Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы политической социализации молодежи: на материалах Исламской Республики Иран

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в работе наряду с теоретико-методологическим анализом проблемы политической социализации рассматриваются различные аспекты ее формирования в институтах семьи, просвещения, в социальных группах, которые выполняют определенную роль в процессе политической социализации индивида и становления его политического самосознания. Очень важным является политическое воспитание в семейной среде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие проблемы политической социализации
    • 1. 1. Содержание понятия политической социализации и ее особенности
    • 1. 2. Теоретико-методологические аспекты проблемы политической социализации
    • 1. 3. Политическая ориентация и политическое поведение иранской молодежи
  • Глава 2. Основные факторы политической социализации молодежи ИРИ
    • 2. 1. Семья и политическая социализация молодежи
    • 2. 2. Школа и политическая социализация молодежи
    • 2. 3. Средства массовых коммуникаций и политическая социализация молодежи

Проблемы политической социализации молодежи: на материалах Исламской Республики Иран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Общественная жизнь Исламской Республики Иран на современном этапе своего развития характеризуется возрастанием интереса индивидов, социальных групп, осйбенно молодежи, к участию в воспроизводстве политической жизни общества. Это во многом объясняется тем, что они теперь, в отличие от ранее отчужденного отношения к политике, желают видеть в политике инструмент содействия реализации целей и удовлетворения своих потребностей. Общество тоже в свою очередь в лице государства для достижения созидательного и масштабного участия молодежи в воспроизводстве политической жизни страны стремится приобщить ее к накопленному политическому опыту, усвоению ее ценностей, норм и правил жизнедеятельности. Поэтому политическая социализация выступает одной из главных проблем на пути движения современного иранского общества к достижению стабильности и устойчивого развития. Исходя из этого, ориентиры политической социализации в современном иранском обществе напрямую затрагивают как личностный, так и социальный аспект жизни его членов. Ибо они наряду с поиском ориентиров своей адаптации и идентификации в изменившейся политической системе вынуждены также постоянно учитывать санкционируемые обществом правила поведения. Если первый аспект опирается больше всего на социально-психологические качества индивида, то второй чаще для своего осуществления требует взаимодействия различных формальных и неформальных институтов. В социальных науках Исламской Республики Иран (ИРИ) обычно анализ первого аспекта, акцентирование внимания на проблемах самосознания человека, занимает преимущественное место по сравнению со вторым. Поэтому в данной работе, говоря о взаимодействии социума и политической системы, политическом действии элит, аппарата и народа, причинах и факторах этих действий, мы старались обратить внимание на осмысление того, каким образом политическая социализация индивида достигается через сложную сеть различных формальных и неформальных институтов в обществе.

С этой точки зрения в центре внимания оказываются способы ориентации поведения людей в политической жизни согласно принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также способы усвоения индивидом этих правил. Следует отметить, что хотя эти проблемы широко обсуждаются па г общетеоретическом уровне достаточно давно, однако работ, посвященных конкретным трансформирующимся обществам, в том числе и современному иранскому обществу, отсутствуют. В то время как необходимость поиска, выработки и закрепления через политическую социализацию в ориентирах поведения членов общества ценностей, скрепляющих их в единство, ощущается постоянно. Это особенно относится к молодому поколению, являющемуся одной из главных движущих сил современного иранского общества.

Другой аспект актуальности исследования темы обусловлен тем, что в условиях многообразия интересов, плюрализма политических ориентаций современной иранской молодежи вопросы о согласовании их ценностей, позиций и установок через поиск эффективных форм политической социализации приобретают первостепенное значение. Достижение этой цели создает основы для своевременного прогнозирования политического поведения молодежи ИРИ, в котором государство нуждается для профилактики нежелательных форм ее проявления.

Наряду с вышеуказанным праксиологическим значением исследование проблемы политической социализации имеет большую теоретическую значимость. Часто в теоретических конструкциях, посвященных проблеме политической социализации, она рассматривается как самостоятельное образование, а иногда как составной элемент политической культуры общества. Предпринятый нами здесь анализ политической социализации как самостоятельного составного элемента общей культуры социума позволяет увидеть в ней тот механизм, посредством которого социум воспроизводит и передает другим поколениям свою политическую культуру.

Степень изученности темы. Политическая социализация является одной из новых и довольно разветвленных проблем политологии, появление которой можно отнести к годам Второй мировой войны. Конечно, и тысячелетия назад такие мыслители как Платон, Аристотель, Фараби, Абу Али Мискавепх, Иби Сина, Насириддин Туси и др. со своей стороны обращали внимание на проблему политического воспитания детей, отстаивание роли гражданина, однако это в основном носило абстрактный и общий характер и, следовательно, не могло выступать как самостоятельное направление человеческого познания и часто представало в форме разрозненных высказываний и размышлений.' С появлением самостоятельной теории политической социализации возрос интерес к разработке междисциплинарных теорий в социальных науках. В наиболее отчетливой форме это в последующем предстало в виде системно-структурной теории. Следует отметить, что в средрше 50-х годов Т. Парсонс, выдвинув структурно-функциональную теорию, оказал.

1 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.З. М., 1994; Аристотель. Политика. — М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. огромное влияние также на политические партии того времени. Парсонс предполагал, что каждое общество для поддержания и продолжения своего существования должно учитывать четыре условия, являющихся главными условиями существования и поддержания системы.1 Предполагаемые Парсонсом четыре условия были следующими: «защита и экзистенция», «целедостижение», «реализация» и «интеграция». В этой теоретической конструкции первое условие, ввиду своей объемистой интерпретации, включает в себя также многое из содержания теорий политической социализации. Главное состоит в том, что всякое общество стремится через политическую социализацию транслировать другим поколениям свои установки, веру, ценности, социальные заказы и культуру в целом — для защиты и сохранения социальной системы.

Анализ существующих взглядов на проблему показывает, что в них в основном социализация рассматривается как усвоение индивидом общих политических норм и ценностей, принятых в обществе. В этом аспекте многие исследователи основное место в социализации отводят самосознанию2, а другие — социальным институтам". В последние годы интерес к исследованию проблем политической социализации возрос среди современных российских ученых.4.

1 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Социология. Хрестоматия. — М.: Гардарики. 2003. — С.92−123.

2 Батамор Т. Политическая социология, (на фарси). — Тегеран. 1366: Вебер М. Экономика и общество, (на фарси). — Тегеран: «Мавло», 1374- Буева П. Социальная среда и сознание личности.— М.: «Наука». 1968.

3 Махмадов А. Политическое поведение: социальные факторы и формы проявления. -Душанбе, 2000; Головин Л. Теоретико-методологические основы политической социализации. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, 2004. Гудков Л. Д. Проблема «элиты» в сегодняшней России. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007; Левада Ю. От мнений к пониманию. — М.: Московская школа политических исследований, 2000; Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. — М.: Аспект-Пресс, 2003; Тощенко Ж. Т. Социология: общий.

Однако в изучаемом нами иранском обществе по данной проблеме пока сколько-нибудь глубокого и всестороннего исследования, если не считать двух опубликованных книг, не существует. Первая из них принадлежит доктору X. Мехрдоду1. Несмотря на разнообразие представленных в ней материалов, данная работа в то же время не свободна от отдельных погрешностей. Они сводятся к двум видам: 1) она не следует определенной научной логике, и цитаты преобладают над мыслями автора- 2) рассмотрение (анализ) проблемы политической социализации в ней носит отрывочный и обзорный характер- 3) автор не рассматривает все институты и каналы политической социализации, а ограничивается анализом роли школы в политической социализации.

Вторая книга «Введение в политическую социологию» принадлежит А. Камоли", и она тоже содержит ряд упущений: 1) прежде всего автор, рассматривая роль семьи в политической социализации, упускает из виду значение других факторов- 2) по причине отсутствия достаточной базы источников на фарси и неиспользования автором западных источников книга не имеет большой ценности. Кроме этих авторов, к сожалению, в ИРИ больше никто не посвящал этой теме монографические исследования. Отдельные же статьи не проливают должного света на исследуемую проблему.

Автором диссертационной работы выпущены две книги, одна из которых называется «Политическая социализация», где анализируются основные факторы социализации иранской молодежи после Исламской революцрш в Иране. Вторая работа курс. — Юрайт-Издаг, 2003; Щегорцев В. А. Политическая культура: модели и реальность. -М., 1990.

1 Мехрдад X. Основы политической социализации. — Тегеран, 1365.

2 Камоли А.

Введение

в политическую социологию. — Тегеран. 1369. называется «Влияние телевидения на политическую социализацию», она посвящена анализу роли одной из ветвей СМИ в политической социализации современной иранской молодежи.

Таким образом, выясняется, что проблема политической социализации молодежи в ИРИ не нашла достаточного исследования и в ней есть много пробелов. Поэтому автор диссертационного исследования стремился восполнить пробелы, существующие в изучении данной проблемы.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является восполнение указанных пробелов, выявление особенностей политической социализации молодежи в современном иранском обществе. Эта цель достигается посредством решения следующих задач:

— обобщить теоретико-методологические подходы к изучению политической социализации, особенностей ее осуществления в контексте общественно-политической жизни современных обществ, особенно ИРИ;

— охарактеризовать роль политической социализации в определении ориентиров политического поведения современной иранской молодежи;

— определить место и влияние ценностей, культивируемых в процессе социализации, на ориентиры и направленности политического поведения современной иранской молодежи;

— выяснить структурные уровни и факторы становления политической социализации современной иранской молодежи;

— установить факторы, влияющие на формирование политической социализации общенационального характера;

— определить роль средств массовых информации в процессе политической социализации современной иранской молодежи.

Научная новизна работы. Настоящая диссертационная работа в иранском научном сообществе представляет собою первое цельное научное исследование по проблеме политической социализации молодежи. Ее новизна состоит в следующем:

— проведен целостный анализ сущности и содержания теорий социализации и выявлена специфика понимания социализации в политическом смысле;

— выявлено, что политическая социализация не ограничивается только сферой сознания, но и определяет ориентиры политического поведения членов общества вообще, молодежи в особенности;

— установлены факторы, влияющие на политическую социализацию современной иранской молодежи. К первичным факторам относятся семья, группа сверстников, школа, к вторичным — различные организации, в частности спортивные, военные, партийные, а также средства массовой информации;

— доказано, что в семье политическая социализация детей и подростков осуществляется в русле подражания политическим предпочтениям родителей и взрослых членов семьи. Возможно, что родители и взрослые члены семьи могут иметь различные политические ориентиры, в этом случае семья не способствует формированию политической социализации общенационального характера;

— проанализирована роль системы обучения и воспитания в формировании общенациональной политической социализации общенационального характера, в значительной мере служащей фактором устойчивого, стабильного и мирного развития общества;

— установлено, что в современных условиях важнейшим средством политической социализации являются средства массовой информации и связи, среди которых на первое место выдвигается телевидение.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Политическая социализация являет собой постоянно становящийся и изменяющийся процесс и, следовательно, для достижения активного участия индивидов в воспроизводстве политической жизни каждому обществу предстоит постоянно создавать условия, позволяющие индивидам усвоить определенные нормы, ценности и правила поведения, отвечающие их потребностям в развитии.

2. В процессе политической социализации достигаются основы для постоянного динамичного изменения формы адаптации молодежи к изменившимся политическим условиям жизни, чтобы обеспечить ее активное участие в воспроизводстве политической жизни общества. Поэтому политическая социализация накладывает особый отпечаток на определение норм и правил политического поведения индивидов, в том числе молодежи, на политическое мировоззрение и сознание социума.

3. Политическая социализация молодежи достигается через взаимодействие сложной сети различных формальных и неформальных институтов общества, среди которых наиболее актуальными выступают семья, группа ровесников — как первичные факторы, и в качестве вторичных факторов — школа и СМИ, обеспечивающие поле коллективного взаимодействия индивида с другими. В то же время следует отметить, что действенность данных факторов в достижении оптимальной политической социализации членов общества проявляется в их тесном взаимодействии.

4. Несмотря на то, что политическое влияние семьи на молодежь не исчезает никогда, однако по мере взросления индивида это влияние ослабевает и в среде институтов образования, группы ровесников начинает расширяться его представление о мире политики и повышается уровень знаний индивида о политической жизни общества. После прохождения этих стадий политической социализации индивид переключается в среду таких агентов, социализирующих институтов как политические партии, общественные объединения, движения, личный политический опыт, конституирующих в дальнейшем его политические взгляды и поведение.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретико-методологической основой диссертационной работы служат принципы диалектики, а также системный подход к анализу политической социализации. Вместе с тем автор обращается к методологическим принципам структурно-функционального подхода, компаративного анализа и т. д. Применялись также отдельные методы прикладной политологии, контент-анализ литературы и документов.

Объектом исследования является анализ особенностей формирования политической социализации в общественной жизни современных развивающихся обществ, особенно Исламской Республики Иран.

Предметом исследования является процесс политической социализации иранской молодежи и факторы, влияющие на ее формирование.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в ней разрабатываются и уточняются категории политической социализации, определяются и анализируются факторы политической социализации.

Положения данной работы могут широко использоваться в процессе политического воспитания молодежи, на спецкурсах по политологии, философии политики, политической социологии, при написании учебников и учебных пособий по политологическим дисциплинам.

Апробация работы. Работа была обсуждена в отделе философии политики Института философии Академии наук РТ и рекомендована к защите. Результаты исследования были предметом спецкурса в Мешхедском университете им. Фирдоуси, доложены на научных конференциях и коллоквиумах. Основные положения диссертационного исследования изложены в монографиях автора «Введение в политическую социализацию», «Глобализация и локальные СМИ» и в ряде научных статей в рецензируемых ВАКом РФ журналах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Политическая жизнь современных обществ зиждется не только на попытках нахождения путей установления санкционируемых ею норм и правил поведения в ткань повседневной жизни индивида, но также и на поиске форм активного вовлечения социума в ее конструирование. Поэтому политическая социализация позволяет конкретному индивиду, усвоив определенные нормы, ценности и стандарты, активно участвовать в политической жизни страны. Для этого не только политическая система, но и каждая конкретная личность, группа, объединение вынуждены постоянно менять и создавать новые формы адаптации к изменяющимся условиям жизни, чтобы лучше ориентироваться в принятии общественно значимых политических решений, что отчетливо проявляется в характере их политической социализации. Это относится и к современному иранскому обществу, которое переживает особый этап своего развития на пути укрепления демократических институтов управления общественно-политическими процессами. Следует отметить, что современный контекст политической жизни Исламской Республики Иран заметно отличается от политической жизни периода до победы Исламской революции не только своей стабильностью, но и предоставляемой возможностью свободного существования различных взглядов и видений будущего развития страны. Обмен этими взглядами происходит в цивилизованном порядке, и каждый по мере своих возможностей старается выражать, отстаивать интересы определенных слоев общества, что дает возможность существующей власти их учитывать. Каждая из этих сил, ставя своей целью достижение политической власти, тем не менее соблюдает правило, чтобы она переходила от одних к другим в цивилизованном порядке, то есть в результате честных свободных многопартийных выборов. Хотя технологии проведения этих мероприятий пока не достаточно совершенны, однако главная их идея — обеспечение участия народа в формировании политической власти — реализуется достаточно убедительно. Здесь формирующаяся новая политическая культура, особенно такой важный ее компонент как политическая социализация, оказывается функциональной, что постоянно дает возможность иранскому обществу успешно усваивать ценности демократии и прилагать усилия для их реализации. Политические силы стараются в этом процессе опираться на законы, источником которых считается народ, а не воля правящего класса. Несмотря на это, пока преждевременно утверждать об активном включении социума в происходящие в стране политические процессы, а это тоже связано с уровнем и характером современного состояния политической социализации молодежи в иранском обществе. г.

Как правило, в решении этой проблемы сегодня должны быть задействованы различные институты общества, такие как семья, школа, социально-политические группы, СМИ и т. д. Политическое обучение в раннем возрасте в семье в этом отношении является наиболее важным. На этом этапе закладываются основы того, что начинают проявляться признаки эмоциональной привязанности детей к отдельным личностям и политическим институтам. Эти моменты в дальнейшем служат основой формирования личностных качеств и политической ориентации ребенка. Хотя влияние семьи на человека продолжается и в дальнейшем, однако постепенно оно теряет монопольное положение, заменяясь влиянием других институтов, таких как школа, группа ровесников, циркулирующие в обществе информации, политические партии, набирающиеся политического опыта индивиды и т. д.

Формирующаяся политическая социализация индивида под влиянием каждого из этих институтов в отдельности имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Поэтому только во взаимодействии друг с другом они могут повышать степень положительной ценности своего влияния на становление политической социализации индивида. Это в свою очередь зависит от характера политической культуры конкретного общества и формы реализации политической власти в обществе. Если политическая культура носит авторитарный, апологический характер, а властные отношения в обществе следуют принципу «управление — подчинение», то, соответственно, это не может не влиять на ориентиры политической социализации человека.

В современном иранском обществе власть стремится скоординировать по мере возможности деятельность социальных институтов, призванных вносить свой вклад в процесс формирования политической социализации молодежи. Ибо только таким способом можно снять конфликтный потенциал между политической культурой общества и политической системой. Если с этой точки зрения анализировать роль социальных институтов, берущих на себя функцию политической социализации молодежи, то трансформирующееся их положение накладывает отпечаток на данный процесс. Такое положение обычно служит причиной преобладания аффективного, нерационального выбора политического поведения со стороны членов общества вообще, молодежи в особенности. Сегодня в иранском обществе эти проблемы активно обсуждаются, и политическая власть тоже заинтересована в том, чтобы прививать б сознании членов общества ценности, служащие укреплению устоев стабильности и развитию.

Следует отметить, что исследование проблемы политической социализации в развивающихся обществах имеет некоторые свои особенности. Поэтому здесь основное внимание нами уделяется не только раскрытию природы самого процесса, но и его результатам. В этом аспекте она рассматривается в тесной связи с особенностями политического поведения и условиями функционирования политической системы.

Политическую социализацию поэтому автор рассматривает как постоянно становящийся и изменяющийся процесс, а не как нечто заданное однажды и остающееся неизменным. Это. отчасти снимает ту категоричность утверждения, что усвоенные в детстве ценности, правила поведения навсегда остаются определяющими в поведении человека, и, наоборот, утверждает способ ноет ь человека к постоянному обучению новым правилам. Политическая социализация в результате представляется как способ формирования обществом ценностей, норм своей политической культуры и поведенческой ориентации своего социума соответствующими методами и механизмами.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что каждое общество рассматривает проблемы, касающиеся политической социализации своих граждан, исходя из целей своего развития. В этом отношение мыслители прошлого политическую социализацию рассматривали в качестве проблемы, позволяющей раскрыть содержание более универсальных тем. То, что и сегодня исследование данной проблемы заслуживает внимания теоретиков, свидетельствует о том, что социализация и поныне оказывает огромное влияние на ориентиры политического поведения индивида в обществе.

В общем, в пользу обоснования дальнейшего самостоятельного становления теории политической социализации можно привести ряд доводов. Первый довод исходит из того, что в каждом отдельном государстве граждане проявляют своеобразное отношение к своим политическим руководителям и в его выражении идут различными путями. Второй довод состоит в том, что наличие или отсутствие расположенности граждан каждого государства к участию в политической жизни своей страны накладывает свой отпечаток на деятельность их политических систем. Третий довод основывается на наличии тесной связи между деятельностью политических систем и ориентирами поведения и ценностями населения каждой страны. Другими словами, политическая жизнь каждой страны формируется и разворачивается во многом исходя из веры и готовности их граждан выступить и действовать под ее знаменем.

Таким образом, в работе наряду с теоретико-методологическим анализом проблемы политической социализации рассматриваются различные аспекты ее формирования в институтах семьи, просвещения, в социальных группах, которые выполняют определенную роль в процессе политической социализации индивида и становления его политического самосознания. Очень важным является политическое воспитание в семейной среде и в первые годы жизни индивида. Именно на этой стадии укрепляются чувственные связи индивида с некоторыми национальными политическими личностями и институтами. В дальнейшем эти связи и чувств закладывают основу формирования политической ориентации молодого поколения. Политическая социализация в семье проходит в соответствии с семейными традициями, что отличает ее от темпов и постоянно претерпеваемых изменений политической социализации в системе образования. Исходя из того, думается, что тесное взаимодействие семьи и школы в этом процессе служит укреплению устоев политической системы и ее функциональной способности в обществе. Чем более тесным и согласованным становится взаимодействие этих институтов в деле достижения политической социализации членов общества, тем больше политическая культура общества приобретает интегрированный характер, и в результате сводятся к минимуму противоречия между целями политической системы и ориентирами, ценностями политической культуры социума и индивида. В противном случае не исключено обратное.

Анализ процессов политической социализации молодежи в Иране показывает, что на специфику разворачивания данного процесса заметное влияние оказала Исламская революция. С победой революции и построением теократической власти влияние религии на ход становления и функционирования политической социализации резко возросло. Несмотря на это анализ функциональности политической социализации в иранском обществе представляет интерес со следующих точек зрения:

1. Претерпеваемые современной иранской семьей преобразования представляют из себя очень заметное и существенное явление с точки зрения перспективы конструирования политической социализации молодого поколения. Особенно значительны изменения в структуре и функциях семьи городского типа. Поэтому предложить какую-нибудь приемлемую общую модель политической социализации в среде иранской семьи пока трудно.

2. Группа ровесников играет существенную роль в процессе политической социализации индивида в Иране. Это объясняется также довольно молодым возрастом нового постреволюционного иранского социума. Спортивные, культурные, военно-патриотические группы являются важными среди групп сверстников. Однако координация их содействия данному процессу требует создания эффективно действующей организации.

3. Мечети и другие религиозные институты гоже можно причислить к средствам, содействующим политической социализации в иранском обществе, ибо пропагандируемые ими исламские ценности непосредственно и опосредованно постоянно влияют на характер политической социализации социума.

4. Исходя из вышесказанного, цель исламской системы образования в Иране заключалась в способствовании господству ценностей ислама, которые предстают в двух аспектах: 1) изменение содержания учебников- 2) исламизация среды в медресе и институтах образования.

После революции в Иране стали широко распространяться средства массовой коммуникации. Эти средства, как и в других обществах, в Иране также выполняют информационную, образовательную, рекреационную функции. В то же самое время конечная цель этих средств заключается в содействии распространению и укреплению исламских политических норм и правил поведения в иранском обществе.

Таким образом, политическая социализация молодежи ИРИ является многофакторным процессом, где особое место отводится таким институтам как семья, группа ровесников — как первичные факторы, и в качестве вторичного фактора — школа, обеспечивающая поле коллективного взаимодействия индивида с другими. И телевидение тоже с точки зрения рассматриваемой нами проблемы представляет собой политическое пространство, где действует множество сил и субъектов, активно влияющих па направленность политической социализации молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Основы политической пауки. — Тегеран: «Туе», 1368.
  2. М. Размышления о перспективах эволюции образования и воспитания. Тегеран: «Туе», 1368.
  3. X. Основы человековедения. — Тегеран: «Туе», 1368.
  4. С. Социально-прикладная психология. — Машхад: «Кудси Разави», 1369.
  5. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып.4. М.: ИНИОН, 1991. — 127с.
  6. Американская социология. Тексты. М.: Изд. Межд. унив. Бизнеса и управления, 1996.
  7. Ф. Социология семьи. Тегеран: Изд-во Института социальных наук, 1353.
  8. Телевидение и его аудитория. Тегеран, Центр исследования, изучения и анализа программ радио и телевидения. 13 78.
  9. А. Пресса и расширение культуры // Расопаю. 1370, № 5.
  10. X. Психология развития. Тегеран: «Бунёд», 1366.
  11. Н. Ребенок и телевидение. Тегеран: «Туе», 1368.
  12. Т. Политическая социология. Тегеран: «Кайхон», 1366.
  13. Т.Б. Элита и общества. Тегеран, Тегеранский университет, 1369.
  14. X. Чомеашиносии сиёси. — Тегеран: «Май», 13 74.
  15. X. Социология роли социальных движений в политической жизни. Тегеран: «Пай», 1374.
  16. Г. Ребенок и телевидение. Тегеран: «Суруш», 13 80.
  17. Ч. Взгляд на положение семьи в Иране // Журнал социальных наук. 1374, № 1.
  18. X. Образование и воспитание с точки зрения постмодернизма //Психология и воспитательные науки. -Тегеранский университет, № 1−4, 1375.
  19. П.П. Социальная среда и сознание личности. М.: «Наука», 1968.
  20. М. Экономика и общество. Тегеран: «Мавло», 1374.
  21. С. Теории коммуникации. Тегеран. Тегеранский университет, 1371.
  22. К. Вильям. История воспитательной науки на Западе. Тегеран: Изд-во Тегеранского университета, 1353.
  23. X. Психологическое оздоровление. Тегеран: «Арабон», 1376.
  24. Э. Социология. Тегеран: «Най», 1373.
  25. П. Политическая коммуникация в действии. -Тегеран: «Суруш», 1380.
  26. С. Теория массовой культуры. Тегеран: «Гоми нав», 1380.
  27. М. Философия религии. Тегеран. Институт культуры и исламской мысли, 1378.
  28. С. Основы коллективных коммуникаций. -Тегеран: «Фируза», 1374.
  29. Ф. Новая стратегия для университетского образования. Тегеран: Изд-во Института гуманитарных наук, 1355.
  30. А. Молодежная девиация социальное явление в политико-экономической структуре мира //Политико-экономический информационный журнал. — 1371, № 57−58.
  31. М. Методы политических наук. Тегеран: «Китоб», 1357.
  32. С. Теории массовой культуры. Тегеран: «Гоми нав», 1380.
  33. Э. Воспитание и социология. Тегеран: Изд-во Тегеранского университета, 1376.
  34. П. Социальная психология. Машхад: «Остони кудси разави», 1378.
  35. М. Телевидение в семье и новом обществе. Тегеран: «Суруш», 1374.
  36. Ш. Социология семьи. Тегеран: «Рушангарон», 1376.
  37. А. Введение в политическую социализацию //Известия социальных наук. Тегеранский университет. № 1,1369.
  38. . Сила телевидения. Тегеран, 1364.
  39. А. Осмысление категории политической социализации. Тегеран: «Суруш», 1374.
  40. Ю. Социальная психология. Тегеран: «Китоб», 1372.
  41. С. Пресса и пути расширения участия. Кум: «Бустони китоб», 1382.
  42. А. Дети и насилие в массовой прессе. Тегеран: Изд-во Института гуманитарных наук, 1365.
  43. М. Образование и воспитание на службе культурного империализма. Тегеран: «Равиши нав», 1365.
  44. С. Социология. — Тегеран: «Амири кабир», 1349.
  45. Р. Знакомство с политикой. Тегеран: «Малакути», 1348.
  46. Л. Фундаментальные социологические теории. -Тегеран: «Най», 1378.
  47. . Основы социологии. Тегеран: «Самт», 1372.
  48. А. Семья и воспитание детей. Тегеран: «Амири», 1364.
  49. А. Усилие на пути развития детей и молодежи // Пайванд. 1366, № 3,.
  50. А. Многодетность и трудности воспитания //Пайванд.- 1366, № 91.
  51. К. Дискурсивная коммуникация народа. Тегеран: «Амири кабир», 1369.
  52. Р. Голос народа. — Тегеран: «Китобсаро». 1365.
  53. Т. Укрыться от телевидения // Известия социальных наук. Тегеранский университет. 1369, № 1.
  54. Г. Современное образование и воспитание. -Тегеран: «Китобсаро», 1366.
  55. М. Анализ взглядов и социальных поведений. — Тегеран: Изд-во Института гуманитарных наук, 1379.
  56. Р. Введение в коммуникацию. — Тегеран: «Суруш», 1378.
  57. Ш. Опыт изучения трудностей поведения иранской молодежи //Воспитательные науки. 1364, № 3−4.
  58. А. Неприкрытое лицо западной женщины. Тегеран: «Андешаи Навин», 1359.
  59. М. Взгляд на философию образования. Тегеран: «Зух>ри», 1375.
  60. С. Три статьи о насилии в телевизионных программах.- Тегеран, Центр исследования, изучения и анализа программ радио и телевидения, 1377.
  61. Т. Теории социализации. Тегеран: «Суруш», 1376.
  62. М. Социология семьи и брака. — Тегеран: Изд-во Института гуманитарных наук, 1354.
  63. А. Составление анкеты и анализ мнений. -Машхад: «Остони кудси разави», 13 69.
  64. Ф. Равуоншиносии сиёси. Тегеран: «Басъат», 1377.
  65. Т. Социальная структура семьи в контексте развития социологии. — Тегеран: «Чоппахш», 1363.
  66. Н. Жизнь в наслаждении, смерть в пустоте. -Тегеран: «Суруш», 1373.
  67. А. Обучение ради жизни. Тегеран: Юн ее ко, «Амири кабир», 1356.
  68. . История политической философии. Т.1. Тегеран: «Заввар», 1359.
  69. М. Облик национальной культуры в телевидении //Театр и кино. 1376, № 28.
  70. Ф. СМИ и трансформация социальных ценное! ей. -Тегеран: «Китоби Афро», 1378.
  71. Раш М. Общество и политика, введение в политическую социологию. Тегеран: «Самт», 1378.
  72. Дж. Социологические теории современности. -Тегеран: «Илм», 1374.
  73. Я. Вхождение в общество. Машхад: «Остони кудси разави», 1372. с
  74. И. Введение в социологию. Тегеран: «Китобхопа», 1374.
  75. Г. Социальное взаимодействие. Машхад: и О сто ни кудси разави", 1367.
  76. Г. Социология Толлкота Парсонса. Тегеран: «Гибиён», 1376.
  77. С. Эволюция уровня образованности в Иране. //Образование и воспитание. 1368, № 4.7 В. Сиявушиян Р. Роль и влияние СМИ па современное общество. Тегеран, Центр исследования, изучения и анализа программ радио и телевидения, 1375.
  78. . Социология коммуникации. Тегеран: «Иттилоот», 1372.
  79. Л. Семь теорий о природе человека. Тегеран: «Рушд», 1368.
  80. С. Восход спутника и закат культуры. Тегеран: «Иттилоот», 1378.
  81. Н. Социология семьи. Тегеран: «Паёми пур», 1377.
  82. Дж. Понятия, используемые социологией. — Кум, Центр изучения и исследования Имома Хумайни, 1378.,
  83. А. Самостоятельность студентов в>зов и ее связь со структурой семьи // Воспитание и образование. — 1368, № 3.
  84. М. Пресса и политическая стабильность. Тегеран, Центр исследования, изучения и анализа программ радио и телевидения, 1380.
  85. А. Телевидение и политическая социализация. -Машхад, Институт Фирдоуси, 1379.
  86. А. Основы социологии. Тебриз: «Чехр», 1357.
  87. М. Психология и социология преступности в Иране.л- 1371.
  88. М. Введение в социологию. Тегеран: «Орои», 1368.
  89. Ферера Г1. Изучение угнетенных. Тегеран: «Хоразми», 1358.
  90. М. Женщина в традиционной культуре Ирана. -Тегеран. Тегеранский университет, 1354.
  91. Ч. Массовая культура и новая пресса. Тегеран: «Суруш», 1374.
  92. М. Проблема молодежи и детей. Тегеран: «Анчуман», 1371.
  93. Э. Роль СМИ США в контроле над общественным мнением. Тегеран: «Расона», 1369.
  94. Т. Дети и насилие в прессе. Тегеран, Центр исследования, изучения и анализа программ радио и телевидения, 1379.
  95. Э. Социальная психология. Машхад: «Осгони кудси разави», 1378.
  96. А. Психология воспитания. — Тегеран: «Амири кабир», 1367.
  97. М. Введение в социологию образования и воспитания. Тегеран: «Накши чахон», 13 79.
  98. В. Телевидение в жизни наших детей. — Центр исследования, изучения и анализа программ радио и телевидения, 1377.
  99. А. Словарь поведенческих наук. Тегеран: «Амири кабир», 1364.
  100. Alexander Jeffry (1987). «The micro-macrolik» Berkely. University of California press.
  101. Allporl. Gordon. W. (1973) Berkley. University of California press «Attitudes in the history of socialpsy cholgy».
  102. Almond and Powell. (1966) comparative politics: a developmental analysis little. Brown and company.
  103. Antony Morum. (1978) introduction to political sociology the social and tomy of body politics. Prenice. Hall. inc. New Jersey.
  104. M. (1975). The hidden curricum and the nature of conflict. Curriculum the orizing. Willam piner (ed). Mecutchan publishing C.U.S.A.P.
  105. Apple Michael (1995). Education and power. Second edition. Rout ledge, New York and London.
  106. M. (1966) Incomplete socialization. Sociology and social research. No 64.
  107. Bealey, Frank (1990) the Blackwell Dictionary of political science.
  108. Bibby, John. (1995): Governing by consent, Congressional. Auareriy inc.
  109. Clifford Geertz. (1963) old societies and New York. The free press.
  110. D. (1989). Elections and voting Behavior in Britain. Little Brown.
  111. Dewey, John (1960). Democracy and education. MACMiLAN company. U.S.A. 101.
  112. J. (1974) Woerterbuehzur psychologic. Muenchen: d//tv.
  113. Gabriel Almond and Sidney Verba. (1963). The cive culture Princeton university press.
  114. Dim. Dong won (1999) What political socialization. American Government.
  115. . L. (1954) Hand book of social psychology Addison. W esley.
  116. A. (1974). Comparative politics today: A worldview. Boston: little brown and company.
  117. . H.A. (1980). Critical theory and rationally in citizenship education curriculum Inquiry, No. 10 (4).
  118. , H.A. (1920). The emancipation of teaching. John rn. (ed). Innovations and education. Allyn and bacon, Boston.
  119. Gronff, Ruth (1994). Reason reconsidered: political education, critical theory and the concept of rational critique. MA
  120. Dissertation research project, university of Toronto, CANADA An Abstract.
  121. R. (1990). Comparative politics. Surjeet publication Delhi.
  122. K. (1995). Education for ship citizen. In critical conversation in philosophy of Education, by wendykonii (ed). Rutledge, New York and London, pp. zl9 -zzz.
  123. Heath A. F., Curtice J. K., Jowell R. M. Evans, Gfield J. and withers, poon. (1991). Understanding political change: the hritisg voter 1964 1986 pergamon.
  124. . D. (1984) power and legitimacy in contemporary Britain in McLennan polity press.
  125. Hondon P. Almon Do. G (1963) The Civic Culture Princeton university press.
  126. Horkheimer, Max (1978). Autoritat und familiein der Gegenwart in D. Claessens and. P.
  127. Kluckhohn. (1951) The study of culture in. D. Lerner and H. D. Lasswell. The policy science: Stanford university press.
  128. Konig, Rene. (1978) Disintegration und Disorganization der family. Infranz fisner. Cinfuhruny indie familien sozidogie Zurich. U.T.B.S.
  129. Lazarsfeld. p. f. Berelson B. and Gaudit H. (1944, rev end 1948.) The peoples choice: how the voter makes, up his mind in a presidential election campaign. Columbia university press.
  130. Lynch, lames (1992). Education for citizen ship in multicultural society, Cass well, P.13 1. Margaret J. Lundberg. (1975) the in complete adult Greenwood press USA.
  131. Me. Quail. D. (1987). Communication models for the study of mass communication. Longman.
  132. . G. (1934). Mind and self society Chicago: university of Chicago press.
  133. Michael G. Roskin. (1988) Political science, introduction prentice. Hall international inc. New Jersey.
  134. L. W. (1965). Political participation: How and why do people get in volved in politics? University press of America.
  135. Milhoffer. Familien Soziologie. Frankfurt: Fischer Athenaum.
  136. Miller and Dollard (1941) social learning and imitation. New Haven: Yale University press.
  137. J. (1983). The educational spectrum: orientation to curriculum. Longman, New York and London.
  138. Murdock J. p (1965) social structure. New York. Free pregs.
  139. Palto. (1956) The republic New York. Oxford university press.
  140. J. J. (1997). Global tend in civic education, http. Civnet. Org / Journal / lissue / cmjmans. Html.
  141. Paul. B. Horton. (1984) Sociology. Mc. Graw Hill. Inc. Lincoln.
  142. . J. (1948). The moral judgment of the child. Glencoe. fl: tree press.
  143. Pinar W. F. et al. (1996). Understanding curriculum. Peter Lang publishing, Inc. New York.
  144. Pye. K. (1965) Political culture and political development Princeton. Printer on university press.
  145. Riedel, Eric & Smith, Elizabeth (2001). Persistence of political attitudes: American political classical. Association. San Francisco.
  146. Robert. E. Dowse and John A. (1972). Political sociology. John Wieley and sons ltd. London.
  147. Robert Hess etal (1967) the development of political attitudes in children Chicago: Aldine. P.U.B.
  148. Jersey, Ablen publishing corporation.
  149. Rogers Cruton. (1986). A dictionary of political thought. London, the Macmillan press LTD. '
  150. Russell. Middleton. (1983) political expression of adolescent rebellion American journal of sociology.
  151. Scuratic. (1988). Education to social. Vivic and political values in the Italian pedagogical thought. Paper presented at the international conferential on the development of civic responsibility among young. Urbion, Italy, October, 8−15.
  152. Shafriz Jaj M. (1988). The Dorsey Dictionary of American Government and politics.
  153. , A. (1997). Con democracy be taught? Yes, argues Albert Shanker and it better be. http: civner org / journal / issuel / shanker. Htmat.
  154. Shelsky, Helmut. (1978) Die familie ein stabilizalions reste in unserer Gesellschaft. In Franz Fischer einleitung in die familien soziologie Zurich. U. T. B. S.
  155. Silberman, Charles. (1971). Crisis in the classroom: the remaking of American education. Random House, INC. USA.
  156. Slattery, p (1995). Curriculum development in the postmodern era. Garland publishing, INC. New York and London.
  157. Parsons T. and Smelser N. (1956). Economy and society New York. Free Press.
Заполнить форму текущей работой