Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории лидерства. 
Основные направления в развитии политической науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема политического лидерства стала предметом рассмотрения политической науки ещё в древности. По мнению древнегреческого философа Платона (427−347 гг. до н.э.) правителями государства должны быть философы, обладавшие истиной и её постижением. Его ученик Аристотель (384−322 гг. до н. э.) считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы… Читать ещё >

Теории лидерства. Основные направления в развитии политической науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема политического лидерства стала предметом рассмотрения политической науки ещё в древности. По мнению древнегреческого философа Платона (427−347 гг. до н.э.) правителями государства должны быть философы, обладавшие истиной и её постижением. Его ученик Аристотель (384−322 гг. до н. э.) считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В эпоху Возрождения наиболее интересные взгляды на политическое лидерство выразил Н.Макиавелли (1469−1527). В трактате «Государь» он выдвинул принцип сочетания силы и хитрости, считая, что государь должен уподобиться льву и лисице одновременно. Лидер должен внушать страх и любовь подчинённым, но страх не должен перерастать в ненависть. Макиавелли выделил следующие функции лидеров: 1) обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; 2) интеграция разносторонних интересов и групп; 3) мобилизация населения на решение общезначимых задач.

В новое время мысли о роли выдающихся личностей в истории высказал немецкий философ Г.- В.-Ф. Гегель (1770-1831). Он писал: «Историю людей следует рассматривать по отношению к тем моментам, которые составляют интересы, а таким образом, страсти индивидуумов». Для Ф.Ницше (1844-1900) стремление к лидерству есть ничто иное, как проявление «творческого инстинкта» человека. Лидер, по его мнению, вправе пренебрегать моральными принципами, т.к. мораль — оружие слабых. Он писал: «Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чём ином, состоит его задача».

Австрийский психоаналитик З.Фрейд (1856−1939) трактовал политическое лидерство как сферу проявления подавленного либидо — бессознательного сексуального влечения. В политической деятельности подавленное либидо проявляется в стремлении к безграничной власти, в желании испытывать наслаждение от унижения других людей, в жажде разрушения. Немецкий философ М.Вебер (1860−1924) относил к числу качеств, необходимых политику для успешной карьеры, «чувство власти», «страсть», «глазомер», ответственность, необходимость ставить общественные интересы выше личных, выражение интересов большинства, коммуникативность и организаторские способности.

В группу современных концепций лидерства входят теория черт, ситуационная теория, теория последователей и интегративная теория. В основу теории черт лидера положено учение английского психолога и антрополога Ф.Гальтона (1822−1911) об индивидуально-психологических различиях между людьми, которые он объяснял наследственными факторами. Лидерство, таким образом, преподносится как социально-психологический феномен. Необходимыми чертами политического лидера он считал: 1) умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды своей социальной группы; 2) умение ставить интересы общества выше личных; 3) способность организовать действия больших общественных групп; 4) ораторские способности и личная коммуникабельность; 5) наличие развитой политической культуры.

В рамках данной теории лидер рассматривается как совокупность определённых психических качеств, помогающих выдвижению индивида на лидерские позиции, позволяющих принимать властные решения в отношении других. Как отмечал американский социолог Э.Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству». Среди достоинств лидера он выделил чувство юмора, такт, энергию, ум и характер.

В основе теории, определяющей лидеров как последователей, автором которой является американский социолог Т.Парсонс, лежит один из принципов структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений. Лидер — это человек, имеющий своих последователей. Именно они выбирают себе лидера, призванного обеспечить удовлетворение интересов социальной группы.

Авторы ситуационной теории лидерства (В.Даль, В. Фидлер, Т.Хинтон) считали, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов — места, времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях в социальных группах есть отдельные индивиды, которые превосходят других хотя бы одним качеством. И поскольку именно это качество востребовано сложными условиями, постольку этот индивид становится лидером. Таким образом, лидерство выступает как функция социально-политической ситуации. Американский социолог Ю.Дженнис писал в связи с этим: «Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации…» Интегративная теория лидерства (М.Херманн) полагает, что «лидерство — многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание: 1. характер самого лидера; 2. свойства его конституентов; 3. взаимосвязь между лидером и его конституентами; 4. контекст, или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется».

Американский философ С.Хук в монографии «Герой в истории» писал, что история есть творение великих людей, и только лидеры могут влиять на развитие человечества. Он фетишизировал роль политического лидера, полагая, что культ героя вырабатывается с детства. Люди всегда должны, по мнению учёного, от кого-то зависеть: родителей, учителей и т. д. Поэтому толпа ищет вождя, играющего такую же роль, как и отец в семье.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой