Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образовательный потенциал системы национальной безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рекомендации научно-теоретического характера связаны с выявлением актуальных задач и направлений всестороннего исследования национальной безопасности России, места и роли образовательной сферы и образовательной деятельности в ее обеспечении. В частности, представляется интересными и важными углубленная разработка современного видения человеческого капитала, образовательного потенциала общества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. Определение предмета
    • 2. Структура
    • 3. Связь с политикой
  • Глава 2. МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Национальная безопасность и система ее обеспечения
    • 2. Образовательный потенциал системы национальной безопасности
    • 3. Образовательное измерение других потенциалов
  • Глава 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
    • 1. Кадры — основной фактор оборонки
    • 2. Восстановление кадрового потенциала ОПК -веление времени
    • 3. Профессиональное образование
  • Глава 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ — РЕСУРС, ОБЪЕКТ И ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Образовательные ресурсы безопасности
    • 2. Образование — объект политики безопасности
    • 3. Образование — инструмент политики обеспечения национальной безопасности
  • Глава 5. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ИНТЕРЕСАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Упадок образования — угроза национальной безопасности
    • 2. Ослабление безопасности — угроза образованию
    • 3. Образовательная политика

Образовательный потенциал системы национальной безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента в мае 2009 г., провозгласила переход России к новой государственной политике в области национальной безопасности. В ней впервые на таком уровне четко и однозначно заявлено, что к числу стратегических национальных приоритетов, через которые реализуются потребности государства в обеспечении национальной безопасности, относится образование. Оно выходит в число приоритетных направлений формирования и развития российской государственности, сохранения самобытности страны, обеспечения ее национальной безопасности, укрепления военной организации государства. Глубокий и всесторонний анализ этой взаимосвязи имеет важное теоретическое и практическое значение.

Актуальность заявленной темы обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Теоретическая проработка вопросов о месте и роли образования в ее совершенствовании и укреплении, их своевременное и качественное решение самым непосредственным образом сказываются на повышении конкурентоспособности страны, упрочении ее положения в мире, способности адекватно отвечать на внутренние и внешние вызовы и угрозы.

Во-вторых, идущая уже на протяжении нескольких лет модернизация образовательной системы, ее переход на болонскую двухступенчатую модель (бакалавриат — магистратура), перевод школьного, высшего образования и профессионального обучения на новые государственные стандарты требуют осмысления и корректировки российской государственной образовательной политики в плане ее соответствия общенациональным интересам, учета отечественного опыта и традиций, а также мировых тенденций в развитии образовательной сферы.

В-третьих, образовательная политика в стране складывается как результат деятельности государства, гражданского общества, бизнеса и научно-педагогического сообщества, интересы которых не всегда совпадают. Поэтому представляется важным исследование возможностей и механизмов их согласования, в частности, совершенствования государственно-частного партнерства в образовательной сфере.

В-четвертых, в отечественном научном и политическом еще не сформировался единый категориальный аппарат описания и анализа сопряжения системы образования и национальной безопасности. Это обусловливает необходимость уточнения понятий, выявления теоретико-методологических основ анализа, адекватно отражающих процессы, связанные с включением образовательного потенциала в систему обеспечения национальной безопасности.

В-пятых, недостаточная теоретическая проясненность заглавной проблемы негативно сказывается на подготовке специалистов, практически занятых обеспечением национальной безопасности Российской Федерации. Ее углубленное исследование даст необходимый теоретический и методический материал для соответствующих изменений в учебных программах и планах, содержании учебных курсов и, следовательно, повышении роли образовании в обеспечении национально безопасности.

В-шестых, фальсификация отечественного опыта развития народного образования, имеющая место в публицистике и не только в ней, делает необходимым активизацию научно-исследовательского поиска в конструктивном направлении.

Степень научной разработанности исследуемой проблемы. В отечественной науке накоплен большой массив исследований и публикаций, положения и выводы которых образуют хорошую основу для углубленной проработки проблемы сопряженности национальной безопасности и образования. Знакомство с ними помогает более четко и полно разработать авторскую концепцию.

Здесь нужно сказать, прежде всего, о работах по общей теории безопасности и национальной безопасности Российской Федерации1. Их авторы, за редким исключением, практически не выходят на систематизированное изложение вопросов, составляющих предмет данного исследования. Но они разработали базовый понятийный аппарат, раскрыли сущность, социально-политическое содержание безопасности, ее взаимосвязь с развитием, выявили причины и источники угроз личности, обществу и государству, показали механизмы и способы противодействия им. Их положения и выводы, имеющие принципиальное методологическое значение, легли в основу разрабатываемой в диссертации концепции. В этом круге библиографических источников особую ценность имеют труды, посвященные духовной безопасности, хотя и в них нет прямого выхода на образование .

Другой пласт литературы образуют труды, посвященные образованию как социально-политическому явлению и педагогическому процессу. Вопрос.

1 Белов П. Г Методологические основы национальной безопасности России. СПб.: СПбГПУ, 2004. Ч. I. Базовые категории, методы исследования и обеспечения. 258 е.- 4.II. Методы совершенствования и политико-правовое обеспечение. 308 е.- Бельков O.A. Духовные основы и факторы национальной безопасности// Безопасность России — 2011: Экс-пертно-аналитическое обозрение. М.: ИД «Критерий», 2010: Буркин А. И. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М.: РАГС, 2008; Возжеников A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «МОДУЛЬ», 2000. 240 е.- Гончаренко Л. П., Куценко Е. С. Управление безопасностью. — М.: КНОРУС, 2005; Дамаскин О. В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М.: Флинта: Наука, 2007. 429 е.- Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. М.: Экономика, 2003. 423 е.- Кортунов C.B. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы [Текст]: учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 397 е.- Кузнецов В. Н. Социология безопасности: Учебник. М.: Книга и бизнес, 2003; Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Юнити, 2006; Национальная безопасность: политико-правовые вопросы. Научное исследование / Под общей ред. М. П. Фомиченко. М.: Российская правовая академия Мин. ста РФ, 2008. 452 е.- Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 4: К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. М.: Издательство «Известия», 2007. 240 е.- Национальная безопасность России: проблемы и пути обеспечения. М.: Изд-во РАГС, 2003. 238 е.- Национальная безопасность: Сущность, основы теории и практического анализа / В. М. Ланцов, Д. М. Хамзин, К. А. Шандра, M. Н. Капранова. Ч. 2: Реальный менеджмент. Казань: Новое знание, 2003. 193 с. и др. л.

См.: Бельков O.A. Духовные основы и факторы национальной безопасности// Безопасность России — 2011: Экспертно-аналитическое обозрение. М.: ИД «Критерий», 2010. С. 15−35- Беспаленко П. Н. Духовная безопасность в политическом пространстве России. Ростов/н/Д: Изд-воМКАГС, 2009. 270 е.- Юсупов P.M. Наука и национальная безопасность. СПб.: Наука, 2006. 290 с. и др. образования и воспитания всегда привлекал большое внимание исследователей-обществоведов. Оно заметно возросло в связи с модернизацией образовательной системы России и ее встраиванием в болонский процесс. В последнее десятилетие подготовлено большое количество диссертационных исследований, посвященных проблемам образовательной политики1.

Большое значение в общетеоретическом и методологическом плане имеют труды, в которых рассматриваются проблемы формирования национальной педагогической школыподчеркивается, что современные тенденции в российском высшем образовании могут обострить социальное неравенство в Россиивыясняется роль государства в развитии народного образования, раскрываются основные направления совершенствования образовательной системы России в Х1Х-ХХ вв .

1 Проценко, Е. Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России: Историко-правовой анализ: диссертация. д. ю. н. Санкт-Петербург, 1998; Чернышев, Г. С. Государственная политика в сфере школьного образования России: история, опыт, проблемы (1970;1990;ег.г.): Автореферат дис.д. и. н. М.: РГСУ, 2003; Лезина, В. В. Национально-языковая образовательная политика в поликультурном обществе Северного Кавказа: диссертация. д. пед. н. М., 2004; Малинский, И. Г. Региональная образовательная политика в контексте Болонского процесса: Автореферат дис.. к. социол. н. Саратов, 2004; Шушарина, О. П. Государственная политика в сфере высшего образования в 1953;2003 гг.: тенденции, проблемы, противоречия: На материалах Российской Федерации: дис.. д. и. н. М., 2004; Гогин, Д. Ю. Государственная образовательная политика Российской Федерации на современном этапе: дис. к. п. н. Москва, 2005; Панарин, В. И. Образовательная политика как социально-философская проблема: Автореферат дис.. к. ф. н. Новосибирск, 2005; Темерева Н. В. Региональная образовательная политика: совершенствование взаимодействия общего и профессионального образования в современных российских условиях: Автореферат дис.. к. социол. н. Саратов, 2005; Романова, Т. Г. Образовательная политика России и Республики Беларусь: интеграционные процессы и перспективы: дис.. к. п. н. М., 2006; Шориков, В. В. Государственная культурно-образовательная политика в исторических судьбах коренных народов Севера-Востока СССР в 1950;1970;е гг.: На материалах Магаданской и Камчатской областей: Автореф. дис.. к. и. н. Тверь, 2006; Каменская, Ю. А. Образовательная политика в странах Западной Европы и России: сравнительный анализ: Автореф. дис.. к. п. н. М., 2007.

См.: Государственные приоритеты в науке и образовании. М., 2001; Добреньков В. И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М, 2003; Макарова М. Н. Труд в обществе знаний: образование под вопросом. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 168 е.- Новиков А. М Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000; Овсянников А. А. Система образования в России и образование России. М, 1999; Бестужев-Лада И. В. Нужна ли школе реформа? М, 2001; Стратегический ответ России на вызовы нового века. М., 2004.

Актуальные проблемам модернизации российской системы образования в свете общегосударственной политики модернизации экономики Российской Федерации подробно рассмотрены в фундаментальной монографии, подготовленной под руководством М. К. Горшкова и Ф.Э. Шереги1 В ней, в частности, анализируются факторы, тормозящие процесс модернизации системы профессионального образования, раскрывается дисфункция высшего образования в воспроизводстве социально-профессиональной структуры.

Усилиями многих авторов детально раскрыты сущность образовательной политики, ее структура и предназначение, инновационный характер современной образовательной политики в России. Наработанный ими материал убеждает в том, что ускоренное развитие социума невозможно без всеобщего доступа граждан к образованию, знаниям, всему массиву информации, накопленному человечеством. В их трудах образование рассматривается как важнейшая отрасль общественного развития, ответственного не только за подготовку кадров, но и за воспроизводство человеческого капитала страны в целом, который является главным ресурсом эффективного развития, конкурентоспособности, высокого качества жизни граждан.

В аналитическом обобщающем исследовании Б. С. Гершунского при анализе глубинных причин и возможных последствий глубокого кризиса в образовании и науках об образовании отмечаются стратегические ориентиры политики в области высшего профессионального образования в новых социально-экономических условиях.

В.И.Солдаткин определяет проблемы образовательной политики государства как самостоятельной сферы жизни общества, проводит анализ социально-политической детерминации системы образования, взаимосвязи поли.

1 Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010. — 352 с.

2 См.:Гершунский, Б. С. Россия: образование и будущее, — МО РФ, Челяб. фил. ИПО,.

1993.

См.:Солдаткин, В. И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты.-М.Д999. тики и образования, содержания социальных императивов, приоритетов современной государственной образовательной политики, механизма их реализации, раскрывается политическая специфика российского государства в области высшего профессионального образования.

А.П. Лиферов1 рассматривает комплекс предпосылок, принципов и форм межгосударственного сотрудничества в сфере образования, анализирует проблемы, связанные с вхождением отечественного высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство, рассматривает возможные сценарии развития интеграционных процессов.

В трудах О. Н. Смолина образовательная политика анализируется в контексте проблем нормативно-правого характера, представлено системное освещение по вопросам образовательной политики от ее философских оснований до программных документов и практических мероприятий. В них обосновывается необходимость смены законотворческой парадигмы в сфере высшего профессионального образования, а также построения новых принципов этой политики. Общую цель его работ можно охарактеризовать как выявление новых тенденций развития образовательной политики в российских условиях2. о.

А.И. Суббето рассматривает образовательное общество как форму бытия ноосферного общества и одновременно как конкретную форму реализа.

1 См.:Лиферов, А. П. Интеграция мирового образованияреальность третьего тыся-челетия.-М., 1997.

2 См.:Смолин, О. Н. Куда несет нас рок событий. Политологическая публицистика 1990;1995 гг. М., 1995; Смолин, О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2001; Смолин, О. Н. Стратегия развития образования: основные направления. Краткие комментарии. М., 2002. Смолин, О. Н. Образование — для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. М., 2006. о.

См.: Суббето, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI веке (развитие теоретической системы Ноосферизма). Кострома, 2006. Суббето, И. А. Интеллектуальная черная дыра в образовании, военной и экономической политике России.Спб., 2008. Суббето, А. И. России нужна стратегия долгосрочного развития на собственной основе. СПб, 2008;Суббето, А.И., Иманов, Г. М. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке монография, СПб., 2008. ции стратегии развития образования в России в XXI веке, как форму реализации требований закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и образовательных систем в обществе.

В.И. Якунин с сотоварищами решают исследовательскую задачу соотнесения политики в сфере образования с задачами экономического развития России. На обширном статистическом материале они показывают депрофессионализацию образовательного процесса, отрыв его от конкретных запросов рыночной экономики, выявляют узловые проблемы системы современного образования в России и предлагают принципиально новый подход рассмотрения образования в качестве одной из ступеней управляемого экономического процесса, фактора и ресурса экономического развития1.

Заметный вклад в разработку этих проблем внесли ученые РГСУ. Труды академика РАН профессора В. И. Жукова посвящены анализу истоков, традиций, состояния, перспектив и противоречий российского образования, вза-имоотношениий высшей школы и высшей власти в условиях радикальных либерально-демократических реформсобственному потенциалу вузов, позволившему сохранить высшую школу и обеспечить ее позитивное участие в политической модернизации страны. В них раскрыты сущность и особенности институционализации университетского образования, дан критический анализ модернизации высшей школы, с объективных научных позиций рассматривается состояние российского социального образования и перспективы его развития. о.

Глубокое научное исследование провела Т. А. Дубровская. Она проследила формирование и развитие сети профессиональных школ России на про.

1 Якунин В. И., Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э., Нетесова М. С. Образование как фактор экономического развития. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. — 104 с.

2 Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001; Он же. Российские преобразования: история, социология, политика. М., 2002; Он же. Российские университеты. М., 2003; Он же. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. В 3 т. Т 3. Философия и социология образования и культуры. М., 2007.

3 Дубровская Т. А. Формирование и развитие системы профессионального образования в России (XIX — начало XX века). Дис.. .д. и. н. М., 2004. тяжении более чем столетнего периода, которое привело к созданию относительно гибкой системы гражданских государственных, общественных и частных разноуровневых учебных заведений по подготовке квалифицированных кадров. Всесторонний политологический анализ государственной политики современной России в области высшего профессионального образования, тенденций ее развития и механизмов реализации осуществлен O.A. Нестерчук1.

В целом изучению проблем образовательной системы и образовательной политики, их экономических и социальных, политических и духовных аспектов посвящено много теоретических изысканий. Но их связь с обеспечением национальной безопасности России во многих случаях остается за рамками исследования. Вместе с тем, в обширном корпусе научных разработок проблем образования есть и относительно самостоятельный, особенно важный для диссертанта, блок работ, в которых образование рассматривается в координатах национальной безопасности.

Еще в 1997 г. была проведена научно-практическая конференция на тему «Образование как фактор национальной безопасности России», организованная Советом безопасности РФ и МГУ имени М. В. Ломоносова. С тех пор опубликовано немало различных материалов, авторы которых предметом своего анализа избрали различные сюжеты проблемы, вынесенной в заглавие данной работы. Есть работы, с названием которых перекликается название нашей работы. Подготовлен целый ряд диссертаций, специально затрагива.

1 Нестерчук O.A. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования: тенденции и механизмы реализации. Дис.. д. п. н. М., 2009.

2 Демченко C.B. Национальная безопасность и образовательная политика в современной России. Монография. — Москва-Орел: издательство ОРАГС, 2008. — 184 е.- Жукова А. П. Государственная образовательная политика и ее влияние на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: Автореферат дис.к. п. н. М., 2008; Минаев Г. А. Образование и безопасность. М.: Логос, 2009; Настольная книга руководителя. М.: Айрис-пресс, 2005. 248 е.- Юсупов P.M. Наука и национальная безопасностью СПб.: Наука, 2006. 290 с. ющих различные сюжеты, относящиеся к теме настоящего исследования1. Много интересных суждений, обоснованной критики по поводу состояния образовательной сферы России и ее влияния на национальную безопасность.

9 Я содержится в научных статьях, опубликованных в СМИ и Интернете .

В отечественной науке накоплен солидный материал, имеющий большую эвристическую ценность для понимания сопряжения образования и национальной безопасности. Однако для большинства авторов эти вопросы являются вторичными, внимание к ним обусловлено и ограничено содержанием собственной исследуемой проблемы и потому их наработки носят фрагментарный характер. В тех же исследованиях, которые посвящены непосредственно данной теме, рассматриваются отдельные, весьма важные сюже.

1 Денисенко П. А. Парадигмы образования в социокультурном пространстве современного российского общества и армии (социально-философский анализ). Дисс.. д. ф. н. М., 2009; Ивушкин К. А. Восстановление и развитие кадрового потенциала ОПК. Авто-реф. дис.. к. э. н. М., 2007; Ляпин И. Л. Профессиональное образование как компонент образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Автореферат дисс.. к. п. н. М., 2004; Николаев О. В. Развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса России: методология и практика: Дис.. д. э. н. Москва, 2005. 324 е.- Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении: Спицын Ю. Г. Военный социум и образование как фактор национальной безопасности России: Дис.. д. с. н. СПб., 1999. 368 е.- Ярошенко Г. В. Государственная образовательная политика и национальная безопасность России: федеральный и региональный аспекты. Дис.. к. п. н. Ростов-на-Дону, 2004. 172 с.

Выборнова В.В., Дунаева Е. А. Образовательный потенциал молодёжи стратегический ресурс безопасности// Безопасность Евразии, 2006, № 3, июль-сентябрьНестеров В. В. Образование в контексте национальной безопасности// Безопасность Евразии, Он же. Образование и национальная безопасность// Вестник Военного университетаЧачин С. Я. Безопасность в сфере народного образования// Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 1 (18). С. 87 — 90- Митрохин В К. Образовательная политика как структурный элемент национальной безопасности //Юридический мир. -2006. № 5. С. 32 — 34.

3 Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России// http://www.informika.ni/text/magaz/higher/l97/l-3.htmlБояринцев В.И., Самарин А. Н., Фи-онова Л. К. Разгром науки и деградация образования — угроза безопасности России// http://www.confstud.ru/content/view/44/2/- Камашев C.B. Безопасность образования России в условиях его интеграции в мировое образовательное пространство// http://soippo.narod.ru/documents/konfzhuk/kamashev.doc.) — Ким C.B. Валеологическая безопасность педагога в образовательной деятельности// http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006Nl/p53−56.htmКовалев C.B. Концепция безопасности образовательного пространства// http://www.websib.ru/noos/bou/conception.phpЭксперт: упадок образования — угроза национальной безопасности// http://www.newsland.ru/News/Detail/id/559 537/cat/42/- Шершнев Л. И. Образовательное пространство России как системообразующий фактор национальной безопасности// http://www.fhimb.org/docrgsu.htm. ты, которые даже собранные воедино не складываются в концептуально целостную и стройную теорию, раскрывающую всю совокупность связей и опосредований между образованием и национальной безопасностью. Многие важные аспекты проблемы до сих пор остаются не освещенными ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе, продолжает оставаться дискуссионным целый ряд теоретических представлений о задачах и путях развития образовательного потенциала, его включенности в систему обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, избранная тема в качестве самостоятельной научной проблемы в прямой постановке не рассматривалась. И это говорит о необходимости ее дальнейшего и нового, комплексного и всестороннего исследования.

Объект исследования — образовательная сфера и образовательный потенциал как социально-политические институты.

Предмет исследования — сопряжение образовательного потенциала и национальной безопасности Российской Федерации.

Рабочая гипотеза автора выстроена на том, что в информационном обществе образовательный потенциал населения выходит в ряд важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность и могущество государств, их безопасность. Современное состояние образовательного потенциала Российской Федерации обусловливает необходимость и возможность модернизации образовательной сферы, которая может и должна быть в большей степени ориентирована на решение задач, связанных с укреплением безопасности страны.

Цель исследования — концептуализация и операционализация образовательного потенциала как социально-политического явления и научного понятия, исследование его места и роли в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выявление возможности и обоснование путей его развития и более полного включения в эту систему.

В соответствии с поставленной целью было необходимо решить следующие задачи исследования:

— собрать, сопоставить существующие подходы к понятиям «образовательная сфера», «образовательная политика», «образовательный потенциал» и, учитывая все ценное, что предложено другими авторами, разработать их уточненные определения;

— уточнить понятийно-категориальный аппарат, используемый для описания сопряжения образования с системой и политикой национальной безопасности;

— раскрыть структуру образовательного потенциала и определить его место и роль в системе обеспечения национальной безопасности;

— выявить акторов, участвующих в разработке и реализации образовательной политики в стране, осмыслить содержание, характер и формы их образовательной деятельности, в том числе в интересах обеспечения национальной безопасности;

— уяснить ведущую роль государственной образовательной политики и государственных образовательных институтов в системе мер, обеспечивающих национальную безопасность;

— проанализировать нормативно-правовые, концептуальные и доктри-нальные документы Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность в стране;

— рассмотреть причины снижения уровня образовательного потенциала, вскрыть недостатки и «узкие места» в функционировании современной системы образования, причины и формы ее дисфункции в обеспечении национальной безопасности;

— изучить существующие парадигмы образования и новые требования к нему, обусловленные модернизацией вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса, переходом России к новой государственной политике в области национальной безопасности;

— обосновать возможность и необходимость дальнейшей институциона-лизации системы образования, оптимизации государственно-частного партнерства в интересах повышения эффективности образовательной политики в стране;

— определить основные направления и разработать предложения по развитию образовательного потенциала и его более полному включению в систему национальной безопасности Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют общие научные принципы и методы познания, широко используемые в изучении социально-политических процессов, а также научные подходы, связанные с особенностями избранной проблемы. Вся работа построена на принципах диалектической логики, требующей от исследователя рассматривать изучаемые явления в их развитии и связи с другими. Многогранность и многофакторность сюжетов, составляющих содержание диссертации, неоднозначность их толкования и интерпретации предопределили использование автором структурно-функционального, деятельностного, ситуационного подходов к их изучению. При этом учитывались и широко использовались данные и методы социокультурного, цивилизационного, социологического и др. анализа. Разработка и обоснование выдвигаемых положений проводилась с учетом возможностей, которые предоставляют системология, компаративистика, политический менеджмент, конфликтология, теория рационального выбора, неоинституционализм, глобалистика.

Теоретической базой диссертации послужили труды классиков философии, политической, социологической и педагогической наук, а также исследования современных отечественных и зарубежных учены х, новейшие публикации по теоретическим и прикладным аспектам разрабатываемой темы, положения и выводы, содержащиеся в них. Широко используются материалы научных конференций, семинаров, отчетов, монографии и диссертации.

Эмпирическую базу составили документы органов государственной власти и управления, данные политической и экономической статистики, аналитические материалы и прикладные исследования образовательной сферы и образовательной деятельности, статьи из научных журналов и средств массовой информации, информационные ресурсы Интернета и материалы информационных агентств.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методикой проведенного исследования, базирующегося на системном и комплексном подходах к исследуемой темешироким привлечением разнообразного документального и фактологического материала, подтверждающего авторские выводысопоставлением выдвигаемых положений с существующими в науке альтернативными взглядами.

Научная новизна работы заключается в самой постановке и решении крупной политологической проблемы, до настоящего времени не являвшейся предметом научного изучения. Она определяется также результатами, достигнутыми в процессе решения поставленных задач — теоретическими выводами, сформулированными предложениями и практическими рекомендациями. Новыми для отечественной науки положениями, выдвинутыми и обоснованными в диссертации, являются:

• систематизированный обзор использования в научных и политических текстах категорий «образовательная сфера», «образовательная деятельность», «образовательная политика», «образовательный потенциал», их операционализация и концептуализация;

• структурно-функциональный анализ образовательного потенциала общества, его места в системе потенциалов конкурентоспособности и могущества государства и в системе обеспечения национальной безопасности страны;

• выявление и характеристика всех линий сопряжения образования и национальной безопасности;

• исследование образовательного потенциала как ресурса, объекта и инструмента политики национальной безопасности;

• раскрытие причин, в силу которых в системе образования могут формироваться угрозы национальной безопасности, конкретно-исторический анализ этих угроз;

• раскрытие образовательного потенциала военной организации и оборонно-промышленного комплекса России, анализ его состояния, проблем и путей развития в интересах укрепления национальной безопасности;

• выяснение роли государства, гражданского общества, бизнеса и научно-педагогического сообщества как относительно самостоятельных субъектов формирования образовательного потенциала социума, форм и механизмов их взаимодействия в образовательной сфере;

• обоснование необходимости и определение направлений дальнейшей институционализации образовательной сферы и образовательной деятельности и совершенствования их политико-правовой регламентации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современных условиях в большей мере, чем когда бы то ни было поступательное развитие страны, повышение ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире, обеспечение безопасности от внешних и внутренних угроз зависят от состояния, уровня развития образовательного потенциала.

2. Образовательный потенциал представляет собой систему, составными частями которой выступают: знания, накопленные обществом и закрепленные в материальных носителяхзнания, умения, навыки, опыт деятельности и компетенции населениясеть образовательных учреждений, научно-педагогическое сообщество, образовательная инфраструктура, система финансирования образовательной деятельности, политико-правовые установления и нормы, регламентирующие образовательную деятельность и отношения в сфере образования.

3. Сопряжение образовательного потенциала и национальной безопасности страны имеет многоплановый характер: национальная безопасность является необходимым условием формирования, развития и функционирования сферы образованияобразовательный потенциал выступает как ресурс, объект и инструмент политики обеспечения национальной безопасностиупадок образования создает угрозы безопасности.

4. Система образования имеет стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности. Она вооружает каждого человека знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для обеспечения личной безопасностиформирует культуру безопасности готовит работников, профессионально занятых обеспечением конкретных видов и направлений безопасности, а также специалистов по организации и обеспечению безопасного функционирования объектов.

5. На развитие образовательного потенциала в интересах безопасности должны быть ориентированы все виды и уровни общего образования и профессионального обучения. Особое значение приобретает создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, задействованных в отраслях и структурах обеспечения национальной безопасности.

6. Современное состояние образовательного потенциала, его снижение в последнее десятилетие обусловливает необходимость всесторонней модернизации системы отечественного образования, что является политической по своему содержанию и характеру задачей. В ее решении участвуют государство, гражданское общество, бизнес-структуры и научно-педагогическое сообщество. Необходимо расширять масштабы и интенсивность государственно-частного партнерства в развитии образования для сферы безопасности.

7. Стратегическая цель образовательной политики государстваповышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, требованиям инновационного развития экономических и всех общественных отношений. Ее реализация предполагает увеличение инвестиций в сферу образования, совершенствование законодательства, регулирующего образовательные отношения и образовательную деятельность, модернизацию институтов системы образования, повышение статуса работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки, обеспечение инновационного характера базового образования.

8. Образовательная политика государства проводится в жизнь с помощью различного рода инструментов. Такими инструментами являются (даются в алфавитном порядке): институциональные, инфраструктурные, кадровые, медийные (информационные) и коммуникативные, научные, нормативно-правовые, организационные, ресурсные, правовые, политико-административные, секьюритологические, статусно-ролевые, финансовые и экономические.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, пяти глав по три параграфа в каждой, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Безопасность является универсальной базовой потребностью человека, образуемых им общностей и институтов. Ее обеспечение относится к важнейшим функциям государства. Именно необходимость в безопасности, как отмечалось уже в Словаре Брокгауза и Ефрона, вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение.

Национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов.

1 Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. С. 76.

В ряду различных факторов национальной безопасности важную роль играет образовательный потенциал общества. На современном этапе развития России все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности государства, укрепления его безопасности становится образование. Его содержание, как это нормативно предложено закрепить в «Законе об образовании», должно быть стратегически ориентировано на обеспечение национальной безопасности государства.

Образовательная сфера, формируемый в ней образовательный потенциал, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Столь же обоснованно и обратное утверждение: политическая, экономическая, оборонная и другие сферы, являясь системообразующими факторами жизни общества, определяют условия формирования и развития образовательного потенциала и, следовательно, активно влияют на него.

Исследование показало, что есть пять линий сопряжения между национальной безопасностью и образованием.

Первая линия сопряжения связана с тем, что безопасность социума является необходимым условием создания и функционирования системы образования. Нарушение безопасности будь то в силу природных катаклизмов, экономической стагнации, социальных потрясений или внешнего давления затрудняет, в предельном случае — делает невозможной успешную образовательную деятельность.

Вторая линия сопряжения рассматриваемых феноменов обусловлена тем, что образование выступает ресурсом безопасности. Уровень образования нации — главное условие и важнейший показатель эффективности и конкурентоспособности государства. Значение образования, которое, наряду с другими факторами, формирует и определяет человеческий капитал, возрастает в связи с переводом экономической и всей общественной жизни страны на инновационный путь развития.

Третья линия сопряжения определяется тем, что система образования является объектом политики безопасности, которая призвана обеспечить ее защищенность от внешних и внутренних угроз.

Четвертая линия сопряжения — система образования служит инструментом политики обеспечения национальной безопасности. Национальную безопасность нельзя обеспечить лишь средствами образовательной политики, но ее невозможно и гарантировать в отрыве от нее. В современных условиях единственно возможным путем возрастания могущества России является сохранение, развитие и мобилизация человеческого капитала страны.

Пятая линия сопряжения национальной безопасности и образования состоит в том, что образование может стать, а в российской действительности и становится источником опасности для общества и государства. Дисфункция образования проявляется в том, что его упадок является угрозой национальной безопасности.

Исследование подтвердило рабочую гипотезу диссертанта: образовательный потенциал населения выходит в ряд важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность и могущество государств, их безопасность. Современное состояние образовательного потенциала Российской Федерации обусловливает необходимость и возможность модернизации образовательной сферы, которая может и должна быть в большей степени ориентирована на решение задач, связанных с укреплением безопасности страны.

На основе проведенного анализа заявленной проблемы диссертантом выработаны предложения, реализация которых может способствовать улучшению положения дел в этой области. Pix можно свести в несколько групп.

1. Рекомендации научно-теоретического характера связаны с выявлением актуальных задач и направлений всестороннего исследования национальной безопасности России, места и роли образовательной сферы и образовательной деятельности в ее обеспечении. В частности, представляется интересными и важными углубленная разработка современного видения человеческого капитала, образовательного потенциала общества и его отдельных структур (военной организации, армии, оборонно-промышленного комплекса и т. п.), анализ механизмов их формирования и развития, исследование действующей системы государственных, общественных и частных институтов, участвующих в формировании культуры безопасности общества и личности безопасного типа, обоснование путей оптимизации этой системы. Необходимо ориентировать высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения на организацию прикладных разработок по этим вопросам. Стимулировать их могли бы учреждение специальных грантов, организация конкурсов научных работ, проведение общественных слушаний, «круглых столов» и др. Представляется целесообразным более широко включить проблемы национальной безопасности в соответствующие разделы Государственного стандарта высшего профессионального образования.

2. Предложения по совершенствованию законотворчества и правового обеспечения деятельности Российского государства и его структур, гражданского общества и бизнеса, входящих в образовательную сферу. Их ориентированность на обеспечение национальной безопасности должна получить четкое и емкое концептуальное разрешение в законодательных актах, других официальных документах Российской Федерации, определяющих ее политику безопасности. Соответствующие юридические определения системы обеспечения оборонно-промышленного комплекса высококвалифицированными работниками всех уровней профессионального образования составят прочную правовую основу образовательной деятельности и образовательных отношений этого направления. Нужна развернутая правовая регламентация государственно-частного партнерства в образовательной сфере. Назрела необходимость в создании института (понимаемого не как конкретное учреждение, а как социальная практика) оперативной научной экспертизы проектов законов и других нормативных актов, а также международных соглашений, призванного оценивать их соответствие интересам национальной безопасности.

3. Рекомендации, направленные на дальнейшую институционализацию политического механизма обеспечения экономической безопасности в интересах повышения его эффективности. Нельзя мириться с тем, что «в стране отсутствует эффективная структура, которая бы занималась заказом так называемых прорывных исследований и разработок в интересах обороны и безопасности. Нужно подумать об организации такой структуры"1. В диссертации обосновывается необходимость создания системы непрерывного профессионального образования, преемственности всех ее форм, получения и наращивания квалификации, в которой задействованы как государственный, так и негосударственный секторы подготовки кадров. Комплексное решение этого вопроса может дать восстановление и реорганизация сети специализированных учреждений образовательной сферы, ориентированной на оборонный комплекс, формирование Федеральных университетов оборонных технологий. В интересах безотлагательного восстановления системы нравственного воспитания молодого поколения российских граждан, целостной системы образования и воспитания необходимо переработать Концепцию патриотического воспитания, включить соответствующие установки в государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования всех уровней, пересмотреть содержание учебников и учебно-методических комплексов, образовательных программ для средней и высшей школы, обеспечить соответствующую подготовку преподавателей.

Как представляется, эти рекомендации направлены на реализацию установки Стратеги национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., которая, с одной стороны, устанавливает, что образование входит в число приоритетов, устойчивое развитие которых служит обеспечению национальной безопасности, а с другой стороны, подчеркивает, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия.

1 Стенографический отчёт о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу инновационного развития оборонно-промышленного комплекса// http://kremlin.ru/transcripts/8985. и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в том числе в сфере науки и образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Л., Полетаев А. В., Фатеева А. В. Российское образование в контексте международных показателей. Сопоставительный доклад. М., 2005.
  2. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР. М., 2005.
  3. Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Научн. ред. Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко. М.: Реглант, 2003. 232 с.
  4. . Взгляд в будущее: приоритеты образования. М., 1993.
  5. JI.B. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. 304с.
  6. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации/ Под ред. М.В. Ларионовой- Гос. ун-т Высш. шк. экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 341 с.
  7. A.A. Введение в Интернет-образование: Учеб. пособие/ A.A. Андреев. М.: Логос, 2003. 73 с.
  8. Е.Г., Тертышный А. Т. Высшее образование основа устойчивого развития России Известия СПбУЭФ. 2000.
  9. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства в XIV XVII вв. М., 1985.
  10. А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007. 700 с.
  11. А.Л., Чепурных Е.Е, Шереги Ф. Э. Международная деятельность в области образования: практика, исследования, анализ. М.: 2005. 352 с.
  12. Г. К. Мировое элитное образование. М.: Анкил, 2008.
  13. Г. В. Основные этапы развития высшего образования Известия СПбУЭФ. 1997.
  14. Г. П. Пороки образованщины. Ростов-на-Дону: Новая книга, 2008.
  15. М.В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. М., 2003.
  16. Болонский процесс и его значение для России: интеграция высшего образования в Европе/ Под ред. К. Пурсиайнена и С. Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005. 228с.
  17. Болонский процесс: Взгляд на проблему: Сборник материалов. М.,
  18. С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. М., Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2003. 352 с.
  19. В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография/ В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. 2-е издание. М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. 464 с.
  20. Е.О. Государственное и общественное управление образованием. Управление высшим образованием. Ч. 1. Понятийный аппарат. Методы. Модели: Учеб. пособие СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2006. 170 с.
  21. Брукинг Энни. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии. (Теория и практика менеджмента). СПб. и др.: Питер, 2001. 287 с.
  22. Будущее европейского образования: Болонский процесс (Сорбонна Болонья Саламанка Прага) / Сост. Е. В. Шевченко. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. 76 с.
  23. М.В. Проблемы развития сферы образования// США: ключевые сферы и направления социальной политики. М.: Институт США и Канады РАН, 2008. С. 108.
  24. Ю.С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом: Учебник / Под ред. В. В. Глухова. Изд. 3-е, испр. и доп. СПб.: Лань, 2004. 608 с.
  25. В.И. Письма о высшем образовании в России. М., 1913.
  26. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге развития XXI века. М., 1999.
  27. В.Г. Российская общественно-государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. М.: Логос, 2005. 254 с.
  28. Высшее образование в России: состояние и направление развития. Аналитический доклад под редакцией профессора В. Л. Глазычева М., 144 с.
  29. А.Л. Управление знаниями. М.: ИПК Госслужбы, 2001.
  30. Тендерное образование. Региональный обзор состояния реформ высшей школы в восьми странах СНГ / Ред совет Е. Кочкина, Э. Файзуллаева, Ш. Дебра и др. М.: 000 «Вариант» ИСГП, 2006. 320 с.
  31. .С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. 768 с.
  32. .С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. 351 с.
  33. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. M.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  34. A.C. Управление региональной системой высшего образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 215 с.
  35. М.К., Шереги Ф. Э. Национальный проект «Образование»: оценки экспертов и позиция населения. М.: ЦСП, 2008. 464 с.
  36. А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: КноРус, 2009. 432 с.
  37. П.С. Философия культуры. Учебник для высшей школы. М., 2001.
  38. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 440 с.
  39. C.B. Национальная безопасность и образовательная политика в современной России. Монография. Москва-Орел: издательство ОРАГС, 2008. 184 с.
  40. Дик Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразовательными учреждениями. Ростов-на-Дону, 2006. 320с.
  41. Э.Д. Образование в жерновах антисоциальной политики. М., 2005. 96 с.
  42. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2005 год/ Под общей редакцией проф. С. Н. Бобылева и A.JI. Александровой, 2005. 220 с.
  43. Дополнительное профессиональное образование в России: масштабы и тенденции развития// Россия в глобальном контексте. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  44. Т.А. Общественные и частные инициативы в развитии профессионального образования пореформенной России (1861−1914 гг.). М., 2003.
  45. Т.А. Профессиональное образование в России: очерки истории второй половины XIX начала. М., 2002.
  46. М.Р., Бычкова С. Г. Социальная статистика. М., 2004.
  47. В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. 848 с.
  48. A.C., Чирикова А. Е., Шилова JI.C., Шишкин C.B. Высшее образование в России: правила и реальность. М.: Независимый институт социальной политики, 2004.
  49. Г. Л. Философия образования. М., 2002.
  50. И.М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004. 352 с.
  51. И.М. Образовательная революция. М., 2002.
  52. Индикаторы образования: Статистический сборник. М., 2006.
  53. Инновационный потенциал России: проблемы активизации использования / Под ред. Т. П. Николаева, Е. М. Коростышевской, A.B. Бутуханова. СПб.: СПбГУЭФ, 2007. 147 с.
  54. Инновационный путь развития для новой России/ Отв. ред. В.П. Го-регляд- Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005. 343 с. (Экономическая наука современной России).
  55. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Уч. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений/ Под ред. З. И. Васильевой. М., 2002.
  56. П.Ф. История русской педагогики. СПб., 2004.
  57. А.Ф., Савельев, А .Я., Сазонов Б. А. Образовательный потенциал России: состояние и развитие. /Монография. М.: МГУП, 2004. 136 с.
  58. Т.Г. Народное образование и просвещение в России: Реальность и мифы. М.: МГУКИ, 2002. 145 с.
  59. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. Спб.: 2002.
  60. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.
  61. Д.Л. Институт образования и социальное неравенство// Россия трансформирующееся общество/ Под редакцией В. А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. С. 144−166.
  62. Д.Л., Агранович М. Л., Ковалева Г. С. Информационно-аналитическое сопровождение приоритетных направлений развития образования. М.: Логос, 2006. 60 с. 1.
  63. Д.Л., Вахштайн B.C., Куракин Д. Ю., Рощина Я. М. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. М.: Логос, 2006. 208 с.
  64. Д.Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Когда наступает время выбора: Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений. СПб: Издательство РХГИ, 2001. 568 с.
  65. А.Д., Косьмина Е. А. Интеллектуальный потенциал общества: формирование, оценка, эффективность использования. М.: Экономика, 2004. 318 с.
  66. Я., Фрумин И. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
  67. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская кника- ООО «Алетейя», 1998. 447 с.
  68. М.В. Сотрудничество в сфере образования в Европе: нормативная основа, методы и инструменты кооперации/ М. В. Ларионова. — М.: Логос, 2006 331 с.
  69. М.Н. Социология образования: учебное пособие. Ижевск: УдГУ, 2006.
  70. М.Н. Труд в обществе знаний: образование под вопросом. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. М.: Изд-во ЖИ, 2007. 168 с.
  71. Материалы парламентских слушаний «Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования» (Рекомендации). М. 2004. 68 с.
  72. Материалы парламентских слушаний «О ходе реализации и перспективах развития приоритетного национального проекта
  73. Материалы парламентских слушаний «Перспективы развития отечественной системы образования» (Стенограмма). М 2004. 78 с.
  74. В.Л., Брайчев Г. Г. О реализации принципа непрерывности образования // Проблемы и перспективы образования в XXI веке: Труды научно-практической конференции. М., 2000.
  75. Махлуп Фриц. Производство и распространение знаний в США: пер. с англ. И. И. Дюмулена и др. / вступ. статья Г. В. Полуниной, ред.Е. И. Розенталь. 1962.402 с.
  76. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие для системы повышения квалификации переподгот. пед. работников / сост. А. П. Егоршин. 2-е изд., перераб. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ин-та менеджмента и бизнеса, 2004. 523 с.
  77. .З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации. М: Инфра-М, 2003.
  78. Г. А. Образование и безопасность. М.: Логос, 2009.
  79. Модернизация России: научные и образовательные аспекты/ учебное пособие, отв. ред. О. Н. Яницкий. М.: Институт социологии РАН, 2008. 52 с.
  80. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.
  81. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. 480 с.
  82. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008.
  83. O.A. Глобальная конкуренция на рынке образовательных услуг как фактор оптимизации государственной политики в системе высшего образования// Красновские чтения. Вып. 2./ Отв. ред. E.H. Тарасов. М.: АП-КиППРО, 2008.
  84. O.A. Государственная политика развития конкурентоспособности подготовки профессиональных кадров в современной России. М.: РГСУ, АПКиППРО, 2008. 138 с.
  85. В.Ф. Национальная безопасность: теоретические основы, механизм обеспечения, региональная составляющая. Орел: ОРАГС, 2000. 120 с.
  86. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. М., 2005.
  87. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 376 с.
  88. Образование, которое мы можем потерять. Сборник. Под общей редакцией ректора МГУ академика Д. А. Садовничего. М.: Моск. гос. университет им. М. В .Ломоносова, 2002.288 с.
  89. Образовательное законодательство и образовательные системы зарубежных стран / Под ред. А. Н. Козырева. М.: Academia, 2007. 432 с.
  90. С.И. Парадоксы высшего образования. М., 2005.
  91. Пономарев H. JL, Смирнов Б. М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. М.: ИЦ «Академия», 2007. 208 с.
  92. Предпринимательство и преобразование российских университетов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. 272 с.
  93. Преодоление инновационного отставания России. Хельсинкский семинар. Март 2001. М., 2002.
  94. И.А. Уроки реформирования высшей школы во второй половине XX века // Высшее образование для XXI века: Сборник. М., 2004.
  95. Реформы образования: Аналитический обзор/ Под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. 303 с.
  96. И.Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. СПб., 2002.
  97. Российская система образования: состояние и перспективы. Российская Академия Образования. М., 2005. 70 с.
  98. Российские университеты в общеевропейском научно-образовательном пространстве/ А. П. Клемешев, JI.A. Вербицкая, А. Ю. Мельвиль, Раду, Да-миау- Под ред. А. П .Клемешева. Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2007. 177 с.
  99. М.Н. Образованность населения России конца XIX начала XXI века. М., 2007.
  100. Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования / Состав. Е. В. Шевченко. СПб.: «ОРАКУЛ», 2000. 544 с.
  101. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  102. Сельская школа: инфраструктура, образовательный процесс, место в социуме: практико-ориентированный альманах / под ред. В. Б. Лебединцева, О. В. Запятой. Красноярск, 2008. 150 с.
  103. A.A. ФРГ и Болонский процесс: Идея и первый опыт участия в европейском образовательном пространстве: Монография. Тверь: Издательство Твер. гос. ун-та, 2007. 147с.
  104. Скрытый кризис: вооруженные конфликты и образование. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2011.469 с.
  105. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М., 1997. 188 с.
  106. О.Н. Образование для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 416 с.
  107. О.Н. Российская государственная образовательная политика и федеральное законодательство 90-х годов: Систематизированный сборник. М., 1999. 504 с.
  108. О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества. М.: МГУ, 2001.
  109. Современные проблемы международной деятельности образовательных учреждений: Хрестоматия Электронный ресурс. / Состав.
  110. Е.В.Шевченко. Компакт-диск. 2008.
  111. Г. М. Проблемы вузовского воспитания студентов/ Г. М. Сорокин. М.: Недра, 2002. 70 с.
  112. Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе 2007. 168 с.
  113. И.Н. Тендерное образование. Региональный обзор в восьми странах СНГ: Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Узбекистане. М.: ООО «Вариант"-ИСГП, 2006. 320 с.
  114. Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: Учеб. пособие/ Ю. Г. Татур. М.: ЛОГОС, 2006. 252с.
  115. Е.В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары, 2001.
  116. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т. 2. М. -Л., 1950.
  117. М. Самоутверждение немецкого университета // Историко-философский ежегодник, 1994.
  118. Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Выпуск 15: Экономика знаний: контекст российских проблем. М., 2004. 56 с.
  119. А.Г. Политические игры вокруг российской системы образования. М., 2007. 45 с.
  120. , М. В. Образовательный потенциал среды малого города// Международные юридические чтения. Часть 1. Омск: Омский юридический институт, 2005. С. 247 252
  121. A.C. Чемпионаты по программированию // Российское образование: Проблемы и перспективы. М., 2007.
  122. Ф.Э., Константиновский Д. Л., Арефьев А. Л. Взаимодействие российских вузов с международными фондами и организациями: мониторинг и оценка эффективности. М.: ЦСП, 2006. 168 с.
  123. Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб.: Норма, 2007. 328 с.
  124. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.
  125. А.И. Политическое образование. М.: Весь Мир, 2005. 288 с.
  126. Экономика образования за рубежом: современные тенденции и перспективы: Сб. обзоров/ ИНИОН РАН. М., 2005 180 с.
  127. Экономика университета: институты и организации: Сб. пер. ст. с ком-мент./ Науч. ред. Семенова М.- Пер. ст.: Панина М. и др.- Гос. ун-т Высш. шк. экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 248 с.
  128. Экспорт российских образовательных услуг: Стат.сб./ Редкол.: Ничков В.В.и др.- Авт.-сост.: Арефьев A. JL, Шереги А.Ф.- М-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию. М.: Центр соц. прогнозирования, 2007. 254с.
  129. P.M. Наука и национальная безопасность. СПб.: Наука, 2006.290 с.
  130. В.И., Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э., Нетесова М. С. Образование как фактор экономического развития. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. 104 с.
Заполнить форму текущей работой