэдисона в 1809 г. дала начало новому прецеденту партийной политики, а именно: открыто оспариваемому внутри партии выдвижению кандидата. Противостояние внутрипартийных группировок на этот раз окончилось соглашением, по которому виргинская фракция Мэдисона, поддерживаемая президентом Джефферсоном, уступила нью-йоркской фракции Джорджа Клинтона пост вице-президента. Наконец, последователь Мэдисона на посту президента (1817−1825) Джеймс Монро уже не сомневался в необходимости партийной поддержки как в избирательной кампании, так и во время управления страной.

Таким образом, в первый период партийной истории США в палате представителей сложилась система двух фракций: федералистов и республиканцев, между которыми завязалась партийная борьба. В самом начале, при президенте Вашингтоне (1789−1797), который позиционировал себя беспартийным, и даже пригласил в свою администрацию представителей обеих фракций, преимущество получила фракция федералистов, так как её лидер, Гамильтон, будучи министром финансов, пользовался большой поддержкой президента. Он представил конгрессу национальную экономическую и финансовую программу, развивающую позицию его фракции о необходимости финансовой независимости федерального правительства от штатов, о создании национального банка, для управления государственными финансами и инвестирования экономического развития.[4] Программа Гамильтона противоречила позиции фракции республиканцев во главе с государственным секретарём (министром иностранных дел) Джефферсоном. Гамильтона поддержал президент, который свою главную задачу видел в консолидации нации, и программа была принята. Итак, первый тур фракционной борьбы остался за федералистами. Второй президент США Адамс всячески приглушал и умерял фракционную борьбу в конгрессе и подчёркивал единство действий своей администрации. Но после него, начиная с президентства Джефферсона (1801), Белым домом безраздельно владели республиканцы. Фракция федералистов оказалась не только оттеснённой от власти, но и окончательно дезорганизованной. После второй англоамериканской войны и заключения мира с Англией в 1815 г., мира, на котором настаивали федералисты, они окончательно ушли с политической сцены США.

Второй период партийной борьбы в американском конгрессе (1824−1856) начался с раскола внутри фракции демократических республиканцев. К этому времени большую роль в принятии всех важных решений и выдвижении кандидатов от фракции стал играть кокус, то есть общее собрание фракции или узкого круга наиболее влиятельных лиц. Причём даже если проводилось собрание всех членов фракции, и здесь главную роль играл тот круг лиц, который готовил вопросы для обсуждения, предлагал проект решения и выдвигал кандидатуры для обсуждения. Поэтому под кокусом в партийной жизни Америки понимается не только собрание фракции или конференция партии, но и олигархический, верхушечный сговор партийной элиты. Первый кокус в партийной истории США возник в 1795 г., когда федералисты, столкнувшись с противодействием республиканской фракции договору, подписанным с Великобританией (но не выгодным для США) председателем Верховного суда, видным федералистом Дж. Джеем, собрались на совещание фракции. Через год состоялся кокус фракции республиканцев. С этих пор кокусы фракций стали играть важную роль в выдвижении кандидата на пост президента, определении политического курса, предвыборной стратегии, решении организационных вопросов. Однако статус кокусов ещё не был закреплён в уставе или каком-либо партийном документе. Поэтому кокусы собирались нерегулярно, а их решения не носили обязательного характера. Кокусы не имели источников постоянного финансирования. Кроме того, круг решаемых вопросов и интересы кокуса фракции конгресса неизбежно приходили в противоречие с решаемыми проблемами и интересами политиков штатов, поддерживавших данную фракцию. И все же кокусы фракций играли столь важную функцию согласования интересов различных внутрипартийных группировок, что современники звали его «король кокус».[5] Однако именно во второй период партийной истории США, начиная с предвыборной кампании 1824 г., влияние кокусов настолько снижается, что ведущие партии и общество признали: «король кокус умер» (подробнее об этом см. следующую главу).

После 1815 г. положение республиканцев как фактически единственной фракции страны привело к усилению центробежных течений. В этом, подчеркнём ещё раз, проявилась уже сформулированная нами закономерность партийной борьбы: «Когда у партии не остается соперников, усиливается соперничество внутрипартийных группировок вплоть до полного раскола и образования новых партий».

Внутри фракции республиканцев оформились группировки действующего президента Дж. Монро, официального кандидата на этот пост, выдвинутого кокусом, Дж. К. Адамса, официального кандидата прошлой избирательной кампании У. Кроуфорда, другого кандидата, который не получил признание кокуса, но заручился поддержкой влиятельных республиканцев и сам занимал пост спикера палаты представителей Г. Клея, влиятельного нью-йоркского республиканца М. Ван-Бюрена.[6]

Наиболее авторитетными из всех кандидатов были Клей и Кроуфорд. Но для того, чтобы не распылять силы фракции и достигнуть внутреннего компромисса кокус решил выдвинуть сына вице-президента Дж. К. А дамса. Однако компромисс так и не был найден, а единство фракции сохранить не удалось. В борьбу вмешались еще два претендента: Дж. Кэлхун и Э. Джексон, которые не признали решение кокуса и выступили фактически независимыми кандидатами под партийными знаменами. Итак, в период избирательной кампании 1824 г. единой фракции республиканцев фактически уже не существовало.

В дальнейшем эти мелкие группы или фракции внутри фракции республиканцев уже в избирательную кампанию 1828 г. консолидировались и объединились в Демократическую и Национально-республиканскую партии. При этом в национальные республиканцы переходили и бывшие федералисты. Так в этой партии оказались председатель Верховного суда Дж. Маршалл, будущий президент США Дж. К. Адамс, Г. Клей, ставший одним из лидеров партии. Различия между программами демократов и национальных республиканцев демонстрирует таблица 3.

Таблица 3. Программы демократов и национальных республиканцев.

Демократическая партия.

Национально-республиканская затем партия вигов (либералы).

На принципах джефферсонианской демократии:

На принципах федерализма:

  • — права штатов, а не центра:
  • — буквальная приверженность конституции;
  • — свобода торговли;
  • — рабовладение.
  • — усиление роли федерального правительства;
  • — государственное покровительство промышленности;
  • — усиление армии и флота;
  • — против рабовладения.

Социальная база: фермеры и крупные землевладельцы южных штатов.

Социальная база: торговые и промышленные круги, рабочие северо-восточных и центральных штатов.

В 1828 и 1832 президентские выборы выигрывал представитель фракции демократов Эндрю Джексон, который выполнил свои предвыборные обещания, осуществил положения платформы демократической партии о демократизации избирательной системы и общества в целом. Был принят закон об отмене имущественного ценза для избирателей, отменен старый английский закон, запрещавший объединения рабочих в профсоюзы, закон о тюремном заключении за долги, сокращён рабочий день на государственных предприятиях до 10 часов, облегчены условия приобретения земельных участков на Западе. В северных штатах введено обязательное начальное обучение за государственный счёт. Э. Джексон умело боролся с крупным капиталом опиравшимся на монополию банка США. Именно выступление против монополии банка США (бывшим оплотом крупного капитала и иностранных, в основном, английских капиталистов) помогло Джексону успешно переизбраться на второй срок, ведь среди избирателей была масса мелких кредиторов и должников этого банка. В 1834 из банка США были изъяты государственные вклады и распределены между банками штатов.

С точки зрения развития партийной борьбы Э. Джексон интересен тем, что ввёл так называемую «spoils system» — систему распределения «добычи», предполагающую не только опору кандидата в президенты на свою партию, но, в случае победы, выдвижение своих однопартийцев на важные государственные должности.

Неудачи Национально-республиканской партии привели к трансформации её в 1834 г. в партию вигов, составившую оппозицию демократам.

На выборах 1840 г. виги выдвинули своего кандидата в президенты — Уильяма Гаррисона, который в основу избирательной платформы положил проблемы прав штатов и снижения тарифов (в котором были заинтересованы плантаторы и фермеры южных штатов, вывозившие хлопок и получавшие товары в основном из Англии). Гаррисон победил на президентских выборах, но скончался через месяц после инаугурации в возрасте 68 лет. Президентом стал вице-президент Джон Тайлер, который разошёлся с лидерами вигов Даниэлем Уэбстером и Генри Клеем и разорвал отношения с выдвинувшей его партией. Президент оказался без партийной поддержки, а победившая партия — без президентского поста.

Несмотря на то, что либеральная традиция была одной их доминирующих в политической жизни США (принципы либерализма входили и входят в программы и демократов и республиканцев), «чисто» либеральные партии, как например, виги в Великобритании, не играли главной роли в партийной борьбе. Тем не менее, 1830-е и 1840-е гг. прошли под знаком противостояния партии демократов и партии вигов.

Последняя смена декораций в партийной системе США, ознаменована выходом на политическую арену новой Республиканской партии. Появление этой партии было связано с обострившейся проблемой рабства, существовавшей с обретения независимости. Весь XIX в. в стране существовало движение аболиционистов, но политическая партия, готовая решить её, не образовалась. В начале второй половины XIX в эту миссию взяла на себя Республиканская партия.

В 1856 г. начался третий период партийной борьбы. После победы над вигами в стане демократов вновь наметился раскол. «Южная» и «северо-восточная» фракции не могли согласовать кандидатуру единого кандидата в президенты. Между ними встала неразрешимая проблема рабства. С одной стороны, южане никак не могли согласиться на освобождение рабов, с другой, северяне не могли мириться с «пережитком варварства». В условиях усиливающейся внутрипартийной борьбы и множества расколов появились другие, более мелкие группировки. Демократическая партия оказалась дезорганизованной.

В этих условиях появилась новая Республиканская партия, выдвинувшая лозунг аболиционизма и на выборах 1860 г. сумевшая провести своего кандидата в президенты. Им стал Авраам Линкольн.

Таблица 4. Основные положения программ демократов и республиканцев.

Демократы.

Республиканцы (А. Линкольн).

— отстаивать права штатов;

— не допустить распространения рабовладения на.

— в частности право на рабство;

новые штаты;

— не допустить усиления влияния.

— в перспективе вообще отменить рабство;

Северо-Восточных штатов.

— укреплять федеральную власть.

В течение XIX в. организация партий все усложнялась. Кроме фракций в конгрессе и упоминавшихся нами клубов, корреспондентских комитетов, демократических обществ и вообще общественных организаций, ведущих свою деятельность рядом с партиями и в интересах партий, но вне партийной организации, появляются определённые структуры внутри партий. Одной из таких структур явились кокусы, то есть советы фракций, предварительно рассматривавшие важнейшие вопросы, по которым предстояло голосование в конгрессе, в том числе — вопрос выдвижения кандидатур. В избирательных округах появляются организации избирателей, а в городах, графствах — комитеты по координации их деятельности. Но эти процессы мы рассмотрим в следующем разделе.

Таким образом, эпоха партий — парламентских группировок длилась сравнительно недолго и охватила Новое время, особенно его бурные революционные события в Нидерландах, Англии Франции и США. Революции, как правило, не только высвобождали огромную социальную энергию, необходимую для партийного строительства, но и создавали более цивилизованные и свободные условия для партийной деятельности. Разумеется, многие революционные, радикальные партии предпочитали действовать методами насилия и террора. Поэтому и в эпоху партий-парламентских фракций продолжали иметь место непарламентские методы и формы партийной борьбы. Но партии, нацеленные на созидательную, конституционную, законотворческую работу, получали необходимые политические возможности и правовые гарантии. Поэтому характерной чертой новой эпохи истории партий стал перенос центра тяжести партийной борьбы с улиц и площадей в законодательные собрания, а характерными формами партийной деятельности становятся не вооружённая борьба, не заговоры, восстания, бунты и перевороты, а обсуждение конституций, законов и бюджетов. Партии из орудия заговорщицкой, нелегитимной политики постепенно превращаются в легитимные, то есть признаваемые государством и обществом организациями. В самом обществе, которое строит свои взаимоотношения по принятым партиями конституциям и законам, постепенно просыпается гражданское самосознание. Граждане все более ощущают свою собственную долю ответственности за результаты проводимой партиями политики и получают возможность на выборах корректировать их курс, отдавая предпочтение той или иной политической силе. Политическая система, совершенствуясь от выборов к выборам, от правления одной партии до правления другой не только создаёт возможности для свободной партийной деятельности, но и регулирует партийную борьбу, ставя ее в цивилизованные рамки. Постепенно численно разрастается электорат. Приток в политику новых людей, рост количества избирателей и выборных государственных должностей все более демократизируют политический процесс и партийную деятельность. Партии вынуждены не только приспосабливаться к новым условиям, но и искать информацию, знать о настроениях электората, нуждах и запросах всех социальных групп.

Начинается процесс прорастания партий в гражданское общество и создания современных партийных организаций, но это уже тема другой эпохи.

  • [1] См. Ширяев Б. Л. Возникновение политических партий (федералисты и республиканцы в 90-х годах XVIII в.) / Политические партии США в Новое время. Под ред. Н. В. Сивачева. — М., 1981. — С. 76−102.
  • [2] Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. Ростов-на-Дону. 1997. — С. 82.
  • [3] Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея. —М., 1993. — С. 80.
  • [4] Современный американский партолог У. Чамберс считает, что главнымиоснованиями разделения американских политиков на фракции было выдвижение экономической программы Гамильтона. См. Chambers W. N Party Development and party Action / The First Party System: Federalists and Republicans6 Ed. byW. N. Chambers. — N.-Y. 1972. — H. 48−49.
  • [5] 145 Политические партии США в Новое время. Под ред. И. В. Сивачева. — М., 1981.-С. 17.
  • [6] 8Л РаиШп СИ. Atlas of the Historical Geography of the Unaited States. — N.-Y., 1932. — P. 96.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой