Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политические идеи Древнего мира и Средних веков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аристотель (384−322 гг. до н.э.). Политические взгляды изложены в трудах «Политика», «Афинская полития». Считал, что государство возникло естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей граждан, и целью его существования является достижения блага людей. Он первым назвал человека «существом политическим», т. е. таким, который может жить только в государстве. Формы государства… Читать ещё >

Политические идеи Древнего мира и Средних веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Платон (427−347 гг. до н.э.). В диалоге «Государство» разработал теорию идеального государственного строя. Государство является отражением строения человеческой души, где трем ее началам (разумному, волевому и вожделеющему) соответствуют три общественных класса-сословия: философов-правителей, воинов и производителей. Смысл и требование справедливости состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие дела. Поэтому для обеспечения справедливости необходимо достигнуть иерархического подчинения различных сословий на основе внутренних качеств каждого из них. Разумное начало (философы) должно господствовать, волевое начало (воины) быть защитой от внутренних и внешних врагов, подчиняясь первым; оба сословия управляют началом неразумным и вожделеющим — рядовыми свободными гражданами, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Чтобы власть реализовывала интересы всего общества, а не свои собственные, правящие сословия (философы и воины) освобождаются от всех частных отдельных привязанностей, прежде всего личного имущества и семьи. Все вещи, женщины и дети должны стать общими, принадлежащими всем вместе, но никому в отдельности. Платон отрицал все существующие виды государственного устройства как неустойчивые и порочные именно потому, что власть в них всегда есть реализацией эгоистических интересов отдельных социальных групп во имя собственного блага. Это касается и тех государств, где господствует волевое начало (тимократия), и тех где господствует вожделеющее начало (олигархия, демократия, тирания).

Аристотель (384−322 гг. до н.э.). Политические взгляды изложены в трудах «Политика», «Афинская полития». Считал, что государство возникло естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей граждан, и целью его существования является достижения блага людей. Он первым назвал человека «существом политическим», т. е. таким, который может жить только в государстве. Формы государства Аристотель разделял в зависимости от количества правителей и целей, которые они преследуют. В соответствии с целями правителей, он выделял правильные и неправильные формы государства. В правильных формах цель правителей общественное благо, в неправильных — свое личное благосостояние. По количеству правителей выделял правление одного, правление немногих, правление большинства. Соответственно у него фигурировало 6 форм государства: 3 неправильных (тирания, олигархия и демократия) и 3 правильных (монархия, аристократия, полития). Наихудшей формой правления является тирания, где власть осуществляется деспотическими методами одним человеком в личных интересах. Лучшей формой правления является полития, где власть осуществляется большинством и направлена на общественное благо. Полития — средняя форма государства, в которой перевешивает средний элемент: в обычаях — умеренность, в имуществе — средний достаток, в управлении — среднее сословие. Середина во всем позволяет избежать крайностей и смягчить противоречия между бедными и богатыми, что обеспечивает разумное управление и политическую стабильность.

Августин Блаженный (Аврелий) (354−430 гг.). Свои взгляды изложил в труде «О граде Божьем». Рассматривает политические вопросы, опираясь на библейские положения. Все социальные, государственные и правовые учреждения и установки подает как следствие греховности человека, заложенной еще Адамом и Евой. Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве человека над человеком, в отношениях управления и подчинения, господства и рабства. Такое положение он называет «естественным порядком» человеческой жизни и критикует его с религиозно-идеальных позиций божественного порядка и его прообраза в лице христианской церкви. Греховный порядок мира имеет временный характер и будет существовать до второго пришествия Христа и судного дня, когда установиться «царство небесное». До тех пор Августин оправдывает существующие социально-политические порядки, но лишь в той мере, в которой они не противоречат христианской религии и церкви. Он считает приемлемыми все формы правления в том случае, если в государстве сохраняются воплощенные в праве справедливость и уважение к религии.

Фома Аквинский (1225−1274 гг.). Его политические взгляды изложены в трудах «О господстве владык», «Сумма теологии». Государство рассматривается как определенная часть универсального порядка, творцом и правителем которой является Бог. Власть имеет божественный характер. Цель государства — сохранение порядка и гражданского спокойствия. Идеальной формой управления он считал смешанную: монарх воплощает единство, аристократия — принадлежащие ей заслуги, народ, который включается в управление, является гарантом социального согласия. Действия монарха ограничены законом. Если правитель в своих действиях отклоняется от воли Божьей, заботиться лишь о себе, то народ может восстать против него, но принимать решение должна церковь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой