Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента в мае 2009 г., провозгласила переход России к новой государственной политике в области национальной безопасности. В ней впервые на таком уровне четко и однозначно заявлено, что к числу стратегических национальных приоритетов, через которые реализуются потребности государства в обеспечении национальной безопасности, относится образование. Оно выходит в число приоритетных направлений формирования и развития российской государственности, сохранения самобытности страны, обеспечения ее национальной безопасности, укрепления военной организации государства. Глубокий и всесторонний анализ этой взаимосвязи имеет важное теоретическое и практическое значение.
Актуальность заявленной темы обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Теоретическая проработка вопросов о месте и роли образования в ее совершенствовании и укреплении, их своевременное и качественное решение самым непосредственным образом сказываются на повышении конкурентоспособности страны, упрочении ее положения в мире, способности адекватно отвечать на внутренние и внешние вызовы и угрозы.
Во-вторых, идущая уже на протяжении нескольких лет модернизация образовательной системы, ее переход на болонскую двухступенчатую модель (бакалавриат — магистратура), перевод школьного, высшего образования и профессионального обучения на новые государственные стандарты требуют осмысления и корректировки российской государственной образовательной политики в плане ее соответствия общенациональным интересам, учета отечественного опыта и традиций, а также мировых тенденций в развитии образовательной сферы.
В-третьих, образовательная политика в стране складывается как результат деятельности государства, гражданского общества, бизнеса и научно-педагогического сообщества, интересы которых не всегда совпадают. Поэтому представляется важным исследование возможностей и механизмов их согласования, в частности, совершенствования государственно-частного партнерства в образовательной сфере.
В-четвертых, в отечественном научном и политическом еще не сформировался единый категориальный аппарат описания и анализа сопряжения системы образования и национальной безопасности. Это обусловливает необходимость уточнения понятий, выявления теоретико-методологических основ анализа, адекватно отражающих процессы, связанные с включением образовательного потенциала в систему обеспечения национальной безопасности.
В-пятых, недостаточная теоретическая проясненность заглавной проблемы негативно сказывается на подготовке специалистов, практически занятых обеспечением национальной безопасности Российской Федерации. Ее углубленное исследование даст необходимый теоретический и методический материал для соответствующих изменений в учебных программах и планах, содержании учебных курсов и, следовательно, повышении роли образовании в обеспечении национально безопасности.
В-шестых, фальсификация отечественного опыта развития народного образования, имеющая место в публицистике и не только в ней, делает необходимым активизацию научно-исследовательского поиска в конструктивном направлении.
Степень научной разработанности исследуемой проблемы. В отечественной науке накоплен большой массив исследований и публикаций, положения и выводы которых образуют хорошую основу для углубленной проработки проблемы сопряженности национальной безопасности и образования. Знакомство с ними помогает более четко и полно разработать авторскую концепцию.
Здесь нужно сказать, прежде всего, о работах по общей теории безопасности и национальной безопасности Российской Федерации1. Их авторы, за редким исключением, практически не выходят на систематизированное изложение вопросов, составляющих предмет данного исследования. Но они разработали базовый понятийный аппарат, раскрыли сущность, социально-политическое содержание безопасности, ее взаимосвязь с развитием, выявили причины и источники угроз личности, обществу и государству, показали механизмы и способы противодействия им. Их положения и выводы, имеющие принципиальное методологическое значение, легли в основу разрабатываемой в диссертации концепции. В этом круге библиографических источников особую ценность имеют труды, посвященные духовной безопасности, хотя и в них нет прямого выхода на образование .
Другой пласт литературы образуют труды, посвященные образованию как социально-политическому явлению и педагогическому процессу. Вопрос.
1 Белов П. Г Методологические основы национальной безопасности России. СПб.: СПбГПУ, 2004. Ч. I. Базовые категории, методы исследования и обеспечения. 258 е.- 4.II. Методы совершенствования и политико-правовое обеспечение. 308 е.- Бельков O.A. Духовные основы и факторы национальной безопасности// Безопасность России — 2011: Экс-пертно-аналитическое обозрение. М.: ИД «Критерий», 2010: Буркин А. И. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М.: РАГС, 2008; Возжеников A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «МОДУЛЬ», 2000. 240 е.- Гончаренко Л. П., Куценко Е. С. Управление безопасностью. — М.: КНОРУС, 2005; Дамаскин О. В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М.: Флинта: Наука, 2007. 429 е.- Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. М.: Экономика, 2003. 423 е.- Кортунов C.B. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы [Текст]: учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 397 е.- Кузнецов В. Н. Социология безопасности: Учебник. М.: Книга и бизнес, 2003; Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Юнити, 2006; Национальная безопасность: политико-правовые вопросы. Научное исследование / Под общей ред. М. П. Фомиченко. М.: Российская правовая академия Мин. ста РФ, 2008. 452 е.- Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 4: К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. М.: Издательство «Известия», 2007. 240 е.- Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. М.: Изд-во РАГС, 2003. 238 е.- Национальная безопасность: Сущность, основы теории и практического анализа / В. М. Ланцов, Д. М. Хамзин, К. А. Шандра, M. Н. Капранова. Ч. 2: Реальный менеджмент. Казань: Новое знание, 2003. 193 с. и др. л.
См.: Бельков O.A. Духовные основы и факторы национальной безопасности// Безопасность России — 2011: Экспертно-аналитическое обозрение. М.: ИД «Критерий», 2010. С. 15−35- Беспаленко П. Н. Духовная безопасность в политическом пространстве России. Ростов/н/Д: Изд-воМКАГС, 2009. 270 е.- Юсупов P.M. Наука и национальная безопасность. СПб.: Наука, 2006. 290 с. и др. образования и воспитания всегда привлекал большое внимание исследователей-обществоведов. Оно заметно возросло в связи с модернизацией образовательной системы России и ее встраиванием в болонский процесс. В последнее десятилетие подготовлено большое количество диссертационных исследований, посвященных проблемам образовательной политики1.
Большое значение в общетеоретическом и методологическом плане имеют труды, в которых рассматриваются проблемы формирования национальной педагогической школыподчеркивается, что современные тенденции в российском высшем образовании могут обострить социальное неравенство в Россиивыясняется роль государства в развитии народного образования, раскрываются основные направления совершенствования образовательной системы России в Х1Х-ХХ вв .
1 Проценко, Е. Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России: Историко-правовой анализ: диссертация. д. ю. н. Санкт-Петербург, 1998; Чернышев, Г. С. Государственная политика в сфере школьного образования России: история, опыт, проблемы (1970;1990;ег.г.): Автореферат дис.д. и. н. М.: РГСУ, 2003; Лезина, В. В. Национально-языковая образовательная политика в поликультурном обществе Северного Кавказа: диссертация. д. пед. н. М., 2004; Малинский, И. Г. Региональная образовательная политика в контексте Болонского процесса: Автореферат дис.. к. социол. н. Саратов, 2004; Шушарина, О. П. Государственная политика в сфере высшего образования в 1953;2003 гг.: тенденции, проблемы, противоречия: На материалах Российской Федерации: дис.. д. и. н. М., 2004; Гогин, Д. Ю. Государственная образовательная политика Российской Федерации на современном этапе: дис. к. п. н. Москва, 2005; Панарин, В. И. Образовательная политика как социально-философская проблема: Автореферат дис.. к. ф. н. Новосибирск, 2005; Темерева Н. В. Региональная образовательная политика: совершенствование взаимодействия общего и профессионального образования в современных российских условиях: Автореферат дис.. к. социол. н. Саратов, 2005; Романова, Т. Г. Образовательная политика России и Республики Беларусь: интеграционные процессы и перспективы: дис.. к. п. н. М., 2006; Шориков, В. В. Государственная культурно-образовательная политика в исторических судьбах коренных народов Севера-Востока СССР в 1950;1970;е гг.: На материалах Магаданской и Камчатской областей: Автореф. дис.. к. и. н. Тверь, 2006; Каменская, Ю. А. Образовательная политика в странах Западной Европы и России: сравнительный анализ: Автореф. дис.. к. п. н. М., 2007.
См.: Государственные приоритеты в науке и образовании. М., 2001; Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М, 2003; Макарова М. Н. Труд в обществе знаний: образование под вопросом. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 168 е.- Новиков А. М Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000; Овсянников А. А. Система образования в России и образование России. М, 1999; Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? М, 2001; Стратегический ответ России на вызовы нового века. М., 2004.
Актуальные проблемам модернизации российской системы образования в свете общегосударственной политики модернизации экономики Российской Федерации подробно рассмотрены в фундаментальной монографии, подготовленной под руководством М. К. Горшкова и Ф.Э. Шереги1 В ней, в частности, анализируются факторы, тормозящие процесс модернизации системы профессионального образования, раскрывается дисфункция высшего образования в воспроизводстве социально-профессиональной структуры.
Усилиями многих авторов детально раскрыты сущность образовательной политики, ее структура и предназначение, инновационный характер современной образовательной политики в России. Наработанный ими материал убеждает в том, что ускоренное развитие социума невозможно без всеобщего доступа граждан к образованию, знаниям, всему массиву информации, накопленному человечеством. В их трудах образование рассматривается как важнейшая отрасль общественного развития, ответственного не только за подготовку кадров, но и за воспроизводство человеческого капитала страны в целом, который является главным ресурсом эффективного развития, конкурентоспособности, высокого качества жизни граждан.
В аналитическом обобщающем исследовании Б. С. Гершунского при анализе глубинных причин и возможных последствий глубокого кризиса в образовании и науках об образовании отмечаются стратегические ориентиры политики в области высшего профессионального образования в новых социально-экономических условиях.
В.И.Солдаткин определяет проблемы образовательной политики государства как самостоятельной сферы жизни общества, проводит анализ социально-политической детерминации системы образования, взаимосвязи поли.
1 Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 352 с.
2 См.:Гершунский, Б. С. Россия: образование и будущее, — МО РФ, Челяб. фил. ИПО,.
1993.
См.:Солдаткин, В. И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты.-М.Д999. тики и образования, содержания социальных императивов, приоритетов современной государственной образовательной политики, механизма их реализации, раскрывается политическая специфика российского государства в области высшего профессионального образования.
А.П. Лиферов1 рассматривает комплекс предпосылок, принципов и форм межгосударственного сотрудничества в сфере образования, анализирует проблемы, связанные с вхождением отечественного высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство, рассматривает возможные сценарии развития интеграционных процессов.
В трудах О. Н. Смолина образовательная политика анализируется в контексте проблем нормативно-правого характера, представлено системное освещение по вопросам образовательной политики от ее философских оснований до программных документов и практических мероприятий. В них обосновывается необходимость смены законотворческой парадигмы в сфере высшего профессионального образования, а также построения новых принципов этой политики. Общую цель его работ можно охарактеризовать как выявление новых тенденций развития образовательной политики в российских условиях2. о.
А.И. Суббето рассматривает образовательное общество как форму бытия ноосферного общества и одновременно как конкретную форму реализа.
1 См.:Лиферов, А. П. Интеграция мирового образованияреальность третьего тыся-челетия.-М., 1997.
2 См.:Смолин, О. Н. Куда несет нас рок событий. Политологическая публицистика 1990;1995 гг. М., 1995; Смолин, О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2001; Смолин, О. Н. Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. М., 2002. Смолин, О. Н. Образование — для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. М., 2006. о.
См.: Суббето, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI веке (развитие теоретической системы Ноосферизма). Кострома, 2006. Суббето, И. А. Интеллектуальная черная дыра в образовании, военной и экономической политике России.Спб., 2008. Суббето, А. И. России нужна стратегия долгосрочного развития на собственной основе. СПб, 2008;Суббето, А.И., Иманов, Г. М. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке монография, СПб., 2008. ции стратегии развития образования в России в XXI веке, как форму реализации требований закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и образовательных систем в обществе.
В.И. Якунин с сотоварищами решают исследовательскую задачу соотнесения политики в сфере образования с задачами экономического развития России. На обширном статистическом материале они показывают депрофессионализацию образовательного процесса, отрыв его от конкретных запросов рыночной экономики, выявляют узловые проблемы системы современного образования в России и предлагают принципиально новый подход рассмотрения образования в качестве одной из ступеней управляемого экономического процесса, фактора и ресурса экономического развития1.
Заметный вклад в разработку этих проблем внесли ученые РГСУ. Труды академика РАН профессора В. И. Жукова посвящены анализу истоков, традиций, состояния, перспектив и противоречий российского образования, вза-имоотношениий высшей школы и высшей власти в условиях радикальных либерально-демократических реформсобственному потенциалу вузов, позволившему сохранить высшую школу и обеспечить ее позитивное участие в политической модернизации страны. В них раскрыты сущность и особенности институционализации университетского образования, дан критический анализ модернизации высшей школы, с объективных научных позиций рассматривается состояние российского социального образования и перспективы его развития. о.
Глубокое научное исследование провела Т. А. Дубровская. Она проследила формирование и развитие сети профессиональных школ России на про.
1 Якунин В. И., Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э., Нетесова М. С. Образование как фактор экономического развития. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. — 104 с.
2 Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001; Он же. Российские преобразования: история, социология, политика. М., 2002; Он же. Российские университеты. М., 2003; Он же. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3 т. Т 3. Философия и социология образования и культуры. М., 2007.
3 Дубровская Т. А. Формирование и развитие системы профессионального образования в России (XIX — начало XX века). Дис.. .д. и. н. М., 2004. тяжении более чем столетнего периода, которое привело к созданию относительно гибкой системы гражданских государственных, общественных и частных разноуровневых учебных заведений по подготовке квалифицированных кадров. Всесторонний политологический анализ государственной политики современной России в области высшего профессионального образования, тенденций ее развития и механизмов реализации осуществлен O.A. Нестерчук1.
В целом изучению проблем образовательной системы и образовательной политики, их экономических и социальных, политических и духовных аспектов посвящено много теоретических изысканий. Но их связь с обеспечением национальной безопасности России во многих случаях остается за рамками исследования. Вместе с тем, в обширном корпусе научных разработок проблем образования есть и относительно самостоятельный, особенно важный для диссертанта, блок работ, в которых образование рассматривается в координатах национальной безопасности.
Еще в 1997 г. была проведена научно-практическая конференция на тему «Образование как фактор национальной безопасности России», организованная Советом безопасности РФ и МГУ имени М. В. Ломоносова. С тех пор опубликовано немало различных материалов, авторы которых предметом своего анализа избрали различные сюжеты проблемы, вынесенной в заглавие данной работы. Есть работы, с названием которых перекликается название нашей работы. Подготовлен целый ряд диссертаций, специально затрагива.
1 Нестерчук O.A. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации. Дис.. д. п. н. М., 2009.
2 Демченко C.B. Национальная безопасность и образовательная политика в современной России. Монография. — Москва-Орел: издательство ОРАГС, 2008. — 184 е.- Жукова А. П. Государственная образовательная политика и ее влияние на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: Автореферат дис.к. п. н. М., 2008; Минаев Г. А. Образование и безопасность. М.: Логос, 2009; Настольная книга руководителя. М.: Айрис-пресс, 2005. 248 е.- Юсупов P.M. Наука и национальная безопасностью СПб.: Наука, 2006. 290 с. ющих различные сюжеты, относящиеся к теме настоящего исследования1. Много интересных суждений, обоснованной критики по поводу состояния образовательной сферы России и ее влияния на национальную безопасность.
9 Я содержится в научных статьях, опубликованных в СМИ и Интернете .
В отечественной науке накоплен солидный материал, имеющий большую эвристическую ценность для понимания сопряжения образования и национальной безопасности. Однако для большинства авторов эти вопросы являются вторичными, внимание к ним обусловлено и ограничено содержанием собственной исследуемой проблемы и потому их наработки носят фрагментарный характер. В тех же исследованиях, которые посвящены непосредственно данной теме, рассматриваются отдельные, весьма важные сюже.
1 Денисенко П. А. Парадигмы образования в социокультурном пространстве современного российского общества и армии (социально-философский анализ). Дисс.. д. ф. н. М., 2009; Ивушкин К. А. Восстановление и развитие кадрового потенциала ОПК. Авто-реф. дис.. к. э. н. М., 2007; Ляпин И. Л. Профессиональное образование как компонент образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Автореферат дисс.. к. п. н. М., 2004; Николаев О. В. Развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса России: методология и практика: Дис.. д. э. н. Москва, 2005. 324 е.- Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: Спицын Ю. Г. Военный социум и образование как фактор национальной безопасности России: Дис.. д. с. н. СПб., 1999. 368 е.- Ярошенко Г. В. Государственная образовательная политика и национальная безопасность России: федеральный и региональный аспекты. Дис.. к. п. н. Ростов-на-Дону, 2004. 172 с.
Выборнова В.В., Дунаева Е. А. Образовательный потенциал молодёжи стратегический ресурс безопасности// Безопасность Евразии, 2006, № 3, июль-сентябрьНестеров В. В. Образование в контексте национальной безопасности// Безопасность Евразии, Он же. Образование и национальная безопасность// Вестник Военного университетаЧачин С. Я. Безопасность в сфере народного образования// Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 1 (18). С. 87 — 90- Митрохин В К. Образовательная политика как структурный элемент национальной безопасности //Юридический мир. -2006. № 5. С. 32 — 34.
3 Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России// http://www.informika.ni/text/magaz/higher/l97/l-3.htmlБояринцев В.И., Самарин А. Н., Фи-онова Л. К. Разгром науки и деградация образования — угроза безопасности России// http://www.confstud.ru/content/view/44/2/- Камашев C.B. Безопасность образования России в условиях его интеграции в мировое образовательное пространство// http://soippo.narod.ru/documents/konfzhuk/kamashev.doc.) — Ким C.B. Валеологическая безопасность педагога в образовательной деятельности// http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006Nl/p53−56.htmКовалев C.B. Концепция безопасности образовательного пространства// http://www.websib.ru/noos/bou/conception.phpЭксперт: упадок образования — угроза национальной безопасности// http://www.newsland.ru/News/Detail/id/559 537/cat/42/- Шершнев Л. И. Образовательное пространство России как системообразующий фактор национальной безопасности// http://www.fhimb.org/docrgsu.htm. ты, которые даже собранные воедино не складываются в концептуально целостную и стройную теорию, раскрывающую всю совокупность связей и опосредований между образованием и национальной безопасностью. Многие важные аспекты проблемы до сих пор остаются не освещенными ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе, продолжает оставаться дискуссионным целый ряд теоретических представлений о задачах и путях развития образовательного потенциала, его включенности в систему обеспечения национальной безопасности.
Таким образом, избранная тема в качестве самостоятельной научной проблемы в прямой постановке не рассматривалась. И это говорит о необходимости ее дальнейшего и нового, комплексного и всестороннего исследования.
Объект исследования — образовательная сфера и образовательный потенциал как социально-политические институты.
Предмет исследования — сопряжение образовательного потенциала и национальной безопасности Российской Федерации.
Рабочая гипотеза автора выстроена на том, что в информационном обществе образовательный потенциал населения выходит в ряд важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность и могущество государств, их безопасность. Современное состояние образовательного потенциала Российской Федерации обусловливает необходимость и возможность модернизации образовательной сферы, которая может и должна быть в большей степени ориентирована на решение задач, связанных с укреплением безопасности страны.
Цель исследования — концептуализация и операционализация образовательного потенциала как социально-политического явления и научного понятия, исследование его места и роли в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выявление возможности и обоснование путей его развития и более полного включения в эту систему.
В соответствии с поставленной целью было необходимо решить следующие задачи исследования:
— собрать, сопоставить существующие подходы к понятиям «образовательная сфера», «образовательная политика», «образовательный потенциал» и, учитывая все ценное, что предложено другими авторами, разработать их уточненные определения;
— уточнить понятийно-категориальный аппарат, используемый для описания сопряжения образования с системой и политикой национальной безопасности;
— раскрыть структуру образовательного потенциала и определить его место и роль в системе обеспечения национальной безопасности;
— выявить акторов, участвующих в разработке и реализации образовательной политики в стране, осмыслить содержание, характер и формы их образовательной деятельности, в том числе в интересах обеспечения национальной безопасности;
— уяснить ведущую роль государственной образовательной политики и государственных образовательных институтов в системе мер, обеспечивающих национальную безопасность;
— проанализировать нормативно-правовые, концептуальные и доктри-нальные документы Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность в стране;
— рассмотреть причины снижения уровня образовательного потенциала, вскрыть недостатки и «узкие места» в функционировании современной системы образования, причины и формы ее дисфункции в обеспечении национальной безопасности;
— изучить существующие парадигмы образования и новые требования к нему, обусловленные модернизацией вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса, переходом России к новой государственной политике в области национальной безопасности;
— обосновать возможность и необходимость дальнейшей институциона-лизации системы образования, оптимизации государственно-частного партнерства в интересах повышения эффективности образовательной политики в стране;
— определить основные направления и разработать предложения по развитию образовательного потенциала и его более полному включению в систему национальной безопасности Российской Федерации.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют общие научные принципы и методы познания, широко используемые в изучении социально-политических процессов, а также научные подходы, связанные с особенностями избранной проблемы. Вся работа построена на принципах диалектической логики, требующей от исследователя рассматривать изучаемые явления в их развитии и связи с другими. Многогранность и многофакторность сюжетов, составляющих содержание диссертации, неоднозначность их толкования и интерпретации предопределили использование автором структурно-функционального, деятельностного, ситуационного подходов к их изучению. При этом учитывались и широко использовались данные и методы социокультурного, цивилизационного, социологического и др. анализа. Разработка и обоснование выдвигаемых положений проводилась с учетом возможностей, которые предоставляют системология, компаративистика, политический менеджмент, конфликтология, теория рационального выбора, неоинституционализм, глобалистика.
Теоретической базой диссертации послужили труды классиков философии, политической, социологической и педагогической наук, а также исследования современных отечественных и зарубежных учены х, новейшие публикации по теоретическим и прикладным аспектам разрабатываемой темы, положения и выводы, содержащиеся в них. Широко используются материалы научных конференций, семинаров, отчетов, монографии и диссертации.
Эмпирическую базу составили документы органов государственной власти и управления, данные политической и экономической статистики, аналитические материалы и прикладные исследования образовательной сферы и образовательной деятельности, статьи из научных журналов и средств массовой информации, информационные ресурсы Интернета и материалы информационных агентств.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методикой проведенного исследования, базирующегося на системном и комплексном подходах к исследуемой темешироким привлечением разнообразного документального и фактологического материала, подтверждающего авторские выводысопоставлением выдвигаемых положений с существующими в науке альтернативными взглядами.
Научная новизна работы заключается в самой постановке и решении крупной политологической проблемы, до настоящего времени не являвшейся предметом научного изучения. Она определяется также результатами, достигнутыми в процессе решения поставленных задач — теоретическими выводами, сформулированными предложениями и практическими рекомендациями. Новыми для отечественной науки положениями, выдвинутыми и обоснованными в диссертации, являются:
• систематизированный обзор использования в научных и политических текстах категорий «образовательная сфера», «образовательная деятельность», «образовательная политика», «образовательный потенциал», их операционализация и концептуализация;
• структурно-функциональный анализ образовательного потенциала общества, его места в системе потенциалов конкурентоспособности и могущества государства и в системе обеспечения национальной безопасности страны;
• выявление и характеристика всех линий сопряжения образования и национальной безопасности;
• исследование образовательного потенциала как ресурса, объекта и инструмента политики национальной безопасности;
• раскрытие причин, в силу которых в системе образования могут формироваться угрозы национальной безопасности, конкретно-исторический анализ этих угроз;
• раскрытие образовательного потенциала военной организации и оборонно-промышленного комплекса России, анализ его состояния, проблем и путей развития в интересах укрепления национальной безопасности;
• выяснение роли государства, гражданского общества, бизнеса и научно-педагогического сообщества как относительно самостоятельных субъектов формирования образовательного потенциала социума, форм и механизмов их взаимодействия в образовательной сфере;
• обоснование необходимости и определение направлений дальнейшей институционализации образовательной сферы и образовательной деятельности и совершенствования их политико-правовой регламентации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современных условиях в большей мере, чем когда бы то ни было поступательное развитие страны, повышение ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире, обеспечение безопасности от внешних и внутренних угроз зависят от состояния, уровня развития образовательного потенциала.
2. Образовательный потенциал представляет собой систему, составными частями которой выступают: знания, накопленные обществом и закрепленные в материальных носителяхзнания, умения, навыки, опыт деятельности и компетенции населениясеть образовательных учреждений, научно-педагогическое сообщество, образовательная инфраструктура, система финансирования образовательной деятельности, политико-правовые установления и нормы, регламентирующие образовательную деятельность и отношения в сфере образования.
3. Сопряжение образовательного потенциала и национальной безопасности страны имеет многоплановый характер: национальная безопасность является необходимым условием формирования, развития и функционирования сферы образованияобразовательный потенциал выступает как ресурс, объект и инструмент политики обеспечения национальной безопасностиупадок образования создает угрозы безопасности.
4. Система образования имеет стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности. Она вооружает каждого человека знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для обеспечения личной безопасностиформирует культуру безопасности готовит работников, профессионально занятых обеспечением конкретных видов и направлений безопасности, а также специалистов по организации и обеспечению безопасного функционирования объектов.
5. На развитие образовательного потенциала в интересах безопасности должны быть ориентированы все виды и уровни общего образования и профессионального обучения. Особое значение приобретает создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, задействованных в отраслях и структурах обеспечения национальной безопасности.
6. Современное состояние образовательного потенциала, его снижение в последнее десятилетие обусловливает необходимость всесторонней модернизации системы отечественного образования, что является политической по своему содержанию и характеру задачей. В ее решении участвуют государство, гражданское общество, бизнес-структуры и научно-педагогическое сообщество. Необходимо расширять масштабы и интенсивность государственно-частного партнерства в развитии образования для сферы безопасности.
7. Стратегическая цель образовательной политики государстваповышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, требованиям инновационного развития экономических и всех общественных отношений. Ее реализация предполагает увеличение инвестиций в сферу образования, совершенствование законодательства, регулирующего образовательные отношения и образовательную деятельность, модернизацию институтов системы образования, повышение статуса работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки, обеспечение инновационного характера базового образования.
8. Образовательная политика государства проводится в жизнь с помощью различного рода инструментов. Такими инструментами являются (даются в алфавитном порядке): институциональные, инфраструктурные, кадровые, медийные (информационные) и коммуникативные, научные, нормативно-правовые, организационные, ресурсные, правовые, политико-административные, секьюритологические, статусно-ролевые, финансовые и экономические.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, пяти глав по три параграфа в каждой, заключения и списка литературы.
Заключение
.
Безопасность является универсальной базовой потребностью человека, образуемых им общностей и институтов. Ее обеспечение относится к важнейшим функциям государства. Именно необходимость в безопасности, как отмечалось уже в Словаре Брокгауза и Ефрона, вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение.
Национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.
1 Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. С. 76.
В ряду различных факторов национальной безопасности важную роль играет образовательный потенциал общества. На современном этапе развития России все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности государства, укрепления его безопасности становится образование. Его содержание, как это нормативно предложено закрепить в «Законе об образовании», должно быть стратегически ориентировано на обеспечение национальной безопасности государства.
Образовательная сфера, формируемый в ней образовательный потенциал, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Столь же обоснованно и обратное утверждение: политическая, экономическая, оборонная и другие сферы, являясь системообразующими факторами жизни общества, определяют условия формирования и развития образовательного потенциала и, следовательно, активно влияют на него.
Исследование показало, что есть пять линий сопряжения между национальной безопасностью и образованием.
Первая линия сопряжения связана с тем, что безопасность социума является необходимым условием создания и функционирования системы образования. Нарушение безопасности будь то в силу природных катаклизмов, экономической стагнации, социальных потрясений или внешнего давления затрудняет, в предельном случае — делает невозможной успешную образовательную деятельность.
Вторая линия сопряжения рассматриваемых феноменов обусловлена тем, что образование выступает ресурсом безопасности. Уровень образования нации — главное условие и важнейший показатель эффективности и конкурентоспособности государства. Значение образования, которое, наряду с другими факторами, формирует и определяет человеческий капитал, возрастает в связи с переводом экономической и всей общественной жизни страны на инновационный путь развития.
Третья линия сопряжения определяется тем, что система образования является объектом политики безопасности, которая призвана обеспечить ее защищенность от внешних и внутренних угроз.
Четвертая линия сопряжения — система образования служит инструментом политики обеспечения национальной безопасности. Национальную безопасность нельзя обеспечить лишь средствами образовательной политики, но ее невозможно и гарантировать в отрыве от нее. В современных условиях единственно возможным путем возрастания могущества России является сохранение, развитие и мобилизация человеческого капитала страны.
Пятая линия сопряжения национальной безопасности и образования состоит в том, что образование может стать, а в российской действительности и становится источником опасности для общества и государства. Дисфункция образования проявляется в том, что его упадок является угрозой национальной безопасности.
Исследование подтвердило рабочую гипотезу диссертанта: образовательный потенциал населения выходит в ряд важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность и могущество государств, их безопасность. Современное состояние образовательного потенциала Российской Федерации обусловливает необходимость и возможность модернизации образовательной сферы, которая может и должна быть в большей степени ориентирована на решение задач, связанных с укреплением безопасности страны.
На основе проведенного анализа заявленной проблемы диссертантом выработаны предложения, реализация которых может способствовать улучшению положения дел в этой области. Pix можно свести в несколько групп.
1. Рекомендации научно-теоретического характера связаны с выявлением актуальных задач и направлений всестороннего исследования национальной безопасности России, места и роли образовательной сферы и образовательной деятельности в ее обеспечении. В частности, представляется интересными и важными углубленная разработка современного видения человеческого капитала, образовательного потенциала общества и его отдельных структур (военной организации, армии, оборонно-промышленного комплекса и т. п.), анализ механизмов их формирования и развития, исследование действующей системы государственных, общественных и частных институтов, участвующих в формировании культуры безопасности общества и личности безопасного типа, обоснование путей оптимизации этой системы. Необходимо ориентировать высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения на организацию прикладных разработок по этим вопросам. Стимулировать их могли бы учреждение специальных грантов, организация конкурсов научных работ, проведение общественных слушаний, «круглых столов» и др. Представляется целесообразным более широко включить проблемы национальной безопасности в соответствующие разделы Государственного стандарта высшего профессионального образования.
2. Предложения по совершенствованию законотворчества и правового обеспечения деятельности Российского государства и его структур, гражданского общества и бизнеса, входящих в образовательную сферу. Их ориентированность на обеспечение национальной безопасности должна получить четкое и емкое концептуальное разрешение в законодательных актах, других официальных документах Российской Федерации, определяющих ее политику безопасности. Соответствующие юридические определения системы обеспечения оборонно-промышленного комплекса высококвалифицированными работниками всех уровней профессионального образования составят прочную правовую основу образовательной деятельности и образовательных отношений этого направления. Нужна развернутая правовая регламентация государственно-частного партнерства в образовательной сфере. Назрела необходимость в создании института (понимаемого не как конкретное учреждение, а как социальная практика) оперативной научной экспертизы проектов законов и других нормативных актов, а также международных соглашений, призванного оценивать их соответствие интересам национальной безопасности.
3. Рекомендации, направленные на дальнейшую институционализацию политического механизма обеспечения экономической безопасности в интересах повышения его эффективности. Нельзя мириться с тем, что «в стране отсутствует эффективная структура, которая бы занималась заказом так называемых прорывных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности. Нужно подумать об организации такой структуры"1. В диссертации обосновывается необходимость создания системы непрерывного профессионального образования, преемственности всех ее форм, получения и наращивания квалификации, в которой задействованы как государственный, так и негосударственный секторы подготовки кадров. Комплексное решение этого вопроса может дать восстановление и реорганизация сети специализированных учреждений образовательной сферы, ориентированной на оборонный комплекс, формирование Федеральных университетов оборонных технологий. В интересах безотлагательного восстановления системы нравственного воспитания молодого поколения российских граждан, целостной системы образования и воспитания необходимо переработать Концепцию патриотического воспитания, включить соответствующие установки в государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования всех уровней, пересмотреть содержание учебников и учебно-методических комплексов, образовательных программ для средней и высшей школы, обеспечить соответствующую подготовку преподавателей.
Как представляется, эти рекомендации направлены на реализацию установки Стратеги национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., которая, с одной стороны, устанавливает, что образование входит в число приоритетов, устойчивое развитие которых служит обеспечению национальной безопасности, а с другой стороны, подчеркивает, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия.
1 Стенографический отчёт о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса// http://kremlin.ru/transcripts/8985. и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в том числе в сфере науки и образования.