Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Энергетическая политика России в контексте взаимоотношений Россия — ЕС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобная политика диверсификации источников поставок энергии в Евросоюз может подорвать потенциал устойчивого развития1 не только стран указанных регионов, но и Африки, и Азии в целом, поскольку их развивающиеся экономики также нуждаются во все возрастающем объеме энергии. Прогнозируемое экспертами масштабное выкачивание в перспективе Евросоюзом энергоносителей из развивающихся… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. ¦ * *
  • ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
    • 1. 1. Тенденции развития мировой энергетики в условиях глобализации
    • 1. 2. Проблемы развития мировой энергетики и Россия
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  • §-2.1.Этапы формирования внешней энергетической политики Евросоюза
    • 2. 2. Приоритетные направления реализации внешней энергетической политики Евросоюза
    • 2. 3. «Набукко» — приоритетный проект во внешней энергетической сфере Европейского союза
  • ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
    • 3. 1. Перспективы энергообеспечения Европейского союза
    • 3. 2. Вопросы энергодиалога Россия — Европейский союз
    • 3. 3. Инвестиции ЕС — фактор развития энергетического сектора России
    • 3. 4. Вопросы транзита топлива и энергии
    • 3. 5. Перспективные совместные энергетические проекты
  • России и Евросоюза

Энергетическая политика России в контексте взаимоотношений Россия — ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из важных аспектов сотрудничества между Россией и Европейским союзом (ЕС) в последнее время является сотрудничество в сфере энергетики. Страны-члены ЕСкрупнейшие импортеры российских энергоресурсов, поставки российской нефти и газа составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах Евросоюза и существует потенциал их роста. Сотрудничество России и ЕС в энергетической сфере имеет особое значение, поскольку спрос на энергоресурсы в странах-членах ЕС и в России увеличивается, причем добыча углеводородов в Евросоюзе сокращается, а в России растет. Несмотря на диверсификацию энергопоставок между ЕС и Россией, доля российских углеводородов и продуктов их переработки на европейском рынке по прежнему останется высокой в ближайшие 20−25 лет. Учитывая географическую близость России и ЕС, существующую транспортную инфраструктуру, а также традиционное успешное сотрудничество в области энергетики, осуществляемое с 1960 г., ЕС серьезно заинтересован в сохранении роли России как поставщика нефти и природного газа.

Решение о начале «энергетического диалога с целью создания широкого и стабильного партнерства в этой области и повышения• надежности энергетических поставок, как в ЕС, так и в Россию стало одним из главных результатов саммита РоссияЕС в Париже в октябре 2000 г. На нем была одобрена инициатива председателя» Европейской Комиссии Р. Проди, предложившего вести с Россией диалог о существенном увеличении поставок российских энергоносителей в Европейский союз в обмен на инвестиции и технологии. На последующих саммитах ЕС — Россия" были определены важные принципы практической реализации стратегического партнерства сторон, в том числе путем усиления энергетического диалога. Цель диалога состоит в развитии долгосрочного энергетического партнерства между ЕС и Россией в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

СПС). Диалог сосредоточен на нефти и природном газе, сотрудничестве по объединению электросетей ЕС и России и торговле ядерными материалами. Энергетический диалог является важным аспектом сотрудничества, включая в себя поставки российских энергоносителей странам Центральной и Западной Европы, с параллельным привлечением инвестиций европейского капитала в развитие энергетического сектора России.

Вопросы, связанные с обеспечением долгосрочной надежности и безопасности как спроса на энергоносители, так и их поставок, приобретают первостепенное значение в рамках Энергодиалога Россия — ЕС, который с российской стороны возглавляет Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, а со стороны Евросоюза — Генеральный директор Генерального директората по энергетике и транспорту Европейской комиссии. Диалог ведется через структуры, установленные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

Энергетический диалог также внесет свой вклад в разработку совместно с заинтересованными финансовыми институтами механизма гарантий для содействия долгосрочному финансированию проектов, представляющих взаимный интерес. В' рамках диалога идет работа по созданию скоординированной системы мониторинга нефтегазовых рынков и I инфраструктуры. Более того, в настоящее время российские и европейские эксперты изучают технико-экономические возможности объединения электросетей ЕС и России. Так, 6 февраля 2009 г. при обсуждении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве президент России Д. А. Медведев призвал руководство Еврокомиссии рассмотреть вопрос о создании полноценного международно-правового механизма энергобезопасности.

Говоря о последнем газовом кризисе, он заявил, что «нужно подумать о том, чтобы создать полноценную международно-правовую систему защиты от подобных инцидентов, потому что нынешняя система не срабатывает». «Я имею в виду, в том числе, и Энергетическую хартию», — сказал Медведев. Со своей стороны председатель ЕК Ж. М. Баррозу поддержал мнение 4 российского президента о необходимости обеспечить энергетическую безопасность Европы1.

Россия и Европейский союз стремятся к обеспечению стабильности энергетических рынков и надежного импорта и экспорта растущих объемов энергоносителей, а также признают насущную потребность в модернизации российского энергетического сектора. Общая цель Энергетического диалога заключается в усилении энергетической безопасности Европейского континента посредством установления более тесных взаимоотношений между Россией и ЕС по всем вопросам, представляющим взаимный интерес в энергетическом секторе.

Объектом диссертационной работы является современная внешняя политика-России в-Европе в энергетической сфере.

Предмет диссертации — российская энергетическая политика, направленная на закрепление ведущих позиций России на европейском направлении!

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть основные положения мировой энергетической политики в целом, уделив при этом основное внимание развитию диалога России и Европейского союза, — показав возрастающую значимость энергетической составляющей в этих отношениях.

Это предопределяет следующие задачи исследования:

— выявление основных тенденций и проблем развития, мировой энергетики в условиях глобализации и их значимости для России;

— анализ общего состояния топливно-энергетического комплекса Российской Федерации под углом зрения ее внешних экономических и политических интересов;

1 Медведев призвал ЕС создать новую Хартию энергобезопасности. Вести.ру. 2009. 6 февраля.

— состояние и1 перспективы энергообеспечения Европейского Союза с точки зрения взаимодополняющего сотрудничества стран-членов ЕС с Российской Федерацией;

— определение основных этапов формирования и приоритетных направлений реализации внешней энергетической политики Европейского Союза;

— изучение конкретных аспектов энергетического диалога Россия.

ЕС;

— исследование перспективных инвестиционных проектов ЕС как фактора дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса России;

— анализ политических и экономических проблем и рисков в области" функционирования и формирования энерготранзита Россия-ЕС и перспективы объединения энергетических систем.

Степень научной разработанности проблемы. Мировая энергетическая проблематика в настоящем времени прочно заняла одно из ведущих мест среди научных исследований. В отечественной и зарубежной научной литературе имеется достаточно работ, изучающих топливно-энергетические комплексы Евросоюза и России по отдельности.

В России наиболее авторитетными среди них представляются труды академиков Н. П. Лаверова, Ю. Г. Леонова, H.A. Платэ, О. Н. Фаворского и В. Е. Фортова, исследования С. Д. Варфоломеева, Н. И. Воропая, A.M. Голицына, A.A. Макарова, И. И. Моисеева. Энергетика Евросоюза подробно характеризовалась в работах Ю. А. Борко, Л. М. Григорьева, P.C. Гринберга, И. Д. Иванова, И. В: Королёва, Н. П. Шмелёва и др., а среди зарубежных авторов — С. Грина, Дж. Гэвина, У. Дюрана, Ж. Лавло, Ж. Массе, М. Муссавар-Рахмана, У. Уоллеса, У. Хогана и в публикациях МЭА и Комиссии ЕС.

Однако энергетический диалог России и ЕС пока еще не в полной мере стал предметом комплексного научного анализа. Здесь можно отметить лишь работы участников энергетических переговоров России и ЕС — Ю.А. 6.

Ершова, С. З. Жизнина, В. И. Фейгина, А. Б. Яновского, а из иностранных авторов — Р. Грабхема, Дж. Штерна и М. Эмерсона. Этот пробел призвана сузить данная диссертационнаяработа.

Среди литературы по проблемам российской и мировой энергетики необходимо выделить работу С. З. Жизнина «Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика"2. В этой книге раскрываются, в частности, геополитические и экономические основы формирования российской энергетической дипломатии, особенности международной деятельности ведущих российских и зарубежных нефтегазовых компаний. Кроме того, автор дает оценку позиций России на международных энергетических рынках.

В контекстег энергетических интересов России^ в< Каспийском регионе представляет интерес монография И: С. Зонна и С. С. Жильцова «Новый.

•з.

Каспий. География, экономика, политика" ¦ в которой особый акцент делается на субъектах, непосредственно выходящих на берега Каспия, а также рассматриваются основные проблемы региона" — политическое и экономическое развитие, международно-правовой статус, конфликтогенность, экология и сотрудничество. Также интересно другое исследование этих авторов — «США в погоне за. Каспием"4 в котором раскрывается эволюция стратегии^ администрации США в каспийском регионе начиная с 90-х годов XX века, после образования новых независимых государств. Авторами отмечается, что выгодное географическое положение региона, значительные запасы углеводородного сырья, пересечение транспортных коммуникаций определили^ повышенный интерес к Каспийскому региону западных государственных и частных структур, а США, объявив этот регион жизненно важным для своих.

2 См.: Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М., 2005.

3 Зонн И. С., Жильцов С. С. Новый Каспий. География, экономика, политика. М.: Восток-Запад, 2008.

4 Жильцов С. С., Зонн И. С. США в погоне за Каспием. М.: Международные отношения, 2009. интересов, начали реализовывать свои геостратегические и геоэкономические цели.

В настоящий момент актуальной задачей является разработка, утверждение и воплощение в жизнь государственной политики России в области взаимоотношений с Европейским союзом, в том числе и в сфере энергетики, в контексте процессов глобализации на ближайшие 10−15 лет. Для такой работы сложились теоретические основы в политологии, социологии, экономике, философии. Они представлены, в частности, в работах Э. А. Азроянца, Ю. А. Воробьева, Р. Г. Гостева, А. С. Капто, В. В. Кедриной, В. П. Колесова, В. Б. Кувалдина, В. Н. Кузнецова, В. Е. Петровского, В. Л. Цымбурского и др.5 В науке о международных отношенияхотдельно следует отметить публикации и работы профессорско-преподавательского состава Дипломатической Академии МИД России — Т. Г. Авдеевой, В. М. Алчинова, Е. П. Бажанова, С. С. Жильцова, А. Г. Задохина, Т. А. Закаурцевой, К. Н. Кулматова, В. Ф. Ли, В. Н. Матяша, Т. Н. Мозель, A.B. Митрофановой, О. Г. Пересыпкина, Г. А. Рудова, В. В. Штоля, А. Д. Шутова, Г. С. Яскиной и др.6.

5 Азроянц Э. А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. М.: Новый век, 2002; Петровский В. Е. От империи — к открытому миру: о внешней политике России переходного периода. М.: РОССПЭН, 2007; Цымбурский В. Л. Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы, 1993;2006. М.: РОССПЭН, 2007 и др.

6 Алчинов В. М. СНГ-Россия-Евросоюз. Проблемы и перспективы интеграции. М.: Восток-Запад, 2008; Бажанов Е. П. Эволюция российской внешней политики (1991;1999 гг.). М.: Научная книга, 1999, Бажанов Е. П. О тенденциях международных отношений на пороге XXI столетия. М.: Научная книга, 1999, Бажанов Е. П. Приоритеты России в меняющемся мире. М.: Научная книга, 2000; Жильцов С. С. Союзников нужно не выбирать, а создавать // НГ-Дипкурьер, 2009. 19 январяРудов Г. А., Пономарева Е. Г. Балканский передел как зеркало глобализации // Обозреватель, 2008. № 5- Рудов Г. А. Региональные подсистемы и региональные проблемы безопасности. М.: Научная книга, 2005; Рудов Г. А., Ли В. Ф. Геополитические проблемы евразийского пространства. М., Научная книга, 2005; Задохин.

A.Г. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. М.5 2002; Кулматов К. Н. Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения, М., 2002; Ли В. Ф. Теория международного прогнозирования, М., 2000; Матяш В. Н. Север-Юг в системе международных отношений. М., 2003; Штоль.

B.В. Роль и место НАТО в системе европейской и международной безопасности в условиях глобализации М.: Научная книга, 2006; Шутов А. Д. Постсоветское пространство. М., Научная книга. 1999; Шутов А. Д. Россия в жерновах истории. М.: Вече, 2008 и др. 8.

Основными источниками, использованными в работе, являются: нормативно-правовые акты России иЕвропейского союза иих изменения в ходе новейшей историизаконызаконопроекты и поправки к нимуказы Президента и распоряжения? правительств отдельных странвыступления президентов стран региона, а также текущая пресса, аудиовизуальные средства массовой информации и сети Интернет.

Решение поставленных в работе научных задач потребовало привлечения широкого круга источников и проведения их тщательного анализа. Источники, которые использовались для раскрытия темы диссертации, объединены в следующие группы.

Первую группу источников составляют официальныедокументы, России и Европейского союза, непосредственно относящиеся к их внешней политике в области энергетики .

Вторую группу источников составляют интервью и выступления государственных деятелей Российской Федерации и Европейского союза;

Третья группа источников — официальные документы: декларации, договора и соглашения России с Евросоюза в области энергетического сотрудничества.

К четвертой группе источников относятся материалы российских и зарубежных средств массовой информации — газет и журналов, освещающих энергетические вопросы внешней политики России и Евросоюза, таких как: «Ведомости», «Интерфакс-Нефть», «Мировая энергетическая политика»,.

См.: Энергетическая стратегия. России на период до 2020 года // www.minprom.gov.ru/docs/strateg/lКонцепция внешнейшолитики Российской Федерации. 12 июля 2008 гConcluding Document of the Hague Conference on the European Energy Charter // The Energy Charter Treaty andRelated Documents. A Legal Framework: for International Energy Cooperation / Energy Charter Secretariat. Brussels. 2004; The Energy Charter Treaty // The Energy Charter Treaty and Related Documents. A Legal Framework for International Energy Cooperation / Energy Charter Secretariat. Brussels. 2004; Final Act of the Energy Charter Conference with Respect to the Energy Charter Protocol on Transit //www.encharter.orgGreen Paper: A European Strategy for Sustainable, Competitive .and Secure Energy / Commission of the European Communities. Brussels. 2006; Energy for the Future: Renewable Sources of Energy. White Paper for a Community Strategy and Action Plan. / Commission of the European Communities. Brussels. 1997; White Paper: An Energy Policy for the European Union / Commission of the European Communities. Brussels. 1995 // ec.europa.eu. 9.

Нефтегазовая вертикаль", «Нефть России», «Нефтяная вертикаль», «Российский нефтяной бюллетень», «Коммерсантъ», «НГ-Энергетика» (приложение к «Независимой газете»), «The Financial Times», «Business Week», «Oil&Gas Journal», «Petroleum Economist» и др.

Пятую группу источников представляют материалы компьютерной сети Интернет, официальных сайтов Президента России, российских министерств и ведомств, отечественных и зарубежных нефтегазовых компаний. Важные сведения получены с сайтов Международного энергетического агентства, Управления энергетической информации при Министерстве энергетики США, Европейского союза и из других источников.

Методологической" основой исследования^ является системный и структурно-функциональный подходы. Применяется статистический метод обработки информации, а также ивент-анализ.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

— выявлена взаимосвязь между политикой' российского государства в области транспортировки энергетических ресурсов в страны Европы, стратегией внешнеэкономической деятельности крупных российских нефтегазовых компаний на европейском энергетическом рынке и состоянием отношений России с Евросоюзом;

— сделан анализ политических усилий России в сфере энергетики на европейском направлении;

— обосновано положение о том, что Россия при помощи своей активной энергетической политики сохранит лидирующие позиции на энергетическом рынке Европы;

— показано, что стремление России закрепить за собой статус ведущего энергетического партнера ЕС вызывает в Евросоюзе опасения, что Россия использует поставки энергоносителей в политических целях и побуждает.

часть политических кругов Евросоюза (особенно из «стран-новичков» ЕС) препятствовать реализации некоторых российских энергетических проектов,.

10 путем попыток сдерживания расширения российского влиянияна энергорынках Европы.

Хронологические рамки исследования. Основное внимание в работе уделено внешней политике России в области энергетики на европейском направлении в 2000;2010 гг. Этот период характеризуется усилением активности в рамках энергетического диалога между Россией и ЕС, а также возрастающим вниманием российского руководства к укреплению положения страны в’мировой энергетической сфере.

Практическая значимость диссертации. Исследование может представлять практический интерес для специалистов российских государственных структурпрежде всего Министерства иностранных дел и Министерства' энергетика Российской Федерации. Основные положения1 и выводы могут быть использованы в работе соответствующих подразделений органов государственной власти, представленные в ней результаты анализа и I выводы автора могут быть использованы при разработке методических / пособий, в процессе преподавания курсов, спецкурсов и спецсеминаров по политологии.

Апробация исследования. Основные тезисы диссертации были использованы автором в своих выступлениях на научно-практических конференциях молодых ученых Дипломатической академии^ МИД России и изложены в авторских научных публикациях общим объемом 3 п.л. и аналитических материалах по профилю работы.

Структура работы определена целью, задачами и общей логикой работы. Диссертациясостоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Энергетический диалог России и ЕС призван обеспечивать надежность, безопасность и прогнозируемость их сотрудничества в сфере энергетики в долгосрочной перспективе в условиях открытой рыночной среды. Это создаст благоприятные условия для необходимых долгосрочных взаимных инвестиций в существующие и вновь создаваемые производственные объекты и транспортную инфраструктуру.

Россия и Европейский союз, таким образом, объективно заинтересованы в углублении взаимовыгодного сотрудничества в области энергетики, что является целью проводимого ими Энергетического диалога.

Выступая 28 января 2009 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Председатель Правительства РФ В. В. Путин отметил, что единственным путем обеспечения подлинной глобальной энергетической безопасности является формирование взаимозависимости, в том числе на основе обмена активами, без какой-либо дискриминации или двойных стандартов. Такая взаимозависимость и порождает реальную ответственность всех. К сожалению, нынешняя Энергетическая хартия так и не стала работающим инструментом, который способен урегулировать возникающие проблемы. Ее принципы не соблюдают даже те страны, которые ее подписали и ратифицировали, благополучно забывают, когда нужно ее применять. В. В. Путин также предложил заняться разработкой новой международной договорно-правовой базы в области энергетической безопасности.

Гибкая структура Энергетического диалога Россия — ЕС способствует успеху и динамизму этого уникального партнерства и позволяет вести конструктивные и откровенные дискуссии, в которых участвуют представители правительств России, Европейской Комиссии, государствчленов ЕС, деловых и промышленных кругов России и Евросоюза.

Энергодиалог вносит вклад в разрешение спорных вопросов и проблем,.

162 возникающих в процессе взаимодействия Российской Федерации и ЕС в энергетическом секторе, что в свою очередь способствует повышению надежности поставок энергии и укреплению взаимовыгодного сотрудничества. В частности, речь идет о признании важности заключения долгосрочных поставок газа, решении вопроса о пунктах назначения в некоторых долгосрочных контрактов на поставку газа, подтверждении отсутствия 30-процентного ограничения ЕС на импорт ископаемого топлива из одного внешнего источника, обсуждении отдельных вопросов" торговли энергией в контексте договоренностей относительно будущего членства России во Всемирной Торговой Организации и подтверждении контрактов на поставку ядерных материалов, заключенных Россией до расширения ЕС.

Стратегическое партнерствов* энергетическом^ секторе России и Евросоюза должно обеспечить надежность, безопасность и прогнозируемость в долгосрочной перспективе в условиях свободного рынка. Россия" и ЕС, таким образом, объективно заинтересованы в укреплении взаимовыгодного энергетического сотрудничества, что является целью проводимого ими Энергетического диалога.

Проводимая Брюсселем энергетическая политика заставляет делать свои выводы, которые, вместе с рекомендациями, следуют ниже.

Важнейшими из них являются следующие:

1. Современный мир вступает в полосу длительного энергокризиса, который носит уже не конъюнктурный, как ранее, а структурный характер и обусловливается нехваткой ресурсов углеводородного сырья, по сравнению с ростом спроса на него при отсутствии технических решений для создания альтернативной базы энергетики. Это превращает рынки нефти, газа, угля и электроэнергии из рынков покупателей в рынки продавцов с коррекцией цен топлива в сторону их существенного повышения. Как экономия энергии, так и ввод в оборот её новых, альтернативных источников пока могут лишь замедлить, но никак не отменить эти объективные тенденции.

2. Ввиду крайне неравномерного распределения ресурсов углеводородов ь по планете, этот кризис обещает быть опережающим и наиболее ярко выраженным в экономике Европейского Союза. Однако ЕС пока не имеет разумной и конструктивной внешней энергетической политики. Выдвигаемая ныне как панацея либерализация рынков газа и электроэнергии в ЕС никак не снимает его внешней энергозависимости и кризисных проблем, являясь, одновременно, как надуманной (делающей упор на передел уже имеющихся ограниченных ресурсов вместо расширения их привлечения), так и некомплексной мерой (ибо вне её охвата остаются нефть, уголь и АЭС). Вопреки переломным изменениям на энергорынке, Брюссель. по-прежнему ищет односторонний доступк энергоресурсам поставщиков без должного учёта интересов важнейших из них, прежде всего России. Таким образом, ЕС не имеет пока сложившейся надёжной и продуманной программы обеспечения своей энергетической безопасности.

3. Россия может и далее выделять на цели общеевропейского энергетического сотрудничества определённые объемы энергоресурсов в пределах своих возможностей и с учётом её национальных интересов. Однако, становится очевидным, что:

— первоочередной задачей страны на перспективу станет приоритетное обеспечение энергией* её внутренних потребностей при поддержании необходимых извлекаемых запасов топлива;

— назрели оптимизация объемов и структуры экспорта российских энергоносителей с учётом движения цен на них, а также переход к преимущественному вывозу продуктов^ их переработки (электроэнергия, моторное топливо и масла, нефтехимикаты, удобрения, металлы), а также электроэнергии, в том числе с АЭС;

— была бы столь же своевременной корректировка излишнего евроцентризма, сложившегося в российском энергоэкспорте и его инфраструктуре и их диверсификация в восточном направлении, в т. ч. с целью нашего масштабного выхода" на быстро растущие энергорынки Азии и ускорения развития Сибири и Дальнего Востока;

— безопасность энергоснабжения ЕС должна сочетаться с гарантиями сбыта наших энерготоваров на рынках Евросоюза, включая благоприятный торгово-таможенный режим и беспрепятственный транзит;

— принципом в инвестиционном взаимодействии в сложившихся условиях должна стать формула «активы на активы», т. е. ориентация на допуск компаний ЕС в наш ТЭК только в обмен на встречный и недискриминационный допуск наших операторов в заключительные звенья энергоцепочки Евросоюза, максимально приближенные к потребителю.

4. Договорённости между Россией и ЕС в сфере энергосотрудничества требуют, по возможности, своего юридического оформления. В этой связи, ,. разумным и оправданным видится согласование между сторонами, в рамках их нового Соглашения о стратегическом партнёрстве, специального дополнения по энергетике, преемственного с ныне действующим СПС и «дорожной картой» по> формированию между Россией и ЕС «общего экономического пространства». Своюпользу может принести и продолжение Энергодиалога. Однако он должен покрывать не только поставки первичной энергии из России в ЕС, но и всю гамму проблем, в. их отношениях в области энергетики и не уходить от постановки тем, непосредственно затрагивающих интересы России.

5. Отношения России с энергопроизводящими странами СНГ заслуживают выделенияв самостоятельное направление российской энергетической политики. С целью сохранения транзита их энергоносителей через территорию России и в противовес попыткам её обхода, следовало бы подумать о комплексе мер, делающих транзит через Россию дляних более привлекательным и надёжным, чем предлагаемые ЕС и США альтернативные российским пути.

6. С учетом эволюции зарубежных рынков газа стране необходимо в достаточно короткие сроки освоить экспорт СПГ и предметно отслеживать.

165 ход научно-технического прогресса в энергетике — от создания > основ неуглеводородной энергетики будущего до нынешних альтернативных источников энергии — с целью иметь в своём распоряжении собственные технологические заделы в этой сфере, практическая нужда в которых может возникнуть уже на рубеже 2025;2030 гг.

7. Россия явно нуждается в быстрейшей разработке своей обновленной Энергетической стратегии, отражающей ее национальные интересы, промышленную и внешнюю политику в данной области. При этом необходимо обеспечить в данном* документе необходимое качество прогнозирования и готовить его? с представительным участием корпоративного сектора.

В4 последнее время возникли и сформировались новые факторы влияния на развитие энергетического сектора России1 как структурной составляющей экономики России и как органической составляющей мировой энергетикиВ части основных факторов следует выделить следующие:

• усиление геополитических позиций России в обеспечении глобальной энергетической безопасности;

• опережающее развитие экономики России, предъявляющее повышенные требования к энергообеспечению, формированию рационального топливно-энергетического' баланса и общей энергоэффективности народного хозяйства;

• постепеннаясмена роли энергетического сектора в экономике страны с локомотивной на энергообеспечивающую, с сохранением его поддерживающей роли для производительных отечественных сил;

• обострение глобальной конкуренции за энергоресурсы;

• приближающаяся стабилизация углеводородных ресурсных возможностей в мире и в России и связанная с этим новая база мировых цен на углеводороды и новые оценки их возможной динамики;

• усиление роли государства в энергетическом секторе экономики страны при сохранении и развитии рыночных методов хозяйствования:

Интеграционные процессы в различных регионах мира, глобализация мировой энергетики, размывание экономических и идеологических барьеров, а также появление новых независимых государств экспортирующих энергоресурсы, усиливает роль энергетического фактора в становлении новой системы международных отношений.

В мировой энергетике появляются новые геополитические величины из нефтедобывающих стран, а также России, Китая и некоторых других государств. У сравнительно недавно образованных российских НК начинает формироваться понимание своих международных интересов иприоритетов нефтяной дипломатии. При эффективной, поддержке государства они вполне способны расширять сферу международного сотрудничества, конструктивно взаимодействовать с западными ТНК, даже в условиях жесткой конкуренции, вырабатывать свои «правила игры» и влиять, параллельно с укреплением позиций России в-мировом сообществе, на геополитическую расстановку сил в начавшемся" XXI столетии.

Евросоюз стремится стать мировымшидером в области энергетики. Это — позиция Евросоюза, заявившего в. своей Берлинской декларации по случаю 50-летия Римских договоров (март 2007 г.) о твердом «намерении совместно играть ведущую роль в энергетической политике». Однако реальность Евросоюза в области энергетики пока сильно отличается от его представления" о светлом энергетическом будущем. Сегодня государства-члены ЕС в большинстве своем и Европейский союз в целом испытывают острую нехватку собственных природных энергетических ресурсов, необходимых для их существования и развития. Вследствие этого Евросоюз находится в состоянии устойчивой внешней зависимости от импорта энергоносителей, которая все более отягощается стремительным ростом цен на мировом энергетическом рынке.

Руководство Евросоюзомрасценивает внешнюю энергетическую зависимость как угрозу общей? энергетической! безопасностиЕС безопасности наднационального уровня-. Для обеспечения. энергобезопасности Евросоюз вшериод 2000;2009 тг. предпринял усилия-по формированию внешней энергетической политики, способной гарантировать устойчивое и прочное соблюдение энергетических интересов Евросоюза.

Главной особенностью внешней энергетической политики Евросоюза является ее, по сути, стратегическая цель, которую можно сформулировать следующим образом: «Освободиться от „подавляющей“ зависимости от импорта энергоносителей из России». Евросоюз признает, что Россия обладает огромными запасами" энергоносителей*, которые могут быть использованыв целях энергообеспеченияЕвросоюза, и что Россия, всегда в" полной мере выполняла и выполняет своидоговорные? обязательства по поставкам энергоносителей’в Европу., •.

Однако эти веские аргументы не убеждают Евросоюз в необходимости формирования таких, отношенийс Москвой, которые бы в полной мере отражали взаимное доверие и взаимное понимание сторон. Это может свидетельствовать лишь о том, что Евросоюзпока окончательно не преодолел синдром подозрительного отношения к России, унаследованный от эпохи конфронтации между Западом и Востоком:

В целях сокращения объема энергетических отношений с Россией.

Евросоюз в рамках внешней энергетической политики реализует план по вовлечению окружающих и соседних с ними стран в свойвнутренний энергетический рынок, который подразумевает подключение энергетических систем этих стран к энергетической системе Евросоюза на основе принципов и права Евросоюза, то есть на условиях Евросоюза. А если говорить проще, то Евросоюз создает правовые и технические условия для крупномасштабной беспрепятственной поставки энергоносителей из расположенных в непосредственной или относительной близости к Евросоюзу регионов, включая Юго-Восточную Европу, Северную Африку, Африку южнее.

Сахары, Ближний Восток, Средний Восток, Закавказье и даже Центральную Азию:

Подобная политика диверсификации источников поставок энергии в Евросоюз может подорвать потенциал устойчивого развития1 не только стран указанных регионов, но и Африки, и Азии в целом, поскольку их развивающиеся экономики также нуждаются во все возрастающем объеме энергии. Прогнозируемое экспертами масштабное выкачивание в перспективе Евросоюзом энергоносителей из развивающихся стран-производителей может поставить под угрозу поступательное развитие их экономик. Вследствие этого возникает парадокс нехватки энергии для решения собственных задач. Энергетическая* политика1 Евросоюза в отношении стран-транзитеров указанных регионов делает и их, по сути, заложниками растущего спроса на энергоносители в государствах-членах ЕС. Этот аспект внешней энергетической политики, Евросоюза, который, на наш взгляд, может стать непреодолимым препятствием для достижения «Целей развития тысячелетия», которые сформулированы в* 2001 г. Генеральной Ассамблей ООН в целях достижения к 2015 г. гармоничных условий существования всего человечества, требует дополнительного изучения.

В" условиях глобальной энергетической конкуренции Россиятакже должна наращивать свои энергетические позиции1 за рубежом* и стимулировать создание российских энергетических транснациональных корпораций. Только в этом случае Россия будет иметь хорошие конкурентные позиции в условиях усиления международной борьбы за энергоресурсы.

Россия была и остается для Евросоюза надежным стратегическим партнером. Однако для дальнейшего успешного развития энергетического сотрудничества России и ЕС необходима корректировка излишнего евроцентризма, сложившегося в российском энергоэкспорте и его инфраструктуре. Безопасность энергоснабжения ЕС должна сочетаться с гарантиями сбыта российских энерготоваров на рынках Евросоюза, включая | 169.

1 «благоприятный торгово-таможенный режим и беспрепятственный транзит. Принципом в инвестиционном взаимодействии должна стать ориентация на допуск компаний ЕС в российский ТЭК только в обмен на встречный и недискриминационный допуск наших операторов на европейский рынок.

Политическая нестабильность в основных регионах добычи энергоресурсов в будущем будет только расти. В этой связи важнейшей задачей государства является сохранение политической и экономической устойчивости внутри страны, а также недопущение роста политической напряженности в странах, сопряженных с Россией общностью энергоресурсных и энерготранспортных интересов.

В условиях обострения международной энергетической конкуренции, роста политической напряженности^ в регионах добычи углеводородов будет сохраняться непредсказуемая и нестабильная конъюнктура мировых цен на основные энергоресурсы. Стратегическая задача России состоит в том, чтобы выстроить такую структуру экономики и энергетики, которая бы имела пониженный' порог чувствительности к изменению мировых цен на энергоносители. Решение ' этой задачи возможно через, структурную перестройку экономики, направленную на снижение зависимости благосостояния государства от конъюнктуры, мировых цен на энергоносители, диверсификация экспортных потоков, повышении энергоэффективности энергетики и экономики в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Указом № 1440 12 июля 2008 Президент России. Официальный сайт — http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204 108.shtml
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая" 2009 г. Совет безопасности РФ. Официальный сайт -http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
  4. Доктрина энергетической-безопасности России. М., 1998.
  5. Закон* РФ «О международных договорах Российской Федерации» // Российскаятазета: 1995. 2Гсент.
  6. Постановление Правительства РФ «О мерах по вводу в эксплуатацию1 действующих, контрольных и находящихся на консервации скважин на нефтяных месторождениях» // Российские вести. 1999. 24 нояб-
  7. Федеральная целевая программа «Топливо и энергия». М., 1996.
  8. Федеральный закон Российской Федерации «О естественных монополиях"// Российская газета. 1995, 20 авг.
  9. Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р г. Москва // Российская газета, 30.09.2003 -http://www.rg.ru/2003/09/30/energeticheskajastrategija.html.
  10. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030) -http://www.energystrategy.ru/projects/es-2030.htm
  11. The Energy Charter Treaty and Related Documents. A Legal Framework for International Energy Cooperation. Brussels: Energy Charter Secretariat, 2004.
  12. Green Paper: A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy. Brussels: EU, 2006.
  13. Energy Security. Draft General Report. Rapporteur Jos van Gennip (Nederlands). NATO Parliamentary Assembly, Doc. 064 ESC 06 E. April 4, 2006.
  14. An Energy Policy for European Union. White paper. Com.(95)682. Brussels: EC, 1996.
  15. The Documents of the First Meeting of Oil Producing and Consuming Countries. 1991. July 1 -2. Paris.
  16. European Energy to 2020. Brussels: European Commission, 1996.
  17. Energy dialogue with Russia-progress since the October 2001 EU-Russia Summit, Commission Staff Working Paper SEC (2002) 333, Brussels 21.3.2002.
  18. Монографии, аналитические доклады
  19. Алекперов В. Ю: (Под общей редакцией). Предвестие1 эры нефти. М., 2003.
  20. В.М. СНГ-Россия-Евросоюз. Проблемы и> перспективы интеграции. М.: Восток-Запад, 2008-
  21. И. Геополитическая ситуация на постсоветском пространстве (Центральная Азия, Закавказье) и внешняя политика России (1991−1997). М.: Эпикон, 2000.
  22. А.Б. Российские нефтяные компании и политика в переходный период. М.: Jleccap, 1997.
  23. С.Ю. Воспоминания. М., 1960.
  24. Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999.
  25. A.B. СНГ: проблемы экспорта и импорта. М., 1999.
  26. А.Г., Озлинг В. В. Нефтяные монархии Аравии. М., 1993.
  27. Глобальная энергетическая проблема / Отв. редактор И. Д. Иванов. М.: Мысль, 1985.29: Гусейнов В. Каспийская нефть. Экономика и геополитика. Ml: Олма-Пресс, 2002.
  28. Европа и Россия: Некоторые аспекты: экономических взаимоотношений- Mi: Московский Центр Карнеги. 2003.
  29. А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. — М., 1999: Жильцов G.G. Зонн И. С., Стратегия США в Каспийском регионе: (Большая игра 2): MJ, Эдель — М, 2003.
  30. С.З. Энергетическая дипломатия. М.: ДА МИД РФ, 1999:
  31. G.C., Зонн И. С., Ушков A.M. Геополитика Каспийского региона.- М-: Международные отношения, 2003.
  32. А.Г. Внешняя? политика- России: национальное сознание и национальные интересы. М., 2002-
  33. Иванов3 И. Д: Современные монополии и конкуренция. Mi: Мысль, 1980.36: Иванов* И-С. Внешняя! политика России в эпоху глобализации:. М.: ОЛМА-Пресс, 2002.
  34. И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М.: ОЛМА-Пресс, 2002:
  35. Исследование по вопросам транспортировки- и экспорта российской нефти: Вашингтон- 20 021
  36. А. Международная энергетическая^ без опасность. М!: из д-во «Европа», 2006:. .40: Конопляник-. А. Каспийская! нефть на евразийском перекрестке. Предварительный анализ: Экономические перспективы. М.: Минтопэнерго России, ИМЭМО, СВОП, 1998.
  37. К.Н. Приоритеты внешней политики России и современные международные: отношения- М., 2002- Ли- В: Ф. Теория международного прогнозирования, М, 2000-
  38. В.Н. Север-Юг в системе международных отношений. М., 2003-
  39. В.Н. Привлечение иностранных инвестиций — стратегия России в XXI столетии и позиция Запада: М.: Дипакадемия МИД РФ, 2001.44.
Заполнить форму текущей работой