Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эффективность государственной власти в России: теоретико-политологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После развала СССР и политического кризиса в России осенью 1993 г. проблема эффективности государственной власти вновь привлекла повышенное внимание исследователей. Создана обширная и серьезная по важности обсуждаемой проблемы литература. Здесь эволюция российской государственности и меры эффективного решения ее проблем, которые сходны с проблемами эпохи реформ второй половины XIX века и коренных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
    • 1. 1. Понятие «эффективность государственной власти»
    • 1. 2. Легитимность государственной власти
    • 1. 3. Особенности развития государственной власти в России
  • Глава II. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
    • 2. 1. Роль политической и правовой культуры в системе обеспечения эффективности государственной власти
    • 2. 2. Место формы государства в системе обеспечения эффективности государственной власти
    • 2. 3. Значение государственной кадровой политики в системе обеспечения эффективности государственной власти
    • 2. 4. Внешняя политика обеспечения эффективности государственной власти
  • Глава III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ XXI ВЕКА
    • 3. 1. Совершенствование механизма ответственности государственной власти
    • 3. 2. Юридическая политика обеспечения эффективности государственной власти
    • 3. 3. Этнополитические проблемы в контексте укрепления российской государственности
    • 3. 4. Гуманизация механизма государства
  • Глава IV. ГУМАННОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОПТИМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭФФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 4. 1. Становление и развитие учений о гуманном и правовом государстве
    • 4. 2. Международный опыт построения гуманных государств
    • 4. 3. Проблема построения гуманного государства в России

Эффективность государственной власти в России: теоретико-политологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Со второй половины 1980;х годов произошли радикальные изменения в экономической, политической, правовой и духовных системах нашей страны. Российская Федерация, оформившаяся как самостоятельное государство после распада Советского Союза, долгие годы находится в переходном периоде. Упал уровень и качество жизни большинства населения. Происходят катаклизмы, связанные с разрушением государственности, с кризисом верховной власти, деструкцией многих сторон общественной жизни, усилением национализма, религиозного экстремизма, сепаратизма. Построение правового государства в России оказалось сложным и противоречивым процессом. Достигнув неоспоримых успехов в установлении ряда политических и экономических прав и свобод личности, ликвидировав идеологический монополизм, свойственный политической системе СССР, в российском обществе и государстве возникло много новых проблем. В постсоветской России одной из тяжелейших проблем является крайне контрастное социальное расслоение, безденежье, снижение уровня жизни большинства россиян, недоедание и болезни малообеспеченных слоев населения, высокая смертность, террористические акты, которые унесли уже многие миллионы человеческих жизней.

Все эти трудности и трагедии можно интерпретировать и объяснить прежде всего через призму неэффективности государственной власти. В этих условиях необходим поиск оптимальной модели ее организации и функционирования, а концепции ее эффективности имеют большое познавательное и практическое значение. Вопрос о судьбах и роли России в условиях глобализации обсуждается повсеместно, а проблема установления оптимальной формы ее государственности, входит в число важнейших и неотложных. Выбор и обоснование сегодня наилучшей формы российского государства сегодня невозможен без анализа идей и концепций, которые уже оказывали и могут оказать существенное влияние на государственное строительство в нашей стране.

В ходе этой аналитической работы все способы усиления эффективности государственной власти должны быть подвергнуты пристальному исследованию и интерполированы на современные процессы в российском обществе. Дефицит идей в этой области приводит к поиску политико-правовых форм «на стороне» или заставляет обращаться к прошлому историческому опыту России. Разработка этой проблематики будет эффективна и даст положительные результаты лишь тогда, когда будет установлена генетическая связь с опытом предшествующего периода отечественной истории и итогами влияния политико-правовых идей на усиление эффективности государства.

Начиная со второй половины XIXсередине XX веков заметное место в исследованиях эффективности государственной власти стали занимать идеи российских мыслителей, многие из которых посвятили свои труды поиску наилучшей формы российского государства, однако многие из них до сих пор еще не введены в научный оборот.

После развала СССР и политического кризиса в России осенью 1993 г. проблема эффективности государственной власти вновь привлекла повышенное внимание исследователей. Создана обширная и серьезная по важности обсуждаемой проблемы литература. Здесь эволюция российской государственности и меры эффективного решения ее проблем, которые сходны с проблемами эпохи реформ второй половины XIX века и коренных преобразований 1917 — начала 1930;х годов. Как и тогда, в настоящее время одни исследователи осуществляют настойчивый поиск приемлемой для России формы организации государственной власти, а другие поддерживают идею реформы «сверху». Политико-правовые идеи Х1Х-ХХ веков и в наши дни представляются актуальными, так как обладают потенциальным зарядом для развития новых воззрений на современные политические институты российского общества и государства. Поэтому изучение планов организации и функционирования государственной власти России второй половины XIX — XX столетий, предложенные в 1990;е годы, и включение этой проблемы в предметное поле исследования политической науки обусловлено как логикой развития государственной власти в России, так и особенностями современного политического процесса в ней. Создать новую оптимальную государственно-правовую модель вне связи с прошлым невозможно.

В современной отечественной политической науке актуализация обозначенных вопросов видится и в связи с начавшейся административной реформой, структурными изменениями в правительстве Российской Федерации.

Следует отметить, что обращение к идеям российских мыслителей второй половины XIX — XX веков важно еще и потому, что именно в этот период интенсивность обсуждения путей развития государственной власти приобрела междисциплинарный уровень. В этот период предлагались новые оригинальные проекты реформ центрального и местного управления. Каждая концепция опиралась на определенный теоретический фундамент и фактический материал. Наибольший интерес представляют такие различные доктрины в русской политико-правовой мысли, как анархизм и большевизм, авторы которых предложили свои модели организации государственной власти в России. Эти теории предвосхитили развитие анархизма и социализма в XX веке в других странах мира, что актуализирует международные прогностические аспекты темы исследования. Значение анализируемых политико-правовых учений еще и в том, что идеи, выдвинутые в указанный хронологический период, находят свое проявление в современной общественно-политической практике. Поэтому в настоящее время, когда наблюдается процесс поиска новой формы государства и осуществляется правовая реформа, важность изучения научных и практических проектов различных политических течений вполне очевидна. Чтобы избежать новых общественных потрясений и ошибок, необходимо учесть предшествующий опыт государственного строительства на территории России. Это позволит избежать трагических обстоятельств, когда реализации новых концепций государственной власти, вместо планируемого улучшения приводит к дальнейшему обнищанию массы людей и разрушению государственности. В этой связи не потеряли своей значимости политические идеи большевизма, которые в течение десятилетий реализовывались в практике социалистического строительства в СССР. Исторические события той эпохи тесно связаны с современностью. Подписанное 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще Соглашение о Содружестве Независимых Государств положило начало ликвидации Союза ССР, основанного на договоре 1922 года. В годы перестройки и постперестроечный период в нашем отечестве произошла смена государственной идеологии, а согласно Конституции Российской Федерации 1993 года в России государственной идеологии не должно быть вовсе, а следовательно нет и цели, к которой должно стремиться общество.

Чтобы избежать новых трагедий, необходимо извлечь уроки из истории государственного строительства XX столетия. В связи с разрушением социалистического строя, ликвидацией СССР и мировой социалистической системы представляют интерес исследования кризиса государственной власти советского государства, коммунистической идеологии, крушения Советского Союза.

Актуальность темы

определяется также современным значением проблем территориального устройства, самоуправления, автономии, свободы личности, отчуждения от власти и собственности, конституционализма, парламентаризма, критики бюрократизма, прогнозирования перспектив будущего политического развития и т. д. Иными словами, сегодня речь о тех же проблемах, что обсуждались во второй половине XX века. В этой связи следует отметить, что большой научный интерес представляют взгляды современных отечественных исследователей, которые изучают негативные черты государственной власти, выходящей из правовых рамок ее осуществления.

Об актуальности исследования свидетельствует и современная идеологическая ситуация в России, для которой характерна борьба различных политических сил за историческое духовное наследие второй половины XIX — XX веков, за новую концепцию развития российского государства, соответствующую их видению будущего. Объективному научному анализу и всестороннему исследованию политического процесса в современной России, организации политической власти, по нашему убеждению, не соответствуют ни тенденциозная дискредитация монархического и советского строя, ни догматическая — открытая или завуалированная — апология этих форм власти, а также преклонение перед заказными моделями организации и функционирования государственной власти.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема эффективности государственной власти всегда была в центре внимания руководителей советского государства и ученых государствоведов в 1920.

1980 годы. Защите, развитию и популяризации марксистско-ленинского учения о власти в социалистическом государстве были посвящены работы В. Адоратского (О государстве. М., 1923), П. Стучки (Учения о Советском государстве и его Конституции. СССР и РСФСР.М.-JI., 1929; Ленинизм и государство. М., 1924), Е. Пашуканиса (Пролетарское государство и построение бесклассового общества. М., 1932) и другие. Особенную актуальность эта тема приобрела в 1960;1970 годы, когда был взят курс на трансформацию государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. Эта проблема была рассмотрена в работах А. Денисова (Сущность и формы государства. М., 1960), Д. И. Чеснокова (От государства диктатуры пролетариата к общенародному государству. М., 1962), B.C. Петрова (Сущность, содержание и форма государства. М., 1971), А. П. Косицина (Социалистическое государство. М., 1970) и других. Следует отметить фундаментальную монографию В. Е. Чиркина «Формы социалистического государства» (М., 1973). Исследуя вопрос о возникновении форм социалистического государства, автор проанализировал взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина на данную проблему.

В литературе 1980;х годов ряд важных аспектов государственной власти социалистического государства даже не затрагивался, да к тому же и сама проблема изучалась без критического подхода к учению классиков марксизма.

Однако в 1990;х — 2000;х гг. в исследовании этой проблематики наметились некоторые положительные изменения. В 1993 г. в Москве была опубликована монография Р. Ф. Матвеева «Теоретическая и практическая политология». Автор ввел в научный оборот большой массив литературы, предложил новую методологию исследования политических процессов и явлений. Не менее актуальным является его же исследование «Теория политики и политических решений». Интересная статья по теме исследования была написана О. В. Шабровым — «Государственное управление в России: проблемы эффективности» (Социально-гуманитарные исследования 2005. № 5). Проблема эффективности государственной власти нашла отражение в монографии В. П. Макаренко «Политическая концептология» (М.: «Праксис». 2005), в которой автор рассмотрел этот вопрос с позиций учения об эффективном государстве у Т. Гоббса, Р. Коуза, В. Парето и Д. Рол за.

В последнее время назрела необходимость в переосмыслении политико-правовых взглядов В. И. Ленина и И. В. Сталина, с именами которых связаны создание и деятельность первого в мире социалистического государства. В настоящее время становятся доступными для изучения новые исследования и архивные материалы по истории советского общества. Это дает возможность восполнить знания и объективно оценить историческую роль политической и правовой систем социализма. Разработка данной темы может дать ответы на некоторые вопросы о механизмах, закономерностях формирования и эволюции государственной власти в Советской России. Среди такого рода исследований особое место занимает монография М. С. Восленского «Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза» (М. 1991), которая впервые была издана в ФРГ в 1980 году. В работе М. С. Восленского характеризуется политическая система СССР, описывается процесс создания в рамках коммунистической партии привилегированного слоя советского общества. В монографии В. П. Макаренко «Бюрократия и государство» (Ростов-на-дону. 1987) была дана критика сталинизма. Автор попытался проанализировать составные части авторитарнобюрократических тенденций русских революций и влияние традиционализма и консерватизма на революционный процесс. Эти тенденции рассмотрены в аспекте господства государства над обществом, власти над гражданами. Заслуживает внимание монография М. И. Пискотина «Социализм и государственное управление (уроки истории и перестройка) (М.: «Наука» 1988;ЗЗбс.) в которой рассматривались общие вопросы развития и дальнейшего совершенствования государственного управления в условия социализма, методы государственного управления народным хозяйством. Автор обратился к опыту КНР и СФРЮ, в целом положительно оценивая на тот момент преобразования в экономике этих стран. Стоит в то же время отметить, что автором больше внимания уделено экономике, чем механизму государства и непосредственно государственному управлению. Изучению советского общественно-политического строя посвящены работы С. С. Алексеева, Г. В. Барабашева, В. В. Борисова, А. П. Бутенко,.

Д.А.Волкогонова, М. С. Восленского, А. И. Денисова, А. А. Зиновьева, В. Т. Кабышева, С. А. Кислицина, А. П. Косицина, В. М. Лесного, В. П. Макаренко, Р. Ф. Матвеева, Н. И. Матузова, B.C. Петрова, В. Н. Синюкова, Н. С. Столярова, С. Ф. Удардева, К. Ф. Шеремета и других.

В настоящее время эта тема приобретает новое содержание и должна стать предметом специального анализа. Определенное позитивное значение для ее разработки имеют исследования конца 1990;х — начала 2000;х годов, в которых анализировались политические, правовые, философские, эстетические, этические, религиозные и другие аспекты советского государства. В монографии В. П. Макаренко «Русская власть» Ростов-на-Дону: СКНЦВШ (1998г.) дан анализ поворотных пунктов политической истории России в период татаро-монгольского ига, собирания русских земель вокруг Москвы, опричнины, реформ Петра 1, политики Екатерины II, Александра II., Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Автор доказывает, что в России власть всегда была переплетена с собственностью, это обусловило главное цивилизационное отличие ее от стран Запада и основные социально — политические драмы и трагедии русского общества, включая основные направления его политической мысли консервативной, либеральной, социалистической. Вопросы предпосылок становления, особенностей и структуры государственной власти рассматривались в монографии И. Н. Гомерова «Государство и государственная власть» предпосылки, особенности структуры. (М. 2002.) Проблемы теории и истории государственной власти современной России нашли отражение в монографии Д. Ю. Шапсугова «Проблемы теории и истории власти, права и государства» (М. Юрист 2003) Автор не только рассмотрел вопросы понятия государственной власти, взаимодействия госвласти и госуправления, но и проблему легитимности государственной власти, роль народовластия в ее обеспечении. Вопросы практической политики нашли отражение в трудах американского исследователя З. Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. (МЛ999 г.) и «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство» (М.2005 г.) в которых даны оценки США и России в мировой политике, обусловленные эффективностью верховной государственной власти этих стран.

Однако, несмотря на многоплановые исследования многие вопросы российской государственной власти в значительной мере остаются неизученными. И самое главное, недостаточно изучена форма советского государства, ее эволюция.

В целом всю научную литературу, использованную автором, можно разделить на пять основных групп: 1) русскую эмигрантскую литературу 1920 — 1980 г. г.- 2) советскую периода сталинизма- 3) советскую послесталинского периода- 4) постсоветской России- 5) работы 2000 и последующих годов- 6) работы зарубежных исследователей.

При написании диссертации были также использованы работы отечественных юристов, историков и политологов: А. К. Агапонова, Д.Ф.

Волкова, A.M. Гонова, С. Н. Бабурина, В. Г. Игнатова, Н. В. Исакова, М. С. Восленского, В. Д. Зорькина, В. Т. Кабышева, Н. И. Матузова, А. В. Малько, Р. А. Медведева, В. Г. Ледяева, В. Н. Синюкова, A.M. Старостина, A.B. Понеделкова, А. Ф. Черданцева, В. Е. Чиркина, О. И. Чистякова, Ф. И. Шамхалова, Д. Ю. Шапсугова, и других, а также труды зарубежных авторов: З. Бжезинского, М. Вебера, Дж. Гетти, Д. Дана, Я. Грэя, и других. Много информации удалось почерпнуть из периодических изданий разных годов.

Объектом исследования является государственная власть Российской Федерации в ее структурном, функциональном проявлениях и ее влияние на практику государственного строительства.

Предметом исследования являются общие тенденции развития эффективности государственной власти в России и пути ее повышения.

Цели и задачи исследования. Главная научно-теоретическая цель диссертации заключается в исследовании основных критериев повышения эффективности государственной власти и факторов, влияющих на практику государственного строительства в истории России, выявление позитивных ее аспектов, которые могут быть рецептированы и трансформированы в современной политической практике.

Главной научно-практической целью исследования является изучение и выработка предложений по повышению эффективности государственной власти и современного российского конституционального законодательства, которое должно юридически оформить новую, более совершенную модель организации и функционирования государственной власти.

Научно-теоретическая и научно-практические цели достигаются путем решения ряда конкретных задач исследования:

1) определить понятие «государственная власть» ,.

2) определить понятие «эффективность государственной власти» ;

3) выявить основные критерии эффективности государственной власти;

4) на основании изучения политико-правовых идей и практики государственного строительства в России XX — начало XXI вв. сформировать предложения по совершенствованию формы современного российского государства;

5) раскрыть значение государственной кадровой политики в обеспечении эффективности государственной власти, прав и свобод человека;

6) показать роль правовой культуры государственных служащих в обеспечении эффективности государственной власти;

7) предложить пути совершенствования механизма ответственности государственной власти.

Методологическую основу исследования составили: принципы диалектического методаобщенаучные методы — восхождения от абстрактного к конкретному, сравнительный, принцип историзма и объективности, комплексный подход.

Сравнительный метод занимает центральное место, так как способствует решению большинства поставленных в исследовании задач, позволяет обнаружить повторяющиеся явления, что дает возможность учитывать взаимосвязь учений о форме государства с итогами предшествующего развития политико-правовой мысли, а также развитие политических культур и идеологий, модернизации и т. д.

В качестве методологического приема при анализе политико-правовых взглядов был использован и системный подход, преимущества которого заключаются в выявлении взаимодействий идей различных концепций, функционировании их в истории политической мысли как целого.

Методологическую базу исследования составили также концепции и теоретические положения, представленные в классической и современной отечественной и зарубежной литературе об организации и функционировании государственной власти, Конституция Российской Федерации и конституции ряда зарубежных государств.

В работе использованы также методы функционального анализа, бихевиористский, социологический и другие методы научного анализа современной политологии.

При решении задач, поставленных в диссертации, существенную помощь автору оказали методологические работы Г. В. Атаманчука, В. Г. Игнатова, В. Г. Ледяева, A.B. Понеделкова, A.M. Старостина, Ф. И. Шахмалова и других.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что цели и задачи, поставленные в нем, по своему содержанию, предмету исследования, методам не решались прежде в отечественной политологической науке.

Предлагаемая работа является первым исследованием, в котором проблема эффективности государственной власти рассмотрена в прямо пропорциональной зависимости от форм государства, профессионализма и уровня правовой культуры государственных служащих, международного положения страны, совершенствования механизма ответственности государственной власти. Впервые в научный оборот вводиться понятие «дискретная государственная власть» как выражение ее исторической прерывности под влиянием внешнеполитических, внутриполитических или внешних и внутреннеполитических факторов одновременно.

На основе опыта государственного строительства в России и его осмыслении политологами, показано, что достижение эффективности государственной власти в России зависит от оптимальной формы Российского государства, государственной идеологии, наличия в стране структур непосредственно занимающихся формированием государственного правосознания народа, от профессионализма государственных служащих и участия государственной власти в повышении уровня и качества жизни населения.

Научная новизна исследования конкретизируется в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:

1. Государственная власть в интегративном плане представляет общественное отношение, включающее институционализированные и неформальные политико-правовые практики, реализующие одну из основных форм руководства делами всего общества на определенной территории с помощью механизма государства и имеющая социальный эффект, соответствующий объективным потребностям развития общества.

2. Эффективность государственной власти — это характеристика ее качественного состояния, представляющая соотношение между фактическим полезным социальным результатом и целями властвования, отражающими объективные потребности развития общества, при минимальной затрате времени, средств, сил и минимальными негативными социальными последствиями. Критериями обеспечения эффективности являются оптимальная форма государства, гласная государственная кадровая политика, профессионализм и высокая правовая культура государственных служащих, сбалансированная внешняя политика.

3.Антиподом эффективной государственной власти является дискретная государственная власть, которая характеризуется прерывностью реализации исторически сложившейся государственной власти в результате политического кризиса, временной оккупации территории страны и других факторов.

4. Социально-исторический анализ показывает, что важнейшим условием эффективности государственной власти в России являлась оптимальная форма государства с сильной верховной государственной властью, унитарной формой государственного устройства, участием населения в формировании государственно-властных структур. Слабая власть вообще не способна навести правопорядок в стране и успешно вести войну с международным терроризмом, так как война требует от властвующего субъекта воли, решительных действий, требовательности. Россия, со своими природными богатствами, может существовать как суверенное государство лишь при сильной государственной власти. Обширная территория страны, наличие в стране множества этнических групп, религиозных конфессий требуют отлаженных. Скоординированных действий государственной власти на базе общегражданских ценностей и интересов, обусловливающих эффективность власти.

5. Важнейшей предпосылкой эффективности государственной власти является проведение гласной государственной кадровой политики в нашей стране на основе опыта западных социальных государств (Соединенного Королевства Великобритании, Швейцарии, Австрии, Швеции и других). Необходимо переосмыслить принципы подбора и расстановки кадров. Эффективно реализовывать свои полномочия может лишь сильная государственная власть. Сила государственной власти в ее авторитете, в доверии народа к ней. Для того чтобы быть такой, она не должна ставить недосягаемые цели, брать на себя невыполнимые обязательства, так как это снижает авторитет государственной власти.

6. Эффективность государственной власти находится в прямо пропорциональной зависимости от политической и правовой культуры общества, в первую очередь государственных служащих. В силу этого правовое и политическое воспитание должно стать составляющей частью идеологической функции государства, а образовательные учреждения должны постоянно заниматься вопросами повышения уровня правосознания и правовой культуры молодого поколения, формировать у этой категории позитивное отношение к праву, правосудию, законности при всемерной поддержке средств массовой информации. Особое внимание необходимо уделить правовому воспитанию будущих государственных служащих, которые, в первую очередь, должны демонстрировать образцы законопослушности, честности, компетентности и добросовестности.

7. Причиной длящейся уже многие годы нестабильности в России, особенно в Южном федеральном округе, является не религиозный, а политический экстремизм, приведший к обострению национального вопроса. Эффективности государственной власти будут способствовать оптимальное решение национального вопроса, возможно при сокращении числа искусственно созданных субъектов федерации, гласная кадровая политика, разработке, обсуждение и принятии новой Конституции России, усиливающей вертикаль исполнительной власти.

8.Важным аспектом в создании социальной базы эффективной государственной власти выступает ее ориентация на ценности гуманизма. Гуманное государство — это идеальная модель политической организации общества с тенденцией развития по пути совершенствования формы государства, заботе о благе людей. В этом государстве создается эффективная система управления и обеспечения безопасности всего общества и государства, ведется активная борьба с преступностью и сепаратизмом, улучшается качество и уровень жизни граждан. А государственная власть действует на принципах равенства, интернационализма и справедливости, идеологии и практики человечности, проникнута любовью к людям, уважении к человеческому достоинству, интересам общества.

10. В «гуманном государстве» создается механизм сверхсильной власти, который поддерживает жесткий правопорядок, внутреннее общественное спокойствие. В то же время в стране наблюдается паритет интересов государства и прав и свобод граждан, существует идеологический и политический плюрализм, судебная защита прав индивида от незаконных действий государства в лице его органов и должностных лиц, право на обращение в суд, в случае несоблюдения Конституции.

11. Россия начала XXI века претерпевала определенную эволюцию верховной государственной власти государственного устройства и государственного режима. Наибольшую реализацию в государственном строительстве России получили идеи европейских мыслителей о правовом государстве, толерантности, принципы республиканизма, политический плюрализма и федерализма.

12. В Конституции Российской Федерации 1993 г. не удалось адекватно учесть идейные искания российских политических мыслителей, практику государственного строительства в России. Она не отражает фактические общественные отношения, а законы о различных органах государственной власти — исполнительной, судебной, законодательной, не способствуют замещению в них должностей лицами с высокой политической и правовой культурой. Большинство людей не удовлетворены содержанием законов и не считают их справедливыми. Ответственность по справедливым законам для всех должна быть равная, по принципу «не взирая на лица», а само правосудие пониматься как деятельность специально уполномоченного лица или лиц по разрешению социальных конфликтов в соответствии с действующим справедливым законодательством, при условии состязательности сторон в тех случаях, когда право граждан или юридических лиц является нарушенным или оспариваемым.

13. Опыт государственного строительства в России и его анализ отечественными политическими мыслителями показывает, что достижение эффективности государственной^ власти невозможно без наличия гуманной государственной идеологии и политического воспитания народа, повышения профессионализма государственных служащих, без покровительства со стороны государственной власти лояльным к ней религиозным организациям и политическим партиям, использовать их институты в решении воспитательных и образовательных задач, а также при использовании собственных структур, непосредственно занимающиеся вопросами формирования государственного правосознания населения.

Научная значимость диссертации состоит в том, что данные положения могут быть использованы в дальнейшей разработке теории эффективности государственной власти в России. Предложения и рекомендации, выдвинутые в работе, способны внести определенный вклад в теорию политологии, развиваемой с учетом национальной (российской) политической практики.

Результаты выполненного исследования могут быть использованы в учебном процессе, в лекционно-пропагандистской работе.

В работе проанализированы проекты ученых и политиков, чьи идеи оказали большое влияние на последующее развитие политико-правовой и социально-экономической жизни России.

Содержащиеся в работе рекомендации могут найти практическое применение в реформировании механизма российского государства, законотворческой деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. Ряд предложение автора докладывались на заседаниях рабочих групп Представительства Президента России в ЮФО.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации автором опубликовано 4 монографии и 33 статьи в различных центральных и региональных журналах («Власть»," Правовая политика и правовая жизнь", «Государственное и муниципальное управление» ,.

Северо-Кавказский юридический вестник", «Юридический вестник» и др.), сборниках, учебных и методических пособиях. Основные теоретические выводы и положения диссертации докладывались автором на 22 научных конференциях, проходивших в Москве, Ростове-на-Дону, Саратове, Ставрополе и других городах России с 2000 по 2006 годы, в частности, на пяти конференциях «Государственность и право славянских народов» в 2002 — 2006 годах (г. Ростов-на-Дону), на международной конференции «Устойчивое развитие Юга России» (Ростов-на-Дону, май 2003 г.), на международной конференции «Теория и практика прав человека в Российской Федерации» (октябрь 2003 года), на научно-практической конференции «Правовая реформа в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе» (Нальчик, сентябрь 2003 года), на Всероссийских научно-практической конференции «Славяне на Северном Кавказе: проблемные вопросы» в 2003;2005 годах (Ростов — наДону), на российско-германской научно-практической конференции.

Административная реформа (региональный уровень): российский и европейский опыт" (Ростов-на-Дону, 30 сентября- 2 октября 2005 года), всероссийской научно-практической конференции «Правовой идеал в российском законодательстве» (Сочи, 10−11 октября 2005 года), всероссийской научно-практической конференции «Проблемы воспитания толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде» (Ростов-на-Дону, 16−17 ноября 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Национальная безопасность России: основные проблемы».

Ростов-на-Дону, 25−26 ноября 2005) и других. В соответствии с диссертационным материалом подготовлены и читаются на юридическом факультете Ростовского государственного университета и в Ростовском юридическом институте Северо-Кавказской академии государственной службы спецкурсы: «Эффективность государственной власти: проблемы теории и практики»," Русская политическая мысль о форме государства". Основные теоретические выводы и положения диссертации неоднократно докладывались на заседаниях кафедры политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы. Материалы и выводы диссертации используются автором также в преподавании курсов «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «Международное публичное право», «Политологии» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Построение «правового государства» в России и других странах бывшего социалистического лагеря оказалось сложным и противоречивым процессом. Достигнув неоспоримых успехов в установлении ряда политических и экономических прав и свобод личности, ликвидировав идеологический монизм, свойственный политической системе СССР, в российском обществе и государстве возник ряд новых проблем. В постсоветской России одной из тяжелейших проблем является терроризм, безденежье, недоедание и болезни малообеспеченных слоев населения, высокая смертность, террорестические акты, которые унесли уже многие миллионы человеческих жизней.

Все эти трудности и трагедии можно объяснить и через проблему неэффективности государственной власти. Попытки представить многие негативные явления в современной российской жизни (правовой нигилизм, коррупцию, произвол чиновников и т. д.) историческим населением авторитаризма являются неубедительными. Существовавшая в СССР централизованная экономическая, политическая и идеологическая системы были разрушены. Установившееся многообразия форм собственности, политический и идеологический плюрализм, запрет в п. 2 ст. 13 Конституции РФ 1993 г. государственной идеологии усложняли социально — экономическую жизнь общества, затруднили или свели к минимуму управление страной из единого центра. Следствием этого стал возросшийся сепаратизм, спад в экономике, религиозный и политический экстремизм. Анализируя эти процессы нетрудно убедиться, что они меньше всего связаны с далеким историческим прошлым России.

С приходом к власти В. В. Путина в России наступил очередной переходный период. На этот раз он связан с ломкой сложившихся в годы правления Ельцина общественных отношений. Из страны выехали многие «олигархи». Определились расхождения во взглядах на прошлое, настоящее и будущее России. Однако радоваться пока нечему. Историческая роль команды Путина состоит пока лишь в том, что они замедлили процесс развала части СССР — Российской Федерации.

Судьба России зависит от многих факторов, в том числе и от развития, ее политической системы. В печати, особенно патриотической, часто поднимается вопрос: почему в России с ее трудолюбивым русским народом, давшим миру множество ярких открытий, с огромными природными ресурсами, с высоким уровнем образования так бедно живут именно русские люди? Причин здесь много. Главная же причина в неэффективности деятельности государственной власти в области повышения уровня и качества жизни населения, ее негуманная сущность.

Во — вторых. Русские отстранены от крупной собственности, распоряжения ею от государственной власти.

В-третьих. Существует отставание России от многих развитых стран в области технологии производства и качества продукции, услуг. Отсутствуют надлежащие стимулы к труду, несправедливость в его оплате. Те, кто работает по найму в сельском хозяйстве, строительстве, реализации в торговле стали почти — что бесправными работниками, которые собственно только и нужны до тех пор, пока они приносят прибыль.

В — четвертых. Насущной задачей становится повышение уровня правовой и политической культуры граждан, непримиримая борьба с правонарушениями и в первую очередь в сфере политических отношений. Соблюдения законности в избирательных компаниях, деятельности политических партий, формирования государственноправовых институтов. Видимо давно назрел вопрос отмены досрочного голосования и вне помещений участковых избирательных комиссий за исключением экипажей судов уходящих в длительные рейсы и инвалидов первой группы, изменения порядка формирования избирательных комиссий из числа членов общественных организаций, работников правоохранительных органов.

Все крупные положительные и отрицательные события связаны с моралью религией, экономикой и правом, находят отражение в политико — правовых сомнениях философов, историков, юристов.

Интерес к практической политике и к политической науке всегда повышается в периоды выборов глав государств, реформирования властных структур, на переломных этапах развития общества и государства. Повышенное внимание в наши дни к проблеме эффективности государственной власти связано также с кризисом коммунистической идеологии и развалом СССР. Это требует особых усилий и открывает новые возможности для дальнейшего изучения истории государства и права, русской политико-правовой мысли, идей, которые значимы не только для минувшего, но и для грядущего. Многие из них пережили свое время и актуальны в наши дни. При этом политико-правовые идеи всегда несут на себе печать субъективизма их авторов и отражают уровень политического мышления общества в определенный исторический период. Изучение истории государственной власти в России имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, т.к. от знания опыта государственного строительства во многом зависит политическая судьба России.

Трагический опыт реформ в нашей стране во второй половине 1980;х — 1990;х годов показал необходимость отказа от попыток реализации различных моделей государства, созданных на основе одностороннего усиления, абсолютизации какой-либо одной или нескольких тенденций политического процесса, ибо любая идеология включает в себя элементы утопии, бездумного от заимствований политико-правовых моделей других стран без учета специфики России. Верховная государственная власть, осуществляющая реформы должна учитывать предшествующий опыт государственного строительства.

В наши дни, когда осуществляются затянувшиеся реформысудебно-правовая, самоуправления, административная и др., особую значимость приобретают проблемы эффективности государственной власти, совершенствования государственно-правовых институтов, гармоничного соотношения гражданского общества и государства, права и нравственности, законности и справедливости в деятельности государственных органов, значимости религии.

Процессы возникновения, развития и упадка Российской империи и СССР были связаны секуляризацией с соответствующим и как следующим изменением правосознания общества, с ослаблением верховной государственной власти. В конце 1980;х — начале 1990;х межрегиональная группа действовала как ОПГ в политике и добилась не только развала СССР, но и контроля над депутатами Верховного Совета. Они способствовали вводу карточной системы, компрометации лиц стоящих за укрепление Союза, (см.: Сазонов А. Развал. За кулисами событий, приведший к развалу СССР. «Гудок» за 19 августа 2004 г.) а также усилил дезынтеграцию в РСФСР путем предоставления республикам права иметь свои конституции и законодательство. Это был не распад в силу объективных причин, а преднамеренный развал. В настоящее время нет оснований прогнозировать будущего улучшения уровня и качества жизни большинства граждан современной России. В России большинство народа оказалось за чертой бедности, а олигархическое меньшинство за чертой богатства. Известно, что крупные состояния накапливаются веками и сберегаются многими поколениями. В России Березовские, Гусинские, Хадарковские и Абрамовичи разбогатели быстро. Верховная государственная власть не в состоянии обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан и сама себя защитить, тем более наказать по заслугам олигархов.

Право индивидов должно быть не только закреплено, в Конституции и других законах государства, но и защищено в случае его нарушения. Когда права нарушаются, личность требует от государства их защиты, восстановления. Слабое государство не может обеспечить защиту прав и свобод личности. Восстановить и защитить права личности может лишь сильное государство. Сила государства в справедливой политике, поддерживаемой подавляющим большинством населения страны. Это делает власть эффективной. Такая власть в состоянии защитить своих граждан, восстановить нарушенные права, но делать это она должна, опираясь на справедливые законы, она должна быть моральной, легитимной, гуманной.

На рубеже третьего тысячелетия нельзя допустить сталинских методов наведения порядка в стране. Чтобы избежать подобных явлений в будущем необходимо: во-первых, сделать государственную власть действительно гуманной, исключающий всякий произвол, заложить условие предотвращения произвола власти. Во-вторых, расширить возможности участия населения в управлении государством. Вполне оправдало бы себя расширение прав граждан на участие во всенародных обсуждениях и референдумах по швейцарскому варианту. Необходимо избрать по принципу «снизу вверх» путем многоступенчатых выборов новый парламент (Земской Собор) на срок не менее семи лет и главу верховной власти из числа лиц, предложенных Земским Собором. Только люди, которые пользуются авторитетом у себя на родине в состоянии вывести страну из кризиса и достойно представлять ее за рубежом. Все эти процедуры повысят роль народа в формировании государственно-правовых институтов, а также правовой статус человека и гражданина в России.

На протяжении всего периода развития России с 1991 г. по настоящее время государственная власть лишь создает иллюзию улучшения положения дел в экономике, политико-правовой жизни общества. Действительно с 2000 года власть Президента России усилилась. Путину В. В. во многом удалось то, что не мог сделать Ельцин Б. Н.: принять закон о купле-продаже земли, начать приватизацию в МПС и т. д. Отношение Запада к России на время стало формально более лояльным. Был ли это признак жалости к нашей стране после неудачных реформ и совершенных здесь многочисленных террористических актов или признак уважения? На этот вопрос нет однозначного мнения ни за рубежом, ни в России. Однако события 2005 года показали, что и в США, и в Европейском Союзе есть силы враждебные России, желающие отчуждения части ее территории в пользу соседних государств и последующего распада и раздела страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные источники, документы КПСС и международныхконференций:
  2. Конституция Российской Федерации, принятая всенароднымголосованием 12 декабря 1993 г.-М., 1996.
  3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской
  4. Федерации» // Парламентская газета. 31 июля 2004 г.
  5. Федеральный закон «О политических партиях"//СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
  6. Федеральный закон „О Федеральной службе безопасности“. М.,
  7. Издательство Элит», 2004. 24 с.
  8. Федеральный закон «О систем государственной службы Российской
  9. Федерации». // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
  10. Н. Н. Идея государства. Очерки по истории политической1. ЧУмысли. Нью-Йорк, 1955.
  11. Н. Н. Евразийство и марксизм. // Евразийский сборник. Книга1. VI-Прага, 1929.
  12. Н. Н. Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936.
  13. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. — 640 с.
  14. Н. Евразийцы и государство. // В кн.: Алексеев Н. Русский народ и государство. М., 1998.
  15. Н. На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности). Там же.
  16. Н. О гарантийном государстве. Там же.
  17. Н. Н. Основы философии права. -СпБ., 1999 -256с.
  18. М.А. Философия. Социология, Политика. М.: «Правда», — 1989.
  19. М.А. Государственность и анархия. // Там же.
  20. Н.И. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  21. С. Ю. Избранные воспоминания. М., -1991.
  22. М. Избранные произведения. М., 1990.
  23. Гегель. Философия права. М., 1990.
  24. Н.Я. Россия и Европа. М: «Книга», 1991, с. 574.
  25. А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Февраль-сентябрь 1917 г. М.: Наука, 1991
  26. Г. К. Воспоминания и размышления.- М., 1970.
  27. Г. К. Коротко о Сталине// «Правда», 1989 год, 20 января.
  28. Иван Грозный. Первое послание Курбскому //"О, Русская земля". -М., 1992.
  29. Иван Грозный. Послание английской королеве Елизавете I.// Там же.
  30. Иван Грозный. Послание польскому королю Стефану Баторию 1581 года.//
  31. Там же. Игнатов В. Г. Становление государственного управления и местного самоуправления: Росто-на-Дону: СКАГС. 2001−240 с.
  32. Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации. M.:Link. 1997.-368 с.
  33. И.А. О путях России.// Славянский вестник, 1990, октябрь № 2.
  34. И.А. Наши задачи.// Ильин И. А. Собрание сочинений. Том второй. Книга 1 и книга 2, М., 1993.34Ильин И.А. О сущности правосознания.// Соч., т.4.-М., 1994.
  35. И.А. О монархии и республике.// Там же.
  36. И.А. О грядущей России.// Избранные статьи. 1991.
  37. Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации. М.:Ыпк. 1997.368 с.
  38. И.А. Идея нации.// «Политический собеседник». -Минск, 1991Д>3.
  39. Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: «Наука», 1991
  40. В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех томах. Книга первая. М.:Мысль, 1993.
  41. В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1911−1919. -М., 1991
  42. А.А. Курс истории России XIX века. М., «Высшая школа», 1993 446 с.
  43. Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга 1.-М.:"Книга", 1990.
  44. Н.М. Русское государственное право, т. 1 -Спб., 1914.
  45. Н.М. Лекции по общей теории права. Спб., 1914.
  46. П. А. Безначальный коммунизм и эксплуатация. М., 1906
  47. П. А. Анархия, ее философия, ее идеал. // Там же.
  48. П. А. Коммунизм и анархизм. // Там же.
  49. В.И. Три конституции или три порядка государственного устройства. ПСС., изд.5,т.Ю.
  50. В.И. Отдаление либерализма от демократии. ПСС, Изд. 5-е, т.23
  51. В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы. ПСС, изд.5., т.26.
  52. В. И. Речь об отношении к Временному правительству 4 (17) июня 1917 г.//ПСС т.32
  53. В.И. Государство и революция. ПСС, Изд.5-е, т.ЗЗ.
  54. В.И., Удержат ли большевики государственную власть? // ПСС., т. 34
  55. В. И. Тезисы об Учредительном собрании (1917). // ПСС., т. 35
  56. В.И. О задачах пролетариата в данной революции. ПСС., т.31.
  57. В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. там же.
  58. В.И. Рабочим, солдатам и крестьянам. ПСС., т.35.
  59. В. И. Доклад о пересмотре программы и изменении названия партии 8 марта (1918). //П.С.С. т. 36
  60. В. И. Черновой набросок проекта программы П.С.С., т.36.
  61. В. И. О демократизации и социалистическом характере Советской власти. // П.С.С., т. 36а. Ленин В. И. Речь о международном положении 8 ноября (1918год) ПСС, т.37.
  62. В.И. Предисловие к речи «Об обмане народа лозунгами». -ПСС, т.38.
  63. В.И. Наброски и план брошюры о диктатуре пролетариата. ПСС., т.39
  64. В.И. Великий почин. ПСС., т.39.
  65. В.И. Проект постановления политбюро ЦК РКП (б) по вопросу о задачах РКП (б) в местностях, населенных восточными народами. -ПСС., т.31.
  66. Ленин В.И. III Конгресс Коммунистического Интернационала 22 июня -12 июля 1921 г.- ПСС., т.44.
  67. В.И. Об образовании СССР. ПСС, т.45. Письмо Л. Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП (б).- ПСС., т.45
  68. В. И. Записка Л.Б. Каменеву о борьбе с великодержавным шовинизмом. ПСС, т.45
  69. В.И. О национальной гордости великоруссов . ПСС., Т. 2671,7275
Заполнить форму текущей работой