Государственное регулирование этнополитических процессов: на примере Южного федерального округа
Во избежание подобного развития событий, органы государственной власти должны разработать и внедрить систему компенсации за отчуждение этнических элит от власти. Прежде всего, под деполитизацию этничности должна быть подведена идеологическая основа, что подразумевает целенаправленное формирование (в т.ч. усилиями СМИ) гражданской общероссийской самоидентификации, толерантного отношения… Читать ещё >
Содержание
- ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- 1. 1. Методология анализа этнополитических процессов
- 1. 2. Динамика этнополитических процессов: конфликтологический анализ
- 1. 3. Международный опыт регулирования этнополитических процессов
- СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ)
- 2. 1. Концептуальная эволюция национальной политики России в ЮЖ1 юм федеральном округе
- 2. 2. Административно-территориальные преобразования 2000−2008 гг. в контексте этнополитических процессов в Южном федеральном округе
- 2. 3. Методы оптимизации государс твенного регулирования этнополитических процессов в Южном федеральном округе
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
- СПИСОК
Актуальность темы исследования. Специфика современного мирового общества такова, что одной из доминант политического процесса становится этничность. Этничность трансформировалась из культурно-исторической категории в политическую, что подтверждается большим числом этнонациональных конфликтов по всему миру.
Ситуация в Российской Федерации помимо того, что в ней находят отражение глобальные процессы роста этноцентризма, осложнена последствиями этнополитических процессов, охвативших пространство бывшего Советского Союза в 1990-х гг. В тот период одним из главных вызовов российской государственности была угроза распада страны по этнотерриториальному принципу. Так, ставила вопрос о суверенитете Республика Татарстан, а ситуация, сложившаяся в Чеченской республике, могла вывести весь Северный Кавказ из-под контроля Российской Федерации.
Именно на Юге России концентрированно проявляется конфликтность этнополитических процессов: территориальные претензии этнических групп друг к другу- строительство этнонациональной государственности- взаимодействие этнических групп, традиционно проживающих на данной территории, и этнических групп, мигрировавших из мест прежнего проживания- формирование этнизированных политических институтов и т. д. Кроме того, специфика Юга России такова, что зачастую привычные для современного мира формы конкуренции в области трудоустройства, участия во власти, а также угрозы личной безопасности воспринимаются как намеренная дискриминация тех или иных этнических групп.
Опыт стихийного развития этнополитических процессов в СССР в конце 1980-х гг., приведшего в итоге к его распаду, наглядно доказывает необходимость взвешенной государственной политики в этой сфере. Регулирование этнополитических процессов не сводится, конечно, к вопросам сохранения целостности государства. Важной задачей государственных органов власти является роль арбитра в решении противоречий, возникающих в ходе взаимодействия многочисленных этнических групп, проживающих на территории РФ. Именно к федеральному центру апеллируют представители конфликтующих этнических групп, ожидая оценки ситуации и конструктивных мер по ее оптимизации. В задачи государства также входят, во-первых, поиск таких форм межэтнического взаимодействия, которые бы обеспечивали общность народов России, сдерживая противоречия, ведущие к дезинтеграции, а во-вторых, разработка и совершенствование механизмов деэскалации этнического конфликта за счет перевода его в другие, более рациональные и контролируемые формы.
Осуществление поставленных выше задач невозможно без концептуального переосмысления этничности, динамики и институциональных форм этнополитических процессов, исследования опыта Российской Федерации и других государств в данной сфере. Все это обуславливает теоретическую и практическую актуальность нашего исследования.
Степень научной разработанности темы. Глобальная тенденция роста этнического самосознания, приобретающего различные формы: от стремления возродить традиционную этническую культуру до провозглашения принципа «одно государство — одна нация» (понимаемого в этническом смысле), закономерно нашла, свое отражение в исследованиях как российских, так и зарубежных авторов, о чем свидетельствует статистика: если в 2005 году в России было издано 109 тыс. публикаций по вопросам межэтнических отношений, то уже в 2006 году число публикаций по этой проблематике превысило 130 тыс.1
Отличием современного этапа развития глобального сообщества является то, что этничность все более успешно соперничает с социальным классом по
1 О состоянии законодательства, приоритетных направлениях законотворческой работы в сфере обеспечения государственной национальной политики (материалы заседания Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) // Аналитический вестник. Аналитическое управление аппарата совета федерации, М., 2006. № 29 (317). своей значимости и степени влияния на диспозицию политических акторов в обществе. Многочисленные этнополитические движения взяли на себя функцию выражения экономических, социальных и иных требований к государству. Этот феномен, получивший в научной литературе название «этническое возрождение», стал предметом исследования и нашел отражение в работах таких специалистов как Э. Геллнер1, Э. Хобсбаум2, Э. Смит3 и др. Тенденции перехода этничности из историко-культурной категории в инструментально-прагматическую отмечены в работах авторов В.А. Тишкова4 и Н.Г. Скворцова5. По мнению этих авторов, современная этничность вторгается в сферу политики и применяется ее носителями в целях политико-идеологического воленавязывания. Это обуславливает потребность в разработке новых методологических подходов, позволяющих объяснить причины деструктивного развития этнополитических процессов.
Инструменталисткое понимание этничности стало императивом для разработки и совершенствования методов ее исследования. Методологическая база социологических опросов по теме создана Ю. В. Арутюняном и Л.М. Дробижевой6. Разработанный ими инструментарий позволяет грамотно организовать этнополитическое исследование. Выявлены закономерности развития межэтнических отношений в условиях влияния важнейших социальных факторов, таких как, занятость населения, миграция, национально-государственное строительство и т. п.
1 См.: Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. Геллнер Э. Разум и культура: Историческая роль национальности и национализма. М., 2002.
2 См.: Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 года. СПб., 1998.
3 См.: Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004. Smith, Л. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, NY, 1986. См.: Тишков В. Л. Вынужденные мигранты и государство. М., 1998. Тишков. В. Л. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.
5 Скворцов Н. Г. Проблемы этничности и социальной антропологии. СПб., 1996. Скворцов Н. Г. Социальная природа этничности. Лвтореф. дис.. д. социол. наук. СПб., 1997.
6 См.: Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов A.A. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999. Опыт этносоциологического исследования образа жизни: (По материалам МССР) / Ю. В. Арутюнян, И. А. Субботина, B.H. Шамшуров и др.- Редкол.: Ю. В. Арутюнян (отв. ред.) и др. М., 1980. Дробижева Л. М. Международный научно-исследовательский проект: «Этнические и административные граннцы: факторы стабильности и конфликтности». М., 1998. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003. Дробижева Л. М. Социология межэтнической толерантности. M., 2003.
Информация о состоянии этнополитических процессов в регионах находит отражение в ежегодных мониторинговых обследованиях «Межнациональные отношения в регионах РФ», проводимых Центром социологии региональных и национальных отношений Института социально-политических исследований РАН под руководством В.Н. Иванова1, а также в работах сотрудников Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов — ЕА? АЮЧ2, которая начала свою работу с 1993 г. (руководитель — директор Института этнологии и антропологии, член-корреспондент РАН В.А. Тишков). Эффективность работы данных сетей обусловлена участием в ней известных российских ученых-экспертов, проживающих на всем постсоветском пространстве и располагающих реальными возможностями, практическими навыками и соответствующими знаниями для получения, анализа и прогнозирования этнополитической ситуации. Результатом работы этих двух структур являются отчеты о динамике этнополитических процессов, прогнозы их развития, рекомендации по предупреждению конфликтного развития событий.
Что касается исследования конфликтного потенциала этнополитических отношений, то в этой сфере основополагающими можно считать работы Л. Козера3, Р. Дарендорфа4, К. Боулдинга5, Л. Крисберга6, Д. Бертона7, С. о
Хантингтона. Существенный вклад в познание этнической конфликтности внесли Д. Горовитц9, Д. Ротшильд10, Т. Гурр11, Ф. Барт1.
См.: Центр социологии региональных и национальных отношении // http:/Avwv. ispr.ru/STRUCT/OFFICE/orfice5.litml- Иванов В. Н., Яровой О. Л. Российский федерализм: становление и развитие. 1-е и 2-е изд. М., 2000, 2001- Иванов В. Н. Федерализм и безопасность государства // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 3−15- Иванов В. Н. Феномен терроризма // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 63−71.
2 Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов // http://vvw.eavvarn.ru.
J См.: Козер Л. Функции социального конфликта М., 2000.
4 См.: Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы М., 2002.
5 См.: Boulding К.Е. Conflict and Defense- a General Theory. Lanham, 1988. й См.: Kriesberg L. Social Conflicts. Englewood Cliffs, N.J., 1982.
7 См.: Burton, J. Conflict: Resolution and Prevention. New York, 1990- Burton, J. W. Conflict: Human Needs Theory. New York, 1990.
8 См.: Хантингтон С. Кто мы?: вызовы американской национальной идентичности М., 2004.
9 См.: Horowitz, D. The Deadly Ethnic Riot. Berkeley, 2001. Horowitz, D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, 1985.
10 См.: Ротшильд Д. Этнополитика // Этнос и политика. М., 2000.
11 См.: Gurr, Т. R. Why Men Rebel. Princeton, 1970.
Поскольку в современном мире этничность приобретает политическую форму, большое внимание уделяется сущности и роли национализма (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, Э. Смит, М. Грох)2 и проблемам этно-территориального устройства современных государств (М. Дюверже, П. Данливи, Р. Даль, А. Лейпхарт) .
Отражая потребности российской действительности в регулировании процессов политизации этничности, в российской науке появилось направление, называемое «неотложной этнологией». В этом аспекте важны работы Р.Г. Абдулатипова4, В.А. Тишкова5, J1.M. Дробижевой6, С.А.
7 8
Арутюнова, C.B. Чешко. Формы взаимодействия социальной, политической, социокультурной и этнической сфер российского общества раскрыта в работах А.Г. Здравомыслова9, С.Я. Матвеевой10, Ж.Т. Тощенко11. Региональная северокавказская, специфика нашла отражение в работах C.B. Передерия12, J1. J1.
1 Барт Ф., Пильщиков И. А. Этнические группы и социальные границы. М., 2006. Barth, F. Enduiing and Emerging Issues in the Analysis of Ethnicity // The Anthropology of Ethnicity. Beyond «Ethnic Groups and Boundaries» / Eds Vermeulen, H., Govers, C. Amsterdam, 1994. P. 11 — 32.
2 См.: Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991- Anderson, В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L., 1983- Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 года. СПб., 1998- Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М., 2004. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Грох и др. М., 2002.
3 См.: Дюверже, М. Политические партии. М., 2005- Данливи П. Политическое поведение: инструментальный и эмпирический подходы // Политическая наука: новые направления. М., 1999. С.281−296- Даль, Р. Демократия и ее критики. М., 2003- Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.
I См.: Абдулатипов Р. Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001- Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России. М., 2000.
5 См.: Тишков В. А. Еще раз об этнологической экспертизе в России // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. 1999. № 28.- Тишков В. А. Этнологический мониторинг и раннее предупреждение конфликтов. М., 2006 г.
6 См.: Дробнжева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003- Дробижева Л. М. Международный научно-исследовательский проект: «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтное! и». М., 1998.
7 См.: Arutiunov S.A. Ethnicity in the Caucasus: Ethnic Relations and Quasi-Ethnic Conflicts // Woodrow Wilson International Center for Scholars: littpV/vvwics.si.edu/suhsites/ccpdc/pubs/elhnic/ethifr.litm. s См.: Чешко C.B. Человек и этничность//Этнографическое обозрение. 1994. № 6. С. 35−49.
9 См.: Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999.
10 См.: Матвеева С. Я., Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996.№ 2. С. 153−164.
II См.: Тощенко Ж. Т. Этнократия: история и современность (Социол. очерки). M.: РОССПЭН, 2003- Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: суверинизация и интеграция (Этносоциол. очерки). М.: РГГУ, 1997.
12 См.: Передерий C.B. Миграция на Юге России: реальны ли ее угрозы российской государственности? // Информационный Медиа портал «Кавказ Онлайн»: http://wvw.kavka7online.ni/csrip/elibrarv/uro/uro 34/uro 34 12. htm- Передерий C.B. Славянское население на юге России: проблемы и их решение // Мир на Северном Кавказе. Симпозиум № 2. Национальная политика, этнополитика и этноконфликтология на CK. 2004 // Пятигорский государственный лингвистический университет: http://pn.pElu.ru/index.phr)?module=suhjects&fimc=vievvpaae&paqeid=6Q5- Передерий C.B. Политическая стабильность и реформы: иллюзии власти и реальность // Социально-экономическая реальность и политическая власть. М. — Ставрополь, 2005. Вып.1. С.255−256- Передерий C.B. Проблема становления
Хоперской1, В.М. Юрченко2, М.В. Саввы3, В.В. Черноуса4, A.A. Вартумяна5, Г. С. Денисовой6, А.Г. Масалова7, Н.П. Медведева8, И.А. Иванникова9, A.B. Баранова10 и др.
Таким образом, большая часть научных работ посвящена анализу причин и сущности этнополитических процессов в их конфликтном аспекте, но. недостаточное внимание уделяется роли государственных институтов в гражданского общества в полиэтничном регионе (на материалах Северного Кавказа) // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и i ражданского общества. М.-Ставрополь: 2002. С. 314−323.
1 См.: Хоперская Л. Л., Харченко В. А. Локальные межэтнические конфликты на Юге России: 2000−2005 гг. Ростов н/Д, 2005. Хоперская Л. Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегии безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2000.
См.: Юрченко В. М. Политика как фактор региональной конфликтности. Краснодар, 1997- Юрченко В. М., Кольба А. И. Государство как медиатор этнополитических конфликтов на Северном Кавказе // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сборник научных статей. М.- Ставрополь, 2002. С. 404−422- Юрченко В. М., Морозова Е. В., Савва Е. В., Самаркина И. В. Конфликтный потенциал региона в общественном сознании населения Северного Кавказа // Региональные конфликты в контексте глобализации и становления культуры мира. М.- Ставрополь, 2006. С. 334−348- Юрченко В. М. Геополитические интересы России на Кавказе // Глобализация и регионализм. Черноморский регион. Балканы. М., 2001. С. 220−227.
3 Савва М. В., Савва E.B. Пресса, власть и этнический конфликт (Взаимосвязь на примере Краснодарского края). Краснодар, 2002. Савва М. В. Новые диаспоры Краснодарского края: права, интересы, динамика, интеграции и восприятие местным сообществом. Краснодар, 2006.- Савва М. В. Интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество на Юге России // Интеграция беженцев и вынужденных переселенцев на Юге России: первые итоги. Краснодар, 2001. С. 5−10.
4 См.: Черноус В. В. Место казачества в диалоге русской и кавказской юрской цивилизаций // Россия: прошлые, сегодняшние реалии и перспективы развития. Новочеркасск, 1994- Черноус В. В. Россия и народы Северного Кавказа: проблематики культурно-цивилизационного диалога// Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 1999. № 3- Черноус В. В. Социально-политический процесс на Юге России: от вспышки ксенофобии к регенерации этнокультурного взаимодействия и осознанного единого гражданства // Ксенофобия на юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Отв. редактор B.B. Черноус. Ростов н/Д, Вып. 6, 2002- Черноус В. В. Этноэтатизм и этнократии: на пути к региональной идеологии и региональным элитам Юга России // Южнороссийское обозрение. Вып. 37, 2006. // http://wvv.kavka7online.ru/csrip/elibrar'/uro/uro 37/uro 37 main.htm.
5 См.: Вартумян A.A. Региональный политический процесс: динамика, особенности, проблемы. М., 2004- Вартумян A.A. Региональная политика в Российской Федерации // Ученые записки, 2004. № 2. С. 124−129- Вартумян A.A. Национализм как средство коллективной мобилизации и психологической компенсации в региональных конфликтах // Материалы Международного «круглого стола» экспертов «Региональные конфликты в полиэтничном регионе: методы анализа, прогнозирования и конструктивной деэскалации», Институт социологии РАН, СГУ (2 октября 2006 г.). Ставрополь, 2006.
6 См.: Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д, 1996.
7 См.: Масалов А. Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе в конце XX — начале XXI века. Ставрополь, 2002- Масалов А. Г., Бондарев П. В. Государственно-правовые основы возрождения казачества. Ставрополь, 2003.
8 См.: Медведев Н. П. К вопросу об эскалации экспансии на Северном Кавказе // Горные страны: Расселение, этнодемографические и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг: Материалы Международной конференции. М.- Ставрополь, 2005. С. 38−43- Медведев Н. П. Системное изучение угроз общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе // Вестник отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН. Ростов н/Д, 2005. Вып. 1. С. 75−80.
9 См.: Иванников И. А. Проблема формы российского государства в русской политико-правовой мысли. Ростов н/Д, 1999.
10 См.: Баранов A.B. Взаимодействие акторов региональных политических процессов в постсоветской России. М., 2007. С. 152 — 164- Баранов A.B. Урегулирование этнополитических конфликтов как задача национальной политики России в Южном федеральном округе // Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Сборник тезисов выступлений на международной научно-практической конференции 29 — 30 сентября 2006 г., Ростов н/Д- Горячий Ключ, 2006, С. 87−89. прогнозировании, регулировании и предотвращении деструктивного развития этнополитических процессов вообще и на Северном Кавказе в частности. Представляется необходимым проведение дополнительных исследований форм взаимодействия государственных органов, этнических политических элит, институтов гражданского общества и СМИ по регулированию этнополитических процессов в ЮФО.
Объект диссертационного исследования. Объектом исследования является этнополитический процесс.
Предмет диссертационного исследования.
Предметом исследования являются цели, направления и меры государственного регулирования этнополитических процессов в Южном федеральном округе РФ.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертации является интерпретация целей, направлений и мер государственного регулирования этнополитических процессов (на примере Южного федерального округа).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: дать авторскую трактовку методологии анализа этнополитических процессов-
сравнить основные теоретические подходы к исследованию этнополитической конфликтности, ее источников, конфликтной и постконфликтной динамики этнополитических процессов-
провести анализ мировой практики регулирования этнополитических процессов, выявить наиболее эффективные методы разрешения этнополитических конфликтов-
осмыслить концептуальную эволюцию национальной политики России в Южном федеральном округе-
выявить роль административно-территориальных преобразований 2000−2008 гг. в контексте этнополитических процессов в Южном федеральном округе-
установить и осмыслить методы оптимизации государственного регулирования этнополитических процессов в ЮФО.
Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве методологии исследования используется теория социального конфликта (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Л. Козер)1. Это позволяет рассматривать этнополитический процесс как конфликтное взаимодействие по поводу распределения социальных, экономических, властных, символических и иных ресурсов.
За основу анализа этнополитических процессов принят инструменталистский подход к рассмотрению этничности, согласно которому этничность становится эффективным инструментом в конкурентной борьбе за ресурсы, а также сама становится средством мобилизации широких масс (Д. Горовитц2, Э. Геллнер3 и др.).
Процессы возникновения и развития этнополитических конфликтов на Северном Кавказе анализируются с применением системного подхода, типологий, позволяющих определить вид этнополитического конфликта и уровень противостояния. При исследовании стратегий, форм и методов деятельности государственных органов, их взаимодействия между собой и с другими структурами применено сочетание кросс-регионального и кросс-темпорального сравнительного анализа, институционального анализа.
Эмпирическая база исследования включает: нормативны-правовые документы, принятые органами государственной власти по проблемам этнополитики в РФ, регламентирующие этнополитические отношения и способы их регулирования государственными органами (Конституция Российской Федерации, федеральный закон «О языках народов Российской Федерации», федеральный закон «О национально-культурной автономии» и т. д.) —
1 См.: Козер Л. Указ. соч.- Дарендорф Р. Указ. соч.- Boulding К.Е. Op. cit.
2 Horowitz, D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley, 1985.
3 См.: Геллнер Э. Нация и национализм. М., 1991- Геллнер Э. Разум и культура. Историческая роль национальности и национализма. М., 2002.
публикации периодической печати, посвященные этнополитическим конфликтам в регионе (газеты «Известия», «Российская газета», «Независимая газета», «Сегодня», «Московские новости» и др.) —
результаты социологических исследований, проведённых ведущими исследовательскими информационно-аналитическими центрами (Институт социально-политических исследований РАН, Институт социологии РАН, Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов) —
Интернет-источники, в т. ч., материалы Российского информационного центра, Сети этнологического мониторинга.
Научная новизна диссертационного исследования.
В диссертационном исследовании решены проблемы, научная новизна которых состоит в следующем:
1. Инструменталистское понимание этничности дополнено психологической концепцией, что позволило выявить факторы роста этнического самосознания и политизации этничности.
2. На основе анализа основных теоретических подходов к исследованию этнополитической конфликтности, ее источников, конфликтной и постконфликтной динамики выявлены принципы регулирования этнополитических конфликтов и сформулированы функции органов государственной власти в сфере регулирования этнополитических процессов с целью предупреждения межэтнических конфликтов.
3. Интегрирован и оценен мировой опыт регулирования этнополитических процессов.
4. Установлена роль основных долгосрочных факторов и степень их влияния на современную этнополитическую ситуацию в Южном федеральном округе-
5. Выявлена роль административно-территориальных преобразований 2000−2008 гг. в контексте этнополитических процессов в Южном федеральном округе.
6. Определены методы повышения легитимности государства как субъекта регулирования этнополитических процессов в ЮФО. Разработаны рекомендации по снижению напряженности в сфере этнополитических отношений.
Положения, выносимые на защиту.
1. Традиционные концепции этничности не дают объяснения быстрому росту этнического самосознания и национализма, произошедшему в последние десятилетия. Суть же данного явления заключается в том, что объективные причины, такие как регулярное ущемление прав этнических групп, политическая дискриминация, угрозы безопасности и т. д. порождают фрустрацию, комплекс неполноценности, коллективную обиду, переходят на подсознательный и даже бессознательный уровень коллективной психики, что порождает у социальной группы эмоциональное, иррациональное ощущение себя как нации. Иррационализм, апеллирующий не к сознанию, а к подсознанию, делает этническую принадлежность эффективным инструментом мобилизации массовых слоев населения и социальной, экономической и политической конкуренции, чем активно пользуются политические лидеры.
2. Этнополитические процессы рассматриваются современной наукой как постоянное конфликтное взаимодействие субъектов политики, порожденное распределением ресурсов и политической конкуренцией. Деятельность по разрешению этнополитических конфликтов должна учитывать не только стадию, на которой происходит государственное регулирование, но и все разнообразие его причин, а также его возможные последствия, включая этнические стереотипы и коллективные травмы, преодоление которых займет длительное время. Программа по урегулированию конфликтного протекания этнополитических процессов предполагает наличие трех блоков мероприятий: институализация конфликта, создание стимулов для прекращения конфронтации и снижение эмоционально-психологического напряжения у конфликтующих сторон. Необходимость использовать при этом самые разнообразные ресурсы определяет ведущую роль государства в регулировании этнополитических процессов. Для эффективного регулирования этнополитических процессов с целью предотвращения их конфликтного протекания органы государственной власти должны выполнять следующие функции: институциональная, нормативная, функция контроля, прогностическая, регулятивная и мировоззренческая.
3. Мировой опыт государственного регулирования этнополитических процессов свидетельствует о том, что одной из главных задач органов государственной власти является решение вопросов, связанных с этническими меньшинствами, которые подразделяются на две категории: традиционно проживающие на данной территории и иммигрировавшие в силу различных обстоятельств. Привязка решения этнополитического конфликта к решению территориального спора малоэффективна, поскольку границы этнических групп практически никогда не совпадают с административными границами. Решение этнополитических проблем силовыми методами также представляется малоэффективным, поскольку помимо человеческих жертв, оно также чревато закреплением негативных стереотипов, ростом этнического самосознания и переводом конфликта в разряд долгосрочных. Наиболее эффективным способом урегулирования межэтнических противоречий является сочетание трех принципов: отказ от силовых методов конкуренции, применение демократических механизмов, добрая воля участников. Одним из наиболее успешных примеров государственной политики в области межэтнического регулирования является политика мультикультурализма, смещающая акцент с политической составляющей этничности на культурную.
4. Основными предпосылками формирования современной этнополитической ситуации на Юге России являются использовавшиеся в прошлом силовые методы регулирования межэтнических отношений, неадекватные принципы нациестроительства, а также глубокий политический, экономический и идеологический кризис, поразивший Россию в 1990-е годы. В 1990-е гг. особенно ярко проявились как центробежные (полиэтничность, поликонфессиональность, борьба этнических элит за власть, угроза терроризма, деструктивное влияние зарубежных сил с целью контроля над важным, с точки зрения геополитики, регионом), так и центростремительные силы (формирование российской гражданской идентичности, русский язык и культура, связывающие этнические группы Северного Кавказа, экономическая взаимозависимость регионов Юга России), оказывающие влияние на протекание современных этнополитических процессов на Юге России. Исторический опыт позволяет сделать вывод о том, что наибольший конфликтогенный потенциал заложен, с одной стороны, в решении этнополитических проблем на основе территориального принципа, а с другой, -в игнорировании или недостаточном внимании к этническому разнообразию региона.
5. Современный этап административно-территориальных реформ не может быть оценен однозначно, так как, с одной стороны, проводимые органами государственной власти России реформы по укреплению «вертикали власти» в значительной степени способствуют деполитизации этничности, тем самым снижая ее конфликтный потенциал, а, с другой стороны, могут существенно дестабилизировать этнополитическую ситуацию, уничтожая такой важный ресурс легитимности власти, как сложившаяся за постсоветский период система этнического представительства. В случае если российское государство не предложит другой, столь же значимый ресурс легитимности, велика вероятность нелояльности отстраненной от власти этнократической элиты.
6. Для предупреждения возможных негативных этнополитических последствий реформ органам государственной власти необходимо, во-первых, предложить привлекательное идеологическое обоснование преобразований, во-вторых, найти способы участия и контроля над процессами формирования и социализации региональных этнических элит, в-третьих, компенсировать возможные политические издержки, которые несут северокавказские этнические элиты, очевидной социально-экономической выгодой проводимых преобразований, в-четвертых, разработать механизмы снижения этнической напряженности за счет перевода ее в другие сферы (например, социально-экономическую).
Научно-теоретическая значимость исследования определяется тем, что совершенствуется понятийный аппарат, интерпретирующий этнополитические процессы. В научный оборот вводятся новые сведения о закономерностях этнополитического взаимодействия и особенностях реализации государственной политики в этой сфере на примере Южного федерального округа. Полученные результаты уточняют алгоритм реализации государственной политики по регулированию региональных и общероссийских этнополитических процессов. Теоретические
выводы, сделанные в диссертации, могут быть использованы исследователями в ходе анализа этнополитических процессов и государственной политики в этой области.
Научно-практическая значимость исследования. Ряд выдвигаемых в исследовании положений может быть использован органами государственной власти и специалистами по урегулированию этнополитических конфликтов. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для ведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Политическая конфликтология», для разработки спецкурсов по тематике исследования, осуществления научно-исследовательских проектов. С использованием данных материалов возможна подготовка специалистов по урегулированию этнополитических конфликтов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры управления, политологии и социологии ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» и рекомендована к защите.
Основные положения работы изложены в 5 научных публикациях общим объемом 1,8 печатного листа. Одна работа автора размещена в научном издании, рекомендованном ВАК России для публикации результатов диссертационных исследований.
Материалы диссертационного исследования применены при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «Политология» и
Конфликтология" на отделении «Связи с общественностью» Института цивилизации (г. Владикавказ).
Ряд положений использован в докладе на Ежегодной научной конференции «Мировая цивилизация: исторический опыт и перспективы дальнейшего развития», проведеной в Институте цивилизации (г. Владикавказ) в 2006 году, а также на V Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», Пятигорский государственный лингвистический университет (октябрь, 2007).
Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала. Она включает в себя введение, две главы, включающие по три параграфа, заключение и библиографический
список.