Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная активность власти в период выборов: на примере Томской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди рассмотренных информационных кампаний особенно выделяется кампания 2003 года — выборы губернатора Томской области. Специфика в том, что в регионе главные лица города и области доступны для СМИ и населения. Кроме того, они занимают свои кресла в 3−4-й раз. Известность губернатора Виктора Кресса настолько велика, что становится определенной трудностью для разработки стратегии информационной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВЛАСТИ
    • 1. 1. Политические науки о роли информации в процессе легитимации и развития власти
    • 1. 2. Информационный ресурс и коммуникативные стратегии власти
  • 2. ВЛАСТЬ И ИНФОРМАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Особенности информационной политики региональной власти во время выборов
    • 2. 2. Информационные кампании региональных акторов в ходе выборов в органы представительной власти
  • 3. ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫБОРОВ
    • 3. 1. Значение ценностей в системе политических коммуникаций
    • 3. 2. Ценностная составляющая информационной стратегии региональных v 148 акторов в условиях выборов

Информационная активность власти в период выборов: на примере Томской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На рубеже веков произошли глубокие изменения во всех сторонах общественной жизни. Знание и наличие информации становятся тем символическим капиталом, от которого зависит место каждого человека в обществе и каждого общества в мировой системе. Под влияиием информационных процессов меняется и характер власти. То, как именно мы живем, прежде всего, определяется публичной коммуникацией.

Политическая коммуникация является важным параметром функционирования политического процесса и политических акторов. Она позволяет осуществлять взаимодействие политических интересов путем обмена информационными потоками, обеспечивая принятие осознанных политических решений. С помощью коммуникации выстраивается логическая последовательность политических событий, а степень развитости политического информирования и политико-коммуникативных связей между управляющими и управляемыми свидетельствует о характере и интенсивности протекания политического процесса.

Масштабное развитие информационно-коммуникационных систем позволило власти выстраивать диалоговую модель между субъектами политики, непрерывно обмениваться политическим текстом с другими подсистемами общества. Посредничество средств массовой информации особенно ценно в периоды выборных кампаний, когда информация возрастает в цене и конвертируется в голоса избирателей. Насущная необходимость власти осуществлять себя через медиа в эпоху информационного общества становится мощным стимулом для максимально активного использования СМИ в предвыборной агитации. Доступность информационного ресурса для власти служит залогом успешной информационной кампании, показателем ее активности, способом легитимации ее статуса.

Не менее важным условием обеспечения существования власти (и конкретного политического актора) является ее способность распространять не просто политическую информацию, а готовые ценностные ориентиры, которые придают определенную направленность политическому процессу, помогают контролировать настроение социальной аудитории и определять уровень стабильности и эффективности политической системы1. Поэтому изучение информационной активности Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме идентификации // Полис. 2002. № 3. С. 16 власти во время избирательной кампании, равно как и ценностная доминанта политической коммуникации, представляется актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования охватывает несколько взаимосвязанных аспектов проблемы. При концептуальном осмыслении информационной активности власти автор синтезировала существующие наработки по различным вопросам политического процесса: политическая власть, информация, массовая коммуникация, СМИ, политическая информация, выборный процесс, проблема ценностей.

Среди многочисленных работ, посвященных власти, предпочтение отдавалось системным концепциям, как позволяющим наиболее полно раскрыть роль информации во властных отношениях (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч, М. Крозье и др.). И коль скоро речь идет об отношениях, и конкретно, о политической л коммуникации, были затронуты взгляды представителей реляционистских теорий. Проблемы легитимации власти представлены трудами М. Вебера, С. Липсета, Г. Бенвенисте, Р. П. Шпаковой, К. Ф. Завершинского, А. Ф. Филиппова. Сюда же относятся работы, принадлежащие О. Тоффлеру (знание как основание власти, пришедшее на смену силе и богатству), Ф. Лорда-и-Алайсу (информационная власть), Б. Барнсу (власть как способность распространять социальное знание), где информация, знания, опыт авторами отождествляется с властью, а власть рассматривается как коммуникация.

О детерминированности социальных процессов фактором информатизации писали Д. Белл, Э. Гидценс, М. Кастельс. Авторы уделяли внимание информационному обществу, которое трактовали как постиндустриальное общество услуг, где ииформация выступает базовым ресурсом для взаимодействия между людьми, и где рефлективность приводит к пониманию роста большего доступа к информации, за которым следует интенсификация развития СМИ и информационной «супермагистрали». Обобщенное исследование по теории информационного общества провел Ф. Уэбстер. Труды Н. Винера, У. Эшби, а среди российских исследователейВ.З. Когана, показали значение информационной ёмкости управляющей системы и возможность кибернетического метода применительно к социальным системам.

Системные интеграции властных отношений отражены в работах авторов и последователей системно-функциональной концепции власти (Т. Парсонс, Д. Ис.

2 См.: Осипова Е. В. Власть: отношения или элемент системы // Власть. Очерки политической философии Запада. М., 1989. С. 65−94- Желтов В. В. Власть: теории и интерпретации. Кемерово, 1998 и др. тон, Г. Алмонд и М. Крозье), анализирующей общество как единый организм, состоящий из бесконечного множества человеческих действий и отношений, инсти-туализация которого напрямую связана с деятельностью отдельных членов общественного организма, их значения и определяющей роли. Согласно этому подходу политическая система рассматривается в ее отношении со средой.

Понимание власти как асимметричного явления, связанного с обладанием ресурсами, характерно для реляционных концепций, представленных именами Г. Лассуэлл и А. Каплан. Согласно этим концепциям власть рассматривается как контроль над ценностями, участие в принятии решений и обладание влиянием. Сторонники этого подхода предлагают рассматривать в качестве источника политического влияния наличие у власти «базовой ценности», обладание которой сулит абсолютную монополию тому или иному социальному институту в дискретном коммуникационном пространстве.

В рамках коммуникативной теории, рассматривающей обсуждение альтернативных решений, публично согласованных целей и способов их достижения, власть представлена как механизм публичного сотрудничества при распределении общественных ресурсов. Исследование публичного дискурса и коммуникативное формирование легитимности власти достаточно подробно изложено в работах 10. Хабермаса, X. Арендт, П. Бергера, Т. Лукмана, Л. Витгенштейна. Представление о власти как генерализированном средстве коммуникации, которое редуцирует необъятный в своей комплексности социальный и психический мир, принадлежит Н. Луману.

Особенно зримо концептуальное осмысление понятия власти в его связи с информационно-коммуникациоными процессами рассмотрено в рамках теории массовой коммуникации, которую в разное время формировали теоретики социологической и психологической мысли Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, 10. Хабермас, Г. Тард, С. Московичи, Т. Шибутани и др. С появлением кибернетики в 40-х годах XX века исследования по проблемам теории информации пополнились работами Н. Винера, К. Шеннона, К. Дойча, М. де Флёра, Д. Маккуэйла и др. Среди культурологов можно выделить Г. Маклюэпа и М. Бахтина.

Проблему политической активности власти применительно к выборам и СМИ поднял в одной из ранних отечественных политологических работ В. Н. Амел лин, особо обратив внимание на «способ политической активности». Ряд общих работ того периода связывал политическую активность с процессами преобразования, реформирования, индивидуальной позицией4. •.

Основные положения политической коммуникации в ее символическом аспекте были показаны в трудах таких ученых как П. Бурдье, Н. Луман, Р. Мюнх, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Б. Макнейр, С. Лэш.

Российская традиция в исследованиях процессов политической коммуникации представлена именами и работами А. И. Соловьева, М. Н. Грачева, Б. Е. Кретова, М. М. Назарова, М. М. Дзялошинского, И. М. Засурского, И. И. Засурского, Л.И. Зем-ляновой.

Специфика коммуникации в информационном обществе изложена в традиции французской постмодернистской школы: Э. Ги Дебор, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, П. Шампань, а также М. Маккоумбз и Д. Шоу, Г. Шиллер.

Методы, технологии политической коммуникации (в том числе применительно к выборам) были раскрыты в работах Дж. Брауна, С. Блэка, Б. Макнайра, С. Пэнде, Э. Денниса и Д. Меррилла. А также российскими учеными, изучающими отношения власть — СМИ: Г. В. Грачев и И. К. Мельник, Е.В. Егорова-Гантман и К. В. Плешаков, С.Г. Кара-Мурза, В. Л. Музыкант, Е. Н. Пашенцев, Ф. Н. Ильясов, О. П. Кудинов.

Поведенческие практики в теории политической коммуникации разработали Э. Дауне, К. Дженнингс, Р. Ниеми, Дж. Кац. Вопросам медиатизации политики уделяли внимание Э. Деннис, X. Майн, Р. Мюнх.

О развитии современных коммуникационных технологий и наличия эффективной прямой и обратной связи между властными структурами и обществом, о способах информационной открытости в деятельности государственных органов, о вопросах информирования населения относительно механизмов принимаемых решений исследовано в работах Д. Мервина, У. Сарчинелли, М. Диманиса, П. Хюб-нера, Р. Девиса.

Роль ценностей (политических в том числе) при структурировании системы рассматривали Т. Парсонс, Ф. Знанецкий и Е. Вятр (социологический подход), Г. Олппорт, С. Липсет, Р. Инглхарт (генерационный подход). Существование ценно.

3 Амелии В. Н. Власть как общественное явление // Политика: проблемы теории и практики (в двух частях). 4.1. Вып. VII. М&bdquo- 1990. С. 64.

4 Политология. Энциклопедический словарь/Общ. ред. Аверьянов Ю. И. М., 1993. С. 159. стно-рационалыюго поведения как гаранта стабильности политического порядка обозначено М. Вебером. Указание коллективного характера и объективного значения ценностей в политике, детерминирующих общественное сознание, характерно для Э. Дюркгейма.

Исследование ценностей в системе политических коммуникаций в разные годы были проведены П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном, X. Годэ, Л. Фестингером, Ф. Конверсе и М. Рокичем.

Среди российских исследователей, занятых изучением политической культуры и ценностей, целый пласт работ представлен именами: В. Д. Виноградов, К. С. Гаджиев, К. Ф. Завершинский, Ю. Д. Шевченко, И. Задорин, 10. Бурова и А. Сютки-на, Е. Б. Шестопал, С. А. Шомова, А. В. Попов и Л. А. Зуева, Х. С Вильданов и Ф. С. Файзуллин, Н. Г. Щербинина.

Содержание коммуникационного процесса, а также рассмотрение коммуникативных стратегий и дискурсивных практик были раскрыты такими авторами, как П. Бергер, Т. Лукман, Л. Витгенштейн, Н. Луман.

Ф. Буари, Э. Бернайс, С. Блэк, И. И. Скрипюк, М. А. Шишкина посвятили свои исследования теории и практике PR-коммуникации.

Проблемы общего и особенного в структуре и функциях региональной власти и региональных избирательных процессов были изложены в трудах А.С. Ахие-зера, А. И. Щербинина, А. С. Титкова, Б. Л Вишневского, ЕЛО. Мелешкиной и др.

Таким образом, в российской политической науке пока нет специальных исследований информационной активности власти на страницах печатных изданий, как в целом, так и применительно к избирательному процессу. Кроме того, на данном этапе развития политической коммуникации ценностная доминанта информационных усилий органов власти слабо выражена, как теоретически, так и на практике.

Объект исследования: власть как элемент., политической системы.

Предмет исследования: информационная активность региональной власти в период выборов.

Цель исследования:

Изучить на уровне региона5 информационную активность власти во время избирательных кампаний.

3 Интерес к Томской области как эмпирической базе предопределен рядом причин. Томская область в сравнении с другими субъектами Российской Федерации относится к малочисленным регионам. Согласно стати.

Для реализации этой цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Выявить информационные и коммуникационные детерминанты власти;

2. Исследовать взаимозависимость власти и информации в современном политическом процессе;

3. Рассмотреть роль информационного ресурса и коммуникативных стратегий во властных отношениях;

4. Изучить информационные кампании региональной власти во время выборов;

5. Определить значение ценностей в системе политических коммуникаций;

6. Показать, какие ценностные ориентиры транслируются посредством органов партийной печати в период выборов;

7. Определить, какое влияние оказали печатные СМИ на выбор избирателей.

Подходы и методы исследования. Для решения поставленных задач в работе применены теоретические подходы: системный, структурно-функциональный, коммуникативный, политико-культурныйа также методы сбора и анализа эмпирических сведений: контент-анализ, экспертное интервью6.

Теоретико-методологические основания работы. Систематизация знания осуществлялась на основе методологических принципов общепризнанных теорий массовой коммуникации и политического анализа. В первую очередь автором диссертационного исследования использовались системный анализ, коммуникативная теория и аксиологический подход.

В качестве основы для исследования системы современных обществ были взяты положения теории Т. Парсонса, а также взгляды на системный характер информационной деятельности власти К. Дойча, Д. Истона, Г. Алмонда, М. Крозье. стическому бюллетеню РОССТАТ, на 01.01.2006 г. в области насчитывалось 1036,5 тыс. человек, из них в городах — 705,8 тысяч, в сельской местности — 330,7 тысяч человек. Почти половина населения проживает в областном центре, г. Томске. Область обладает значительными запасами полезных ископаемых и сырьевых ресурсов. Ведущие отрасли промышленности — машиностроение и металлообработка, лесная и нефтяная. Общая численность экономически активного населения порядка 500 тыс. человек, большинство которых занято в промышленности, строительстве, транспорте и связи. Среди особенностей — значительная доля людей занятых в сфере образования и науки, причем количество студентов учебных заведений — около 100 тыс. человек (каждый пятый житель). Высокая степень представленности интеллигенции оказывает существенное влияние на электоральное поле, а также политические симпатии других социальных групп. Кроме того, Томская область лидирует в России по соотношению количества печатных СМИ к численности населения. На сегодняшний день на территории области осуществляют свою деятельность более 100 печатных изданий (Источник: www.tomsk.gov.ru). По сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа население Томской области демонстрирует более выраженную демократическую электоральную направленность. Томск входит в число особенно важных электоральных площадок России. Томск по большому счету является геополитической столицей России, о чем говорят данные результатов выборов общероссийских и томских. В большинстве случаев фиксируется совпадение показателей, и настроение россиян можно оценивать по настроению томичей. Томск репрезентативен для России. На электоральной карте страны Томская область представлена в группе «либерально-реформаторского» электората и электората «партии власти». 6 Автор благодарна своим информантам за предоставленные сведения.

Важное методологическое значение имеет теория коммуникации, разработанная 10. Хабермасом, согласно которой поле, где сходятся политические агенты, развивается по законам публичной сферы, а также понимание Ж.-Ф. Лиотаром информации как товара, что послужило основанием для развития темы необходимого планирования информационно-коммуникационных контактов. Точка зрения Н. Лумана на власть как генерализованное средство коммуникации позволила рассмотреть власть как инициатора и модератора информационных потоков. В предметной области политологии разработанное К. Дойчем положение о политической системе как динамичном процессе послужило основанием для изучения системы политических отношений как информационно-коммуникационной, состоящей из сложной и множественной сети коммуникаций и информационных потоков.

Для осмысления коммуникационных стратегий власти были учтены выводы, изложенные в работах по массовой коммуникации. Фундаментальными в этом смысле стали наработки Г. Лассуэлла, Н. Винера, П. Лазарсфельда, Р. Брэдока, К. Шеннона, У. Уивера, М. де Флёра. Особое место в исследованиях политической коммуникации применительно к современной России занимает позиция А. И. Соловьева. В его концепции политической культуры нас в большей степени интересует, то, что он называет «сотовым» характером последней, когда ценности и ориентиры не имеют изначальной иерархии, а соподчиняются различным субобразованиям. Именно они (субкультуры) достаточно самостоятельно детерминируют логику развития акторов и институтов, с которыми вступают в коммуникацию. Подобное понимание не противоречит системному подходу, избранному нами в качестве доминирующего. Напротив, точка зрения А. И. Соловьева расширяет понимание возможностей системы (региональная власть, СМИ и т. п.).

Главным источником для рассмотрения категории «ценность» оказались труды М. Вебера, Э. Дюргейма, Т. Парсонса, А. С. Ахиезера, Р. Инглхарта, С. Лэша, на которых базируется вывод о ценностной легитимации властных отношений, а также работы по значению ценностей в системе политических коммуникаций Н. Г. Щербининой, Е. Б. Шестопал, А. В. Попова и Л. А. Зуевой.

Выводы А. де Токвиля, Г. Тарда, П. Н. Милюкова, М. Маклюэна и др. относительно высокой степени разъяснительной способности и развитой культуре печатаного слова повлияли на выбор печатных СМИ в качестве объекта исследования.

Существенное влияние при объяснении дискурсивных стратегий политических партий оказала методика риторических практик Н. Лумана. Основные положения дискурс-анализа базируются на трудах П. Бергера и Т. Лукмана, которые исходят из представления об объективированной с помощью слова объективной реальности.

Значимым подспорьем в работе стали источники по теории и практике применения контент-анализа, экспертного интервью в изложении Дж. Баджа, Дж. Мангейма, Р. Рича и В. А. Ядова.

Временные рамки исследования относятся к периоду проведения выборных кампаний власти 1999;2004гг. Эмпирическую базу исследования составили материалы прикладных исследований, проводимых автором диссертации 7.

Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация представляет собой первое концептуальное исследование, посвященное информационно-коммуникационной активности региональной власти в период выборов. Научная новизна данной работы определяется авторским взглядом на информационный компонент власти как важнейшего эндогенного элемента политической системы и его актуализацию в период выборов. Новационные компоненты работы могут быть конкретизированы по следующим составляющим:

— показана роль информационной составляющей в системных концепциях власти;

— раскрыто значение информационного ресурса государственной власти как важнейшего инструмента управления обществом, который успешно и полно может быть реализован в ходе разработки и применения соответствующих информационных стратегий (презентация, манипуляция, конвенция);

— показаны особенности информационной политики региональной власти во время выборов;

— предложены основания для выбора в качестве релевантного эмпирического источника для современного избирательного процесса (со второй половины 90-х гг. прошлого века) региональных печатных СМИ;

— изучена информация, размещенная в томской прессе в период выборных кампаний 1999;2004 гг., о лидерах кампании, претендующих на выборную должность;

— сделан вывод о ведущем и системном значении информационной активности региональной власти в период выборов;

7 Подробнее см. гл. 2.2.и 3.2.

— выявлена зависимость результатов выборов от информационной стратегии региональной власти;

— ретроспективный анализ имеет методическое значение, как инструментарий для проведения эмпирического среза информационных кампаний в ходе выборов в органы региональной власти, так и для отслеживания данных в межвыборный период.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что региональная власть не всегда способна перестраивать рутинную информационную работу в период выборов, нередко используя привычную, но недостаточно эффективную методику пропаганды. Диссертация показывает, как информационно-коммуникационный ресурс, связанный с системным значением власти, может стать востребованным в работе органов власти. Результаты диссертации могут быть широко использованы на региональном и местном уровне в законодательной практике, касающейся роли СМИ в избирательном процессе, в практической деятельности избирательных комиссий и средств массовой информации. Диссертационное исследование способно стать основой для чтения курсов по проблемам роли СМИ в избирательном процессе для студентов политологических и журналистских специальностей.

Диссертационная работа прошла апробацию на заседании кафедры политологии философского факультета Томского государственного университета (в виде теоретического доклада). Теоретические обобщения и практические выводы диссертационного исследования легли в основу выступлений автора на межрегиональных и всероссийских научно-практических конференциях, а также отражены в 7 (семи) публикациях общим объемом 4,65 п.л.

Основными понятиями, используемыми в диссертации, являются власть, информация, коммуникация, информационная активность, выборы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из двух разделов, заключения, списка источников и литературы из 268 наименований. Содержание работы изложено на 192 страницах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отсутствие культуры политической коммуникации в России на долгое время исказило коммуникационный принцип системы власти. Изменившийся режим политического руководства, появление информационного ресурса в индустриальном обществе поменял полностью рисунок политического процесса, а вместе с ним и отношение к информационно-коммуникационным связям и информационным стратегиям. Власть наряду с другими акторами политической системы борется за обладание информационным ресурсом. Осуществляя свои функции через коммуникацию посредством медиа-каналов, власть в ряде случаев сформировала новый тип политики — медиа-политику, когда осуществление политики перемещается из поля реальной жизни в поле средств массовой информации, где все подчинено желаниям самой власти. В свою очередь СМИ усилили процесс медиатизации политики, выведя па политическую арену политиков-актеров вместо политиков-акторов. Нередки случаи, когда граница между политикой и СМИ приобретает условные очертания, и тогда говорят о «медиатизации политики» и «политизации медиа».

И поскольку отношения между властью и «жизненным миром» опосредованно масс-медиа, постольку в регионах, так же как и в центре, власть нуждается в лояльности СМИ. Информационный ресурс как стремление к инфомонополии превратил информацию в рыночный продукт, а коммуникацию в технологию. Отсюда ретрансляция, поточность, сенсационность и зрелищность информационно-коммуникативных контактов власти и низкий уровень информационной активности самой власти. В целом отношение СМИ — власть в региональном избирательном процессе отразило изменения медийного пространства на всей территории страны (позиция подчиненного и подчиняемого либо открытый конфликт друг с другом).

На наш взгляд, существенное значение приобрело отношение к самому процессу информирования и построения стратегий коммуницирования между управляемыми и управляющими, а также степень проработанности будущих контактов власти с населением, стремление власти к построению диалогичных связей как гаранта стабильности системы, фундамента между властью и населением. Послания и способ их изложения со стороны власти эффективны в том случае, если они приняты публикой как способ решения их проблем. Отсюда, стало очевидным, что реализация информационного ресурса в рамках информационной стратегии позволяет власти осуществлять более осмысленные контакты с населением. СМИ (пе.

100 чатные в том числе) являются отличным индикатором изменений социально-политических реалий. Эффекты, производимые СМИ, транслирующими политические сообщения, напрямую зависели от превентивных мер, осуществляемых самой властью. Кроме того, имеет значение длительность и тотальность информационного потока, его тематическая и идеологическая однородность. Именно эти условия приобрели значение для развития современного политического процесса, формируя определенные стили потребления политической информации, отношение к ее трансляторам и самой власти.

Власть выступила активным субъектом коммуникации, используя весь арсенал СМИ. Массовое воздействие потребовалось для достижения социального единства и согласия. Имеющийся в распоряжении власти информационный ресурс в полной мере способствует этой цели. Моноцентричный характер информационных потоков, прежде всего, наблюдается во время выборов. Градус информационного насыщения коммуникации, ее организованность, активность самой власти в информационном пространстве во многом отразил степень превентивных информационных усилий власти во время предыдущего срока.

Во время пиковых состояний (избирательная кампания), когда информационные потоки достигли колоссальных размеров, и когда обмен знаниями проистек в концентрированной форме, привычные символы политического бытия были приняты как способ общения между властью и населением. Форма диалога (интеракции) как высокая степень конкурентной борьбы в информационном поле по-прежнему непопулярна в период выборов. Длительные согласительные процедуры уступили место срежиссированным информационным контактам с массовым адресатом. Успешно организованная коммуникация, в которой заинтересованы участники выборного процесса (власть, прежде всего), строилась по законам PR-коммуникации и маркетинга. Управление и влияние с помощью информации позволило «заказывать» политическую реальность наряду со структурированным и организованным насыщением важной информацией. Коммуникация стала технологией. Отсюда элементы персонификации, негативизма и краткосрочности в политических коммуникациях российской власти. Такой «американский стиль» согласуется со сложившейся тенденцией к применению презентационной и манипулятивной коммуникативных стратегий.

В ходе проведенного исследования было обнаружено, что в определенных точках политического процесса (выборы) власть стремилась к расширению своего.

167 информационного присутствия. Эти периоды сопровождались информационными перегрузками, которые свидетельствовали о наличии системных проблем в организации коммуникативного процесса и информирования населения. Интенсификация усилий всех политических агентов выразилась в массовом обороте печатной продукции с реклам! ю-агитациониыми материалами, ценность которых существенно снизилась из-за не способности избирателя переработать непрерывный массив данных и выбрать в нем значимую информацию. В такой ситуации выбор кандидатуры в листе голосования, как и само участие в избирательном процессе, практически не поддается прогнозированию.

Среди рассмотренных информационных кампаний особенно выделяется кампания 2003 года — выборы губернатора Томской области. Специфика в том, что в регионе главные лица города и области доступны для СМИ и населения. Кроме того, они занимают свои кресла в 3−4-й раз. Известность губернатора Виктора Кресса настолько велика, что становится определенной трудностью для разработки стратегии информационной кампании. Тем не менее, обнаружена заметная динамика информационной активности власти в кампании 2003 года по сравнению с кампанией 1999 года. Речь идет не только о содержании рекламно-информационных материалов, но и об организации медиа-кампании в целом. Во-первых, команда Кресса начала прорабатывать стратегию еще задолго до выборов. Ведь ранний старт — это не что иное, как борьба за ресурсы, их поиск и мобилизация. Во-вторых, совершенно внятное и четкое медиа-планирование достаточного количества информационных сообщений, часть которых была подготовлена накануне выборов, и достаточное количество изданий, прошедших строгий качественный отбор, где материалы размещались (СМИ-ресурс, который удалось привлечь еще на ранней стадии). В-третьих, высокий уровень СМИ-команды и как следствие материалов (интеллектуальный ресурс). В-пятых, принцип единообразия рекламно-информационных материалов. Наконец, умение команды Кресса организовать работу со СМИ. Все вместе можно назвать одним словом — инфоресурс. Естественно, личность самого кандидата сыграла немалую роль. Результат выборов на стороне инкумбента. Команда и кандидат обладали не только ресурсами, но и сумели их использовать.

Самыми неудачными информационными кампаниями можно признать кампании по выборам мэра г. Томска. Прежде всего, это жесткие, агрессивные, часто некорректные кампании. Здесь в полной мере проиллюстрирован «пожарный» характер информационных усилий. Несмотря на то, что со временем инкумбент на.

168 чинает кампанию немного раньше официального старта, более четко рисует свой образ, рыхлость информационного пространства все же остается. Отсюда и «черный PR», и кризисная коммуникация, а значит, конкуренция мобильности штабов вместо сбалансированной информационной кампании. В этих кампаниях решающее значение было на стороне административного ресурса.

Из этого вытекает, что политический выбор, как и любой иной процесс принятия решения, предполагает определенную степень информированности о выбираемом политическом персонаже, о системе ценностных ориентиров, предложенных политическим актором. Уровень значимости средств массовой информации для осуществления выбора не подвергается сомнению. И поскольку лишь очень ограниченному количеству людей дано понять, что происходит в мире политики, без посредничества СМИ (в нашем случае печатных) рядовому гражданину не обойтись. В большинстве ситуаций граждане осуществляют свой выбор на основе информации, полученной по каналам СМИ, ориентируясь на наиболее значимый для них источник. Понимание условий, в которых влияют СМИ на политические предпочтения, заставило власть скорректировать направленность потока сообщений, зафиксировать характер своей представленности в данном СМИ (например, частоту присутствия, содержание материалов, расположение на полосах, тональность сообщения и его оформление). Иными словами, информационная деятельность (от пропаганды до паблик рилейшнз) власти подверглась стратегическому планированию с целью достижения конкретных результатов.

Изучение информационной активности власти на примере региональных выборных кампаний в целом позволило говорить, во-первых, об отсутствии стратегического единства информационных усилий инкумбента, а также о необходимости рационализации информационных потоков власти путем ценностного наполнения дискурса. Во-вторых, изучение информационных усилий лидеров выборной кампании свидетельствует о сложившейся на уровне региональных выборов тенденции к применению презентационной и манипулятивной коммуникативных стратегий. Такое положение вещей говорит о востребованности маркетинговых технологий и методов массового внушения, создания псевдореалыюсти. Конвенция — третий тип коммуникативных стратегий — во время выборов не применялась: предвыборный марафон не предполагает всесторонних консультаций по поводу социальных проектов, поскольку решения объявленных проблем декларативны. К тому же таковы условия игры — во время выборной кампании существует только два мне.

169 ния: «за» власть или «против» нее. Таким образом, преимущество оказалось на стороне пассивной коммуникации.

Исследование подтвердило нашу позицию о ведущем и системном значении информационной активности региональной власти в период выборов, в частности то, что региональная власть не всегда способна перестроить рутинную информационную работу в период выборов и нередко использует привычную, но недостаточно эффективную методику пропаганды. Наши выводы еще раз подтвердили новые избирательные кампании. Долгое время Томск рассматривается как оплот российского либерализма338. Неизменное превосходство «партии власти» не мешало правым преодолевать необходимый пороговый процент, а сама правящая партия вплоть до выборов депутатов городского собрания 2005 года, когда уступила первое место партии пенсионеров339, не испытывала необходимости в особой информационной стратегии. Сенсационный результат голосования встряхнул информационных стратегов томских единороссов и показал альтернативу административному ресурсу. На областные выборы партия вышла с лозунгами «Голосуя за Единую Россию, выбираешь Кресса» и «Кто будет следующим губернатором, решаешь 11 марта 2007 года"340. Откровенная привязка к лидеру государства В. Путину и лидеру области В. Крессу, поставившая равенство между доверием к президенту и партией, доверием к партии и губернатору, который возглавляет региональный список организации, еще раз подчеркнул персонификацию выборных кампаний, и, проиллюстрировал определяющую значимость информационного посыла. Выборы делают личности, имеющие авторитет и влияние в обществе. Томское «Едро» получило доступ к политическим трибунам, связав исход голосования с новым назначением Кресса на должность губернатора. Фактически 11 марта 2007 года «Единая Россия» в Томске объявила референдум о доверии действующему губернатору. В итоге, информационное послание было услышано, принято, понято и побудило к необходимому действию томских избирателей. Это как раз тот случай, когда кон.

338 Результат партии «Яблоко» на выборах в Госдуму 1999 года в Томской области стал лучшим для партии (13,84%), преимущественно за счет населения г. Томска. В 2003 году «Яблоко» в Томской области был 7-й показатель по стране и 12-й — у СПС.

339 Партия пенсионеров набрала 19,42% голосов, «Единая Россия» — 17,85%, КПРФ — 9,95%, СПС+Яблоко -8,57%, ЛДПР — 7,77%. Кандидат «против всех» набрал 14,67% голосов. Явка на выборах составила 30,77% от общего ч исла избирателей.

340 5 марта 2007 года Президент России В. Путин внес на рассмотрение Государственной Думы Томской области кандидатуру действующего главы региона Виктора Кресса для наделения его губернаторскими полномочиями. Политтехнологи томской «Единой России» воспользовались этим фактом, заменив звучавший ранее основной лозунг кампании «Партий много. Важен человек!». В данном случае был использован курентная борьба за голоса избирателей породила циркуляцию определенных образов, слов (информации), замена которых означала бы смену реальности. Также томские выборы продемонстрировали стратегию будущих информационных кампаний, когда во главе списка партии становиться человек (действующий глава территории), аккумулирующий в себе информационный и административный ресурс. Учитывая репрезентативность Томской области, есть большая доля вероятности повторения этой модели и на федеральном уровне в декабре 2007 года.

Способы и модели информационной активности власти претерпели жанровое изменение и обрели специфические черты своего времени. Профессионализация и персонификация участников избирательного процесса, а также маркетинговый характер кампаний, — реалии современного политического выборного процесса. Однонаправленная коммуникация директивного типа сменилась на модель информационного обмена, которая, помимо номинального наличия обратной связи, проявилась как обратное действие на уровне дискурса через ценности. Следовательно, когда идеи и решения власти стали идеалами общества, тем, что затронуло интересы и ценности граждан, тогда и политическая коммуникация стала успешна. Власть в этих условиях воздействовала на ценностные ориентиры индивидов путем трансляции политической информации с готовым набором политических ценностей. Ценности легитимируют власть, т.к. дарят населению ощущение незыблемости, правильности, естественности. Во время выборных кампаний ценности приобрели статус социальной цели, желаемой для большинства, а политические игроки стремились установить эксклюзивное право продуцента информации, нормативов, универсальных ответов на интересующие вопросы, форм поведения и ценностей. Политически активные граждане ищут кратчайший путь к информации и нередко выбирают идеологически маркированные источники. Поэтому, все активнее используется такой источник информирования, как газета партий. Газета партии гарантирует наличие читателей (членов партии) и сторонников, помогая им выстраивать иерархию ценностей. Партийная пресса оказала влияние на политические предпочтения, поскольку среди множества форм печатной агитации пользуется наибольшим авторитетом. Газеты партий в большей степени закрепили предпочтения у определенной социальной группы, скорректировали политико-культурные прием «переноса ценностей» (установка связи между тем, что социально желаемо, и рекламируемым объектом). ценности у аудитории, обозначили «повестку дня». Говорить о формировании ценностных предпочтений посредством партийной печати вряд ли правомерно.

Партийные газеты двух региональных отделений российских политических организаций, изученные во время исследования на предмет ценностной составляющей, продемонстрировали на своих страницах определенный набор ценностных ориентации сообразно своим предпочтениям. Нами обнаружено, что партииантагонисты используют примерно одинаковый набор слов-ценностей. Однако подают их с помощью противоположных дискурсивных стратегий, по которым риторику партий можно распределить по полюсам моральная — рациональная риторика, стратегия убеждения — стратегия ответственности, контингентность — инако-вость, тавтологический аутопойесис — парадоксальный аутопойесис (в терминологии Н. Лумана).

Во время избирательной кампании власть как никогда близко приближается к населению (и наоборот). Это момент, когда политическая система вынуждена реагировать на окружение, предлагая в качестве аргумента свои адаптивные возможности. Возникшие таким образом социальные связи стали отражением коммуникации и информации, которые, в свою очередь, выразили отношение системы власти и ее окружающей среды по поводу управленческих решений в обществе. Таким образом, политическая коммуникация рассматривается как базовый элемент управления процессами политического взаимодействия, она же обеспечивает целостность и устойчивость политической системе в ее непрерывных контактах с окружающей средой.

Итак, в нашей работе мы доказали, что современная политическая теория и практика демонстрируют четкое местоположение информации и информационного взаимодействия (коммуникации) в процессе легитимации и развития властных отношений. Во-первых, информация является существенным атрибутом и решающим механизмом существования мира политики, где проблема информационной активности власти обуславливает трансформацию представлений о политическом процессе. Во-вторых, коммуникация и ее содержание интерпретируются как контекст социальных связей, а также являются выражением интересов системы власти и ее окружающей среды по поводу властно-управленческих решений в обществе. Более того, структурно-функциональная модель политической системы предусматривает наличие политической коммуникации, как базового элемента в управлении процессами политического взаимодействия и информационного воздействия: коммуника.

1 /z ция наполняет смыслом управленческие решения в целях обеспечения эффективного руководства, в том числе прогнозирования последствий принятых политических решений. И в этом смысле информационная активность становится для власти экзистенциальной характеристикой.

Изучение информационной активности власти позволило нам обнаружить темы и гипотезы для будущих исследований. Они касаются новых закономерностей в политическом медийном пространстве с учетом изменений в избирательном законодательстве страны. Стоит отметить, что изменившееся избирательное законодательство еще больше подталкивает политических акторов к информационной мобильности, и стимулирует власть к новым формам информационной активности. Во время выборной кампании мало господствовать в поле медиа, необходима информационная легитимность. Скоре всего, предстоящие выборные кампании позволят выявить новые закономерности в политическом медийном пространстве. Было бы полезным ответить на множество вопросов, касающихся синхронизированного во времени информационного потока посредством различных видов СМИ. Кроме того, пополнение базы информационными кампаниями власти на предстоящих выборах позволит уточнить полученные в данной работе результаты и выявить новые закономерности информационной активности власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Устав (Основной Закон) Томской области (в ред. от 12.02.2004) // Консультант Плюс: Справочная правовая система. Версия Проф. Сетевая. — Электрон, дан. (39 кб). — М.: АО Консультант Плюс, 1992 -. — Компьютерная сеть Науч. б-ки Том. унта.
  2. Вечерний Томск, 1999, №№ 24 (24) 100 (100).
  3. Вечерний Томск, 2000, №№ 1 (106)-33 (139).
  4. Вечерний Томск, 2003, №№ 110 (713) 226 (829).
  5. Вечерний Томск, 2004, №№ 1 (845) 44 (889).19. Ева, 2003, №№ 6−10.20. Ева, 2004, №№ 1−2.
  6. Красное Знамя, 1999, №№ 142 (23 840) 306 (24 004).
  7. Красное Знамя, 2000, №№ 1 (24 015) 70 (24 085).
  8. Красное Знамя, 2003, №№ 78 (24 984) 163 (25 069).
  9. Красное Знамя, 2004, №№ 1 (25 080) 32 (25 112).25. Пятница, 2003, №№ 26 49.26. Пятница, 2004, №№ 1−10.
  10. Томский Вестник, 1999, №№ 97(1956) -208 (2067).
  11. Томский Вестник, 2000, №№ 1 (2075) 50 (2125).
  12. Томский Вестник, 2003, №№ 128 (2938) 270 (3080).
  13. Томский Вестник, 2004, №№ 1 (3099) 52 (3151).
  14. Д.А. Типология социальных стилей потребления массовой информации -http://politanalysis.narod.ru/avdiyenko2.html
  15. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // По-лис.1992. № 4. С. 122−134.
  16. В.Н. Власть как общественное явление // Политика: проблемы теории и праюпки (в двух частях). 4.1. Вып. VII. / Отв. ред. С. В. Братчиков. М., 1990. С. 3866.
  17. Анализ основных тенденций развития медиа рынка // Среда. 2004. № 8−9 (63). С. 18−23.
  18. Анализ основный тенденций развития рекламного рынка // Среда. 2004. № 8−9 (63). С. 33−35.
  19. А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. I. От прошлого к будущему. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. 804 с.
  20. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. B.JI. Иноземцева. М.: Логос, 2002. — 324 с.
  21. . М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: «Советская Россия», 1979. 320 с.
  22. Е. И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. 2000. № 6. С. 51−65.
  23. Г. Овладение политикой планирования. М.: Изд. группа «Прогресс» «Универс», 1994. 304 с.
  24. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. 323 с.
  25. В.М. Курс лекций: «Теория массовых коммуникаций». М.: РУДН/ред. П. А. Баврин, — 2002. — http://www.humanities.edu.ru/db/msg/
  26. P.M. Избирательный процесс, власть и оппозиция в Ульяновской области //Полис. 1999.№ 3. С. 119−130.
  27. С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998.-320 с.
  28. С. Паблик рилейшнз. М.: Издательство Сирин, 2003. 201 с.
  29. Дж. Техники воздействия: от пропаганды до промывания мозгов // Почепцов Г. Г. Паблик рилейшенз, или как успешно управлять общественным мнением. М.: Цешр, 1998. С. 302−304.
  30. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: Методологические и методические проблемы контент-анализа. М.: МГУ, 1992. 60 с.
  31. С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-270 с.
  32. Бро Ф. Политология // Политология вчера и сегодня. Вып. 2. М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. С. 21−46.
  33. Ф. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия: Пер. с фр. М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт»: ИНФРА-М, 2001. — 178 с.
  34. П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шмат-ко / М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
  35. , Д. Американцы: национальный опыт. М.: Прогресс-Литера, 1993. 624 с.
  36. А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. нем./Ахим Бююль, Петер Цёфель СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002. — 608 с.
  37. И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М.: Логос, 2003. -368 с.
  38. Н.В., Московкин Л. И. СМИ и выборы: некоторые аспекты самоорганизации в русле новых политических технологий // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. 2000. № 4. С. 103−108.
  39. М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602−643.
  40. М. Парламент и правительство в новой Германии. К политической характеристике чиновничества и партийной жизни (1918) // Вебер М. Политические работы (1985−1919). М.: Праксис, 2003. С. 107−299.
  41. Ю.А. Средства массовой информации и избирательный процесс // Журнал о выборах. 2001. № 2. С. 36−39.
  42. А.А. Пресса важнейшая часть избирательной системы России // Журналист. 2002. № 8. С. 8−11.
  43. Х.С., Файзуллин Ф. С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа: Изд-е Башкирского госуниверситета, 2002. 178 с.
  44. Власть: очерки современной политической философии Запада / В.В. Мшвениерад-зе, И. И. Кравченко и др. М.: Наука, 1989. — 328 с.
  45. Н. Кибернетика. 2 изд. М.: Сов. радио, 1968. 324с.
  46. Л. Философские работы в 2-х частях. Т. 1. / Пер. с нем. М. С. Козловой, Ю.А. Асеева- Сост. и коммент. М. С. Козловой М.: Гнозис, 1994. — 520 с.
  47. .Л. Петербургские выборы: турнир провокаторов // Полис. 1999. № 2. С. 98−109.
  48. Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979. 462 с.
  49. К.С. Политическая культура: концептуальный аспект // Полис. 1991. № 6. С. 69−83.
  50. И.Н. Структура и свойства власти. Новосибирск: СибУПК, 2000. 236 с.
  51. Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Изд-во «Фин-пресс», 2000. -256 с.
  52. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-384 с.
  53. М.Н. Политическая коммуникация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 1999. № 1. С. 24−39.
  54. М.Н. Политика. Политическая система. Политическая коммуникация. М.: НОУ МЭЛИ, 1999.- 168 с.
  55. М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. 328 с.
  56. М.Н., Трахтенберг А. Д. Микроуровневые теории политико-коммуникационных процессов в американской политической науке XX века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2004, № 1 (5). С. 2439.
  57. С.И., Растов Ю. Е. Учебное пособие «Основы современной социологии». М.: Педагогическое общество России, 2002. 256 с.
  58. Р. О демократии. М.: Аспект Пресс, 2000. 208 с.
  59. Даль Роберт А. Проблемы гражданской компетентности // Век XX и мир. 1994. №. 7−8. С. 164−182.
  60. С.А. Коммуникативные стратегии. -http://xyz.org.ua/discussion/communicativestrategy.html
  61. Дебор Ги Э. Общество спектакля / Пер. с фр. М. Якубович- Ред. Б. Скуратов- По-слесл. А. Кефал М.: Логос, 2000. — 184 с.
  62. А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1998. -239 с.
  63. А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. № 3. С. 108−120.
  64. Р. Сеть политики: Влияние Интернета на американскую политическую систему // Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН. М., 2002. С. 132−144.
  65. Э., Меррилл Д. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. 383 с.
  66. И.М. СМИ, власть и гражданское общество в поисках баланса интересов http//www.cjes.ru
  67. М.Д. Масс-медиа и политика ФРГ // Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН. М., 2002. С. 19−37.
  68. Е.В. Ресурсы влияния региональной властвующей элиты на массовое политическое сознание: Дис. канд. полит, наук: 23.00.02 М., 2003.
  69. Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. 2000. № 2. С. 109−119.
  70. Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. С. 286−304.
  71. Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И. Политическое консультирование. М.: ЦПК «Никколо М», 1999. 471 с.
  72. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В. Политическая реклама. М.: ЦПК «Никколо М», 1999.-240с.
  73. В.В. Власть: Теории и интерпретации. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1998.- 162 с.
  74. К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // Полис. 2001. № 2. С. 113−137.
  75. К.Ф. Культура и культурология в жизни общества: Учеб. пособие/ Под научп. ред. В. П. Большакова. Великий Новгород, 2000. — http:// www/ auditirium/ru/books/271/index.html
  76. И., Бурова 10., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость. http//www.cjes.ru
  77. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. http//www.cj es.ru
  78. И.И. Ре-конструкция России. Масс-медиа и политика в России девяностых. -http//www.cj es.ru
  79. И. И. Масс-медиа второй республики. -http://www.smi.ru/99/09/30/247 115.html
  80. Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество, 1999, вып. 1. С. 36 40 либо http://www.rfbr.ru/default.asp?docid=5216
  81. Л. И. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995.-271 с.
  82. Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 60−76.
  83. Избирательные технологии и избирательное искусство: Сб. статей / Под общей ред. Устименко С. В. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЕН), 2002.- 176 с.
  84. Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство побеждать на выборах. М.: Изд-во ИМА-пресс, 2000−200 с.
  85. М.А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЕН), МГИМО (университет) МИД РФ, 2001. 279 с.
  86. Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Под ред. Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 1997. Т II. С. 629 642.
  87. Какие факторы влияют на развитие медиа в регионе // Среда. 2004. № 8−9 (63). С. 5−10.
  88. Какова структура рынка распространения // Среда. 2004. № 8−9 (63). С. 24−25.
  89. Какова структура и тенденции рынка рекламы // Среда. 2004. № 8−9 (63). С. 31−33.
  90. Каковы медиа представления томской аудитории // Среда. 2004. № 8−9 (63). С. 2930.
  91. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 832 с.
  92. О. Мультикультурализм и трансформация постсоветстких обществ / Под ред. В. С. Малахова и В. А. Тишкова М.: Институт этнологии и антропологии РАН, Институт философии РАН, 2002. — С. 162−192.
  93. Т. История Французской революции. М.: Мысль, 1991. 575 с.
  94. Категории политической науки: Учебник. М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 656 с.
  95. К.А. Трансформация политической системы под воздействием новых информационных технологий /Автореф. дис. на соискание уч. степени к.п.н. М., 2004.
  96. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании Россиян // Полис. 1994. № 1.С. 68−92.
  97. Кац Эллен М. Прозрачность в системе власти: Как американские граждане влияют па государственную политику. Produced by Regional Program Office, Vienna RPO 16 Russian (Transparency in Government). -11c.
  98. M. Трансформация PR-рынка и PR-индустрии в путинские времена // Советник. 2006. № 1. http://vvww.nikkolom.ru/library.htm
  99. Кашкин В. Б, Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. -http://vvvvw.abc-globe.com/kashkin-6.ht
  100. К.В. Акторы и тренды региональной политики. Екатеринбург: Изд-во: УрО РАН, 2007.
  101. К.В. Символическая политика: власть vs общество. Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006. 132 с. — (Серия «Дискурсология»),
  102. И. А. Становление служб по связям с общественностью органов федеральной власти России: проблемы институционализации и повышения эффективности: Дис. канд. полит, наук: 23.00.02 М., 2004.
  103. Н.А., Шерпаев В. И. Россия в новом мировом порядке. Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та, 2003.
  104. Н. В. Трактовка Г. Д. Лассуэллом понятия «политическая власть» как центральной категории политической науки // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 2. С. 108−116.
  105. Н.В. Г.Д. Лассуэлл. Методология исследований проблем политики // Политическая наука на рубеже веков: Пробл.-темат. сб. М.: ИНИОН РАН, 2000. № 4. С. 155−178.
  106. В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1981.- 177 с.
  107. И.И. Бытие политики. М.: Ин-т философии РАН, 2001. 259 с.
  108. И.И. Введение в исследование политики (философские аспекты): Учебное пособие. М.: ИФРАН, 1998. 188 с.
  109. .И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. 1994. № 3−6. С. 76−84.
  110. К.В. Средства массовой информации как субъекты избирательного процесса / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2000. — 14 с. — Библиогр.: с. 14. — Рукопись деп. в ИНИОН РАН 24.10.00, № 55 965.
  111. КретовБ.Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 101−115.
  112. М. Современное государство скромное государство. Другая стратегия измерения // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т II. Зарубежная политическая мысль XX в / Под ред. Т. А. Алексеевой и др. М.: Мысль, 1997. С. 699 711.
  113. А. Информационный ресурс власти. http://www.demos-center.ru/publications/3958.html
  114. Кто есть кто на медиа рынке Томской области // Среда. 2004. № 8−9 (63). С. 11−18.
  115. О. П., Колосова С. В., Точицкая Н. Н. Комплексная технология проведения избирательной кампании в российском регионе. / Авт. сост. Кудинов О. П. М.: Изд. дом «Банковское дело», 1997. -160 с.
  116. В.А., Мелешкина ЕЛО. Электорат провинциальной России (По материалам Самарской области) // Полис. 1999. № 3. С. 105−114.
  117. А.С., Мелвин Н.Дж., Нечаев В. Д. Региональные политические режимы в постсоветской России: опыт типологизации // Полис. 2002. № 3. С. 142−145.
  118. Р. СМИ и общественная сфера во Франции Пятой республики // Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН. М., 2002. С. 64−73.
  119. А.С. В ожидании нового электорального предложения (Выборы региональных законодательных собраний конца 2004-начала 2005 г) // Полис. 2005. № 3. С. 116−130.
  120. П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М., М.: УРСС, 2000. 240 с.
  121. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с.
  122. В.Г. Власть: концептуальный анализ // Полис. 2000. № 1. С. 97−107.
  123. В.Г. Формы власти: типологический анализ //Полис. 2000. № 2. С. 6−18.
  124. Легитимность//Полис. 1993. № 5. С. 135−143.
  125. С. 10. Манипуляция массовым сознанием в политической рекламе: Региональный аспект: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 М., 2004 (на правах рукописи).
  126. С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. 256 с.
  127. С. Политическая социология // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1997.С. 203−213.
  128. С. Роль политической культуры http://www.ist.md/index.asp?doc=l3&doctree=l3454
  129. Е.А. Коммуникативный процесс как объект социологического исследования. http://www.sociology.kharkov.ua/docs/chten01/lobovikova.doc
  130. Лорда-и-Алайс Ф. О власти и ее разновидностях // Политология вчера и сегодня. Вып. 2. М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. С. 47−61.
  131. Н. Власть / Пер. с нем. А. 10. Антоновского. М.: Праксис, 2001.-256 с.
  132. С.В. Историческая этнология. Гл. 4. История исследований «национального характера» в современной науке. -http://liber.rsuh.rU/Fulltext/81 101/4.htm
  133. Лэш С. Постмодернизм как культурная парадигма // Контексты современности -1: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории /Хрестоматия: Пер. с англ. и нем. 2-е изд., перераб. и доп. — Казань, 2000. С. 8387.
  134. Д. Теория массовой коммуникации // Контексты современности II: Хрестоматия. Сост. и ред. С. А. Ерофеев. Казань, 2001. С. 12−15.
  135. , М. Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2004. 432 с.
  136. М., Петров Н. Политический альманах России. T.l. М.: Московский центр Карнеги, 1998. 642 с.
  137. . Власть, выгода, коррупция и ложь // Pro et Contra. 2000. № 4. С. 144 163.
  138. Е.Б., Сучков Е. Б. Политические технологии. М.: «Русская панорама», 2006.-680 с.
  139. О.А. Политическая коммуникация // Политическая социология и современная российская политика. Сб. учебн. материалов. / Под ред. Г. В. Голосова и ЕЛО. Мелешкипой. СПб.: Борей-принт, 2000. С. 76−99.
  140. Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с. англ. / Предисл. А. К. Соколова. М.: Издательство «Весь мир», 1997. 544 с.
  141. Г. И., Носков И. А. Имидж в политике. М.: Гуманит. изд. центр «Вла-дос», 1997.-206 с.
  142. Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: Издательство Ассоциации «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1993. 239 с.
  143. Д. Средства массовой информации и демократия в США // Актуальныепроблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современноммире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН. М., 2002. С. 46−63.
  144. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс /Пер. с фр. -М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 480 с.
  145. Музыкант B. J1. Теория и практика современной рекламы. 4.1. М.: Евразийский регион, 1998.-328 с.
  146. Музыкант B. J1. Теория и практика современной рекламы. Ч.Н. М.: Евразийский регион, 1998.-250 с.
  147. А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М.: Изд-во «Гном и Д». 2000. 256 с.
  148. Р. Политическая власть как символическое средство коммуникации. -http://academy-go.ru/Site/GrObsh/Publications/Munchl.shtml
  149. Назаров M. MV Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XX века //Социально-гуманитарные знания. 1999. С. 11−21.
  150. Ю.А. Информационные аспекты региональной политики / Чиновник. 2001. № 1(11). http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=78
  151. , М.Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997. -640 с.
  152. Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992−2000. М.: ГУ ВШЭ, 2000. -232 с.
  153. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. -880 с.
  154. Т. О понятии «политическая власть» / Антология мировой политической мысли: В 4 т. М.: Издательство: Мысль, 1997. Т. П. С. 479−486.
  155. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Американская социологическая мысль: Тексты. / Под общ. ред. В.И. Добренькова- Сост. Е. И. Кравченко М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996. — 556 с.
  156. Т. Система современных обществ /Пер. с. англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997. — 270 с.
  157. , С.В. Власть и народ в России: проблемы легитимации институциональных изменений // Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции: Ежегодник 2004. М.: РОССПЭН, 2004. — С. 287−312.
  158. Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М.: Изд-во «Фин-пресс», 2000. 240 с.
  159. Е.В. Информационная политика территориальных органов управления в системе государственной информационной политики современной России: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 М., 2004.
  160. Попов А.В., JI.A. Зуева. Ценности в политике // Вестник Московского ун-та. Сер. 12: Политические науки. 2000. № 1. С. 3−12.
  161. Е.В. Программные стратегии кандидатов на выборах глав исполнительной власти регионов Российской федерации / Дис.канд. полит, наук: 23.00.02. М., 2003.
  162. О.В. Философия государства Никласа Лумана: Монография. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. 94 с.
  163. Политическая наука: новые направления / Ред. Р. Гудин и Х.-Д. Клингеманн. -М.: Вече, 1999.-816 с.
  164. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под. Ред. Мелешкиной ЕЛО. М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир», 2001. — 304 с.
  165. Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 332 с.
  166. Политическое шоу / Авт.- сост. Ю. М. Ершов. Томск: «Компания Янсон», 2000. -240 с. — (Томская политика).
  167. Представительная демократия и электорально-правовая культура. М.: Весь мир, 1997. 224 с.
  168. Пресса, политика и толерантное поведение: Сборник аналитических материалов / Под ред. Ю. М. Ершова. Томск: Дельта-план, 2002. 84 с.
  169. Политология. Энциклопедический словарь / Общ. ред. Аверьянов Ю. И. М.: Изд-во Московского коммерческого ун-та, 1993. — 431 с.
  170. М. Кибердемократия: Интернет и публичная сфера //Контексты современности II: Хрестоматия. 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. и ред. С. А. Ерофеев. -Казань, 2001. С. 119−124.
  171. Г. Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, 2000 576с.
  172. В.П. Информационная власть и демократия // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 65−77.
  173. А.В. СМИ и региональные выборы в России. Роль и значение информации во время предвыборной кампании // Информационное общество. 2001. № 3. С. 5961.
  174. Н.П. Социально-политическая стабильность региона субъекта РФ// Полис. 1999. № 3. С. 89−99.
  175. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: перевод. -М.: Политиздат, 1989. С. 319−344.
  176. У. Старые СМИ новые СМИ. К вопросу об отношениях между журналистикой и политикой // Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации и демократия в современном мире: Сб. статей и рефератов / РАН ИНИОН. — М., 2002. С. 38−39.
  177. Л.Г. Политическая коммуникация государственных органов региональной исполнительной власти : Проблемы прямой и обратной связи: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 Уфа, 2004.
  178. И.И. Политическая реклама и политический PR в России // Общество и политика: Современные исследования и поиск концепций. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000.-512 с.
  179. В.В. Коммуникативное пространство как объект политологического анализа // Вестник Московского государственного ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2001. № 12. С. 19−29.
  180. Словарь иностранных слов. / Научн. Ред. А. Г. Спиркии и др. 7-е изд., перераб. М.: Рус. яз., 1980.-622 с.
  181. Словарь русского языка: в 4-х Т / Гл. ред. А. П. Евгеньева 2-е изд., исправ. и доп. -Т. 2.-М.: Рус. яз., 1981.-696 с.
  182. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
  183. . А.И. Институциональные эксперименты в пространстве политической культуры: реалии российского транзита // Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции: Ежегодник 2004. -М: РОССПЭН, 2004. С. 313−337.
  184. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002. № 3. С. 5−18.
  185. А.И., Решетов К. И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1999. № 3. С. 62−78.
  186. А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России // Полис. 2004. № 6. С. 105−108.
  187. Социология массовых коммуникаций: Учебник для вузов / JT.H. Федотова. -СПб.: Питер, 203.-400 с.
  188. Социологический словарь: Пер. с англ. /Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер: под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 620 с.
  189. В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). М.: ИФРАН, 1997. 202 с.
  190. Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. С. 255−408.
  191. Г. Публика и толпа // Психология толп / Гюстав Лебон, Габриэль Тард. М.: Институт психологии РАН, 1999. 412 с.
  192. ТЕРИН В. П. Массовая коммуникация: Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада / Моск. Гос. Ин-т (Университет) Между-нар. отношений МИД РФ. М: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. 170 с.
  193. Технология власти (философско-политический анализ). М.:ИФРАН, 1995. 163 с.
  194. Технологии политической власти: Зарубежный опыт / В. М. Иванов, В. Я. Матвиенко, В. И. Патрушев, И. В. Молодых. Киев: Высшая шк., 1994.-263 с.
  195. Технологии политического успеха / Под ред. канд. полит, наук В. Д Нечаева. М.: Национальный институт «Высшая школа управления», 2007. — 336 с.
  196. А.С. Образы регионов в российском массовом сознании // Полис. 1999. № 3. С. 61−75.
  197. Толстова 10. Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. М.: Научный мир, 2000.-352 с.
  198. Томская область: Выборы 2000. Опыт ретроспективного анализа / Н. В. Поправке, АЛО. Рыкун, К. М. Южанинов. Под ред. АЛО. Рыкуна. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.-160 с.
  199. А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.-464 с.
  200. В.В. Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества. http//www.cjes.ru
  201. Ф. Теории информационного общества / Перевод с англ. М. В. Арапова, Н.В. Малыхиной- Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  202. Философия XX века: Учебное пособие. М., ЦИНО общества «Знание» России, 1997.-288 с.
  203. Формирование ценностного подхода -http://www.portalus.ru/modules/psychology/rusreadme.php?subaction=showftill"feid=l 1 6 839 889&archive=l 12 004 582 l&startfrom=&ucat=24&
  204. Г. Флориан Знанецкий: гуманистическая социология // Современная американская социология. Под ред. В. И. Добренькова, М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 50−62.
  205. Ю. Демократия, разум, нравственность. (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989 г.). М.: Наука, 1992. 176 с.
  206. Хабермас 10. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: «Наука», 2000. — 379 с.
  207. М.К. Политическая коммуникация: воздействие средств массовой информации на общество в современных государствах. http. V/vvww.academy-go.ru/Site/JournalPR/Publications/Herman.html
  208. Центр и региональные идентичности в России / Под ред. В. Гельмана и Т. Хопфа. СПб., М.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге- Летний сад, 2003.-256 с.
  209. Ю.П. Герои нашего времени, или об особенностях национальной менталыюсти // Человек. 1999. № 6. С. 108−114.
  210. Что такое Медиакарта Томской области // Среда. 2004. № 8−9 (63). С. 3−4.
  211. А.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие / А. Н. Чумиков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001. — 296 с.
  212. П. Делать мнение: новая политическая игра /Перевод по ред. Осиповой Н.Г./М.: Socio-Logos, 1997.-317 с.
  213. А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент полита-ческих технологий. http://www.pressclub.host.ru/techn13.htm
  214. Ю.Д. Власть и политаческая культура: воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности. -http://www.ist.md/index.asp?doc=l3&doctree=l3452.
  215. В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.-320 с.
  216. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теорета-ческие и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000. -431с.
  217. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: «Паллада медиа» и СЗРЦ «Русич», 2002. — 444 с.
  218. С.А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы: Автореф. дис. на соискание уч. степени д.п.н. М., 2004.
  219. Р.П. Легитамность и демократия. Уроки Вебера // Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сб. статей / Под ред. проф. Р. П. Шпаковой. СПб.: Изд-во СПб. унта, 1997. С. 190−212 .
  220. , А.И. Теоретические и прикладные аспекты моделирования региональной избирательной кампании // Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов. 21−23 апреля 2000 г. М.: РОССПЭН, 2002. С. 300−302.
  221. А.И. Человек во власта (региональные политические элиты в современном избирательном процессе) // Куда идет Россия? .Власть, общество, личность/ Общ. ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2000. С. 209−216.
  222. Н.Г. Теории политического лидерства. Учебное пособие. М.: Весь мир, 2002.-184 с.
  223. Н.Г. Ценности, миф и лидер как символические политические формы // Проблемы политических ценностей в условиях трансформации режима: Научный ежегодник Томского МИОН-2003 /Под ред. А. И Щербинина. Томск, 2004. С. 6−45.
  224. , Н.Г. Эффективные избирательные технологии в ситуации реального выбора: региональный опыт // Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов. 21−23 апреля 2000 г. М.: РОССПЭН, 2002. С. 303−306.
  225. Электоральные процессы в России в настоящем и будущем // Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов. М.: РОССПЭН, 2002. С. 239−306.
  226. Этика СМИ: Уч. пособие. М.: ИТД КноРусс, 2003. 260 с.
  227. В.А. Стратегии социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1999. 596 с.
  228. . Е.Г. Приживется ли демократия в России. М.: Новое издательство, 2005. -384 с.
  229. К. Смысл и назначение истории / Сост. М. И. Левина, П.П. Гайденко- Вступ. ст. П. П. Гайденко. Пер. с нем. М.И. Левиной- 2-е изд. М.: Республика, 1994.-528 с.
  230. Pro et contra. Том 5, 2000 год, № 4, Осень. Российское общество и СМИ -http://pubs.carnegie.ru/russian/
  231. America’s choice. The Election of 1992. Editor W. Groty Wash.D.C., 1993. — 200 p.
  232. Bauer M.W. Analytical Approaches for Text, Image and Sound // A Practical Handbook. / Ed. by M.W. Bauer and G. Faskell. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage publication, 2000. P. 131−151.
  233. Berelson B. Content-analysis in Communication Research. N.Y.: Free Press, 1952. P. 13−165.
  234. Budge J. Expert Judgments of Party Policy Positions: Uses and Limitations in Political research // European Journal of Political research. 2000. — Vol.37. — № 1. P. 103−112.
  235. Lasswell H. D. Analyzing the Content of Mass Communication: A Brief Introduction. N.Y.: Prentice-Hall, 1942.
  236. Lasswell H. Political Socialization as a Policy Science // Handbook of Political Socialization. N.Y., London. 1977. P. 445−467.
  237. Leach J. Rhetorical Analysis // Qualitative Researching with Text. A practical handbook. / Ed. by M.W. Bauer and G. Faskell. London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage publication, 2000. P. 210−234.
  238. McNair B. An Introduction to Political Communication. 2nd Edition. L.- N.Y., 1999. --235 p.
  239. Ponder S. Managing the Press: Origins of the Media Presidency, 1897−1933. Bloomsburg, PA, Haddon Craftsmen, 1999. 233 p.
  240. Postman N. Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business, Penguin Books, New York, 1985.
  241. Shaw D.L., McCombs M.E. The Emergence of American Political Issues: The Agenda-Setting Function of the Press. St. Paul, MN, 1977.
Заполнить форму текущей работой